Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»
учебно-методический материал на тему
Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников. Цель моделирования - активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Это значит готовить детей к успешному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstv.inov_.opyt_kapralova.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование элементарных математических представлений
дошкольников через проектную деятельность и моделирование»
Формирование элементарных математических представлений дошкольников является основным направлением работы воспитателя Капраловой О. Н. С 2008г. по 2013г. работала по теме «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование». Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников. Цель моделирования - активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Это значит готовить детей к успешному обучению. Используя в своей работе наглядное моделирование, Капралова О.Н. учит детей :
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие: внимания, памяти, мышления, речи.
Концептуальность. Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. Развитие творческого воображения дошкольников и, основанной на нем, системе творческих способностей (продуктивное мышление, рефлексия), креативности как ведущем свойстве личности – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и решается на основе использования метода моделирования в развитии ребёнка-дошкольника. Моделирование - это современный наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие абстрактные понятия. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев). Программа инновационной деятельности построена на основе основных принципов, которые решаются с учетом запросов будущего:
1.Принцип деятельности включает ребенка постепенно в познавательный процесс.
2.Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3.Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях и других режимных моментах.
4.Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
5.Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Наличие теоретической базы опыта. Поиск эффективных средств познавательного развития детей, выявление условий становления познавательной деятельности в дошкольном детстве является темой научных работ многих современных исследователей. (Е.Л.Агаева, Л. А. Венгер, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, О. В. Суворова и др.). Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др.), в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.). Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок может использовать условно-символические изображения, и даже несложные графические схемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами -А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным, О.М.Дьяченко и др. Принимая за основу мнение известных педагогов, проанализировав эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, Ольга Николаевна на протяжении пяти лет использовала в работе по математическому развитию: различные модели, схемы, знаки, символы, мнемотаблицы, технологии ТРИЗ. Задачи математического развития дошкольников и формирование у них интеллектуальных качеств Капралова О. Н. решала интегративно в ходе освоения всех образовательных областей, придерживаясь педагогической идеи:
- В центре внимания – ребенок.
- Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
- Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях и видах деятельности.
Результативность опыта. Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться анализировать, сравнивать, обобщать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе. О результатах работы свидетельствуют данные мониторинга воспитательно-образовательной работы: 2010г.-2011г. : В-7%, С-57%, Н- 36%; 2011-2012 г.г. : В-7%, С- 67%, Н-26%; 2012-2013г.г.: В-13%, С-67%, Н- 20%.
Анализ проведенной работы и результаты мониторинга показали, что:
1. Дети без затруднения ориентируются в знаковой системе и способах кодирования информации с помощью мнемотаблиц и графических моделей.
2. Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
3.Повысился интерес к познавательной деятельности.
4. Совершенствуется устная речь детей и развивается логическое, образное мышление, память, внимание.
Обмен опытом и возможность тиражирования
Опыт работы Капраловой О. Н. известен в городе и республике:
2009г.- участие в формировании сборника материалов Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых, посвященной 50-летию института – 48-е Евсевьевские чтения «Педагогика и образование: проблемы, решения, перспективы»
2012г. – обобщила свой опыт работы на VIII Международной научно-практической конференции – Осовские педагогические чтения в ФГБОУ ВПО МГПИ им. М. Е. Евсевьева по проблеме: «Образование в современном мире: новое время – новые решения» по теме «Использование моделирования в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
2013г. – обобщила свой опыт работы на Межрегиональном научно-практическом семинаре в ФГБОУ ВПО МГПИ им. М. Е. Евсевьева по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» по теме «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ».
2013 г.-выступление на городском профильном консультативном пункте для начинающих воспитателей по проблеме «Номенклатура дел как основа организации деятельности педагога ДОУ», по теме «Документация воспитателя группы раннего возраста».
2013г.- Публикация на сайте http: //www.schoolrm.ru/detsad_sar/ds44sar, http: //www.nsportal.ru//kapralova-olga-nikolaevna.
Заведующая МДОУ «Детский сад №44» __________Т.Н.Дегтярева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....
ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...
Опыт работы "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и пространственного моделирования".
В материале раскрываются особенности ФЭМП через моделирование...
Описание опыта работы по теме «Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность»
Описание опыта работы по теме«Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность» ...
ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...