Проблемно-игровые ситуации с математическим содержанием в средней группе 2016-17
методическая разработка по математике (средняя группа)
Развитие математических способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-igrovye_situatsii_po_matematike_v_sredney_gruppe.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-игровые ситуации с математическим содержанием
в средней группе.
Ситуация №1. «Как Белоснежка гномов считала».
Цель: повторить количественный счет, закрепить знания детей о том, что количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо.
Оборудование: Белоснежка, 7 гномов, 9 предметов, карточка с шариками или квадратиками, расположенными по вертикали и по горизонтали;
Сюжет: За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка.
Вопрос: Почему у Белоснежки получилось одно и то же число?
Решение проблемы: Вспомнив сказку, дети высказывают первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки. Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число.
Вывод: количество предметов не зависит от направления счета.
Задания на закрепление материала. 1) Дети применяют различные способы счета. Предметы могут быть расположены в ряды, по кругу или беспорядочно. Каждый раз ребята убеждаются в том, что количество предметов не зависит от их расположения, качественных признаков (формы, цвета) и направления счета.
1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 3 | 9 | 4 | |
4 | 5 | 6 | 6 | 5 | 4 | 7 | 2 | 5 | ||
7 | 8 | 9 | 7 | 8 | 9 | 8 | 6 | 1 |
2) Детям нравится игра «Где десятый пальчик?» педагог задает вопросы, предлагая решить игровую ситуацию: Сколько пальцев на одной руке? На двух? «Покажите. Я считаю пальцы на одной руке, начиная с большого пальца: 1, 2, 3, 4, 5 и обратно: 6, 7, 8, 9. Где десятый пальчик?»
3) «Сколько прямоугольников по вертикали? Сколько прямоугольников по горизонтали? Сколько всего прямоугольников?»
| |||||
4) Обычно детям интересно выполнять задание «Придумай вопросы со словом «Сколько», они любят соревноваться – кто придумает больше вопросов.
Ситуация №2. «Который гномик будет вратарем?»
Цель: закрепление порядкового счета, формирование представления о том, что порядковый номер предмета зависит от того, с какой стороны начинается счет.
Оборудование: Белоснежка, 7 гномиков, красный колпачок; картинка с изображением жука и его домиков, и щенка и его домиков;
Сюжет: После угощения Белоснежки гномики захотели участвовать в футбольном матче. Чтобы выбрать вратаря, они встали в ряд. Все решили, что вратарем будет гномик в красном колпачке. Белоснежка сказала, что вратарем будет гномик, который стоит на шестом месте. Но гном ответил, что он стоит на втором месте.
Вопросы: Кто прав? На каком по порядку месте стоит гномик в красном колпачке?
Решение проблемы: Большинство детей утверждает, что гномик в красном колпачке стоит на шестом месте. Они пересчитывают гномиков слева направо и убеждаются в том, что их ответ правильный. Кто-то из детей считает, что гномик в красном колпачке стоит на втором месте. Многие говорят, что это не так. Дети с помощью педагога находят место гномика, считая слева направо и справа налево. Оказывается, гномик стоит и на шестом, и на втором месте одновременно. Так дети начинают понимать, что порядковый номер предмета зависит от направления счета.
Вывод: Когда предметы расположены в ряд (линейно упорядочены), номер предмета зависит от направления счета.
Задания на закрепление материала: Играя с множеством предметов, дети учатся различать вопросы: Сколько? Который?
Для этого предлагаются следующие вопросы:
Где живет жук?
Который дом сторожит щенок?
Ситуация №3. «Как лягушонок научился считать».
Цель: закрепление порядкового счета, закрепление представления детей о том, порядковый номер предмета зависит от того, как считать – слева направо или справа налево.
Оборудование: лягушонок, цапля, 6 домиков; карточки с кочками;
Сюжет: На озере жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка – домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.
Вопросы: Где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?
Решение проблемы: Сначала все дети сразу находят домик лягушонка, считая слева направо. Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что лягушонок и цапля не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка. Ведь она живет на пятой кочке (между четвертой и шестой). Дети находят пятую кочку, считая справа налево, - там домик лягушонка. Они убеждаются в том, что при определении места предмета нужно всегда указывать, с какой стороны считать.
Вывод: Место предмета зависит от порядка и направления счета.
Задания на закрепление материала: Дети продолжают играть с лягушонком и учат его считать. Педагог раздает карточки, на которых нарисованы кочки. Стрелками указывается порядок и направление перемещения лягушонка с кочки на кочку. Если направление счета не указывается, то считать следует слева направо.
Ситуация №4. «Кого больше?»
Цель: Закрепление практических способов сравнения множеств с помощью счета и построения парами.
Оборудование: Картинка с мальчиками и девочками;
Раздаточный материал: картинки с изображением мальчиков и мячиков, девочек и конфет, машин и гаражей и др.
Сюжет: На музыкальном занятии дети разучивают танец к празднику. Прежде чем дети встанут парами, музыкальный руководитель предлагает им сравнить количество мальчиков и девочек на рисунке.
Вопрос: Как можно узнать, кого больше (меньше) – мальчиков или девочек?
Решение проблемы: Одни дети пересчитывают мальчиков и девочек, чтобы узнать, сколько их, а затем сравнивают полученные числа (4 и 5). Они замечают, что мальчиков меньше, потому что число 4 меньше числа 5.
Другие дети «открывают» новый способ – графический, и выясняют, что одной девочке не хватает пары, значит, девочек больше, чем мальчиков. Оба способа верны.
Вывод: Множество предметов можно сравнить и с помощью счета, и построением парами.
Задание на закрепление материала: Играя с рисунками, дети устанавливают равенство и неравенство множества предметов при помощи уже известных и вновь открытых способов: счет, фишки, линии, стрелки. При этом на картинках могут быть изображены различные пары предметов: например, мальчики и мячи, девочки и конфеты, машины и гаражи и др.
Ситуация №5. «Сколько детей в группе?»
Цель: закрепление счета предметов по парам.
Оборудование: картинка с варежками;
Сюжет: На батарее лежали варежки.
Вопросы: Можно ли узнать, сколько детей было на прогулке? Как это сделать?
Решение проблемы: Кто-то из детей пересчитывает варежки. Варежек 10, значит и детей 10. Тогда у каждого ребенка получается по одной варежке. Другие замечают ошибку, ведь у каждого ребенка должно быть по две варежки. Дети выбирают другой способ, они складывают варежки парами. Для этого можно использовать графические линии. Получилось 5 пар, значит на прогулке было 5 детей.
Вывод: количество детей равно количеству пар варежек.
Задание на закрепление материала: Дети с помощью этого способа решают разнообразные практические задачи:
- Определяют количество детей в группе, если известно количество шапок (чашек, ложек, расчесок, полотенец и др);
- Определяют количество детей в группе, если известно количество пар обуви (носков, варежек и тд);
- Узнают, сколько нужно купить билетов, чтобы сходить в театр всей семьей.
Ситуация №6. «Как кошка с мышкой играли в числа».
Цель: формировать у детей умение образовывать числа из рядом стоящих (смежных) путем прибавления или вычитания 1 (правило +-1).
Оборудование: Числовая лесенка, кошка, мышка;
Сюжет: Кошка и мышка играли с числовой лесенкой. Они учились получать разные числа, прыгая через ступеньку. Встала на ступеньку с числом 5, а мышка – с числом 3. «А как можно получить число 4?» - спросила кошка у мышки.
Вопрос: Как получить число 4 из чисел 3 и 5?
Решение проблемы: Детям понятно, что число 4 можно получить, увеличив число 3 на единицу. Но, чтобы открыть второй способ получения числа 4, можно поиграть с числовой лесенкой. Оказывается, число 4 можно получить путем добавления и убавления единицы от рядом стоящих чисел (смежных).
Вывод: Любое натуральное число можно получить двумя способами: прибавить к предшествующему числу единицу или вычесть единицу из последующего числа .
Задание на закрепление материала: Дети играют с моделью числового ряда – числовой лесенкой из палочек Кюизенера и упражняются в образовании разных чисел, используя правило (1)». Играя с числами, дети убеждаются в том, что любое число при сравнении с другими оказывается то большим, то меньшим.
Ситуация №7. «Как растут дома из чисел?»
Цель: сформировать у детей представление о составе числа из единиц.
Оборудование: Город чисел (наподобие числовой лесенки);
Сюжет: В городе чисел заселяли дома под номерами №1, 2, 3, 4, 5. Жильцами были единицы. В каждой квартире - по единичке.
5 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
2 | ||||||||
1 | ||||||||
Вопрос: Сколько единиц в каждом доме?
Решение проблемы: Дети расселяют единицы в домики и выстраивают улицу из чисел. Они рассуждают: какое число написано на доме, столько в доме этажей, сколько этажей – столько жильцов – единиц. Значит, число единиц соответствует номеру дома. Количество единиц в каждом доме различно: какое число, столько и единиц. Обсудив высказанные предположения, дети убеждаются в их правильности.
5 | ||||||||
4 | 1 | |||||||
3 | 1 | 1 | ||||||
2 | 1 | 1 | 1 | |||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Вывод: Число n состоит из n единиц.
Задание на закрепление материала: Продолжая играть в дома с числами, дети устанавливают связь между количеством единиц и числом – номером дома: чем больше число, тем больше единиц, тем выше дом из чисел. Количество этажей равно указанному числу – номеру дома, а количество единиц – количеству жильцов. Располагая числовые домики в возрастающем порядке (2, 3, 4, 5 и тд), ребята делают новое открытие: домики – числа вырастают каждый раз на один этаж (единичку).
Литература
Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методические пособие – СПб.: «Детство-Пресс». -112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-игровая образовательная ситуация («Познание», «Математика») «Зоопарк для животных». Средний возраст
Задачи:Образовательные: дать представление о животных теплых стран и Крайнего Севера; упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические формы...
Сюжетно-ролевая игра с математическим содержанием в средней группе
Приоритетным направлением в моей работе является формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру. Математика дае...
Сценарий проблемной игровой образовательной ситуации для инженерно-математического развития детей старшего дошкольного возраста
Сценарий проблемной игровой ситуации для инженерно-математического развития детей с использованием элементов модульного оригами....
Презентация "Проблемно -игровые технологии как средство математического развития дошкольников"
Математическое развитие дошкольников – это изменения в познавательной сфере ребёнка, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций....
Проблемно-игровые технологии Логические и математические игры
laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное с...
проблемно-игровая образовательная ситуация «Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»
проблемно-игровая образовательная ситуацияЦель: актуализировать знания детей за учебный год по образовательной области «Познание» формирование элементарных математических представлени...