Программа кружка "Занимательная математика"
методическая разработка по математике
Неслучайно, развитию у дошкольников элементарных математических представлений в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим возрастает стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по развитию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zanimatelnaya_matematika.docx | 58.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Название программы» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Данная программа имеет естественнонаучную направленность. Она направлена на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление образовательных программ, формированию интереса к моделированию и научно-исследовательской деятельности.
Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, развитию у дошкольников элементарных математических представлений в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим возрастает стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по развитию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современный Стандарт к дошкольному образованию также ориентирует педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом способствующим познавательному развитию детей.
В программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
Цель и задачи программы
Цель: развитие мотивации у детей старшего дошкольного возраста к познавательному развитию через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление об арифметических задачах,
- обучать ориентировке в пространстве и на листе бумаги,
- обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения;
- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Развивающие:
- развитие логического мышления и творческих способностей;
- развитие математических способностей;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занимательной математике.
Ожидаемые результаты
Дети будут знать:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения ребусов, кроссвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети будут уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной зако-номерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализи- ровать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
- выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
1.Программа адресована детям дошкольного возраста. Занятия, игры проводятся в группах, индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Наполняемость составляет: 15 человек
2. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 6-7 лет.
Режим занятий
Проводится 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут.
Формы организации занятий
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Форма проведения кружка: игровая, практическая, проблемная, поисковая.
Учебный план работы
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. |
«Занимательная математика» | 1 | 4 | 28 | 25 - 30 |
Содержание программы
Тема: Количество и счет
Теория
Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Практика
Игры: «Незнайка в гостях», «В какой сетке больше мячей», «Угадай, какое число пропущено», «Матрешки», «Поездка».
Тема: Геометрические фигуры
Теория
Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам.
Практика
Игры: «Сломанная машина», «Подбери фигуру», «Сложи из палочек», «Сложи фигуру».
Тема: Величина
Теория
Закреплять умение делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Практика
Игры: «Кто быстрее подберет коробки», «Достань мяч», «Что шире, что уже», «Разложи по порядку», «Каких кружков больше».
Тема: Ориентировка во времени
Теория
Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.
Практика
Игры: «12 месяцев», «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Найди парную картинку», «Назови скорее», «Нарисуй правильно».
Тема: Ориентировка в пространстве и на листе бумаги в клетку
Теория
Обучать ориентировке на листе бумаги в клетку, закреплять умение писать графический диктант, ориентироваться в пространстве.
Практика
Графический диктант «Кошка», «Расскажи про свой узор», «Путешествие».
Материально-техническое обеспечение
Помещение: Для занятий имеется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья соответствуют росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей шкафах.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал на каждого ребенка: цветные и простые карандаши, тетради в клетку, линейки, наборы геометрических фигур, наборы цифр, счетные палочки, трафареты.
Список литературы
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
6. Образовательная программа ДО «Мозайка» /авт. – сост. В.Ю.Белькович, И.А.Кильдышева, - 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
7. О.А.Самусенко «Дети, в школу собирайтесь» - ООО «Русское слово – учебник».
8. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2008.
9. В.Волина «Праздник числа» - М.: Знание.
10. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992.
Календарное планирование работы кружка
«Занимательная математика»
сентябрь | Количество и счет: |
Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом. | «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. «В какой сетке больше мячей» Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество. |
Величина. | Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера | «Кто быстрее подберет коробки» Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. | |
Ориентировка во времени. Ориентировка на листе бумаги в клетку | Закреплять временные представления | «12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. «Когда это бывает?» Математическая сказка Графический диктант «Кошка» | |
Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник | «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. «Приключения Маши и Вани» Математическая сказка | |
октябрь | Количество и счет: | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. | «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. |
Величина. | Большой, маленький, поменьше. | «Достань мяч» Карточка Цель: закрепить понятие величины. | |
Ориентировка во времени. | Знакомство с названием осенних месяцев. | «Назови пропущенное слово» Цель: закрепить знания о днях недели.
| |
Ориентировка в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги. | «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. | |
Геометрические фигуры | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. «Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка | |
ноябрь | Количество и счет | Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. |
Величина | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
| |
Ориентировка в пространстве. | Понятия: лево -право, впереди, сзади. | «Как расположены фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?» | |
Ориентировка во времени. | Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | |
Геометрические фигуры | Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | ««Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?», | |
декабрь | Количество и счет | Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. | «Поездка» Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше. «Яблоко» -Математическая сказка |
Величина | Часть и целое. | «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. «Снеговики», | |
Ориентировка в пространстве | Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. | «Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Назови пропущенное слово», «Найди игрушку», «Найди похожую», | |
Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | «Сложи фигуру» Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. | |
январь | Количество и счет | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>. | «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
|
Ориентировка во времени и в пространстве | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Найди парную картинку» Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
| |
Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Чем отличаются полоски?»55 Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
| |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Где какие фигуры лежат» Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. «Сколько треугольников?», «Кто где живет?» | |
февраль | Количество и счет | Числа и цифры 1-9.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | «Живые числа» Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. |
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур Повторение названий геометрических фигур. | «Кто быстрее найдет предмет?» Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом. | |
Ориентировка во времени | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. |
| |
Ориентировка в пространстве. | «Куда бросим мяч?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве. | ||
Величина. | Длинный - короткий. Часть и целое. | «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. «Где, чей дом?» | |
март | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | «Аэродром» Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки», |
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | ««Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров | |
Геометрические фигуры | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. «Гном строит дом» | |
Ориентировка во времени и в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Угадай, где стоит» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь», | |
апрель | Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. «Теремок» - математическая сказка «Игры с разноцветными прищепками» |
Геометрические фигуры | Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. «Укрась коврик», «Что на что похоже?», | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Найди нужную картинку». Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Времена года», «Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. | |
Величина | |||
май
| Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Каких кружков больше» Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
«Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. «Напиши цифру», |
Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. | |
Ориентировка на листе бумаги | Писать графические диктанты | «Напиши под диктовку» | |
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Подумай и закрась» Цель: развивать умение выделять признаки предметов. «Назови скорее», «Нарисуй правильно» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике в средней группе Детский сад 2100
рабочая программа...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра Для...
авторизированная программа "Веселая математика"
Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....
Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....
Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...
Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...