Программа кружка "Занимательная математика"
методическая разработка по математике

Ахтариева Людмила Ивановна

Неслучайно, развитию у дошкольников элементарных математических представлений в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим возрастает стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по развитию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zanimatelnaya_matematika.docx58.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Название программы» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

     Данная программа имеет естественнонаучную  направленность. Она направлена на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление образовательных программ, формированию интереса к моделированию и научно-исследовательской деятельности.

Актуальность программы

     Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, развитию у дошкольников элементарных математических представлений в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим возрастает стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по развитию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современный Стандарт к дошкольному образованию также ориентирует педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Педагогическая целесообразность

     Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как  при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом способствующим познавательному развитию детей.

     В программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик    формирования у дошкольников элементарных математических представлений и    практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

Цель и задачи программы

Цель: развитие мотивации у детей старшего дошкольного возраста к познавательному развитию через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

     Обучающие:

  • формировать представление об арифметических задачах,
  • обучать ориентировке в пространстве и на листе бумаги,
  • обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения; 
  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).

     Развивающие:

  • развитие логического мышления и творческих способностей;
  • развитие математических способностей;
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки.

     Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занимательной математике.

Ожидаемые результаты

Дети будут знать:

- принципы  построения  закономерностей,  свойства чисел,  предметов,  явлений, слов;

- принципы строения ребусов, кроссвордов, лабиринтов;

- антонимы и синонимы;

- названия геометрических фигур и их свойства;

- принцип программирования и составления алгоритма действий.

Дети будут уметь:

- определять закономерности и выполнять задание по данной  зако-номерности,  классифицировать  и  группировать  предметы,  сравнивать,  находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализи- ровать и оценивать свою деятельность;

- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;

- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;

- выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;

- выполнять  графические  диктанты,  уметь  ориентироваться  в  схематическом изображении графических заданий;

- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями  добиться результата.

Срок реализации программы

     Программа рассчитана на 1 год обучения.

Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы

     1.Программа адресована детям дошкольного возраста. Занятия, игры проводятся в группах, индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Наполняемость  составляет:  15 человек

2. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 6-7 лет.

Режим занятий

     Проводится 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут.

 Формы организации занятий

     Ведущей формой организации обучения является групповая.

     Форма проведения кружка: игровая, практическая, проблемная, поисковая.


Учебный план работы

Название курса

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий, мин.

«Занимательная

математика»

1

4

28

25 - 30

Содержание программы

Тема: Количество и счет

     Теория

Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

     Практика

Игры: «Незнайка в гостях», «В какой сетке больше мячей», «Угадай, какое число пропущено», «Матрешки», «Поездка».

Тема: Геометрические фигуры

     Теория

Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. 

     Практика

Игры: «Сломанная машина», «Подбери фигуру», «Сложи из палочек», «Сложи фигуру».

Тема: Величина

     Теория

Закреплять умение делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте,  длине. сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

     Практика

Игры: «Кто быстрее подберет коробки», «Достань мяч»,  «Что шире, что уже», «Разложи по порядку», «Каких кружков больше».

Тема: Ориентировка во времени

     Теория

Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.

     Практика

Игры: «12 месяцев», «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Найди парную картинку», «Назови скорее», «Нарисуй правильно».

Тема: Ориентировка в пространстве и на листе бумаги в клетку

     Теория

 Обучать ориентировке на листе бумаги в клетку, закреплять умение писать графический диктант, ориентироваться в пространстве.

     Практика

Графический диктант «Кошка», «Расскажи про свой узор», «Путешествие».

Материально-техническое обеспечение

Помещение:     Для  занятий имеется   просторное,  сухое  с  естественным доступом  воздуха,  светлое  помещение,  отвечающее  санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья  соответствуют росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.  Игры и канцелярские принадлежности  находятся в доступных для детей  шкафах.  

Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.  

Раздаточный материал на каждого ребенка: цветные и простые карандаши, тетради в клетку, линейки, наборы геометрических фигур, наборы цифр, счетные палочки, трафареты.

Список литературы

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  3. СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

          6. Образовательная программа ДО «Мозайка» /авт. – сост. В.Ю.Белькович, И.А.Кильдышева, - 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

          7. О.А.Самусенко «Дети, в школу собирайтесь» - ООО «Русское слово – учебник».

          8. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2008.

          9. В.Волина «Праздник числа» - М.: Знание.

          10. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992.

 

Календарное планирование работы кружка

«Занимательная математика»

сентябрь

Количество

и счет:

       

Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом.     

«Незнайка в гостях» 

Цель: учить видеть равное количество

 разных предметов, закрепить

 умение вести счет предметов.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе

 и в определении, какое из двух

 смежных чисел больше или

 меньше другого учить воспроизводить

 множество.

Величина.

Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы

 по длине, ширине, высоте.

Ориентировка во времени.

Ориентировка

на листе бумаги в клетку

Закреплять временные представления

 «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

 «Когда это бывает?» Математическая

сказка

Графический диктант «Кошка»

Геометрические фигуры

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник

«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения

 в изображенном предмете.

«Приключения Маши и Вани»

 Математическая сказка

октябрь

Количество

и счет:

Числа и цифры от 1 до 4. 

Соотнесение количества предметов с цифрой. 

Знаки + и -. 

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в

 натуральном ряду, назвать

 пропущенное число.

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

«Достань мяч» Карточка

Цель: закрепить понятие величины.

Ориентировка во времени.

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

 

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать

пространственными

представлениями.

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

 «Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении

формы изображенных на

 картинах предметов с геометрическими

 фигурами.

«Как Круг и Квадрат

 отправились в поход» - математическая

сказка

ноябрь

Количество и счет

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом

 счете; развивать внимание, память.

Величина

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении

 предметов по длине, ширине.

 

Ориентировка в пространстве.

Понятия: лево -право, впереди, сзади.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать

 геометрические фигуры на плоскости.

 «Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

 «Что где находится?»

Ориентировка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях

 суток.

 «Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

««Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении

 из палочек геометрические фигуры.

Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

декабрь

Количество и счет

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении

 чисел и определении, какое из

 чисел больше или меньше.

«Яблоко» -Математическая сказка

Величина

Часть и целое.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений

между величинами.

 «Снеговики»,

Ориентировка в пространстве

Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади.

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что

 число предметов не зависит

от расстояния между ними.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в

 пространстве.

 «Назови пропущенное слово»,

 «Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели

 знакомых геометрических фигур

 из частей по образцу.

январь

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом

 счете, в счете по осязанию.

 

Ориентировка во времени и в пространстве

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на

 плоскости листа; учить

 описывать расположение

 геометрических фигур на карточках.

 

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Чем отличаются полоски?»55

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов

 по длине.

 

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать

 фигуры по 2 свойствам.

 «Сколько треугольников?»,

 «Кто где живет?»

февраль

Количество и счет

Числа и цифры 1-9.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом

 и обратном счете в пределах 10.

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение названий геометрических фигур.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении

 формы предметов и в

соотнесении формы с геометрическим

 образцом.

Ориентировка во времени

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

 

Ориентировка в пространстве.

 «Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить

 ориентироваться в пространстве.

Величина.

Длинный - короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении

предметов по длине и ширине.

 «Где, чей дом?»

март

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете

 предметов и в порядковом

 счете в пределах 10. «Заполни

пустые клетки»,

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

««Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том,

 что число предметов не зависит,

 от их размеров

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о

геометрических фигурах.

«Гном строит дом»

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать

 пространственными представлениями.

 «Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

апрель

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов

 по осязанию.

«Теремок» - математическая сказка

 «Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и

 правильно называть геометрические

 фигуры, выбирать фигуры

по зрительно воспринимаемому

 образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

Ориентировка во времени и в пространстве                                   

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать

 пространственными представлениями.

«Времена года»,

  «Назови скорей»

Цель: формирование знаний о

 днях недели.

Величина

май

     

     

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и

отсчете предметов в пределах 10

 

«Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об

 основном правиле счета: считать

 можно в любом направлении,

 не пропуская ни один предмет.

 «Напиши цифру»,

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять

 результаты зрительного и

осязательно-двигательного

обследования геометрических фигур.

Ориентировка на листе бумаги

Писать графические диктанты

«Напиши под диктовку»

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять

признаки предметов.

 «Назови скорее», «Нарисуй

 правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра    Для...

авторизированная программа "Веселая математика"

Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....

Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».

Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....

Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)

Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...

Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...