Сценарий проблемной игровой образовательной ситуации для инженерно-математического развития детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Иванникова Оксана Аркадьевна

Сценарий проблемной игровой ситуации для инженерно-математического развития детей с использованием элементов модульного оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_plan_2.docx93.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемной игровой образовательной ситуации для инженерно-математического развития детей старшего дошкольного возраста

Педагог Иванникова Оксана Аркадьевна

МКДОУ д/с № 423

Структура

игровой

ситуации

  • Предварительная работа:

- Посещение передвижного мобильного планетария, тематическое занятие «Солнечная система и ракеты»;

- просмотр научного фильма «Космос для детей. Солнечная система» https://www.youtube.com/watch?v=-bzhJPoLud0;

- рассматривание энциклопедий о космосе.

  • Введение в ситуацию: Ребята, сегодня я смотрела новости, и там было сказано, что сейчас развитие космических технологий выходит на новый уровень, что ученые разработали технологию, с помощью которой  космический корабль будет преодолевать расстояние в 10 000 космических лет. Вы знаете, чем занимаются ученые при изучении космоса и что такое расстояние в космосе? (Изучают планеты, галактику, ищут живые организмы….)

И сейчас объявили конкурс на создание макета космического корабля по которому в дальнейшем будет он построен. Главное условие в том, что космический корабль должен быть надежный (устойчивый) и многоступенчатый, т.е. состоять из нескольких модулей, которые будут отстыковываться при прохождение большого расстояния.

Хотели бы вы попробовать себя в роли инженеров - конструкторов и создать модель такого космического корабля? Сможете?

  • Актуализация знаний и умений: Условие конкурса – создание модели в  технике «Оригами». Знаете ли вы, что такое оригами? Оригами – это японское искусство складывания бумажных фигурок без ножниц и клея. Какие фигуры вы уже умеете делать в этой технике?

Для начала нам надо вспомнить  о правилах работы с оригами (правильно держать и переносить ножницы, аккуратно отрезать нужную форму, соблюдать инструкцию по складыванию какого либо элемента, четкое действие по схеме или словесной инструкции).

Как вы думаете перед тем, как начать конструировать наш космический корабль нам надо сделать схему сборки? (Да). И из каких элементов оригами мы можем сделать многоступенчатый космический корабль? Сколько у нас будет ступеней? (по кол-ву детей). Как они будут соединяться между собой?

Складывание космической ракеты оригами по схеме и видео МК

  • Затруднение в ситуации: Дети разделились на три группы и договорились собирать каждую ступень из  элементов определенного цвета. После сборки трех ступеней у детей возникла проблема,  как соединить всё, чтобы космический корабль был устойчив,  и в тоже время можно было легко  отсоединять ступени.

Смогли вы соединить  между собой ступени, так, что бы ваш космический корабль был надежный и устойчивый? (нет).

А почему? (мы не знаем,  какой элемент поможет соединить между собой все ступени, а клей использовать не возможно, так как они должны отстыковываться). Значить нам, что необходимо узнать? (какой новый элемент поможет соединить между собой все ступени).

  • Открытие нового знания:  В технике оригами есть много способов соединения, поэтому мы, что должны с вами сделать?  (узнать о  способах соединения элементов и выбрать  подходящий). Такая техника называется модульное оригами. То есть модули собираются в одно целое. (Демонстрация способов соединения между собой, обсуждение).
  • Включение нового знания в систему знаний ребенка:

- Дети, предлагаю вам сделать новые элементы и соединить их в одно целое. Дети собирают новые элементы и соединяют все части. Затем проверяют, как сткпени легко отстыковываются.  При необходимости добавляют еще соединительных элементов.

  • Осмысление: Получилось у нас осуществить задуманное? Сможет ли космический корабль преодолеть огромное расстояние? Что нового мы сегодня узнали и чему научились? Помогли нам новые знания (знакомство с модульным ригами) в решении инженерно-конструкторской задачи?

Содержание

проблемы

Создание педагогической ситуации по развитию предпосылок инженерного мышления в ходе решения инженерно-конструкторской задачи.

Способы

мотивирования

в инженерном

аспекте

Знакомство детей с профессией инженер-конструктор, участие в конкурсе по созданию модели корабля с решением проектного задания.

Игровая

атрибутика,

описание её

изготовления

Плакат «Солнечная система»

Коллективная работа «Изготовление космического корабля с несколькими ступенями»

Привлекаемое

литературное

содержание

(текст, автор)

Третьякова  А.И. Ликсо В,В., Кошевар Д.В. «Уникальная детская энциклопедия с дополненной реальностью» Издат. АСтар.

Монвиж-Монтвид Александр Игоревич «Первый полет в космос», М.: Аванта, 2020

Ольга Коваль, Дарья Ермилова  «Космос. Активити для маленьких почемучек». М..: Clever, 2020

Описание

технических

аспектов

ситуации

Умение анализировать  устройство и принцип отстыковки ступеней космического корабля.  

Умение строить части модели космического корабля отдельными группами детей согласно поставленной задачи и соединять их между собой,  используя новые компетенции.  

Д/игры

(назначение,

дидактический

материал,

действий

детей и

воспитателя)

Дидактические игры:

- Найди тень и Найди пару. Задача: формировать умение соотнесения  объектов;

-  «Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе;

- «Мое созвездие»

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление;

- «Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

- «Планеты Солнечной системы»

Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.

Фильмы о космосе:

Цель – дать реальные научные представления о космосе, солнечной системе и роль человека в освоении космического пространства

«Космос: Пространство и время» https://www.kinopoisk.ru/series/762381/

«Как работает Вселенная» https://www.timeout.ru/msk/feature/495949

Discovery: Как устроена Вселенная (сериал 2010 – 2019)

https://www.kinopoisk.ru/series/615680/

Космическая одиссея «Хаббла» https://www.youtube.com/watch?v=BWSD8xvl4TY

Объять необъятное / Живой космос / Семья Солнца

https://mel.fm/chto_posmotret/735498-universe_movies

Вселенная до Большого Взрыва

https://www.youtube.com/watch?v=fXjPLHRXqE4 

Выводы

Таким образом, в ходе решения проблемной игровой ситуации создаются условия для развития инженерно-математического мышления  детей старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей всё чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, ...

Конспект образовательной ситуации по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Есть такая профессия Эколог».

Цель:Формирование представления о профессии Эколог.Задачи:Познакомить с профессией Эколог.Рассказать о том, что профессия Эколога затрагивает все сферы жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированн...

Консультация Тема: «Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  Тема: «Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в старшем дошкольном возрасте «Чудесная Хохлома» «Хохломские ложки» (декоративное рисование)

Данный конспект способствует воспитанию интереса к народному прикладному искусству родного края, развитию художественно-эстетических способностей и воспитанию нравственно-патриотических чувств...

Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в старшем дошкольном возрасте «Народные Нижегородские промыслы» «Городецкий фазан» (декоративное рисование)

Данный конспект способствует воспитанию любви к родному краю через знакомство с народным прикладным искусством Нижегородской области...

Сценарий игровой образовательной ситуации с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Тема: «Мыльные забавы»

Цель  Формировать активные поисковые действия, с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность....