«Развитие логического мышления на занятиях по ФЭМП»
учебно-методический материал по математике
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие логического мышления на занятиях по ФЭМП»
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Основными операциями чувственного познания являются:
- ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (когда мы берём в руки яблоко, мы чувствуем, что оно твёрдое. Это ощущение. Мы видим, что оно зелёное с красным боком или жёлтое. Это тоже ощущение).
-- восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств (каждый из нас, не видя перед собой яблоко, уже имеет представление о нём. А образ примерно такой: это съедобный предмет, фрукт, кислый или сладкий на вкус, округлой формы, зелёного, жёлтого или красного цвета).
-- представление - это чувственный образ предмета, в данный момсж ncmtK. не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме (Н/р: яблока перед нами в настоящее время может и не быть, но мы можем его представить, описать его свойства).
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждение и умозаключения.
Основными логическими приёмами формирования понятий являются:
-- анализ (мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков).
-- синтез (мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа).
~ сравнение (мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам).
-- обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков).
- классификация (это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место).
Часто логические задачи трудны для восприятия дошкольников и самые простые из них можно предлагать только в старшем возрасте. Но элементы логики присутствуют в любой математической задаче и, решая их, можно развивать элементарное логическое мышление уже со второй младшей группы. В этом возрасте я даю упражнения на продолжение логических рядов. Начинаю с чередования фигур по одному признаку: или форма, или цвет, или размер. Н/р: круг, треугольник и т.д. Установка для детей:
- Воспроизвести ряд с образца или под диктовку.
- Продолжить ряд.
3. Объяснить, почему так сделал.
4. Следующий ряд: чередование фигур по одному признаку, но чередуются 3 фигуры. Круг, треугольник, квадрат и т.д.
К концу 2 младшей группы можно вводить игры на сравнение предметов между собой, которые способствуют концентрации внимания.
В этом же возрасте ввожу игры на классификацию предметов, т.е. находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Н/р: «Третий лишний».
В средней группе варианты уже знакомых игр усложняются. Здесь же даю первые словесные логические упражнения типа: «Ваня бежит быстрее Оли. Оля бежит быстрее Наташи. Кто бежит быстрее всех? Кто бежит медленнее всех?» Конечно, степень усложнения зависит от подбора детей в группе. Ориентируюсь в основном на то, как дети справляются с заданиями. Сумели выполнить упражнение, даю усложнения.
В этом же возрасте даю упражнения на поиск одинаковых свойств 'лгл признаков предметов. Атак же на поиск предмета, отличающегося от других.
В старшем возрасте на первый план выходят словесные логические задания. Дети 5-6 лет уже способны воспринимать содержание такой задачи, могут проводить элементарные рассуждения, доказывать своё мнение Н/п предлагается задача: «У Тани, Оли, Саши 3 платка:2 голубых и 1 розовый. Какого цвета платок одела на прогулку Оля, если у Тани и Саши были платки
разного цвета?» Прежде, чем решать такую задачу, нужно добиться, чтобы каждый ребёнок хорошо усвоил её условие. Понятое условие - половина успеха. Задаю вопросы, уточняющие содержание задачи, даже не касающиеся её решения. Ещё лучше, если вопросы будут провокационные: - Сколько было мальчиков? Такие вопросы вызывают у детей желание спорить, доказывать. Это позволяет удерживать всех детей в общем разговоре, способствует лучшему усвоению условия задачи. Такой подход приучает также к запоминанию условия с первого чтения. Далее переходим к решению. Никаких предварительных указаний или вопросов, направляющих мысль ребёнка, я не даю. Даю время подумать, затем принимаю все варианты, предлагаемые детьми, не подавая вида какой вариант верный или неверный. Считаю, что ребёнку нужно предоставить возможность высказать свои мысли, т.к. он не может ещё проследить логическую цепочку про себя. Оформляя свою мысль в слова, он продолжает думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения, а нередко, рассуждая вслух, находит свою ошибку. Важно, чтобы дети не только высказывали своё мнение, но и доказывали его; а также выслушивали мнение другого, сопоставляя со своим и задумывались над тем, кто прав? Можно ограничить время высказываний: это нужно для того, чтобы смогли высказаться все желающие, во-первых; и во-вторых, когда ребёнок ограничен во времени, он спешит сказать главное. При выборе верного варианта ответа задаю такие вопросы, чтобы подвести детей к самостоятельному выбору верного варианта.
В этом же возрасте ввожу логические таблицы. Трудность заключается в том, что ребёнок ищет не достающийся предмет, сравнивая предметы по рядам и по столбцам.
Очень важно для этого возраста, чтобы ребёнок умел устанавливать последовательность событий на картинках, иллюстрациях в детских книгах: что было сначала, что произошло потом. Д/и: «Что за чем?», «Последовательные картинки» и т.д.
В подготовительной к школе группе ввожу игры с палочками. Их можно объединить в три группы:
А) Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек. Н/р: составить 2 треугольника из 5 палочек.
Б) Задачи по изменению фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
В) Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
На своих занятиях использую упражнения на развитие умения выявлять нелогичные ситуации. Д/и: «Небылицы», а так же русские народные песенки и потешки.
На своих занятиях приучаю детей самостоятельно формулировать выводы. Считаю важным моментом для успешного обучения эмоциональное состояние ребёнка на занятиях, которое зависит от отношений, складывающихся между детьми, воспитателем и детьми, педагогом и детьми. Стремлюсь, чтобы их существование во время занятий было интересным, я их уважаю, понимаю их чувства, переживания, никогда не позволяю себе унизить ребёнка, или посмеяться над ним, над его неудачей, вселяю в них веру в себя, говоря: «Не бойся ошибиться, я не буду вас ругать, просто помогу разобраться, в чём вы ошиблись». Разрешая делать ошибки, освобождая мысль ребёнка, требуя доказательства высказанного решения даю возможность самому убедиться верно ли оно.
В заключении хочу сказать, что самое главное я думаю, каждому из нас на своём рабочем месте делать своё дело, предельно хорошо, не ссылаясь на обстоятельства. Тогда и будет складываться общий успех!
Литература:
Л.Ф.Тихомирова «Логика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на занятиях по математике в подготовительной группе.
конспект занятия по математике...
«Развитее логического мышления у дошкольников по ФЭМП»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений....
Презентация "Развитие логического мышления на занятиях по математике"
Данная работа предназначена для воспитателей д/садов и родителей, чтобы развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.Приобщать к этому предмету в игровой и занимательной форме. Э...
Консультация для педагогов Развивающая работа с детьми, создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП
Развивающая работа с детьми, создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе. «Развитее логического мышления у дошкольников по ФЭМП»
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе. Подготовил воспитатель...
Перспективно-тематическое планирование по развитию комбинаторного мышления на занятиях по ФЭМП в подготовительной группе
Перспективно-тематическое планирование по развитию комбинаторного мышления на занятиях по ФЭМП в подготовительной группе ...
Консультация для педагогов. «Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала».
Консультация для педагогов.«Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала»....