Планирование по теме "Занимательная математика"
календарно-тематическое планирование по математике
Данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы по теме «Занимательная математика»
Цель:развитие математических способностей, качественная подготовка детей к школе.
Задачи:
- учить логическимыслить и выполнять основные мыслительные операции;
- обучать самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения;
• развивать математическиеспособности;
• развивать мелкую моторику руки.
Данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.
Игровые сеансы проводятся 1 раз в неделю 25-30 мин с детьми подготовительной группы.
В работе применяются различные виды занимательного материала:
- занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
- задания на развитие памяти
- .«Лабиринты» - занимательные задания на развитие зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики руки.
- Занимательные задания на сравнение - развитие внимания.
- Задания на знакомство с цифрами.
- Занимательные задания на умение обобщать, классифицировать
- Задания на умение систематизировать
Пояснительная записка.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Воспитание логики представляет собой систему логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Октябрь
1 неделя
1.«Лабиринты» - занимательные задания на развитие зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики руки.
«Покажи кораблику дорогу к морю»
2. Логические задачки – развитие сообразительности, логического мышления.
«На груше выросло 5 яблок, а на елке- только 2. Сколько всего яблок выросло?»(ни одного, на этих деревьях яблоки не растут)
*****
Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
3. Занимательные задания на сравнение - развитие внимания.
«Найди в каждом ряду точно такой же предмет, как первый»
4.Занимательные задания на развитие памяти.
«Запомни зверюшек. А теперь их перечисли»
2неделя
1.«Лабиринты» - занимательные задания на развитие зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики руки.
«Какой путь выбрать мышке, чтобы добраться до сыра»
2. Логические задачки – развитие сообразительности, логического мышления.
«Сколько орешков в пустом стакане?»(нисколько. Стакан пуст)
*****
Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
3.Занимательные задания на развитие памяти.
«Запомни слова и повтори их»
4. Занимательные задания на сравнение - развитие внимания.
«Найди два одинаковых предмета в каждом ряду»
3неделя
1.«Лабиринты» - занимательные задания на развитие зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики руки
«Помоги белочке достать шишку на елке»
2. Логические задачки – развитие сообразительности, логического мышления.
«Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (он станет мокрым)
*****
Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
3. Занимательные задания на сравнение - развитие внимания.
«Сделай все кораблики одинаковыми»
4.Занимательные задания на развитие памяти.
«Сосчитай предметы – вспомни их количество»
4неделя
1.«Лабиринты» - занимательные задания на развитие зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики руки
«Проведи пчелку в улей только по цветочкам»
2. Занимательные задания на сравнение - развитие внимания.
«Сделай всех бабочек одинаковыми»
3.Занимательные задания на развитие памяти.
«Запомни предметы и отметь галочкой те, которые были на картинке»
Ноябрь
1неделя
1.Логические задачки на развитие мышления.
«В феврале в нашем дворе расцвели 3 ромашки и 2 розы. Сколько стало цветов во дворе?» (Нисколько.В феврале цветы не цветут)
Жираф, крокодил и бегемот
Жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
И не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
И не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
2.Занимательные задания на умение обобщать, классифицировать
«Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет, назови их одним словом»
3.Задания на развитие памяти.
«Запомни слова и повтори их»
4. Задания на умение сравнивать.
«Сделай все мячики одинаковыми»
5.Задания на знакомство с цифрами.
«Сколько предметов на рисунке? Напиши»
2неделя
1.Логические задачки на развитие мышления.
«На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?» (2)
Три рыбки плавали
В разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
И не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка – не в квадратном
И не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
2.Занимательные задания на умение обобщать, классифицировать
«Раздели фигуры на три группы и нарисуй каждую группу в отдельном квадрате»
3.Задания на развитие памяти.
«Запомни рисунки, нарисуй их в такой же последовательности»
4.Задания на знакомство с цифрами.
«Соедини овалы с одинаковым количеством цифр»
3неделя
1.Логические задачки на развитие мышления.
«Из–под ворот видно восемь собачьих лап. Сколько собак за воротами?» (Две собаки)
Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
А кто самая низкая?
Кого как зовут?
2.Занимательные задания на умение обобщать, классифицировать
«Внутри круга нарисуй колокольчики, внутри квадрата-ромашки, внутри круга и квадрата-тюльпаны. Дорисуй эти цветы там, где нужно.»
3.Задания на развитие памяти.
«Запомни, что на картинке. Ответь на вопросы»
4.Задания на знакомство с цифрами.
«Сосчитай, сколько точек на спине у каждой из божьих коровок. Соедини»
4неделя
1.Логические задачки на развитие мышления
«У животного две правые ноги и две левые, две передние и две задние. Сколько ног у животного?» (4)
*****
В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?
2.Задания на развитие памяти.
«Запомни предметы. Перечисли их»
3. Задания на умение сравнивать.
«Найди два одинаковых предмета в каждом ряду»
4.Задания на знакомство с цифрами.
«Сосчитай цветы слева направо. Раскрась второй цветок-красным, 4-желтым, 5-синим, 7-оранжевым»
Декабрь
1неделя
1.«Лабиринты» на развитие внимания.
«По какой дорожке собачка сможет добраться до дома?»
2. Логические задачки на развитие мышления.
«На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?» (4)
У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
3. Задания на развитие памяти.
«Кто нарисован на картинке? Перечисли»
2неделя
1.«Лабиринты» на развитие внимания.
«По какой дороге гусята должны идти к своей маме, чтобы не встретить лису?»
2. Логические задачки на развитие мышления.
«Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей» (5)
*****
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
3. Задания на развитие памяти.
«Постарайся запомнить узоры на крыльях бабочек. Нарисуй их»
3неделя
1.«Лабиринты» на развитие внимания.
«Догадайся, кто что любит»
2. Логические задачки на развитие мышления.
«Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котят. Сколько было ног на мельнице?» (Две ноги; у кошек – лапы)
*****
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит?
3. Задания на развитие памяти.
«Запомни слова . Повтори их»
4неделя
1.«Лабиринты» на развитие внимания.
«Помоги рыбаку поймать рыбку»
2. Логические задачки на развитие мышления.
3. Задания на развитие памяти.
«Расставь точки в фигурках в том же порядке, что видел»
Январь
3неделя
1.Логические задачки на развитие зрительного восприятия.
«Бабушка связала на зиму шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки?» (3)
*****
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?
2.Задания на развитие памяти.
«Посмотри на рисунки. Вспомни названия предметов»
3. Задания на знакомство с цифрами.
«Раскрась в каждом ряду столько предметов, сколько указано цифрой»
4.Решение арифметических задач в стихах
4неделя
1.Логические задачки на развитие зрительного восприятия.
«Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом еще три. Сколько деревьев зацвело?» (Зимой деревья не цветут)
*****
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую.
Оле — не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?
2.Задания на развитие памяти.
«Посмотри на картинку, запомни. Теперь найди отличия между картинками»
3. Задания на знакомство с цифрами.
«Положи при помощи стрелок на большую тарелку 3 яблока, на среднюю-2 груши, на маленькую-3 клубнички»
4.Решение арифметических задач в стихах
Февраль
1неделя
1.Задания на развитие памяти.
«Запомни слова. Назови их»
2.Задания на умение систематизировать.
«Размести в пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике не было одинаковых рисунков»
3. «Лабиринты» на развитие внимания.
«Какой дорогой ежики дойдут до сада?»
4.Разгадывание ребусов на развитие мышления.
5. Задания на знакомство с цифрами.
«Сосчитай, сколько лепестков у каждого цветка. Напиши цифру в середине»
2неделя
1.Задания на развитие памяти.
«Запомни пары фигур. Вспомни и нарисуй пару к каждому предмету»
2.Задания на умение систематизировать.
«Продолжи ряд, не нарушая закономерности»
3. «Лабиринты» на развитие внимания.
«Кто из зайчат что любит. Пройди по дорожкам»
4.Разгадывание ребусов на развитие мышления.
5. Задания на знакомство с цифрами.
«На каждом подносе должно быть по 8 конфет. Дорисуй на каждом подносе недостающие конфеты»
3неделя
1.Задания на развитие памяти.
«Запомни расположение цифр в клеточках. Вспомни и нарисуй в пустых»
2.Задания на умение систематизировать.
«Дорисуй гирлянды, не нарушая закономерности»
3.Разгадывание ребусов на развитие мышления.
4. Задания на знакомство с цифрами.
«Соедини цифру с соответствующей картинкой»
4неделя
1.Задания на развитие памяти
«Послушай и запомни пары слов. А теперь по первому слову вспомни его пару»
2. «Лабиринты» на развитие внимания.
«Найди дорогу к замку»
3.Разгадывание ребусов на развитие мышления.
4. Задания на знакомство с цифрами.
«По сколку на рисунках разных предметов? Напиши в клетках нужную цифру»
Март
1неделя
1.Логические задачки на развитие сообразительности.
«В море плавало 9 пароходов. Два парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?» (9)
Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
2. «Лабиринты» на развитие мелкой моторики руки.
«По какой дорожке кот сможет добраться до дома?»
3.Решение арифметических задач в стихах.
4.Задания на развитие памяти.
«Запомни слова. Назови их»
2неделя
1.Логические задачки на развитие сообразительности.
«Мама разрезала шоколадный батончик на три части. Сколько разрезов она сделала?» (2)
Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играл Антон и Денис?
2. «Лабиринты» на развитие мелкой моторики руки.
«Найди путь, который проделала гусеница»
3.Решение арифметических задач в стихах.
4.Задания на развитие памяти.
«Запомни фигурки, соответствующие каждому предмету. Нарисуй».
3неделя
1.Логические задачки на развитие сообразительности.
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?» (одна внучка Маша)
Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?
2. «Лабиринты» на развитие мелкой моторики руки.
«Помоги бабочке сесть на цветок»
3.Решение арифметических задач в стихах.
4.Задания на развитие памяти.
«Рассмотри картинку, запомни ее. Ответь на вопросы».
4неделя
1.Логические задачки на развитие сообразительности.
2. «Лабиринты» на развитие мелкой моторики руки.
«Как медвежонку добраться к меду?»
3.Решение арифметических задач в стихах.
4.Задания на развитие памяти.
« Посмотри на рисунки(10сек). Нарисуй в такой же последовательности»
Апрель
1 неделя
1.Составление арифметических задач
2.Разгадывание ребусов на развитие мышления.
3.Задания на развитие памяти.
«Посмотри на рисунок(10сек). А теперь вспомни и назови все предметы»
2неделя
1.Составление арифметических задач
2.Разгадывание ребусов на развитие мышления.
3.Задания на развитие памяти.
«Запомни какой фрукт лежит в каждой тарелке. Вспомни и нарисуй в каждой тарелке соответствующий фрукт»
3неделя
1.Составление арифметических задач
2.Разгадывание ребусов на развитие мышления.
3.Задания на развитие памяти.
«Рассмотри картинку и ответь на вопросы»
4неделя
1.Составление арифметических задач
2.Разгадывание ребусов на развитие мышления.
3.Задания на развитие памяти.
«Запомни расположение точек. Расставь их в таком же порядке»
Литература:
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М. Матюшкин. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем: Мат.игры для детей 5-6 лет. Кн для воспитателей дет.сада и родителей /Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская: под общ. ред. А.А.Столяра. – Москва: изд-во «Просвещение», 1991.
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн для воспитателя дет. сада /Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.Н.Говорова [и др.] под общ.ред. Л.А.Венгера. – Москва: «Просвещение», 1989.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /З.А.Михайлова. – М.: «Просвещение», 1985.
Пособия «Веселый счет», «Сравниваем противоположности», «Запоминай-ка», «Логика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий по математике в старшей группе
данный материал содержит конкретное планирование занятий по маиематике в старшей группе на каждый месяц....
Перспективное планирование дидактических игр по математике в старшей группе.
Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форм...
Перспективное планирование по Занимательной математике.
Перспективное планирование по кружковой работе " Занимательная математика." 2 раза в неделю, как дополнительная деятельность....
Перспективное планирование кружка "Занимательная математика" в подготовительной группе.
перспективное плнирование...
Перспективное планирование по разделу "Математика"
Перспективное планирование в подготовительной группе по математике по программе "Детство"...
Календарно-тематическое планирование кружка по математике
Календарно-тематическое планирование кружка по математике "Занимательная математика"...
Перспективное планирование занятий по математике в подготовительной группе на 2022 - 2023
Планирование занятий по математике на 2022 - 2023 в подготовительной группе...