Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе.ТЕМА: Число 0. Цифра 0
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Основная образовательная цель | Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов. |
Новое знание (детское «открытие») | Умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, цифра 0 обозначает «нисколько», «ни одного». |
Какие понятия, способы действия актуализировались | Актуализировать счет до 9, умение узнавать и называть геометрические тела; |
Причина затруднения | «Не знаем, каким значком обозначают отсутствие предметов, не знаем, как записать число 0» |
Цель деятельности детей по преодолению затруднения | Узнать, как записать число 0, которое обозначает «ни одного» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_femp_v_starshey_gruppe_.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для старшей группы по теме «Число 0. Цифра 0.»
или «Поможем Дружку»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Ребята, вы любите мультфильмы?
Смотрели хоть раз мультфильм «Барбоскины»?
—Знаете, какая любимая спортивная игра у Дружка Барбоскина? (футбол)
- Где проходят футбольные матчи?
Воспитатель говорит детям, что Дружок хочет посмотреть футбольный матч на стади-оне и написать статью о матче в газету.
— Хотите отправиться вместе с Дружком на стадион?
— Сможете помочь ему со статьей?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Билеты».
Дидактические задачи:
1) актуализировать счет до 9, умение узнавать и называть геометрические тела;
2) тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, абстрагирование, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.
— Что нужно сделать, прежде чем попасть на стадион? (Надо купить билет.)
«Билеты» лежат на отдельном столе. В трибуну пустят только в том случае, если на купленном билете будет 9 одинаковых геометрических тел. Нужных билетов — по количеству детей. На карточках нарисовано 9 одинаковых по размеру кубов, 9 одинаковых по размеру шаров, 9 треугольных призм (пирамид) одинаковой высоты, 9 четырехугольных призм (пирамид) одинаковой высоты, 9 одинаковых по диаметру и высоте цилиндров, 9 одинаковых по диаметру и высоте конусов. Если детей в группе больше, то карточек может быть по две. Кроме этого, на столе находятся карточки с 9 разными фигурами, — например, 1 куб и 8 пирамид. Также имеются карточки с другим количеством одинаковых геометрических тел, — например, 8 шаров, 10 кубов и т. п.
Трибуна стадиона построена из стульев.
Дети покупают «билеты» — карточки с нарисованными на них 9 одинаковыми геометрическими телами. Воспитатель —проверяет билеты при входе на трибуну. При проверке болельщик должен сказать, сколько и каких геометрических тел нарисовано на его билете, согласовывая при этом числительное с существительным в роде. Например: у меня на билете 9 призм (9 кубов, пирамид и т. д.). Если ребенок неправильно сосчитал фигуры на своем билете, то проводник просит рассказать о правилах счета, после чего ребенок исправляет ошибку. Если ребенок сосчитал правильно, но выбрал карточку, на которой не одинаковые геометрические тела, проводник просит назвать каждую фигуру, после чего ребенок исправляет ошибку.
Дети садятся на трибуну по желанию.
2.2. Игра «Футболисты»
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение соотносить число с количеством, сравнивать группы по количеству с помощью пересчета;
2) тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать воображение, внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети по 4 человека садятся за столы. Перед каждым ребенком находятся 9 квадратов, лежащих вперемешку: 4 красных с 1,3,5,7 точками и 4 синих с 2,4,6,8 точками, и 1 белый с черными полосками без точек.
Воспитатель говорит детям, что пора командам построится на поле перед началом матча.
- Первым выбежал игрок под этим номером (2) и встал на краю поля. За ним выбежал игрок (7) и встал на другом краю поля.
Если дети затрудняются в выборе квадрата, воспитатель задает вопрос:
— Сколько точек должно быть на майке игрока под номером 7? (Семь.)
Дети выбирают нужный квадрат и кладут перед собой.
- Потом выбежал игрок под этим номером (5) и встал в свою команду.
Если дети затрудняются в выборе команды для квадрата, воспитатель задает вопрос:
— Чем похожи игроки одной команды? Какого цвета форма должна быть у всех игроков? (одинаковая).
— Дальше выбежал игрок под этим номером (8) и встал в свою команду.
Так все футболисты по очереди появляются на поле и строятся в команды.
Последним на поле появляется судья, у него нет номера, но его форма имеет черно-белый цвет.
— Что можно сказать о количестве игроков в командах? (Их поровну, по 4.)
Итак! Матч начинается!
2.3 Игра на внимание с мячом «Болельщики»
— Как вы будете болеть за свою команду?(Дети могут постучать ногами по полу, похлопать.)
— Если я подниму мяч вверх, то значит он близко к воротам, то вы должны громко поддержать команду, чтобы она забила гол.
— А если я опущу мяч вниз, это значит, что мяч далеко от ворот, надо внимательно следить за игрой и сидеть тихо.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
Команда Дружка забила 5 мячей, а команда противника ни одного. Воспитатель гово-рит детям, что, когда нет ни одного предмета, говорят, что количество предметов равно нулю.
Дружок был очень рад. Он решил написать в своей статье, что его команда одержала победу со счетом пять - ноль, а вот как записать счет он не знает.
Воспитатель кладет на стол карточки, на которых написаны разные числа. Карточек с цифрами 5 и 0 столько, сколько детей.
— Найдите карточки, которые помогут нам записать счет матча на табло.
Обычно дети берут разные карточки. Если же все дети возьмут карточку с числом 0, то Дружок берет карточку с другим числом.
— Смогли мы написать счет матча? (Нет, не смогли.)
— Почему не смогли? (Потому что дети взяли разные карточки, и мы не знаем, кто прав)
— Что нам надо сделать? (Узнать, как записать число 0.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2) повторить изученные способы действий в ситуации затруднения, проверить, какой из этих способов предпочитают дети группы;
3) тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, разви-вать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способнос-ти, речь.
— Что делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Можно
спросить у того, кто знает, можно посмотреть в учебнике.)
— Откройте свой учебник по закладке и найдите цифру 0.
Дети открывают учебник по закладке и узнают правильную запись числа 0, а затем выбирают соответствующую карточку. Воспитатель хвалит их и делает вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».
Если ценность самостоятельных действий у детей еще не сформирована, и они выберут способ «узнать у взрослого», то воспитатель по их просьбе сам показывает карточку с записью числа 0 и дает те же пояснения.
В обоих случаях на последующих занятиях надо целенаправленно работать над тем, чтобы сформировать у детей устойчивый интерес к самостоятельному познанию и закрепить способ действий «придумать самим».
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1. Игра «Угощенье».
Дидактические задачи:
1) закрепить представления детей о числе и цифре 0;
2) повторить временные отношения «раньше» — «позже», порядковый счет;
3) тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети подходят к доске, на которой хаотично расположены 4 картинки с изображением тарелки с 9 яблоками, с 4 яблоками, с 1 яблоком и пустая тарелка. Кроме этого,вверху доски в ряд расположены карточки с числами. Числа идут не по порядку, например, так: 3, 5, 1, 9, 0, 4, 2, 6, 8, 7.
Воспитатель предлагает детям помочь Дружку определить, что было сначала, что потом. Дети должны расположить картинки по порядку, называя число яблок на тарелке.
— В конце матча всем футболистам принесли угощение от болельщиков-яблоки для всех участников матча.. Назовите сколько яблок было в тарелке сначала? ( 9)
— Раньше всех взяли яблоки футболисты победившей команды. Сколько яблок осталось на тарелке? (5)
— Потом взяли яблоки игроки из второй команды. Сколько яблок осталось на тарелке?(1)
- Позже всех забрал свое яблоко судья. Сколько яблок осталось? (Ни одного.)
— Какой цифрой можно записать число ноль? (Цифрой 0.)
О чем рассказывает число ноль? (Об отсутствии предметов)
— На каком месте слева расположена карточка с цифрой ноль? (На пятом
месте.)
6. Итог занятия. Осмысление
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Где вы сегодня побывали?
— Чем вы помогли Дружку?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Дружку купить билет на футбол, построили игроков на поле, помогли записать счет футбольного матча, угостили яблоками футболистов, потому что знают число и цифру 0.
После занятия воспитатель, показывая домик с числом 0, задает вопрос:
— Куда нужно поместить этот домик?
После ответов детей домик с числом 0 располагается слева от числа 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Состав числа 8. Цифра 8 Деление геометрических фигур на равные части».
Сформироватьпредставление о числе 8, умение считать до 8....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе «Число и цифра 8. Состав числа 8»
Цель: ознакомление с составом числа 8 из двух меньших чисел.Задачи: -обучающие:Формировать представление о числе и цифре 8, закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе Тема: Число 5. Цифра 5.
НОД по ФЭМП старшей группы ДОУ. На занятиях по математике используются разнообразные методы (словесный,наглядный, игровой) и приемы (рассказ,беседы. объяснение, указание, вопросы к детям, ответы ...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Число 1. Цифра 1».
Цель: Познакомить с числом 1 и цифрой 1.Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить ориентироваться на двух полосках. Познакомиться с понятиями «поровну»...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Число и цифра 2»
Цель: Закрепление знаний детей о числе и цифре 2.Задачи:Образовательные:систематизировать и закрепить знания детей о способе образования числа два и цифре 2; упражнять детей в прямом и обратном с...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Число и цифра 3».
Цель: формирование знаний о числе и цифре 3. Задачи:- сформировать представления об образовании и составе числа 3; - закрепить образ цифры 3 через разные виды деятельности; - закреплять...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей дошкольной группе «Число и цифра 3. Состав числа 3»
Цель: Знакомство с числом и цифрой 3, формирование представлений о составе числа 3 из двух меньших чисел.Задачи:1. Образовательные: Учить детей образованию числа 3 на основе двух совокупностей; Учить ...