Система работы с материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера»
консультация по математике
Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа».
В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками».
Использование "чисел в цвете" (счетных палочек Кюизенера) позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, получают положительные эмоции.
Палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «синее семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
1. Один и много. Много и один.
Где один? Где много?
Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее, короче.
Понятие равенство показываем на палочках.
2. Понятие цифры.
Каждая палочка имеет имя, оно записывается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).
Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!
3. Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число.
Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки ><=
4. Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше). Уравнивание.
5. Натуральный ряд. Построение натурального ряда.
Первый этап: строим ряд до 5 , второй этап – от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной.
Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три ….)
Еще одна исследовательская работа – доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.
7. Состав числа из двух меньших.
Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.
Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.
Пример упражнений:
Соткем коврики.
Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7
Или соберем взлетную полосу для самолета..
Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.
8. Решение примеров:
Дополняем решение примеров цифрами и знаками.
9. Составление задач по моделям.
Дети с удовольствием придумывают задачи по предложенным моделям на сложение и вычитание.
На ветке сидело 7птиц, прилетели еще 2, сколько птиц сидит на ветке? На парковке было 7 машин, припарковались ещё 2…. и т.д. Фантазия детей безгранична. Про что у тебя будет задача?
Использование палочек в геометрии.
Квадрат.
Исследовательская работа: доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).
Прямоугольник. Доказываем равенство противоположных сторон.
Треугольник. Считаем количество углов и сторон.
Многоугольники, углы: прямой, острый, тупой.
Все эти упражнения могут постепенно вводиться как часть занятия (НОД).
И, конечно, в образовательном процессе используем игры и пособия, которые позволяют системно работать с цветными счетными палочками Кюизенера.
Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методикам, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzhordzh_kyuizener.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с материалом
«Цветные счетные палочки Кюизинера»
Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа».
В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками».
Использование "чисел в цвете" (счетных палочек Кюизенера) позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, получают положительные эмоции.
Палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «синее семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
1. Один и много. Много и один.
Где один? Где много?
Сравнение множеств. Больше, меньше; длиннее, короче.
Понятие равенство показываем на палочках.
2. Понятие цифры.
Каждая палочка имеет имя, оно записывается цифрой. (Картонные цифры и знаки входят в состав игры).
Давай подпишем синюю палочку, и розовую… Как называется красная палочка, давай подберем к ней цифру!
3. Состав числа из единиц. Сколько единиц в числе, таково и число.
Исследовательская деятельность детей: определить сколько единиц в палочке розового цвета, в палочке черного цвета. Длину каждой палочки можно обозначить цифрой, а при сравнении использовать знаки ><=
4. Формируем представление больше, меньше. На сколько больше (меньше). Уравнивание.
5. Натуральный ряд. Построение натурального ряда.
Первый этап: строим ряд до 5 , второй этап – от 5 до 10. Ряды строим в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной.
Давай построим лесенку! (Какая следующая ступенька? Давай посчитаем! (один, два, три ….)
Еще одна исследовательская работа – доказать, что каждое последующее число на 1 больше или на 1 меньше предыдущего.
7. Состав числа из двух меньших.
Очень эффективно упражнение на закрепление состава числа из двух меньших.
Дети не просто запомнят состав, а еще сами подберут число и прочувствуют состав тактильно.
Пример упражнений:
Соткем коврики.
Давайте будем ткать ковер. Сложим ковер числа 7
Или соберем взлетную полосу для самолета..
Полезно записать (закодировать) свой коврик с помощью цифр. Интересно и раскодирование.
8. Решение примеров:
Дополняем решение примеров цифрами и знаками.
9. Составление задач по моделям.
Дети с удовольствием придумывают задачи по предложенным моделям на сложение и вычитание.
На ветке сидело 7птиц, прилетели еще 2, сколько птиц сидит на ветке? На парковке было 7 машин, припарковались ещё 2…. и т.д. Фантазия детей безгранична. Про что у тебя будет задача?
Использование палочек в геометрии.
Квадрат.
Исследовательская работа: доказать, что все стороны квадрата равны. (Берем мерку и прикладываем к каждой стороне).
Прямоугольник. Доказываем равенство противоположных сторон.
Треугольник. Считаем количество углов и сторон.
Многоугольники, углы: прямой, острый, тупой.
Все эти упражнения могут постепенно вводиться как часть занятия (НОД).
И, конечно, в образовательном процессе используем игры и пособия, которые позволяют системно работать с цветными счетными палочками Кюизенера.
Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методикам, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...
Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...
Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)
Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....
Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования сыпучими материалами ( цветной песок).
17 декабря в подготовительной группе ( ул.цимлянская 26) проводилось занятие по изо на тему "Зимний пейзаж". Дети вместе с родителями создали композицию, после чего эта композиция закрашивал...
Схемы по работе с детьми со счетными палочками
Схемы- карточки, которые помогут вам в работе с детьми со счетными палочками....