Консультация для педагогов. «Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала».
проект

Попова Валентина Николаевна

Консультация для педагогов.

«Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала».

Выполнила:

Попова В.Н.

2021 - 2022  учебный год

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с занимательным материалом и играми с ними в работе по ФЭМП.

2. Представить комплекс дидактических игр по  развитию логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

3. Отработать  практические навыки организации математических игр на основе занимательного материала.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Важно не столько дать знания по математике, сколько научить детей логически мыслить, развивать математическое мышление. В детском саду хорошо известны и широко используются в практике игры и упражнения на развитие логико – математических представлений и умений. Педагоги в своей работе используют разнообразный развивающий дидактический материал. В ходе игр решаются задачи, способствующие развитию у дошкольников простейших логических операций (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, сериация, вывод,...) Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.

Часто в начальной школе дети испытывают затруднения при освоении школьной программы по математике. Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОО на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Единственно правильный путь развития и совершенствования познавательных интересов ребенка стоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития в его гармоническом единстве с развитием физическим, т.е. в соответствии с психофизическими особенностями каждой возрастной группы дошкольников.

Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Крутецкий  Вадим Андреевич (1917-1989) - доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей, выделил девять компонентов математических способностей:

1. способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания абстрагированного, от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

2. способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне разном;

3. способность к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательстве, обосновании, выводах;


4. способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;

5. способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;

6. способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

7. гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой. Свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

8. математическая память – память на обобщенные формализованные структуры, логические схемы;

9. способность к пространственным представлениям.

Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.

Мир, в котором живет малыш – это мир мышления и логики, подлинных приключений, невероятных открытий, которые встречаются на каждом шагу. Ведь в каждом ребенке заключено чудо от рождения. Чудо – это его мозг. Поэтому никогда не надо забывать о том, что «Чудеса заключены не в методах, а в самом ребенке. И каждый ребенок имеет право овладеть этим чудом. А нам только остается купить билет в эту страну чудес».

1.Дидактическая игра «Раскрой секрет» (с использованием даров Фребеля).

Описание игры: детям предлагается карточки пиктограммы , в которых зашифрованы геометрические фигуры. Дети анализируют полученную информацию через условные символы, решают какая фигура была зашифрована. Аргументируют свой ответ.

Предполагаемые логические операции – анализ, синтез, обобщение.

2. Дидактическая игра  «Уникуб». ( по Никитину Б.П.)

Описание игры: детям предлагается дидактическое пособие «уникуб» и карточки с заданиями. Дети выполняют задания по заданным условиям.

Предполагаемые логические операции – анализ, синтез.

3. Дидактическая игра  « Собери квадрат». ( по НикитинуБ.П.)

Описание игры: детям предлагается дидактическое пособие «Собери квадрат» и образцы разрезанных квадратов. Дети выполняют задания по заданным условиям.

Предполагаемые логические операции – анализ, синтез.

4. Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Описание игры: детям предлагается дидактическое пособие «нити разных историй». Ключевые картинки квадрат, круг, овал, прямоугольник и разнообразные предметные картинки – мяч, письмо, машина, сапоги, огурец,  газовая плита, клин журавлей, блины и т.д. Дети анализирую картинки, синтезируют полученную информацию  и делают вывод - какую геометрическую фигуру напоминает тот  или  иной предмет.

Предполагаемые логические операции – анализ, синтез, классификация, обобщение.

5. Дидактическая игра «Волшебный ящик».

Описание игры: детям предлагается дидактическое пособие «Волшебный ящик», в котором находятся деревянные цифры от 1 до 9 , дети на основе сенсорного анализа угадывают цифры, достают из ящика , демонстрируют другим участникам. Делают вывод – распознали ( угадали) они цифры или нет.  

Предполагаемые логические операции – анализ, синтез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта по теме "Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала"

Презентация опыта по теме "Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала"...

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обуч...

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала

Актуальность использования занимательного материалаЦели, задачи,формы и методы предоставления занимательного материалаСредства реализацииПринципы организации образовательного процессаСоздание педагоги...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Конспект занятияпо формированию элементарных математических представленийс использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»«МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ БОЛЬШОГО ГОРОДА&raqu...

Развитие функциональной грамотности дошкольника на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...