Перспективный план по ФЭМП в средней группе с использованием сказок.
методическая разработка по математике (средняя группа)
Все дети любят сказки. Все занятия построены на основе известных и любимых сказок. Дети помогают сказочным героям, выручают их из беды. А в ходе наших путешествий по сказкам мы решаем задачи по ФЭМП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_srednyaya_gruppa.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по ФЭМП в средней группе с использованием сказки
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | МАТЕРИАЛ |
1и 2 недели сентября | Проводится мониторинг | |
Занятие №1 «Маша и медведь в гостях у детей» | - Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько. - Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. - Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. | Демонстрационный: персонажи сказки «Маша и медведь», корзинка. Раздаточный: грибы, осенние листья по количеству детей, большие и маленькие шишки. |
Занятие №2 «Домики для поросят» | - Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. -Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) | Персонажи сказки «Три поросенка» (настольный театр); большой напольный строитель, сюжетные картинки с изображением разных частей суток. |
Занятие №3 «Красная Шапочка идет к бабушке» | - Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по цвету, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. - Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий – узкий, шире – уже. - Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению. | Демонстрационный: Красная Шапочка (магнитный театр), две картинки с изображение клоунов, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению, 5-7 листочков разного цвета, 2 дорожки разной длины, 2 ручейка разной ширины, магнитная доска, аудиозапись «Звуки осеннего леса». Раздаточный: двухполосные счетные карточки, листья красного и желтого цветов (по 5 шт. на каждого ребенка), конфеты. |
Занятие №4 «Коза с козлятами» | -Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. - Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. -Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. | Демонстрационный: магнитный театр по сказке «Волк и семеро козлят», платочки одинакового цвета круглой, квадратной и треугольной формы (по 5 штук). Раздаточный: круги и квадраты, разделенные на 2 части (по 2 фигуры для ребенка), карточки с контурным изображениями фигур, кирпичики (по 10шт. для каждого ребенка) |
Занятие №5 «Прогулка в сказочный лес» | - Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». - Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно – двигательным путем. - Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа. | Демонстрационный: 3 козленка (из сказки «Волк и семеро козлят»), пенек, три медведя (из сказки «Три медведя»), Красная Шапочка, домик, цветок, елка (фигуры настольного театра), «волшебный» мешочек, шар, куб, квадрат, круг, треугольник. |
Занятие №6 «Три поросенка» | - Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. - Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий - узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже. - Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). | Демонстрационный: фланелеграф, картинки с изображением трех поросят, волк, 3 желудя, 3 домика, 2 двери, сюжетные картинки с изображением частей суток. Раздаточный: дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), елочки разной высоты (по 2 шт. для ребенка) |
Занятие №7 «Путешествие в сказку «Теремок» | - Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». - Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. - Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. | Демонстрационный: «Ковёр-самолёт», магнитная доска, персонажи сказки «Теремок»: заяц, мышка, лягушка, 3 корзинки, колокольчик. Раздаточный: двухполосная карточка, 3 корзинки, 3 гриба (для каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) - «заплатки» (по одной фигуре для ребенка) |
Занятие №8 «Красная Шапочка идет в школу» | - Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счету?» - Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный длиннее, короткий, короче, широкий, уже, высокий, низкий, выше, ниже. - Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. | Демонстрационный Красная Шапочка, корзинка, игрушки: мишка, зайчик, ежик; карточка с изображением трех бантиков разного цвета; квадрат, прямоугольник (1:2); веревочки разной длины, ленты разной ширины, грибы разной высоты; мяч. Раздаточный: бантики по 3 штуки; красный, зеленый, желтый. |
Занятие №9 «Раз, два, три, двери всказку отвори» | - Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 4; учит считать в пределах 4. - Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. - Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. | Демонстрационный: герои сказки «Рукавичка»: мышка, лягушка, заяц, лиса (театр би-ба-бо), скатерть из бумаги с отверстиями и «заплатки» в виде треугольника, квадрата, прямоугольника, 4 блюдца, 4 чашки; 2 полоски – модели, контрастные по длине (одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длинной стороне прямоугольника). Раздаточный: двухполосные карточки, пирожки и конфеты (по 4 шт.), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 на ребенка); конфеты |
Занятие №10 «Гуси – лебеди» | - Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». - Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. - Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно. | Демонстрационный: Магнитный театр по сказке «Гуси лебеди», пирамидка с колечками разного цвета (красного, желтого, зеленого, синего), пирожки квадратной, круглой, треугольной, прямоугольной формы, тарелочки, на дне которых геометрические фигуры, соответствующие пирожкам, 4 яблока(красное, желтое, зеленое, красное с желтым бочком) Раздаточный: цветные «досочки» (красная, зеленая, желтая, синяя) по 4 для ребенка. |
Занятие №11 «Петушок и бобовое зернышко» | - Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?». - Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. - Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Демонстрационный:персонажи магнитного театра по сказке «Петушок и бобовое зернышко»; 5 курочек, 5 цыплят; домики с окошками в виде круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, козлята, телята, жеребята, овечки по 5 штук, аудиозапись «Танец утят». Раздаточный: двухполосные карточки, полоскостные изображения цыплят и зернышек (по 5 штук для ребенка), карточки с изображением четырех частей суток (по 4 шт.) |
Занятие №12 «Путешествие в сказку «Репка» | - Продолжать учить считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». - Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки». - Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | Демонстрационный материал: театр фланелеграф по сказке «Репка»; большая и маленькая куклы, красная длинная и широкая лента, зеленая узкая и короткая лента. |
Занятие №13 «В гости к сказке» | - Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. - Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине),обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка». - Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг). | Демонстрационный: разрезные картинки по сказке «Волк и козлята», Коза, 5 козлят, 5 картинок с изображением кочанов капусты; 2 коробки: на одной изображен круг, на другой – квадрат. Раздаточный: двухполосные карточки, тарелочки, пирожки (по 5 шт. для ребенка), шары и кубы по количеству детей, дорожки разной длины и ширины (по 2 для ребенка). |
Занятие №14 «Кто, кто в теремочке живет?» | - Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» - познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. - Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | Демонстрационный: настольный театр по сказке «Теремок»; мешочек, шар, цилиндр. Раздаточный: шары по количеству детей, цилиндры разных цветов (по 5 шт.), парные предметы по количеству детей разного цвета и величины (например: зеленый и синий куб (шар, цилиндр, мяч, пирамидка и др.); большой и маленький мяч (куб, шар, цилиндр, пирамидка и др.) |
Занятие №15 «Поможем Красной Шапочке» | - Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. - Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. - Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. | Демонстрационный: домик, Красная шапочка, волк,бабушка ( настольный театр); картинки с изображение разного времени суток; 3 коробки, двухступенчатая лесенка, наборы игрушек (4-5 видов). Раздаточный: наборы фигур (шар, куб, цилиндр); карточки – «чеки» с 3-5 кругами. |
Занятие №16 «Снегурочка в гостях у детей» | - Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. - Познакомить со значением слов далеко – близко. - Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей. | Демонстрационный: кукла Снегурочка, две корзины. Раздаточный: карточки с двумя окошками: в одном изображен предмет (елочки, снежинки, снеговики), а другое пустое, простой карандаш, снежки (по 1 шт. для ребенка), 2 снеговика, разделенных на части, угощение для детей. |
Занятие №17 «Три медведя на прогулке» | - Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. - Уточнить представления о значении слов далеко – близко. - Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. | Демонстрационный: персонажи сказки «Три медведя»; домик, речка; музыкальные инструменты: ложки, барабан, дудочка; 3 дорожки разной длины и одинакового цвета; шапочка медведя. Раздаточный: круги (по 6-7 шт. для каждого ребенка) |
Занятие №18 «Помогаем Колобку» | - Упражнять в счете звуков в пределах 5. - продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. - Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Демонстрационный: настольный театр «Колобок»; мешочек, набор геометрических фигур разного цвета и величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; веревки, физкультурные палки; 3 дорожки разной длины одного цвета; бубен, барабан, ложки. Раздаточный: трехполосные карточки; морковка(по 3 шт.), капуста (по 4 шт.), яблоки (по 5 шт.), геометрические фигуры (по 1 шт. для ребенка). |
Занятие №19 «Поможем Маше спасти братца» | - Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. - Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. - Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо). | Демонстрационный материал: иллюстрация, театр фланелеграф по сказке «Гуси-лебеди»; 10 «пирожков», салфетка. Раздаточный материал: картинки «Аквариум» с пятью нарисованными рыбками, плывущими в разные стороны; красный и синий карандаши; угощение. |
Занятие №20 «Три поросенка в гостях у детей» | -Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. - Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра - Учит сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. | Демонстрационный: три поросенка (магнитный театр), 3 шарфа и 3 «ледянки» в форме прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины. Раздаточный: карточки с пуговицами в мешочках (1 – 5 пуговиц), наборы карточек с кругами (1 – 5 кругов) |
Занятие №21 «Как на горке, на крутой, стоит терем расписной» | - Учить считать движения в пределах 5. - Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. - Учить сравнивать 4 -5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. | Демонстрационный: настольный театр «Теремок»; числовые карточки с кругами (от 1 до5), коврики разной ширины (4 шт.); шапочка медведя. Раздаточный: шарфики разной ширины и одинаковой длины (по 4 шт.), музыкальные инструменты по количеству детей. |
Занятие №22 «Красная Шапочка в гостях у детей» | - Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). - Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. - Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. | Демонстрационный: кукла Красная Шапочка, числовые карточки с кругами (от 1 до 5), вырезанные из бумаги скворечники с разными формами окошек (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), картинки с изображением разных частей суток, витамины. Раздаточный: наборы кругов, квадратов, прямоугольников; геометрические фигуры для подвижной игры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). |
Занятие №23 «Вспомни сказку» | - Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). -Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). - Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. | Дидактический материал. Демонстрационный: коза и козлята – настольный театр; 4 корзины. Раздаточный: игрушки: кубики, машинки, резиновые игрушки, матрешки (по 1 шт. для ребенка), числовые карточки с кругами (от 1 до 5), картинки к русским народным сказкам, разрезанные на части: на 4 треугольника, на 4 прямоугольника, на 2 треугольника и 2 прямоугольника. |
Занятие №24 «Путешествуем по сказкам» | - Закреплять названия геометрических фигур - Закреплять умение двигаться в заданном направлении. - Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5). - Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше. | Демонстрационный: карта – план с указанием дороги к волшебному сундучку; предметы для ориентирования по плану: елка, домик, пенек, дерево; картинки к сказкам «Маша и медведь», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята»; сундучок; пирамидка из 5 колец; корзина с большими и маленькими кубиками (по 5 шт.); круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; угощение. Раздаточный: картинки – раскраски к сказкам. |
Занятие №25 | - Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. - учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. - Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине. | |
Занятие №26 «В теремке живут друзья» | - Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). - Упражнять в умении сравнивать 4 - 5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. - Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар. | Демонстрационный: магнитный театр «Теремок», 10 цветочков одного цвета, 2 корзины, матрешка Раздаточный: елочки разной высоты (по 5 шт.), наборы шаров и кубов разного цвета и величины (по количеству детей) |
Занятие №27 «Подарки от Снегурочки» | - Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). - Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. - Закрепить знания цветов. - Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. | Демонстрационный: сундучок, цилиндр, шар, куб, набор предметов в форме шара и цилиндра (мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка в виде цилиндра), цветы ( красный, желтый, голубой, оранжевый), угощение, план – карта. Раздаточный: двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (4-5 штук), бабочки на каждого ребенка (4-5 штук), цветные бабочки по количеству детей. |
Занятие №28 | - Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве. - продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. - Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко. | |
Занятие № 29 | - Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д. - Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. -Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь. | |
Занятие №30 | - Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). - Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром, кубом. - Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | |
Занятие №31 | - Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). - Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. - Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз. | |
3-4 недели мая | Проводится диагностика |
Литература:
Помораева И.А., Позина В.А.
Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный перспективный план по ФЭМП в подготовительной группе
В данной работе представлен перспективный план дидактических игр по математике по кварталам...
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе
Перспективный план по ФЭМП в старшей группе по программе " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой,М. А. Васильевой....
План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе с использованием ЭОР по теме: «Поможем друзьям»
План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе с использованием ЭОР по теме: «Поможем друзьям»...
Педагогическое мероприятие по ФЭМП в средней группе «В мире сказок»
Цель: создание условий для закрепления элементарных математических представленийЗадачи: - закреплять знание цифр в пределах 5- закреплять знание геометрических фигур.- закрепить знания о величин...
Перспективный план занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием сказок.
Успешность обучения математике зависит от содержания предлагаемого материала и формы подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Поэтому формиро...
Практико-ориентированный проект в средней группе по использованию сказок как средство эмоционального речевого-художественного развития детей "По дорогам сказок"
Развитие речи у детей в процессе диалогической речи в проигрывании сказок...
Перспективный план патриотического воспитания детей средней группы с использованием игровой деятельности
Перспективный план патриотического воспитания детей средней группы с использованием игровой деятельности...