Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Морское путешествие»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ходакова Наталья Владимировна

Конспект  тематического занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста. В данном конспекте использованы такие виды работы с детьми как ориентировка на листе бумаги, работа с графами и счетными палочками.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_-_kopiya.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №43» г. Рязань

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

с детьми старшего дошкольного возраста

«Морское путешествие»

Воспитатель

высшей квалификационной категории:

Ходакова Н.В.

  Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей         старшей группы через   создание игровой ситуации.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать закреплению навыков порядкового и количественного счета;
  • продолжить работу над умением сравнивать группы предметов и уравнивать их двумя способами;
  • тренировать  умение  соотносить цифры  с количеством;
  • закреплять умение решать устно задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • продолжить работу  над  умением работать с графами.
  • формировать  навык ориентировки на листе бумаги и в пространстве;
  • упражнять в выкладывании цифр и геометрических фигур из счетных палочек;

Развивающие:

  • развивать коммуникативные качества;
  • способствовать развитию образного, логического мышления, воображения, непроизвольного внимания, умения делать простейшие умозаключения.

Воспитательные:

  • воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям, умение работать в коллективе, сопереживать успехам и неудачам товарищей, основы культуры поведения.

Оборудование и материалы: Незнайка и Золотая рыбка,   карточки с сеткой для математического диктанта, счетные палочки,  магнитный счетный материал, карточки с заданиями для соотношения множества и цифры, графы,  фломастеры,  желтые и синие звездочки для рефлексии,  музыкальное сопровождение для игры.  

Ход НОД

1.Мотивация

Воспитатель: Ребята, к  нам в группу приплыла золотая рыбка и рассказала, что в царстве Морского царя произошло несчастье. Северный ветер поссорился с южным и такой шторм устроили, что  царь  прислал рыбку за помощью. А помочь ему могут только те, кто знаком с наукой математикой. Как вы думаете, сможем ли мы с вами оказать  ему помощь? Почему?

Дети: Да!

2.Счет по порядку.

Воспитатель: Чтобы никого не потерять в пути, давайте посчитаемся по порядку сначала справа – налево.  А теперь слева – направо.

Сколько детей отправятся в путешествие к морскому царю? Почему так думаете? Какой по чету была Катя, когда мы считали справа – налево? А когда считали во второй раз? Почему так получилось? (Потому что считали в разных направлениях) Молодцы! Занимайте свои места!

3. Математический графический диктант.

Воспитатель: А вот на чем мы с вами будем путешествовать, узнаем, если правильно нарисуем по клеточкам.

Воспитатель: Что же у вас получилось, как вы думаете?  ( корабль, подводная лодка) Дорисуйте иллюминаторы и обозначьте свои работы.

4. Работа со счетными палочками.

Воспитатель: Подводную лодку не завести!

Надо сначала код найти!

Сеть тяну, рыбу ловлю.

Попалось немало.

Три окунька и три карася.

Уху сварю, всех угощу!

Сколько рыбок попалось? (6)

Как догадались, что 6? ( 3 да еще  3 – всего 6 рыбок).

Воспитатель: Возьмите счетные палочки и выложите цифру  6 синим цветом. Справа от цифры выложите желтый ромб, а слева зеленый треугольник.

Воспитатель: Какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей) Молодцы! Код мы подобрали и наша подводная лодка готова к плаванию. Добро пожаловать на борт! Разрешите мне быт вашим капитаном?  Предлагаю матросам немного размяться.

5. Физкультминутка

Солнце светит на полянку 1,2,3,4,5!

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире

1,2,3,4,5.

Наклониться -3,4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку!

5. Счет

Воспитатель: Проверим, насколько наша команда готова к  путешествию. Посчитайте:

От  1 до 5

От 3 до 8

От 10 до 6

От 5 до 1.

Воспитатель: Молодцы! В добрый путь!

6 .Работа со счетным материалом. Сравнение. Уравнивание.

Воспитатель: Первое задание. Подарил морской царь своим двум дочерям русалочкам по бусам, но во время шторма бусинки рассыпались… и вот что осталось.

Сколько бусин фиолетового цвета? (6)

Сколько желтых бусин?  (4)

Что модно сказать о количестве фиолетовых  и желтых бусин?  (фиолетовых больше,  чем желтых).

На   сколько  больше?  (фиолетовых на две бусины больше, чем желтых)

Что нужно сделать,  чтобы у русалочек стало  одинаковое количество бусин?  (Можно убрать 2 фиолетовые бусины  или положить 2 желтых).

Что теперь можно сказать о количестве бусин? (Одинаково.  Поровну. Фиолетовых  бусин столько, сколько желтых. Их по 6 (4).

Молодцы, ребята! Поплыли дальше.

7. Соотношение цифры с множеством.

Воспитатель: Подплываем к морскому зоопарку. Нужно проверить все ли морские обитатели на месте!  Возьмите карточки с заданиями и посчитайте.

Воспитатель: Давайте проверим, у морского царя по документам было  3 рыбки, 6 морских коньков, 8 ракушек и 6! осьминогов.  Все ли на месте? (Пропал 1 осьминог). Если он нам на пути встретится, обязательно его вернем!

8. Математическая физкультминутка.

Прыгнем столько раз, сколько ног у осьминога.

Хлопнем столько раз, сколько времен года.

Топнем столько раз, сколько цветов в радуге.

Обнимемся столько раз, сколько шляпок у грибка.

 

9. Работа с графами в парах.

Воспитатель: Ребята, золотая рыбка мне подсказывает, что 2 любимых аквариума морского царя с морскими звездами и морскими ежами  разбились во время шторма. Расползлись они по морскому дну и не найти кто из них кто. Только и знают, что играют в игру «Покажи на звезду». У нас на листочках  точками обозначены морские обитатели. Сможем ли мы с вами определить кто где? По правилам игры стрелочка показывает на звезду. Давайте мы морским ежам нарисуем иголки, тогда все станет ясно!  (Работа с графами).

Воспитатель: Сколько морских ежей получилось? (4)

Сколько звезд вы определили? (7)

Что еще вы заметили на графе? (Одна точка, которая не связана стрелочками) 

Кто же это может быть? ( Пропавший осьминог) Ну вот мы и нашли беглеца!

Молодцы, ребята!  Наше путешествие заканчивается. Дежурные  убирают  со столов, а остальных я приглашаю на берег немного поразмяться и поиграть в музыкальную игру

10. Музыкальная  Игра.

1,2,3,4,5 –парочками встать.

1,2,3,4,5 – пятерочками встать.

1,2,3,4,5 – троечками встать.

   

11. Рефлексия

Воспитатель: Золотая рыбка и морской царь говорят вам огромное спасибо! Вы настоящая команда! Расскажите Незнайке, как вы помогали морскому царю.  (Ответы детей). Ребята, если вы считаете, что у вас все получилось, выберите желтую звездочку. Если у вас еще не все получается, то звездочку фиолетовую цвета. (Дети выбирают звездочки и встают вокруг коврика)

Воспитатель: Ребята,  Золотая рыбка  передала Незнайке рисунок – загадку. Только он говорит «Какая это загадка, это просто веревка». А как вы думаете? (Это цифра « 7»). Да, верно,  но о ней мы поговорим в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание.» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Посылка для осени"

Программное содержание:Развивать мышление и  умение ориентироваться по схемам, мелкую моторику, внимание, восприятие, воображение, креативность у детей через коллекционирование,  любознатель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке Матрёне» с использованием игрового макета.

Программное содержание: - Расширить и обобщить знания детей о домашних животных в деревне.-Закрепить названия домашних животных и их детёнышей.- Формировать знания о пользе домашних животных для ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познание с детьми среднего дошкольного возраста. Игра - викторина "Знайкины вопросы".

Игра - викторина "Знайкины вопросы" содержит занимательные игры, задания, вопросы, загадки, которые позволяют в игровой форме систематизировать, конкретизировать, обобщить знания детей о предметах и я...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познание с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прозрачный невидимка".

Непосредственно образовательная деятельность помогает формировать у детей элементарные представления о воздухе, его свойствах. Способствует развитию мыслительных процессов, умении делать простейшие вы...