Математическое занятие "Фигурград" (средняя группа)
методическая разработка по математике (средняя группа)
Интересное математическое занятие в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskoe_zanyatie_v_sredney_gruppe.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическое занятие в средней группе.
Программные задачи: закреплять названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); упражнять в счёте в пределах 5; учить выкладывать цепочку фигур по схеме; развивать умение сравнивать количество предметов в двух множествах; закреплять названия цветов
развивать устойчивое внимание, логическое мышление,; активизировать в речи детей слова-прилагательные, обозначающие цвет.
воспитывать желание помогать попавшим в беду, совершать добрые дела.
Материалы: у воспитателя: ворота, ключи-вкладыши; 2 картинки с пятью отличиями; схема дорожки, набор из 9 фигур; грибочки (5 с треугольными шляпками, 5 – с круглыми), 2 корзинки с наклеенными кругом и треугольником; геометрические человечки; мяч с наклеенными геометрическими фигурами.
у детей: по 4 треугольника, карточки с образцом домика.
Ход занятия.
- Ребята, покажите мне свою любимую куклу Ксюшу. (Дети идут за куклой, но не находят её .Рядом лежит письмо). Воспитатель читает письмо: «Злой волшебник похитил меня и спрятал в городе геометрических фигур. Помогите мне вернуться домой. Ваша кукла Ксюша»
- Ребята, поможем Ксюше? А что это за город геометрических фигур? Кто в нём живёт?
- Как вы думаете, как можно отправиться в волшебный город?
- Да, в сказочный город можно попасть по-разному…
Но у меня есть волшебный плащ. Посмотрите, какой красивый. Что на нём изображено? (Фигуры)
- Чтобы попасть в Фигурград, нужно накрыться этим плащом и произнести волшебные слова.
Накрывает себя и детей плащом:
- 1,2,3, ну-ка, волшебный плащ в Фигурград нас перенеси!
(Звучит музыка)
- Вот мы и прибыли к городу. Посмотрите какие красивые ворота. Это вход в город Фигурград.
1. Рассматривание фигур на воротах. Приложение 1
- Какие геометрические фигуры вы видите на этих воротах?
- Какого они цвета?
- Ребята, а по размеру фигуры какие? (Большие и маленькие)
- Молодцы, ребята. Теперь можно заходить в город.
2. Игра «Найди 5 отличий» (Стоя у доски) Приложение 2
- Ребята, посмотрите, кто это встречает нас в городе фигур?
- Что у него в руке? Этим фонариком он покажет нам, куда идти дальше. Но гном этот не простой.
Как-то раз, весенним днем,
На опушку вышел Гном.
Он зажёг фонарик свой
И хотел идти домой.
Но злой волшебник прилетел,
Заколдовал его сумел.
- Ребята, как мы можем помочь гному? (Нужно его расколдовать)
- Чтобы расколдовать гнома, нужно найти 5 отличий между картинками.
- Можно идти дальше.
3. Задание «Построй дорожку» (Стоя. На доске – схема дорожки. На полу разбросаны геометрические фигуры) Приложение 3
- Ребята, посмотрите. Злой волшебник поломал дорожку, и мы не можем дальше идти.
- Как же нам поступить? (Нужно построить новую дорожку)
- У нас есть подсказка – схема дорожки.
- Назовите фигуры.
- Начинать строить дорожку можно с любой фигуры, но обязательно следовать строго по стрелочке.
- Если мы начнём с круга, какая фигура будет следующая?
-А если с треугольника?
- А с квадрата?
- Выберите фигуру, которая вам нравится больше.
(Воспитатель берёт оставшуюся фигуру и выкладывает на пол)
- Чья фигура будет следующая? (Каждый выкладывает по очереди свою фигуру)
- Мы построили дорожку. Теперь по ней можно отправляться дальше.
Физминутка.
Пошагали ножки прямо по дорожке
К нашей милой Ксюше приведут нас ножки.
Побежали ножки прямо по дорожке,
К нашей милой Ксюше приведут нас ножки
4. Игра «Собери грибочки» (На паласе разбросаны грибочки с геометрическими шляпками Приложение 4
- Ребята, отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы
- Посмотрите, какие необычные грибочки растут на этой полянке. Чем они отличаются? (Цветом и формой шляпок).
- Назовите цвет шляпок грибочков.
- Нужно собрать грибы. Какие грибочки мы соберём в эту корзинку? А в эту? ( Дети делятся на 2 группы и собирают грибы)
Давайте
посчитайте, сколько грибочков в корзинках? (Считают хором)
- Где больше? (Поровну)
5. Задание «Построй домик для геометрических человечков» (Сидя за столами) Приложение 5
- Посмотрите, какие забавные человечки живут в городе геометрических фигур. Но злой волшебник сломала их домики. Из чего можно построить дом?
- Давайте построим домики из фигур, которые лежат у вас на столах.
Что это за фигуры? (Треугольники)
Сколько их? (Четыре).
Постройте домики по картинке.
- Какого цвета ваши домики?
- Геометрические человечки очень рады своим новым домикам. И в благодарность дарят вам волшебный мяч. Он приведёт нас к месту, где злой волшебник спрятал Ксюшу.
(Воспитатель катит мяч, дети находят конверт)
« Я на шкафчике с вашими любимыми сказками»
( Дети находят куклу)
Итог занятия
.- Ксюша очень рада, что вы нашли её. Давайте расскажем ей, какие добрые дела мы сегодня сделали.
Повторение и закрепление
Программное содержание:
- закрепить навыки количественного и порядкового счёта;
- повторить знания о геометрических фигурах, о линиях;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве,
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрепить знания о частях суток, о временных последствиях;
- развивать внимание, наблюдательность, устанавливать сходства и отличия.
Материал:
- игрушки (заяц, утёнок, слонёнок, лошадка, котёнок, собачка, лисёнок);
- конверт с загадками, с цифрами, с геометрическими фигурами;
- большой медвежонок;
- чёрный лист бумаги, круг, два рисунка с шарами, листы – геометрические фигуры с одной стороны – цифры, с другой – линии;
- модель частей суток.
Ход занятия.
Сегодня к нам в гости пришёл Мишка. Он долго спал, а проснулся и не может понять какое сейчас время года? А в какое время года спал медведь? Что будет после весны? А после лета?
Мишка принёс с собой конверт, а что в этом конверте мы сейчас посмотрим. Здесь лежит листок, а на нём загадки:
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ёжик,
Все вокруг уснуть должны
Наши дети тоже.
Когда все спят?
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Когда это бывает?
Солнце в небе ярко светит
На прогулку пошли дети.
Когда это бывает?
А что следует за днём? А когда дети делают зарядку?
Мишка тоже любит делать зарядку и построил своих друзей. Кто стоит первым? Последним? Посчитайте, сколько Мишкиных друзей построились на зарядку. Кто стоит пятым? Седьмым? Третьим? Кто стоит между котёнком и слонёнком? Кто стоит за собачкой? За лошадкой? Кто стоит между зайцем и собачкой? Кто стоит перед утёнком? Перед лисёнком?
А сейчас поиграем в игру «Продолжи счёт». Я начинаю считать, а вы продолжайте (игра повторяется 3-4 раза).
Мишка любит играть в футбол и хочет с вами поиграть. Возьмите чёрный картон это будет футбольное поле, а жёлтый круг мяч.
Задания: положите мяч на середину поля, в правый верхний угол, в левый нижний угол, в правый нижний угол, в левый верхний угол.
Мишка принёс вам два рисунка. Он любит шарики и нарисовал их на листах. Смотрит и не поймёт что-то здесь не так: и похожи и отличаются рисунки. Чем они похожи и чем отличаются? (На одном рисунке 5 кругов одного цвета и одного размера, на другом – разного размера и разного цвета)
Мишка принёс для вас геометрические фигуры и положил их в тарелочку. Поднимите руки те дети, у которых лежат круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники.
У вас написана цифра на фигуре: нужно нарисовать столько кругов, сколько показывает цифра.
Сейчас поиграем в игру «Закончи рисунок». Переверните геометрическую фигуру другой стороной. У вас нарисованы линии. Какая линия нарисована у Маши? у Вани? и т. д. (линии прямые, кривые, ломанные). Мишка вам предлагает по этим линиям закончить рисунок.
Программные задачи:
- Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.
- Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
- Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
- Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
- Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, 5 деревьев, овощная грядка, числовые карточки от 1 до 5, 3 куклы, 5 ракет, 2 помидора, дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, лист бумаги, 4 моркови, 3 свеклы, 2 яблока, клубничка.
Ход занятия
1. Разминка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
2. Формирование мотивационной основы.
– Ребята, вы любите сказки?
Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласи ее к нам на занятие по математике.
Воспитатель рассказывает:
– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляет картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
3. Повторение изученного ранее материала.
Задание №1.
- “Сколько деревьев возле теремка?” (счет до 5).
- Сосчитай овощи на грядке (которая по счету).
- Д/и “Трик – трак” (Проверить правильно ли расставлены числовые карточки около групп предметов).
Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.
Воспитатель:
– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
4. Знакомство с новым материалом.
Задание №2.
- “Чудесный мешочек” (прямоугольник, квадрат).
- “Знакомство с прямоугольником”
– Что это? (Квадрат)
– А кто может назвать эту фигуру?
Это прямоугольник.
Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставить на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их?
– Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?
– Как можно проверить? (Наложить)
– Что теперь мы видим? Что можем сказать?
Вывод: Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.
Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.
Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:
“Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
5. Закрепление изученного.
Задание №3. “Подбери ключ к замку”.
Возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру – это ключ от замка. Входим в круг, походим под музыку, попляшем. По сигналу: “Открой замок”, вы должны подойти, подобрать ключ, чей подошел, тот в ворота зашел.
Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
6. Закрепление материала, изученного на предыдущем занятии.
Задание №4. “Разложи (овощи) урожай по полкам”.
– Поможем Волчишке?
а) Морковь положите на верхнюю полку.
б) Свеклу на нижнюю полку.
в) Яблоки на левую полку.
г) Клубничку на правую полку.
На каких полках лежат овощи и фрукты?
Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Волчишки. Вошел Волчек и стал в нем жить.
Прибежала Лисичка – сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”
– Я Мышка – Норушка!
– Я Лягушка – Квакушка!
– Я Зайчик – Побегайчик!
– Я Волчок – Серый бочок! А ты кто?
– А я Лисичка – Сестричка, пустите к себе жить.
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
Задание №5.
– Сколько зверей в теремке?
– Кто первый прибежал?
– Кто последний?
– Кто после зайца?
– Кто прибежал перед лисой?
Дверь теремка и открылась для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.
7. Итог занятия.
– Сколько героев в этой сказке?
– Кто помог зверям попасть в теремок?
– Конечно же, вы и ваши знания!
– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)
Здесь представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «ПОЛЕТ В МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГАЛАКТИКУ» ( подготовительная группа)
Закрепление математических знаний и умений посредствам игры-путешествия...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)
Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познание» направление - (математическое развитие) подготовительная группа Тема: «Математический КВН»
Цель: Выявить интеллектуальные и творческие способности у детей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» / Формирование элементарных математических представлений / на тему «Путешествие в математическую страну» Подготовительная группа № 8
Открытое занятие по математике на тему "Путешествие в математическую страну"...
"Математическая история"формирование элементарных математических представлений подготовительная группа
quot;Математическая история"формирование элементарных математических представлений подготовительная группа...
Конспект интегрированного открытого занятие по формированию элементарных математических представлений «Полёт в математическую галактику». Подготовительная группа. 2016
Цель: закрепить и уточнить математические знания, умения и навыки детей подготовительной группы.Задачи:Образовательные:- закрепить обратный счёт в пределах 10;- закрепить представления о том, что при ...