Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"
учебно-методический материал по математике

Загузина Олеся Григорьевна

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ:

    I. Теоретическая интерпретация опыта

         1. Условия возникновения опыта

         2. Обоснование актуальности и перспективности

         3. Теоретическая база опыта

         4. Новизна опыта

         5. Ведущие педагогические идеи

         6. Трудоёмкость опыта

         7. Адресная направленность

  II. Технология опыта

  1. Диагностика
  2. Организационная образовательная деятельность с детьми
  • Дидактические игры
  • Интерактивные игры
  • ИКТ
  1. Взаимодействие с семьей по формированию элементарных математических представлений по средствам игр

III. Список литературы

IV. Приложение

I.  Теоретическая интерпретация опыта

1. Условия возникновения опыта.

 Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. У ребенка должны быть воспитаны устойчивый интерес к знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. 
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.

Математическое развитие  - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.  Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. 

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
       
И если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как  деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой. 
        
По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли.

Проведённое диагностирование на базе МБДОУ «Детский сад № 17 «Сказка» показало, что у 60% дошкольников не сформированы математические представления (Приложение №1.1 ).

          В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством игровой деятельности.

2. Обоснование актуальности и перспективности.

         Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построений, либо путем эмпирического опыта. Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А. Коменскин, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф: Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е. И. Тихеева, Ф. И. Блехер) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением ее результатов.
        
В современных условиях в связи с переходом к обучению в школе детей с шестилетнего возраста  особую значимость приобретает разработка методов совершенствования подготовки дошкольников к освоению школьной математики.
        
Исследования в области формирования элементарных математических представлений у детей непосредственно связаны с практикой и дают научные способы решения ее важнейших проблем. Разрабатываемые содержание, методические приемы, дидактические средства и формы организации работы находят применение в практике формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду. Публикация основных результатов исследования делает их достоянием широких кругов дошкольных работников. Рекомендации ученых учитываются при переработке программы развития элементарных математических представлений в детском саду. Периодически в ней производятся изменения, вносятся новые требования и задачи с учетом результатов научных исследований. Выводы и рекомендации ученых способствуют совершенствованию работы детских садов по развитию математических представлений у детей, служат основой для последующих научных исследований..
        
Исследование проблем формирования элементарных математических представлений у детей имеет такую же логику и структуру, как и любое научно-педагогическое исследование. Оно начинается с определения объекта и предмета исследования, формулирования целей, задач, гипотез, характеристик основных методологических и теоретических позиций. Затем осуществляется выбор соответствующих методов исследования, которые дают возможность получить исходные научные данные. И наконец, необходим анализ полученных результатов. На их основе делают выводы и научно-практические рекомендации.

3.Теоретическая база опыта.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.    

 

          Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим.

И.Г.Песталоцци в книге "Как Гертруда учит своих детей", говорит о том , что арифметика- это искусство, целиком возникающее из простого соединения и разъединения нескольких единиц. Его первоначальная форма, по существу, следующая: один да один- два, от двух отнять один - остаётся один. Таким образом, первоначальная форма всякого счёта глубоко запечатлевается детьми, и для них становятся привычными с полным сознанием их внутренней правды средства, служащие для сохранения счёта, то есть числа. Было бы хуже, писал Песталоцци, если бы дети сделали успехи в применении их, не имея перед глазами оснований для наблюдения. Независимо от того преимущества, что благодаря этому вычисление можно сделать основанием для чётких понятий, невероятно, до чего облегчается это искусство даже для детей, благодаря такому верному применению наглядности: опыт показывает, что начало бывает трудным потому, что это психологически необходимое правило используется не в полном объёме, как полагалось бы.

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинского говорится, что прежде всего следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т.д. Ушинский говорил, что надо просто "приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно - и делить, и умножать, и дробить... ".

Следовательно, формирование математических представлений дошкольников через игровую деятельность является важным средством  развития  временных и пространственных представлений, логического мышления, счетных навыков, мыслительной и творческой деятельности.

4.Новизна опыта.

Несмотря на многообразие методик, средств и способов формирования математических представлений, игровая деятельность является наиболее важной областью , используемой для этой цели. Новизна опыта заключается в разработке нетрадиционных методик в развитии математических представлений.

Автором разработаны:

1) диагностики, направленные на исследование уровня развития математических представлений детей;

2) диагностики, направленные на исследование уровня развития логического мышления дошкольников;

3) анкеты для родителей;

4) разработана кружковая программа «Юный мыслитель» на развитие логического мышления посредством игровой деятельности;

5) перспективное планирование работы по развитию логического мышления по средствам математических игр;

6) разработаны конспекты занятий для кружка: «Юный мыслитель»;

Автором оформлены:

1) буклеты для родителей «Наши любимые игры»;

2)  спецвупыск информационной газеты «Дошкольный портал» по теме: «Математика – царица наук».

3) обобщение опыт а на городской конференцию через оформление папки-передвижки: «Развитие логического мышления посредством интерактивной игры»;

4) консультативный материал;

          5) картотека дидактических игр;

6) информационные карточки.

5.Ведущая педагогическая идея.

Применение дидактических, интерактивных игр, ИКТ повышает эффективность педагогического процесса, способствует развитию памяти, логического мышления, воображение у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Систематическое упражнение в решении логических задач, способствует умственной активности, умению самостоятельно мыслить, развивает детскую инициативу.

6.Трудоёмкость опыта.

Увеличение временных затрат на изготовление пособий, составление конспектов, систематизацию и переработку программ и методик. Нехватка денежных средств на приобретение специального оборудования.

7.Адресная направленность.

Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ.

II. Технология опыта.

1.Диагностика.

Диагностика – система методов и приёмов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих оценить результативность педагогической деятельности, уровень знаний и умений ребёнка, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества обучения.

Чтобы грамотно спланировать работу по развитию элементарных математических представлений посредством игровой деятельности, необходимо знать уровень сформированности данных представлений у дошкольников.

Автор использует наблюдение за поведением детей в различных проблемных ситуациях, беседы, игровые задания, картинки.  Ребёнок не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют уровень развития. Чтобы избежать ошибок при подведении итогов необходимо: соблюдать инструкции при проведении обследования; знать задачи обучения в каждой возрастной группе; создать спокойную обстановку (игровая ситуация, индивидуальная беседа, детское творчество и т.д.); избегать эмоционального отношения к испытуемому; учитывать время пребывания ребёнка в ДОУ; состояние его здоровья и индивидуальные особенности.

Диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года с целью определения направлений индивидуального развития ребенка (педагогической коррекции). Результаты заносятся в таблицу, и по ним определяется уровень развития ребенка.

2.Организационные формы работы с детьми.

Рассмотрим подробнее организационные формы работы с детьми, способствующие развитию математических представлений: 

  • Дидактическая игра.  
  • Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного занятия, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закреплений названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра, например: «Помоги цыплятам», «У кого хвост длиннее?» и т.д. (приложение 2.1)

                Интерактивная игра. 

  • Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Можно использовать следующие игры: «Домашний питомец», «Лесное животное» и т.д. (Приложение №2.2).

В результате разнообразная игровая деятельность позволит воспитателю сформировать математические представления.

                        ИКТ

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современного ДОУ является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения, чтобы ребятам на занятии было интересно. Только в этом случае повышается познавательная активность дошкольников, мышление начинает работать более продуктивно и творчески. Одним из средств повышения мотивации к обучению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков детей. Однако не следует думать, что применение компьютера на занятии это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру занятия, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.

  1. Взаимодействие с семьей по формированию элементарных математических представлений по средствам игр

В игровой форме родители могут привить малышу знания из области математики, информатики, русского языка, научить его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если родители будут их закреплять и дома. Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, можно использовать разные формы общения: консультации (приложение 3.1), папки-передвижки, информационные стенды, газеты, родительские собрания(приложение 3.2) , семинары-практикумы, буклеты (приложение 3.3).

В домашних условиях родители могут использовать следующий перечень игр: «Счет в дороге», «Сколько вокруг машин?», «Мячи и пуговицы», «Далеко ли это?», «Угадай, сколько в какой руке», «Счет на кухне», «Сложи квадрат» (Приложение №3.4). 

Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет.

 Список литературы

  1. Абдурасулова Т.Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду № 4 (октябрь-ноябрь) 2006г.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Издательство «Просвещение», 1991 г.
  3. Воспитатель ДОУ. Практический журнал для воспитателей ДОУ, №4/2007 г.
  4. Козлова Е.В.. Практическая психология. Учебно-методическое пособие к курсу «Практическая психология» для специальности «Педагогика и психология дошкольная. г.Бийск, 2003 г.
  5. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб: Речь, 2006г.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционнная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., Издательство «Речь», ТЦ «Сфера», 2004г.
  7. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М.: Издательский центр «Вектоана-граф», 2005г.
  8. Ремезова Л.А. Играем с цветом//М: «Школьная пресса», 2004г.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

Обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений посредством логических блоков Дьенеша

«Математика продолжает оставаться наиболее трудоемким учебным предметом в школе», - об этом говорят и родители и учителя и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина...

План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...

Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"

Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"...

«Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. Развитие творческого воображения дошкольников и, основанной на нем, системе творческих способностей (...