Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Юманова Валентина Александровна

Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_po_matematike.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 967

Структурное подразделение № 6

Комплексное занятие «Формирование элементарных математических

представлений старших дошкольников через сказку»

Провела:

Воспитатель гр. 38

Юманова В.А.

г. Москва

2016 г.

Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия.

Задачи:

- Закреплять знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года, части суток.

- Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.

- Называть предыдущее и последующее число к названному, находить число между двумя названными числами.

- Продолжать учить решать задачи на нахождение суммы (целого).

- Правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.

- Закреплять навыки порядкового счета. Отвечать на вопрос «Который по счету?».

- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, выделяя середину, правые нижний и верхний угол, левые нижний и верхний угол.

- Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры и умение составлять из них простые.

- Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, мелкую моторику рук.

Оборудование: картинки из сказок, счетные палочки, картинка с геометрическими фигурами, математические цифры и арифметические знаки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,        

Можно сказку начинать!

Воспитатель: Садитесь, ребята, на свои места.

Воспитатель: Ребята, а вы верите в чудеса? Скажите, а где можно встретиться с чудом? Конечно же, в сказке. Я предлагаю нам сегодня отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель: Для того, чтобы быть внимательными и быстро находить правильные ответы в сказках, я предлагаю сделать разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ. Воспитатель задает вопросы.

Интеллектуальная разминка. Ответы детей.

Какие времена года вы знаете? Какое сейчас время года?

Сколько месяцев в году? (12) Какой сейчас месяц?

Сколько дней в неделе? (7) Назовите их.

Скажите, какое сегодня число?

Назовите время суток? А какое сейчас время суток?

Воспитатель: Молодцы! 

Воспитатель: Как правило, сказки начинаются с зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в тридесятом государстве», но наша сказка не совсем обычная. Это сказка, которую нам помогает рассказать математика. И поэтому нашу сказку мы начнем со счета. Чтобы в сказку нам попасть, нужно правильно считать. Мне, ребята, помогайте - дружно правильно считайте. Воспитатель задает вопросы.

Задания:
- посчитай от 1 до 5

- посчитай от 4 до 6

- посчитай от 3 до 8

- посчитай от 2 до 5

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо считали. Начинаем путешествие.  

Воспитатель: Сказка ходит где-то близко, не спугнуть ее сумей. Мы по сказочной дорожке вслед отправимся за ней. Перед нами ворота в сказку. Но чтобы они открылись нужно выполнить задание.

Воспитатель задает вопросы.

Задания:
- назови число, которое стоит после числа 4

- назови число, которое стоит после числа 2

- назови число, которое стоит перед числом 3

- назови число, которое стоит перед числом 5

- назови число, которое стоит между числами 2 и 4

- назови число, которое стоит между числами 3 и 5

- назови число, которое стоит между числами 1 и 3

Воспитатель: Ребята, Вы молодцы. Посмотрите, ворота открылись.

Воспитатель: Возле ворот нас встречает Кот в сапогах. Он верой и правдой служил своему хозяину. И даже побывал в замке людоеда. А в этом замке очень много лестниц. Давайте поднимемся вместе с котом вверх по лестнице и спустимся вниз. Но мы будем не просто ходить, а считать ступени. (Прямой и обратный счет до 10).

Воспитатель: Ребята, дальше мы отправляемся в следующую сказку, а какую сказку – вы узнаете, если отгадаете загадку:

У Аленушки – сестрицы.        

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. Ответы детей. (Гуси – лебеди).

Воспитатель: Ребята, а что случилось в сказке? Ответы детей. (Гуси – лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли его на крыльях).

Воспитатель: А хотите узнать, сколько было гусей? Послушайте задание и узнайте:

Два гуся летят над нами,

Два других за облаками.

Три спустились на ручей,

Сколько будет всех гусей? Ответы детей. (7)

Воспитатель: А как вы узнали? Что вы сделали для того, чтобы узнать, сколько было гусей? Ответы детей. (Сложили). Составляется пример по этой задаче на доске (2+2+3=7).

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились.

Воспитатель: Послушайте и посмотрите следующую задачу:

7 гусей спустились на ручей.

Ветерок вспугнул гусей,

3 гуся взлетели в небо…

Сколько гусей осталось на воде?

Воспитатель: Как вы узнали? Что вы сделали, чтобы узнать, сколько осталось гусей? Ответы детей. (Отняли). Составляется пример по этой задаче. (7-3=4).

Воспитатель: Правильно. Проведем физкультминутку.  

Проводится физкультминутка.  

Раз – подняться потянутся

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.  

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихо сесть.

Воспитатель: Молодцы! Вот немного отдохнули, укрепили здоровье.

Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше и попробуйте угадать загадку:

На радость народу

растет на огороде

Из земли ее тащили

мышка, кошка, Жучка, внучка,

бабка, дедка.

Кто же это? Ответы детей. (Репка)

Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Репка». Посмотрите на картинку на доске и ответьте на вопросы:

- кто стоит первый?

- кто последний?

- какая по счету внучка?

- кто стоит между внучкой и кошкой? Какая Жучка по счету?

Воспитатель:  Шли мы, шли, прямо к проруби пришли. А в проруби щука плавает. Из какой она сказки? Ответы детей. («По щучьему велению»).

Воспитатель: По щучьему велению, по моему хотению выполняйте упражнения. Но так как щука говорит тихо, то упражнения будем делать так. Я показываю карточки, вы на них смотрите, и выполняете задание столько раз, сколько на карточке написано. (Например, присесть 4 раза, хлопнуть в ладоши 5 раза, подпрыгнуть на месте 2 раза, поднять руки вверх 3 раз).

Воспитатель: В каждой сказке есть сказочный транспорт. Это и кареты, и летающие лодки. А вот старик Хоттабыч летал на ковре-самолете. Да только случилось с ковром несчастье. Завелась у Хоттабыча в шкафу моль и прогрызла в ковре дыры.

Задания:

- какого цвета заплатка в середине ковра? какой она формы?

- какого цвета заплатка в левом верхнем углу? какой она формы?

- какого цвета заплатка в правом нижнем углу? какой она формы?

- какого цвета заплатка в правом верхнем углу? какой она формы?

- какого цвета заплатка в левом нижнем углу? какой она формы?

Воспитатель: В сказке часто встречаются помощницы – добрые феи. У каждой из них есть волшебная палочка. А у нас с вами тоже есть волшебные палочки. Если их правильно разложить, то можно увидеть чудо.

Задания:
- из 3 красных палочек сделайте треугольник.

- из 4 желтых палочек сделайте квадрат. Из этого квадрата сделайте 2 треугольника. Сколько палочек получилось?

- из 4 синих палочек сделайте трапецию.

Воспитатель: Вы умники и умницы!

Воспитатель: Как быстро летит время. Мы сегодня не просто были в сказке, а выполняли сказочные задания. Какие? Правильно. И вот нам уже пора из сказки возвращаться обратно в детский сад. Но я верю, что вы все любите сказки и чудеса. И будете с ними встречаться в книгах, играх, и на занятиях в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...

Презентация "Формирование элементарных математических способностей старших дошкольников через сказку"

Презентация "Формирование элементарных математических способностей старших дошкольников через сказку"...

Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через сказку»

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать....

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через сказку»

Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на ...