Познавательный проект "Мир геометрических фигур"
проект по математике (средняя группа)

Грушевская Елена Николаевна

закрепить знания о геометрических фигурах. создать условия для развития познавательных , творческих способностей детей в процессе разработки проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_proekt.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект

« Мир геометрических фигур»

МБДОУ детский сад «Рябинушка»

 пгт. Игрим

Группа «Колобок»

Воспитатель Грушевская Е.Н.

Паспорт проекта

1. Название проекта: « Мир геометрических фигур»

2. Вид проекта: познавательный

3. Сроки реализации:  кратко срочный (2 недели)

4. Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.

Цель проекта:  Закрепить знания о геометрических фигурах. Создать условия для развития познавательных,  творческих способностей детей в процессе разработки проекта.

Задачи:

- формировать у ребенка умения,  включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца,  развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

- развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при  различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка и др.);

- совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);

- развивать коммуникативные навыки при  работе в группах, парах;

- накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей  с геометрическими фигурами.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах,  а также развить  в себе коммуникативные, познавательные  и творческие способности.

Обеспечение:

- Наглядно - дидактические пособия (плакаты и др.);

- Специальная методическая литература;

- Геометрические фигуры различных форм и цветов для магнитной доски

- Трафареты для свободного рисования «геометрические фигуры»;

- Геометрический конструктор различных цветов из дерева и др. материалов;

- Магнитный геометрический конструктор;

- Мелкий счетный раздаточный материал (счетные палочки, геометрические фигуры, матрешки, грибочки и др.;

- Пирамидки различной формы;

- Полоски для расположения счетного материала;

- Тетради для занятий («Развиваем графические навыки», «Сравниваем предметы», «Знакомимся с геометрией», «Считаем до десяти» и многие др.);

- Настольные игры («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото».);

- Пособия  В.В.Воскобовича  («Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Геоконт», «Летающие льдинки» и мн. др.);

- Магнитные доски;

- Игра «Чудесный мешочек».

Основные направления реализации проекта:

- Коллаж «Мир геометрических фигур»;

- Выставка детских творческих работ для родителей;

- Итоговое познавательное занятие «Мир геометрических фигур».

Продукт проектной деятельности: выставка  детского творчества, коллаж «Мир геометрических фигур».

Презентация проекта: познавательное занятие «Геометрические фигуры»

Актуальность

Тема  проекта была выбрана не случайно. Наступил новый учебный год, к нам перешли дети с младшей группы. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, особенно младшие, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.

Даже  при играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их названии.

Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям, особенно младшим. Дети все  вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур.

Подготовительный этап

В ходе реализации данного этапа происходил:

- подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования;

- подбор материала  для подготовки к занятиям (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.);

- беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание: изготовление масок «геометрические фигуры»);

- беседы с детьми и педагогами, совместное составление  плана реализации проекта;

Основной этап

Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:

- работа с детьми  это организация совместной деятельности, проведение познавательных занятий по соответствующим темам, продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка), проведение  разнообразных игр, разучивание физкультминуток, оформление коллажа «мир  геометрических фигур»;

- оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы в соответствии с темой (коллаж), организация выставки творческих работ.

Завершающий этап

Систематизация материалов, проведение выставки и итогового занятия.

Материал, используемый при проведении проекта:

Физкультминутки

« Веселый счет»

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

По новеньким дорожкам

Мы пройдем совсем немножко.

Влево, вправо посмотрели

И на корточки присели.

Встали дружно, потянулись

И, как кошечки погнулись.

А теперь прыжки на месте

И похлопаем все вместе.

«Раз согнуться, разогнуться»

Раз согнуться, разогнуться,

Два нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На  четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

«Сделай фигуру» (игра проводиться в музыкальном или спортивном зале)

Предложить детям сделать фигуру на полу (лежа), треугольник – три ребенка, четырехугольник – четыре ребенка разного роста, квадрат – четыре ребенка одного роста и др.

Пальчиковая гимнастика

«Сделай фигуру из пальчиков»

Предложить детям сделать геометрические фигуры из пальчиков.

«Жили - были гномики»

Жили - были гномики в расчудесном домике

Папа - гном дрова рубил,

Гном сынок их в дом носил,

Мама - гномик суп варила,

Тетя гном его солила,

Гномик - тетушка стирала,

Гномик - бабушка вязала,

Дед окошко открывал

всех гостей он в гости звал!

Подвижные игры

«Море волнуется раз…»

Дети встают в круг и все вместе говорят:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три!  Морская фигура замри!»

Дети замирают, изображая  фигуру, водящий внимательно обходит детей и забирает того, кто шевельнется, и этот ребенок становиться водящим.

Игра повторяется 3-4 раза по желанию детей.

«Мыльные пузыри»

Перед началом игры выбирают «Ловишку», который встает на одной стороне зала (площадки). Остальные  ребята – «мыльные пузыри» - располагаются врассыпную по всему пространству. По сигналу взрослого «Ловишка» начинает шагать на месте, а ребята – по всей площадке, и одновременно все вместе произносят слова:

Что за чудо - шарики в воздухе летят!

Красные, зеленые – радуют ребят.

Желтые и синие из мыла пузыри

Ветерком уносятся – их скорей лови!

После слова «Лови» начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнал «Ловишка», выбывает из игры.

«Найди предмет похожей формы»

Берем цветные мелки на прогулку. Рисуем геометрические фигуры на асфальте. Пусть дети найдут что-нибудь похожей формы и положат в соответствующую фигуру. Например, камушек овальной формы - овал, кленовый листок - звездочка, доска – четырехугольник  и т.д. Или можно вслух назвать предметы похожей формы при этом, вставая в геометрическую фигуру, например солнышко, ребенок встает в круг, окна детского садика – четырехугольник и т.д.

Загадки

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник)

Он давно знаком со мной

Каждый угол в ней прямой

Все четыре сторон одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На тарелку и на крышку

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

Если встали все квадраты

На вершины под углом бы,

То бы видели ребята

Не квадраты мы, а … (ромбы)

Фигурные стихи

Треугольник

Самолет летит по небу,

Треугольное крыло,

На моем велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет – угольник,

И все это – треугольник.

Тут мама три спички

На стол положила.

И мне треугольник из спичек сложила.

А в это время я чертил.

И наблюдал за мамой,

Я три прямых соединил.

И сделал тоже - самое.

Круг

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем
 круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.


Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.


Треугольник

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».


Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.

Квадрат


Познакомьтесь, вот
 квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:


Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.

Овал


Вот овальный огуречик,
Из него и человечек,
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.


Наш
 овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.

Ромб


Ромб - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.


Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.

Прямая


Точки две соединяем –
 
Получается
 прямая.
Пальчиком ведем прямую,
Ровную, а не кривую.


Из прямых легко мы сложим,
Несколько фигур похожих:
Ромб, квадрат, прямоугольник,
И, конечно, треугольник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие. Геометрические фигуры.

Данный конспект предназначен для закрепления представлений о геометрических фигурах. Дети учатся обследовать объемные геометрические тела, находить сходство и различие с плоскостными геометрическими ф...

Методическая разработка по познавательному развитию. "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник".

Занятие на тему "Геомктрические фигуры: круг, квадрат, треугольник" для детей второй младшей группы....

Конспект занятия по познавательному развитию "Геометрические фигуры" во второй младшей группе.

Конспект занятия по познавательному развитию "Геометрические фигуры" во второй младшей группе....

Конспект НОД по познавательному развитию «Геометрические фигуры. Сравнение предметов по ширине, длине, высоте»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Геометрические фигуры. Сравнение предметов по ширине, длине, высоте»...

Конспект ООД по познавательному развитию "Геометрические фигуры" во второй младшей группе.

Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей ггруппе....

Познавательное развитие. "Геометрические фигуры. Круг,квадрат, треугольник".

Дистанционное занятие для средней группы детского сада по формированию элементарных математических представлений....