«Развитие элементарных математических представлений дошкольников с использованием сюжета и героев русских народных сказок для создания проблемно-игровых ситуаций»
статья по математике (старшая группа)

Какойло Светлана Федоровна

Одним из важнейших компонетов эффективной организации образовательной деятельности в дошкольном возрасте является наличие мотивации у ребенка к занятию той или иной деятельностью. Использование сюжетов сказок, персонажей из сказок дает возможность педагогу повысить интерес ребенка к предлагаемой деятельности.В своей статье я рассказывают о способах использования проблемно-игровых ситуаций на основе сказок в работе по развитию математических представлений детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx119.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

воспитателя ГБДОУ детского сада № 17

Московского района Санкт-Петербурга
Какойло Светланы Федоровны

по теме:

«Развитие элементарных математических представлений дошкольников с использованием сюжета и героев русских народных сказок для создания проблемно-игровых ситуаций»

«Только тот образ преподавания
верен, которым довольны ученики»

Л.Н. Толстой

- Что такое сказка?

- Кто ж не знает? Сказка - это «Репка», «Колобок», «Курочка ряба» и т.д.

- Кто пишет сказки?

- Сказочник!

Все мы знаем авторские сказки: волшебные творения Шарля Перро; Ганса Христиана Андерсона; Братьев Гримм; и, конечно Александра Сергеевича Пушкина. Однако скажите, кто сочинял «Курочка ряба», «Два барана», «Заюшкина избушка», - никто не знает. Вот поэтому и называют такие сказки народными. Никто не засвидетельствует, с каких пор стали сказки сказывать. В нашу эпоху они переходят к нам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из колоды, не скуешь меча. Ведь сказки свободны в художественной выдумке, но очень тесно связаны реальной жизнью - воссоздают мир забот и интересов народа, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам.

Сильные впечатления уже в детские годы производят в ребенке внутренние перемены. И когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по-своему отзывается в его поступках.

Именно поэтому, работая по своей теме, я стараюсь уделять внимание и на развитие эмоционально-волевой сферы. Ведь эффективность обучения зависит и от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

На занятиях «Путешествия по сказкам» я учу детей свободно мыслить, фантазировать, развивать логическое мышление, творчество, выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора, формировать оценочно контрольные навыки деятельности. Например: «Ребята, в сказку мы поедем на машине, которую надо выложить - собрать из геометрических фигур - квадратов, кругов. Будьте внимательны! Каждый из вас поедет на своей машине, а отправимся мы в лес, он находится с левой стороны и т.д. И если кто - либо из ребят ошибся, собрал неправильно, мы все вместе помогаем ему советом, куда правильно приставить квадрат. Когда все готово мы отправляемся в путешествие». (Приложение 1)

Налево Направо

Пользуясь только геометрическими фигурами, можно придумать массу новых сюжетов, эпизодов, в которых дети в игровой форме знакомятся с понятиями выше, ниже, самая высокая, самая низкая. Например: «спрячем Колобка от лисы за елочками», «елки» выкладываются из нескольких треугольников.

Именно в этих случаях, ребенок чувствует свою значимость, ответственность, когда «спасает» героев сказок и справляется с поставленной целью. Все это способствует эмоциональному сближению детей, снижению агрессивности, воспитанию умения чувствовать состояние других, сопереживать.

Работая по своей теме, я стараюсь использовать что-то новое, интересное, что могло бы заинтересовать детей, например: «шкатулка со сказками». На этих занятиях я учу детей пользоваться предметами-заместителями, геометрически фигурами (квадраты, круги, треугольники) разного цвета и величины.

Ребенок достает круг желтого цвета и говорит это «колобок», затем следующий ребенок достает коричневый круг и говорит это «медведь» и т.д. После того как собраны все «персонажи» мы складываем из кругов сказку. К каждому занятию я подбираю практический материал, с учетом поставленных задач, возрастом и особенностями детей. (Приложение 2)

На занятиях я стремлюсь создавать только хорошее настроение, ведь благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события, а соответственно и тот материал, те знания, которые должны были усвоить дети, а что может быть лучше и привлекательней, чем сказка?

Волшебство сказок способствует гармонизации взаимоотношений ребенка и взрослого.

И, когда мои ребята подходят ко мне и спрашивают: «Когда же у нас опять будет занятие по математике?»- для меня это огромное счастье. Это значит, что я смогла добиться поставленной цели. Это значит, что я на правильном пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития элементарных математических представлений дошкольников».

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.Задачи: ·...

КОНСПЕКТ мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития элементарных математических представлений дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1муниципального образования Щербиновский районстаница Старощербиновская...

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста на основе русских народных сказок

Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста на основе русских народных сказок...