Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через сказку»
план-конспект занятия по математике (средняя, старшая группа)
Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie_po_matematike.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 967
Структурное подразделение № 3
Комплексное занятие «Формирование элементарных математических
представлений дошкольников через сказку»
Провела:
Воспитатель гр. 2
Юманова В.А.
г. Москва
2019 г.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.
Задачи:
Формирующие:
- Закреплять понятие о времени года, знания дней недели, части суток.
- Закреплять умение считать в пределах 10 и отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.
- Закрепить навыки при сравнении предметов по величине: длине, ширине, высоте.
- Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Упражнять в ориентировки на листе бумаге, закреплять и использовать понятия: слева, справа, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, посередине.
Развивающие:
• Развивать внимание, логическое мышление, речь, усидчивость, глазомер, память.
• Развивать зрительное восприятие.
• Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.
- Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
- картинки с изображением героев сказок;
- изображения деятельности человека в разное время суток;
- геометрические фигуры - «заплатки», (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- математические цифры и арифметические знаки.
Предварительная работа: проведены занятия по счету и отсчету предметов в пределах 10-ти по образцу и названному числу, по сравнению предметов по длине, ширине, даны начальные знания о днях недели, даны знания о геометрических фигурах. Чтение сказок.
Словарная работа: названия дней недели, слова – определения положения предметов (посередине, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.)
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте скажем им здравствуйте.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно сказку начинать!
Воспитатель: Садитесь, ребята, на свои места.
Воспитатель: Я предлагаю нам сегодня отправиться в путешествие по сказкам.
Воспитатель: Для того, чтобы быть внимательными и быстро находить правильные ответы в сказках, я предлагаю сделать разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ. Воспитатель задает вопросы.
Интеллектуальная разминка. Ответы детей.
- Какие времена года вы знаете?
- Какое сейчас время года?
- Назовите части суток?
- А какое сейчас время суток?
- Сколько дней в неделе? (7) Назовите их.
- Какие дни недели мы называем «выходными»?
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Как правило, сказки начинаются с зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в тридесятом государстве», но наша сказка не совсем обычная. Это сказка, которую нам помогает рассказать математика. И поэтому мы начнем со счета.
Воспитатель задает вопросы.
Задания:
- посчитай от 1 до 5
- посчитай от 4 до 6
- посчитай от 3 до 8
- посчитай от 2 до 5
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо считали. Проведем физкультминутку.
Проводится физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Молодцы! Вот немного отдохнули, укрепили здоровье.
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше и попробуйте угадать загадку:
Я умный, усатый,
Хитрый, хвостатый,
Сапоги на лапах,
На макушке - шляпа. (Кот в сапогах)
Воспитатель: Нас встречает Кот в сапогах. Он верой и правдой служил своему хозяину. И даже побывал в замке людоеда. А в этом замке очень много лестниц. Давайте поднимемся вместе с котом вверх по лестнице и спустимся вниз. Но мы будем не просто ходить, а считать ступени – подниматься вверх и обратно вниз. (Прямой и обратный счет до 10).
Воспитатель: Ребята, двигаемся дальше, угадайте загадку:
На радость народу
растет на огороде
Из земли ее тащили
мышка, кошка, Жучка, внучка,
бабка, дедка.
Кто же это? Ответы детей. (Репка)
Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Репка». Посмотрите на картинку на доске и ответьте на вопросы:
- кто стоит первый?
- кто последний?
- какая по счету внучка?
- кто стоит между внучкой и кошкой? Какая Жучка по счету?
Воспитатель: Шли мы, шли, прямо к проруби пришли. А в проруби щука плавает. Из какой она сказки? Ответы детей. («По щучьему велению»).
Воспитатель: По щучьему велению, по моему хотению выполняйте упражнения. Но так как щука говорит тихо, то упражнения будем делать так. Я показываю карточки, вы на них смотрите, и выполняете задание столько раз, сколько на карточке написано. (Например, присесть 4 раза, хлопнуть в ладоши 5 раза, подпрыгнуть на месте 2 раза, поднять руки вверх 3 раза).
Воспитатель: Чтобы узнать, какой сказочный герой нас будет встречать, нужно отгадать загадку:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Отправленную ей. (Красная Шапочка)
Воспитатель: Правильно, мы в сказке «Красная шапочка».
Воспитатель: На картинке изображены две дорожки, красная шапочка и серый волк, зайчата, ежики, на полянке изображены деревья, цветы, грибочки).
Воспитатель:
- посмотрите и скажите, что делают Красная Шапочка и серый волк? (идут по дорожкам).
- по какой дорожке идет Красная Шапочка? (по узкой).
- по какой дорожке идет волк? (по широкой)
- кто идет по короткой дорожке? (Волк).
- А Красная Шапочка по короткой дорожке идет? (по длинной).
- Покажите на картинке и назовите высокие и низкие предметы, высокие и низкие предметы (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились.
Воспитатель: Проведем физкультминутку.
Проводится физкультминутка.
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
В каждой сказке есть сказочный транспорт. Это и кареты, и летающие лодки. А вот старик Хоттабыч летал на ковре-самолете. Да только случилось с ковром несчастье. Завелась у Хоттабыча в шкафу моль и прогрызла в ковре дыры.
Задания:
- какого цвета заплатка в середине ковра? какой она формы?
- какого цвета заплатка в левом верхнем углу? какой она формы?
- какого цвета заплатка в правом нижнем углу? какой она формы?
- какого цвета заплатка в правом верхнем углу? какой она формы?
- какого цвета заплатка в левом нижнем углу? какой она формы?
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам уже пора из сказки возвращаться обратно в детский сад.
Давайте вспомним, в каких сказках мы побывали? Какие задания выполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»
Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...
Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»
Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия....
Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.
Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...
План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"
В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...
Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....
Конспект педагогического совета: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через применение традиционных и инновационных технологий»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы, в том числе с испо...
«Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»
Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. Развитие творческого воображения дошкольников и, основанной на нем, системе творческих способностей (...