проблемно-игровая образовательная ситуация «Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
проблемно-игровая образовательная ситуация
Цель: актуализировать знания детей за учебный год по образовательной области «Познание» формирование элементарных математических представлений.
Материал содержит направление в работе по финансовой грамотности дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 230
открытого акционерного общества
«Российские Железные Дороги»»
Технологическая карта проблемно-игровой образовательной ситуации
«Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»
конкурс методических разработок по экономическому воспитанию дошкольников «Домовёнок»
Номинация: «Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности»
Старший дошкольный возраст
Составил: Воспитатель
высшей квалификационной категории
Ом Н.А.
г. Северобайкальск
2022 г.
Тема ОС: «Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»
Форма проведения: проблемно-игровая образовательная ситуация
Цель: актуализировать знания детей за учебный год по образовательной области «Познание» формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
- Закреплять у детей навыки счета в пределах 10, в прямом и обратном порядке, умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету».
- Закреплять умение уравнивать группы предметов двумя способами (удаление или прибавление единицы).
- Совершенствовать умение детей сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения.
- Продолжать учить детей, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
- Совершенствовать у детей временные представления: части суток, дни недели, понятия: сегодня, завтра.
- Закреплять пространственные представления на плоскости (вверху, внизу, слева, справа), по отношению к себе, другим предметам.
- Закреплять знания некоторых характерных особенностей знакомых геометрических фигур (количество сторон, углов; равенство, неравенство сторон)
- Развивать память, внимание, воображение, логику и мышление.
- Развивать у детей способность к самостоятельному «открытию» новых знаний.
- Воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: побуждала детей к преодолению робости, поддерживала уверенность в своих силах; умение работать в команде
познавательное развитие: знакомство с новым – изготовление весов из подручных материалов; повторение и закрепление математических представлений;
речевое развитие: побуждала детей отвечать на вопросы грамотным математическим языком; активизировала словарь детей
художественно-эстетическое развитие: побуждала детей видеть прекрасное в образе нашей планеты через видео сюжет;
физическое развитие: развивала общую моторику и координацию движений у детей, соблюдала смену поз на протяжении всей ситуации.
Используемые технологии:
- Технология 4-х вопросов;
- Технология игрового обучения (вся ситуация проводилась в игровой форме);
- Практико-ориентированный подход (дети свободно передвигались по группе)
- Экспериментальной деятельности, искали ответ на поставленный вопрос);
- Здоровье сберегающие технологии (смена видов деятельности, доброжелательная атмосфера в группе).
- ТРИЗ
Оборудование. Ноутбук, видеопроектор, колонки, телефон
Демонстрационный материал: мяч, крупный конструктор, презентация полета в космос, видео игра «Не попадись!», видео «Полет над землей», музыкальные аудио файлы с записью голосов виртуальных помощников, вешалка с крючками, 2 одинаковых пакета (корзинки), карточки гимнастики для глаз, 2 предмета разных по весу, карта-схема «Весы»
Раздаточный материал: набор геометрических фигур (4 треугольника, 4 круга, овал, 2 квадрата, прямоугольник), карта с космической числовой станцией (для реализации дифференцированного подхода в процессе НОД. Числовые станции подобраны для детей разного уровня развития от 3 до 8), простой карандаш, лист картона черного цвета, карточка с двумя свободными полосками.
Для непредвиденных ситуаций: планеты солнечной системы с нумерацией, цифры, бросовый материал, оборудование для экспериментирования в центре «Знайка».
Длительность этапа | Содержание деятельности педагога | Материалы, оборудование (герой, демонстрационный и раздаточный материал) | Содержание деятельности детей (предполагаемые ответы) | Предполагаемый результат | Технологии |
Утренний круг | |||||
3 мин | Доброе утро, всем, кто с нами рядом, приглашаем к работе дежурных по занятиям. Они познакомят нас с планом нашей работы на сегодняшний день. Дежурные называют: - тему нашей паутинки - время года, признаки времени года. - день недели? Далее дежурные озвучивают какие игровые занятия и центры активности ожидают детей в этот день -Кто мне напомнит, какая проблема стояла перед нами вчера? Где мы могли найти ответ для решения проблемы? Как сделать весы своими руками в детском саду. | Карточки режимных моментов, занятий, КП, | Гипермаркет –космос Весна Четверг Называют занятия по расписанию, опираясь на условные карточки-схемы Как сделать весы своими руками в детском саду. Найти интересные варианты в интернете, книгах или узнать у родителей. Купить книгу в нашем книжном гипермаркете. | Дежурные могут сами ответить на поставленные вопросы, а могут спросить кого-то из детей по своему выбору. Дети могут озвучить свои примеры создания весов или назвать место, где можно взять весы. Могут сказать, что предметы можно положить на руки и определить вес предметов. Могут предложить сходить в центры и узнать там об изготовлении весов своими руками В итоге исследование поставленного вопроса переходит на ОД | Личностно-ориентированная Утреннего круга (групповой сбор) |
Мотивационно–целевой этап: | |||||
3 мин | Итак, пришло время для поиска ответа на наш вопрос. Вы предложили сходить в наш книжный гипермаркет. В каком разделе магазина нам нужно искать источник? Посмотрите, сколько стоит энциклопедия, которая нам нужна? Для того, чтобы купить книгу нам понадобиться…? У нас есть финансы? Каким способом можно получить деньги? А нам в детском саду какие деньги можно заработать? Мне нравится ход ваших мыслей. Что нужно сделать в первую очередь? Потом? Кто может нам составить бизнес план? Кого можно попросить о помощи? Подходит нам этот вариант? Поможем космонавтам и заработаем денег на покупку книги. За каждое задание получаем условный рубль | Телефон Аудио запись голосового помощника | В магазине можно купить необходимую книгу. В разделе науки. Нам нужна энциклопедия. Деньги. 10 рублей Нет Работать и получить зарплату Игрушечные Выполнить работу или задание. Не знаем. Интернет помощника Алису, (сбербизнес) | Условные деньги Вначале мы напишем план наших дел и потом начнем выполнять все по порядку и зарабатывать условные деньги. | |
Практический этап: | |||||
20 мин | Вы готовы? 1 задание. «Разминка» чтобы отправится в космическое путешествие нужно хорошо подготовиться. Потренировать свой мозг. Я буду кидать мяч, а вы отвечать на вопрос: - Сколько раз в году бывает День рождения? - Назови времена года? - Сколько времен года? - Назовите весенние месяцы - Как называется наш город? - Как называется наша Республика? - Как называется страна, в которой мы живем? - Как называется планета, на которой мы живем? - Какой формы наша планета? - Что такое солнце? - Какая по счета наша планета от Солнца? - Как называется естественный спутник Земли? - Сколько собак летало в космос? - Какой по счету был космонавт Ю. Гагарин из людей? - Что такое ракета? Чтобы нам отправится в полет, нам понадобится ракета. Из каких деталей может состоять ракета? получаем 1 условный рубль 2 задание. Когда космонавт отправляется в полет, идет обратный отсчет, но мы сначала посчитаем в прямом порядке, а потом в обратном. «Поехали» Почему Земля уменьшилась? Смотрите цифровые звезды пролетают мимо нас, - Назови соседей числа 3 - Назови соседей числа 5 - Назови соседей числа 6 - число, меньше 5 на единицу, какое это число? Составьте задачу - число, больше 6 на единицу, какое это число? получаем 2 условных рубля 3 задание. Состав числа. Посмотрите мы пролетаем мимо интересных космических станций. На каждой станции стоит номер, а на каждой солнечной панели расположены цифры. Но некоторые спрятались, нам нужно вспомнить состав числа и расставить цифры на солнечных панелях, иначе станции сломаются и у нас отключиться интернет на всем земном шаре (дети вписывают карандашом цифры в пустые прямоугольники). получаем 2 условных рубля 4 задание. «Фигурный ребус» - положите перед собой геометрическую фигуру с тремя углами, как называется эта фигура? - добавьте к треугольнику еще один треугольник - сколько треугольников получилось? - два треугольника вместе какую фигуру образуют? - положите квадрат. Добавьте еще один квадрат - какая фигура у вас получилась? - сколько четырехугольников получилось? - на какую фигуру похожа планета Земля? - найдите фигуру без углов, но не круг. - Положите на верхнюю полоску 4 треугольника, а на нижнюю полоску 4 круга. Что нужно сделать, чтобы кругов и треугольников было поровну? получаем 2 условных рубля 5 задание. «Космическая карта» Нам предстоит поработать над звездным маршрутом. Без него мы не найдем планету Марс. Необходимо четко расположить геометрические фигуры на планшете. В центр положите круг, в правом верхнем углу треугольник, в правом нижнем углу прямоугольник, в левом верхнем углу квадрат, в левом нижнем углу овал. получаем 2 условных рубля | Мяч конструктор крупный квадратной корпус, нос ракеты треугольный. Компьютер, презентация: Звезды с цифрами Р.М. картинка станции с панелями и цифрами. Числовые станции от 3 до 8 Р.М.: 2 треугольника 2 квадрата, круг, овал Лист картона черного цвета, геометрические фигуры | Да (1) (весна, лето, осень, зима) (март, апрель, май) Северобайкальск Улан-Удэ Россия Земля Круглая Звезда Третья Луна Две Первый Воздушный транспорт (справа 2, слева 4) (слева 6, справа 4) (5, 7) (4). Было 5 звезд, 1 звезда потухла, стало 4 звезды (7) Было 6 космонавтов прилетел еще один, стало 7 космонавтов два ромб прямоугольник три Круг Овал Прибавить или убрать одну фигуру | Дети четко называют ответы на поставленные вопросы, ориентируются в понятиях «Выше-ниже», «Шире-уже» Знают состав числа, умеют находить место цифры в числовом ряду, Имеют навыки счета в прямом и обратном порядке. Имеют навыки конструирования. Знают геометрические фигуры. Могут предположить, что из треугольных геометрических форм можно создать огонь у нижнего отсека ракеты. Работа в командах. Реализация дифференцированного подхода. Подбор заданий для детей разного уровня развития. Дети выполняют работу сообща Планеты с номерами, фон солнечной системы | Технология игрового обучения; Практико-ориентированный подход |
Проблемно-поисковый этап: | |||||
3 мин | А сейчас мы должны найти астероиды. Выходим все в открытый космос. получаем 1 условный рубль | Предположение детей: «без дыхательных аппаратов выходить нельзя в открытый космос» | Бросовый материал, оборудование для экспериментирования | Дети легко ориентируются в пространстве группы, могут найти предметы заместители. | ТРИЗ |
физ. минутка «Космический вирус, не попадись!» А вот и наши астероиды. | Презентация игры | ||||
Минутка релаксации | |||||
1 мин | Пора возвращаться на Землю. Начинаем обратный отсчет (10,9…поехали) Сейчас мы еще раз можем полюбоваться красотами нашей планеты из космоса. | Видео сюжет | Просмотр видео | Здоровье сбережение | |
Проблемно-поисковый этап: | |||||
5 мин | Мы выполнили работу и заработали деньги. Сколько условных рублей мы заработали? Теперь можно купить энциклопедию, хватит нам денег? Смотрите внимательно в энциклопедию и найдите подсказку для решения нашего вопроса. Из чего можно сделать весы? Какой материал нам понадобится? | Плечики, два полиэтиленовых пакета | Находят на страницах книги иллюстрацию с предметами для изготовления весов, но схема сборки отсутствует. Дети ведут мыслительно-поисковую деятельность. | Дети понимают условность денег Подвести детей к решению создать весы из подручного материала | поисково-познавательная деятельность ТРИЗ |
2 мин | Давайте на наших весах взвесим астероиды. | 2 предмета разных по весу (могут предложить дети) | Дети имеют представление о том, что тяжелый предмет перевесит легкий | ||
Рефлексивно – оценочный этап: | |||||
2 мин | Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей работы - Какая задача стояла сегодня перед нами? - Смогли мы сегодня заработать условные деньги? - Что мы для этого сделали? - «Ты справился?» - «Что у тебя получилось, не получилось?» - Что нового мы узнали? - Как вы считаете, знания полученные в играх-занятиях, на которых мы учимся зарабатывать виртуальные деньги в детском саду помогут вам в будущем? | Свободное общение детей с педагогом. | Ответы детей | Достижение поставленной цели. Удовлетворение, чувство радости. | Технология 4 вопросов |
Итого 36 минут НОД + 3 минуты утреннего круга= 33 минуты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной проблемно – игровой и практической ситуации
Конспект образовательной проблемно – игровой и практической ситуации в старшей группе с учетом ФГТ....
Образовательные ситуации по ознакомлению детей с профессией пчеловод в детском саду
Данный материал знакомит детей старшего дошкольного возраста с мало известной профессий пчеловод....
Образовательные ситуации по ознакомлению детей с профессией пчеловод в детском саду
Данный материал для дошкольников, знакомство с профессий пчеловод....
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Теремок». Экскурсия по детскому саду: «Хорошо у нас в детском саду».
Конспектнепосредственно образовательной деятельностиво второй младшей группе «Теремок».Экскурсия по детскому саду: «Хорошо у нас в детском саду»....
Учим правила дорожного движения с детского сада.
Заметка в газету....
Создание условий для достижения ситуации успеха на занятиях по физической культуре в детском саду
Успех радует даже самых маленьких людей - дошколят! Я инструктор по физической культуре. Много лет работаю с детьми, наблюдаю и развиваюсь с ними вместе. В своей работе считаю важным делом - развивать...
Консультация для педагогов "Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"
Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодейств...