Математическое занятие "Фигурград" (средняя группа)
методическая разработка по математике (средняя группа)

Коршунова Елена Александровна

Интересное математическое занятие в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_zanyatie_v_sredney_gruppe.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Математическое  занятие  в  средней  группе.

Программные задачи: закреплять  названия  геометрических  фигур (круг, треугольник, квадрат); упражнять  в  счёте  в  пределах  5; учить  выкладывать  цепочку  фигур  по  схеме; развивать умение сравнивать количество предметов в двух множествах; закреплять  названия  цветов

развивать устойчивое внимание, логическое мышление,; активизировать в речи детей слова-прилагательные, обозначающие цвет.

воспитывать  желание  помогать  попавшим  в  беду, совершать  добрые  дела.

Материалы: у  воспитателя: ворота, ключи-вкладыши; 2  картинки  с  пятью  отличиями; схема  дорожки, набор из 9 фигур; грибочки (5  с  треугольными  шляпками, 5 – с  круглыми), 2  корзинки с наклеенными кругом и треугольником; геометрические  человечки; мяч  с  наклеенными  геометрическими  фигурами.

у  детей: по  4  треугольника, карточки  с  образцом  домика.

Ход  занятия.

- Ребята, покажите мне свою любимую куклу Ксюшу. (Дети идут за куклой, но не находят её .Рядом лежит письмо). Воспитатель читает письмо: «Злой волшебник похитил  меня  и  спрятал  в  городе геометрических  фигур. Помогите  мне  вернуться  домой. Ваша  кукла  Ксюша»

- Ребята, поможем  Ксюше? А  что  это  за  город  геометрических  фигур? Кто  в  нём  живёт?

- Как вы думаете, как можно отправиться в волшебный город?

- Да, в сказочный город можно попасть по-разному…

Но у меня есть волшебный плащ. Посмотрите, какой красивый. Что на нём изображено? (Фигуры)

- Чтобы попасть в Фигурград, нужно накрыться этим плащом и произнести волшебные слова.

Накрывает себя и детей плащом:

        - 1,2,3, ну-ка, волшебный плащ в Фигурград нас перенеси!

(Звучит музыка)

- Вот мы и прибыли к городу. Посмотрите какие красивые ворота. Это вход в город Фигурград.  

 1. Рассматривание фигур на воротах. Приложение 1

- Какие геометрические фигуры вы видите на этих воротах?

- Какого они цвета?

- Ребята, а по размеру фигуры какие? (Большие и маленькие)

- Молодцы, ребята. Теперь можно заходить в город.

2. Игра  «Найди  5  отличий» (Стоя у доски) Приложение 2

- Ребята, посмотрите, кто это встречает нас в городе фигур?

 - Что  у  него  в  руке? Этим  фонариком  он  покажет  нам,  куда  идти дальше. Но гном этот не простой.

Как-то раз, весенним днем,
На опушку вышел Гном.

Он зажёг фонарик свой

И хотел идти домой.

Но злой волшебник прилетел,

Заколдовал его сумел. 

- Ребята, как мы можем помочь гному? (Нужно его расколдовать) 

- Чтобы расколдовать гнома, нужно   найти  5  отличий  между  картинками.

- Можно идти дальше.

3.  Задание «Построй дорожку» (Стоя. На доске – схема дорожки. На полу разбросаны геометрические фигуры) Приложение 3

- Ребята, посмотрите. Злой волшебник поломал дорожку, и мы не можем дальше идти.

-  Как же нам поступить? (Нужно построить новую дорожку)

- У нас есть подсказка – схема дорожки.

- Назовите фигуры.

- Начинать строить дорожку можно с любой фигуры, но обязательно следовать строго по стрелочке.

- Если мы начнём с круга, какая фигура будет следующая?

-А если с треугольника?

- А с квадрата?

- Выберите  фигуру, которая  вам  нравится  больше.

(Воспитатель берёт оставшуюся фигуру и выкладывает на пол)

- Чья фигура  будет  следующая? (Каждый выкладывает по очереди свою фигуру)

- Мы построили дорожку. Теперь по ней можно отправляться дальше.

Физминутка.

Пошагали  ножки  прямо  по  дорожке

К  нашей  милой  Ксюше  приведут  нас  ножки.

Побежали  ножки  прямо  по  дорожке,

К  нашей  милой  Ксюше  приведут  нас  ножки

4. Игра  «Собери  грибочки» (На паласе разбросаны грибочки с геометрическими шляпками Приложение 4

- Ребята, отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?         

        Ножка есть, но нет сапожка, 
        Шляпка есть - нет головы

- Посмотрите, какие  необычные  грибочки  растут  на этой  полянке. Чем  они  отличаются? (Цветом и формой шляпок). 

- Назовите цвет шляпок грибочков.

- Нужно  собрать  грибы. Какие грибочки мы соберём в эту корзинку? А в эту? ( Дети делятся на 2 группы и собирают грибы)

Давайте

посчитайте, сколько  грибочков  в  корзинках? (Считают хором)

-  Где  больше? (Поровну)

5. Задание  «Построй  домик  для  геометрических  человечков» (Сидя за столами) Приложение 5

- Посмотрите, какие  забавные  человечки  живут  в  городе  геометрических  фигур. Но  злой волшебник сломала их  домики. Из  чего  можно  построить  дом?

- Давайте  построим  домики  из  фигур, которые  лежат  у  вас  на  столах.

Что  это  за  фигуры? (Треугольники) 

Сколько  их? (Четыре).

Постройте  домики  по  картинке. 

- Какого  цвета  ваши  домики?

- Геометрические  человечки  очень  рады  своим  новым  домикам. И  в  благодарность  дарят  вам  волшебный  мяч. Он  приведёт  нас  к  месту, где  злой волшебник  спрятал  Ксюшу.

(Воспитатель  катит  мяч, дети  находят  конверт)

« Я  на  шкафчике  с  вашими  любимыми  сказками»

( Дети  находят  куклу)

Итог  занятия

.- Ксюша  очень  рада, что  вы  нашли  её. Давайте  расскажем  ей, какие  добрые  дела  мы  сегодня  сделали.

Повторение и закрепление

Программное содержание:

  • закрепить навыки количественного и порядкового счёта;
  • повторить знания о геометрических фигурах, о линиях;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве,
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • закрепить знания о частях суток, о временных последствиях;
  • развивать внимание, наблюдательность, устанавливать сходства и отличия.

Материал:

  • игрушки (заяц, утёнок, слонёнок, лошадка, котёнок, собачка, лисёнок);
  • конверт с загадками, с цифрами, с геометрическими фигурами;
  • большой медвежонок;
  • чёрный лист бумаги, круг, два рисунка с шарами, листы – геометрические фигуры с одной стороны – цифры, с другой – линии;
  • модель частей суток.

Ход занятия.

Сегодня к нам в гости пришёл Мишка. Он долго спал, а проснулся и не может понять какое сейчас время года? А в какое время года спал медведь? Что будет после весны? А после лета?

Мишка принёс с собой конверт, а что в этом конверте мы сейчас посмотрим. Здесь лежит листок, а на нём загадки:

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик,

Все вокруг уснуть должны

Наши дети тоже.

Когда все спят?

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

Когда это бывает?

Солнце в небе ярко светит

На прогулку пошли дети.

Когда это бывает?

А что следует за днём? А когда дети делают зарядку?

Мишка тоже любит делать зарядку и построил своих друзей. Кто стоит первым? Последним? Посчитайте, сколько Мишкиных друзей построились на зарядку. Кто стоит пятым? Седьмым? Третьим? Кто стоит между котёнком и слонёнком? Кто стоит за собачкой? За лошадкой? Кто стоит между зайцем и собачкой? Кто стоит перед утёнком? Перед лисёнком?

А сейчас поиграем в игру «Продолжи счёт». Я начинаю считать, а вы продолжайте (игра повторяется 3-4 раза).

Мишка любит играть в футбол и хочет с вами поиграть. Возьмите чёрный картон это будет футбольное поле, а жёлтый круг мяч.

Задания: положите мяч на середину поля, в правый верхний угол, в левый нижний угол, в правый нижний угол, в левый верхний угол.

Мишка принёс вам два рисунка. Он любит шарики и нарисовал их на листах. Смотрит и не поймёт что-то здесь не так: и похожи и отличаются рисунки. Чем они похожи и чем отличаются? (На одном рисунке 5 кругов одного цвета и одного размера, на другом – разного размера и разного цвета)

Мишка принёс для вас геометрические фигуры и положил их в тарелочку. Поднимите руки те дети, у которых лежат круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники.

У вас написана цифра на фигуре: нужно нарисовать столько кругов, сколько показывает цифра.

Сейчас поиграем в игру «Закончи рисунок». Переверните геометрическую фигуру другой стороной. У вас нарисованы линии. Какая линия нарисована у Маши? у Вани? и т. д. (линии прямые, кривые, ломанные). Мишка вам предлагает по этим линиям закончить рисунок.

Программные задачи: 

  • Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.
  • Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
  • Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
  • Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, 5 деревьев, овощная грядка, числовые карточки от 1 до 5, 3 куклы, 5 ракет, 2 помидора, дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  2. Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, лист бумаги, 4 моркови, 3 свеклы, 2 яблока, клубничка.

Ход занятия

1. Разминка

1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

2. Формирование мотивационной основы.

– Ребята, вы любите сказки?

Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласи ее к нам на занятие по математике.

Воспитатель рассказывает:

– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляет картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

3. Повторение изученного ранее материала.

Задание №1.

  1. “Сколько деревьев возле теремка?” (счет до 5).
  2. Сосчитай овощи на грядке (которая по счету).
  3. Д/и “Трик – трак” (Проверить правильно ли расставлены числовые карточки около групп предметов).

Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

Воспитатель:

– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

4. Знакомство с новым материалом.

Задание №2.

  1. “Чудесный мешочек” (прямоугольник, квадрат).
  2. “Знакомство с прямоугольником”

– Что это? (Квадрат)

– А кто может назвать эту фигуру?

Это прямоугольник.

Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставить на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их?

– Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

– Как можно проверить? (Наложить)

– Что теперь мы видим? Что можем сказать?

Вывод: Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.

Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

5. Закрепление изученного.

Задание №3. “Подбери ключ к замку”.

Возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру – это ключ от замка. Входим в круг, походим под музыку, попляшем. По сигналу: “Открой замок”, вы должны подойти, подобрать ключ, чей подошел, тот в ворота зашел.

Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

6. Закрепление материала, изученного на предыдущем занятии.

Задание №4. “Разложи (овощи) урожай по полкам”.

– Поможем Волчишке?

а) Морковь положите на верхнюю полку.
б) Свеклу на нижнюю полку.
в) Яблоки на левую полку.
г) Клубничку на правую полку.

На каких полках лежат овощи и фрукты?

Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Волчишки. Вошел Волчек и стал в нем жить.

Прибежала Лисичка – сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”

– Я Мышка – Норушка!
– Я Лягушка – Квакушка!
– Я Зайчик – Побегайчик!
– Я Волчок – Серый бочок! А ты кто?
– А я Лисичка – Сестричка, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Задание №5.

– Сколько зверей в теремке?
– Кто первый прибежал?
– Кто последний?
– Кто после зайца?
– Кто прибежал перед лисой?

Дверь теремка и открылась для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.

7. Итог занятия.

– Сколько героев в этой сказке?

– Кто помог зверям попасть в теремок?

– Конечно же, вы и ваши знания!

– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)

Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....

"Математическая история"формирование элементарных математических представлений подготовительная группа

quot;Математическая история"формирование элементарных математических представлений подготовительная группа...

Конспект интегрированного открытого занятие по формированию элементарных математических представлений «Полёт в математическую галактику». Подготовительная группа. 2016

Цель: закрепить и уточнить математические знания, умения и навыки детей подготовительной группы.Задачи:Образовательные:- закрепить обратный счёт в пределах 10;- закрепить представления о том, что при ...