Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 967
Структурное подразделение № 6
Комплексное занятие «Формирование элементарных математических
представлений старших дошкольников через сказку»
Провела:
Воспитатель гр. 38
Юманова В.А.
г. Москва
2016 г.
Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия.
Задачи:
- Закреплять знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года, части суток.
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Называть предыдущее и последующее число к названному, находить число между двумя названными числами.
- Продолжать учить решать задачи на нахождение суммы (целого).
- Правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.
- Закреплять навыки порядкового счета. Отвечать на вопрос «Который по счету?».
- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, выделяя середину, правые нижний и верхний угол, левые нижний и верхний угол.
- Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры и умение составлять из них простые.
- Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, мелкую моторику рук.
Оборудование: картинки из сказок, счетные палочки, картинка с геометрическими фигурами, математические цифры и арифметические знаки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно сказку начинать!
Воспитатель: Садитесь, ребята, на свои места.
Воспитатель: Ребята, а вы верите в чудеса? Скажите, а где можно встретиться с чудом? Конечно же, в сказке. Я предлагаю нам сегодня отправиться в путешествие по сказкам.
Воспитатель: Для того, чтобы быть внимательными и быстро находить правильные ответы в сказках, я предлагаю сделать разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ. Воспитатель задает вопросы.
Интеллектуальная разминка. Ответы детей.
Какие времена года вы знаете? Какое сейчас время года?
Сколько месяцев в году? (12) Какой сейчас месяц?
Сколько дней в неделе? (7) Назовите их.
Скажите, какое сегодня число?
Назовите время суток? А какое сейчас время суток?
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Как правило, сказки начинаются с зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в тридесятом государстве», но наша сказка не совсем обычная. Это сказка, которую нам помогает рассказать математика. И поэтому нашу сказку мы начнем со счета. Чтобы в сказку нам попасть, нужно правильно считать. Мне, ребята, помогайте - дружно правильно считайте. Воспитатель задает вопросы.
Задания:
- посчитай от 1 до 5
- посчитай от 4 до 6
- посчитай от 3 до 8
- посчитай от 2 до 5
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо считали. Начинаем путешествие.
Воспитатель: Сказка ходит где-то близко, не спугнуть ее сумей. Мы по сказочной дорожке вслед отправимся за ней. Перед нами ворота в сказку. Но чтобы они открылись нужно выполнить задание.
Воспитатель задает вопросы.
Задания:
- назови число, которое стоит после числа 4
- назови число, которое стоит после числа 2
- назови число, которое стоит перед числом 3
- назови число, которое стоит перед числом 5
- назови число, которое стоит между числами 2 и 4
- назови число, которое стоит между числами 3 и 5
- назови число, которое стоит между числами 1 и 3
Воспитатель: Ребята, Вы молодцы. Посмотрите, ворота открылись.
Воспитатель: Возле ворот нас встречает Кот в сапогах. Он верой и правдой служил своему хозяину. И даже побывал в замке людоеда. А в этом замке очень много лестниц. Давайте поднимемся вместе с котом вверх по лестнице и спустимся вниз. Но мы будем не просто ходить, а считать ступени. (Прямой и обратный счет до 10).
Воспитатель: Ребята, дальше мы отправляемся в следующую сказку, а какую сказку – вы узнаете, если отгадаете загадку:
У Аленушки – сестрицы.
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. Ответы детей. (Гуси – лебеди).
Воспитатель: Ребята, а что случилось в сказке? Ответы детей. (Гуси – лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли его на крыльях).
Воспитатель: А хотите узнать, сколько было гусей? Послушайте задание и узнайте:
Два гуся летят над нами,
Два других за облаками.
Три спустились на ручей,
Сколько будет всех гусей? Ответы детей. (7)
Воспитатель: А как вы узнали? Что вы сделали для того, чтобы узнать, сколько было гусей? Ответы детей. (Сложили). Составляется пример по этой задаче на доске (2+2+3=7).
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились.
Воспитатель: Послушайте и посмотрите следующую задачу:
7 гусей спустились на ручей.
Ветерок вспугнул гусей,
3 гуся взлетели в небо…
Сколько гусей осталось на воде?
Воспитатель: Как вы узнали? Что вы сделали, чтобы узнать, сколько осталось гусей? Ответы детей. (Отняли). Составляется пример по этой задаче. (7-3=4).
Воспитатель: Правильно. Проведем физкультминутку.
Проводится физкультминутка.
Раз – подняться потянутся
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихо сесть.
Воспитатель: Молодцы! Вот немного отдохнули, укрепили здоровье.
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше и попробуйте угадать загадку:
На радость народу
растет на огороде
Из земли ее тащили
мышка, кошка, Жучка, внучка,
бабка, дедка.
Кто же это? Ответы детей. (Репка)
Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Репка». Посмотрите на картинку на доске и ответьте на вопросы:
- кто стоит первый?
- кто последний?
- какая по счету внучка?
- кто стоит между внучкой и кошкой? Какая Жучка по счету?
Воспитатель: Шли мы, шли, прямо к проруби пришли. А в проруби щука плавает. Из какой она сказки? Ответы детей. («По щучьему велению»).
Воспитатель: По щучьему велению, по моему хотению выполняйте упражнения. Но так как щука говорит тихо, то упражнения будем делать так. Я показываю карточки, вы на них смотрите, и выполняете задание столько раз, сколько на карточке написано. (Например, присесть 4 раза, хлопнуть в ладоши 5 раза, подпрыгнуть на месте 2 раза, поднять руки вверх 3 раз).
Воспитатель: В каждой сказке есть сказочный транспорт. Это и кареты, и летающие лодки. А вот старик Хоттабыч летал на ковре-самолете. Да только случилось с ковром несчастье. Завелась у Хоттабыча в шкафу моль и прогрызла в ковре дыры.
Задания:
- какого цвета заплатка в середине ковра? какой она формы?
- какого цвета заплатка в левом верхнем углу? какой она формы?
- какого цвета заплатка в правом нижнем углу? какой она формы?
- какого цвета заплатка в правом верхнем углу? какой она формы?
- какого цвета заплатка в левом нижнем углу? какой она формы?
Воспитатель: В сказке часто встречаются помощницы – добрые феи. У каждой из них есть волшебная палочка. А у нас с вами тоже есть волшебные палочки. Если их правильно разложить, то можно увидеть чудо.
Задания:
- из 3 красных палочек сделайте треугольник.
- из 4 желтых палочек сделайте квадрат. Из этого квадрата сделайте 2 треугольника. Сколько палочек получилось?
- из 4 синих палочек сделайте трапецию.
Воспитатель: Вы умники и умницы!
Воспитатель: Как быстро летит время. Мы сегодня не просто были в сказке, а выполняли сказочные задания. Какие? Правильно. И вот нам уже пора из сказки возвращаться обратно в детский сад. Но я верю, что вы все любите сказки и чудеса. И будете с ними встречаться в книгах, играх, и на занятиях в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-196340-1405918023.jpg)
Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-368889-1452327861.jpg)
Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковчерез игру в условиях внедрения ФГОС
Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1125493-1552378061.jpg)
Презентация "Формирование элементарных математических способностей старших дошкольников через сказку"
Презентация "Формирование элементарных математических способностей старших дошкольников через сказку"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-670854-1611184121.jpg)
Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через сказку»
Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1100794-1579163258.jpg)
Обобщение педагогического опыта работы в старшей группе на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
Формирование математических представлений у дошкольников через дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1345614-1634057463.jpg)
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через сказку»
Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на ...