Перспективное планирование по Занимательной математике.
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) по теме

Пилипчук Марина Вячеславовна

Перспективное планирование по кружковой работе " Занимательная математика." 2 раза в неделю, как дополнительная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_po_femp.docx69.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное  учреждение

« Центр развития ребенка - детский сад № 113 «Жемчужинка».

Перспективный план кружковой работы

Средней группы «Мультяшки»

Время проведения:

Вторник, четверг во второй половине дня с 16.00 до 16.20

Количество детей: 18

Воспитатель: Пилипчук М.В.

                     Орск 2012-2013г

 

                                   

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи деятельности
  3. Содержание деятельности
  4. Основные методы обучения
  5. Примерное занятие
  6. Образовательные нормативы
  7. Результаты реализуемой программы
  8. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Воспитатель способствует развитию у детей данного возраста следующих свойств.

Дети должны уметь определять:

- размер предметов: по длине (длинный, короткий) ; по высоте (высокий, низкий) ; по ширине (широкий, узкий) ; по толщине (толстый, тонкий) ; по весу (тяжелый, легкий) ; по глубине (глубокий, мелкий) ; по объему (большой, маленький) ;

- геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный, четырехугольный;

- логические связи между группами предметов по размеру, форме (низкие, но толстые; у квадратов сторон больше, чем у треугольников) ; нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм;

- связи между изменениями (сменой) основания группировки и количеством полученных групп, предметов в них. Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов в каждой из них. А по размеру - 2 группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось;

- обобщать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру: отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам четырехугольной формы, определенной тяжести - к тяжелым («Эти камни все тяжелые») и т. д.

Отношения. Представления.

Дети должны уметь определять:

- отношения групп предметов: по количеству (равенство и неравенство, выраженное числами) ; по размеру (длине, ширине, толщине, весу) и т. д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3-5 предметов (широкая; поуже; еще уже. ; самая узкая ленточка) ;

- пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении; временные (в последовательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: вчера, сегодня и завтра) ;

- обобщать 3-5 предметов, звуков, движений по свойствам: размеру, количеству, форме и др. («Такое же количество, тоже по 4; всех красных и высоких столбиков по 4») ;

- обобщать все части суток в одно понятие - «сутки».

Числа и цифры.

Представления.

Дети должны уметь:

- обозначать количества до 5-8 предметов числом и цифрой; знать цифры от 0 до 8; количественное и порядковое назначение числа;

- обобщать группы предметов, звуков и движений по числу («Стульев, столов по пять. их поровну; кукол и звуков — по восемь») ;

- определять связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывать однородные и разнородные предметы в разном расположении.

Основная цель программы: реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и всестороннее развитие.

Задачи кружковой работы:

  1. ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  2. развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
  3. развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие;
  4. научить решать логические задачи ;
  5. формировать основные мыслительные операции ( сравнение, обобщение, классификация, аналогия)мышление, воображение.
  6. Расширять математический словарь, совершенствовать связную речь, умение аргументировать свои высказывания;
  7. дать представления о числах и цифрах от 1 до 8.

Содержание деятельности

Сентябрь

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ). Цвет. Числа 1 , 2.  Счет до 2. Понятия: один - много, столько же, больше, меньше.

  1. « В поисках сокровищ». Геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник).
  2. Путешествие по стране геометрических фигур.
  3.  Занимательные задачки
  4. Сказка « Теремок» Геометрические фигуры ( прямоугольник).
  5. Математическое королевство чисел. Числа 1,2.
  6. Знакомство с понятиями «один», «много».  Числа 1,2.
  7. Игровая ситуация « В гостях у Кролика.  Понятия: «столько же», « больше» , меньше».
  8. Дидактические игры « Чего больше» , « Кто лишний».

Октябрь

Счет до 2. Образование числа 3. Счет в пределах 3.  Геометрические фигуры ( овал, куб, шар). Понятия:  на, над, под;  длиннее, короче.

  1. Знакомство с геометрической фигурой « Овал».
  2. Два жадных медвежонка. Счет до 2. Понятия «длиннее, короче».
  3. Знакомство с образованием числа 3, Цифра3.
  4. Закреплять в различении и названии знакомых геометрических фигур ( куб, шар, квадрат, круг). Счет в пределах 3.
  5. Знакомство с понятиями: «на, над, под» Число и цифра 3.
  6. Шар. Порядковый счет до 3.
  7. Закрепление: Геометрические фигуры. Счет в пределах 3.
  8. «Незнайка и его друзья». Число и цифра 3.

Ноябрь

Геометрические фигуры. Число и цифра 4. Ориентировка в пространстве. Понятия :  Слева - справа, низкий-высокий, длинный – короткий.

  1. « На полянке» Повторение пройденного материала.
  2. « Поможем Буратино».  Понятия: справа, слева.
  3. « Цветик – семицветик». Слева, справа.
  4.  Логические задачки.
  5. Дидактические игры: « Назови цифру», « Что бывает по 4». Число и цифра 4.
  6. « Мишка на рыбалке» Сравнение по ширине. Счет в пределах 4.
  7. Закрепление по пройденному материалу. Счет до 4.
  8. Наш гость – паровозик из Ромашково.

Декабрь

 Геометрические фигуры. Цифра 5. Сет до 5.  Числовой ряд. Понятия : впереди, сзади, между. Родительский день.

  1.  «Путешествие в звёздную страну». Число и цифра 5.
  2. Знакомство с персонажами сказки Винни Пух и его друзья.  Геометрические фигуры( овал).
  3. Раз,  два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать.
  4. Чем вы можете гордиться? Ну конечно цифрой 5.
  5.  Закрепление.  Понятия впереди, сзади, между.
  6. Жили  - были дед и баба… Понятия: впереди, сзади, между.
  7. Прогулка по улицам города в стране « Математика».
  8. Родительский день.

Январь

       Геометрические фигуры. Число и цифра 6.  Порядковый счет. Счет в пределах 6. Сравнение по длине.

  1. Шестерка на замок похожа.
  2. Прогулка по улице цифр.
  3. Мы считали и решали, много нового узнали.
  4. День рождение куклы Кати. Сравнение по длине.
  5. Занимательные задачки.
  6. Золотой ключик. Порядковый счет.
  7. Проделки шапокляк. Геометрические фигуры
  8. «Математика в лесу». Сравнение по ширине.

Февраль

Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. Число и цифра 7.  Сравнение по толщине. Числа и цифры 1-7.

  1. Волк и семеро козлят.
  2. Братьев этих ровно семь… Каждую неделю кругом ходят друг за другом.
  3. Ну-ка цифры, встаньте в ряд.
  4. «В гости к Петрушке».
  5. В гостях у куклы Ани
  6. Путешествие по зоопарку
  7. Задачки кота Матроскина
  8. «По следам колобка». Сравнение толще, тоньше.

Март

   Счет до 7. Сравнение по толщине, высоте. План.  Повторение счета до 7. Логические задания. Игры на мышление.

  1. Незнайка и Колокольчик.
  2. Теремок – теремок.
  3. Угощение для зайчат. Сравнение по высоте.
  4. Игралочка. Задания на мышление.
  5. Путешествие по сказочным тропинкам
  6. Логические задачки
  7. Математический турнир
  8. Учимся играя.

Апрель

Число и цифра 8.  Счет до 8.  Сравнение по длине, ширине, толщине. Геометрические тела ( конус, цилиндр).

  1. В гости к Старичку – Лесовичку. Знакомство с образованием числа 8.
  2. У восьмерки два кольца без начала и конца.
  3. К этой цифре ты привык, эта цифра – снеговик.
  4. Поможем царю найти царевну. Геометрические тела.
  5. День рождение у Вани.
  6. В стране геометрических тел
  7. Пирамида и призма
  8. Башенки лесных жителей

Май

Геометрические  фигуры и  тела. Порядковый счет до 8. Повторение. Родительский день.

  1. Давайте с математикой дружить, чтоб в мире чисел легче было жить.
  2. Путешествие в весенний лес
  3. В гостях у Красной шапочки.
  4. Логические задачки
  5. Чему мы научились?
  6. Я считаю до 8
  7. Игралочка. Заключительное занятие.
  8. Родительский день

                                                                                      Основные методы и приемы.

       В процессе формирования элементарных математических представлений используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитываются:        цель, задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей.

      В формировании элементарных математических представлений дошкольников среднего возраста ведущим является практический или деятельностный метод, когда новое не дается в готовом виде , а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков – « …а воспитатель подводит детей к этим «открытиям» , организуя и направляя их поисковые действия. ( Л.Г. Петерсон).

       Деятельностный метод соответствует уровню развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

       Таким образом , характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений считаются:

  1.  Выполнение разнообразных практических действий;
  2. Широкое использование дидактического материала;
  3. Выработка навыков счета, измерение и рассуждение.
  4. Широкое использование элементарных математических представлении в практике, быту, игре и других видах деятельности.

       Практический метод предполагает организацию упражнений, использование как коллективной, так и индивидуальной формы выполнения.

      При формировании элементарных математических представлений большое значение придается игре как методу обучения. Широко используются разнообразные дидактические игры ( предметные, настольно-печатные, словесные).

Особая роль отводится игровым занимательным задачам.

   

                                                              « В поисках сокровищ»

Цели:

- закрепление материала по ФЭМП по программе средней группы;

- поддержание  эмоционального комфорта у детей с общим недоразвитием речи на занятии.

Задачи:

обучающие

- различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

- обогащать сенсорный опыт детей путем сличения и различения основных цветов;

развивающие

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать двигательное воображение, общую моторику;

- развивать мелкую моторику рук;

воспитательные:

- воспитывать у дошкольников чувство сострадания и взаимопомощи;

- воспитывать у детей чувство коллективизма, умение сотрудничать.

Оборудование и материалы:

- магнитофон, диски с записями;

- игрушка «Дельфинчик»;

- геометрические формы из цветного картона (квадрат, круг, треугольник)

  по количеству детей;

- флажки (по 2 на каждого ребенка);

- атрибутика для капитана корабля;

- игрушка «Птица», конверт;

- камешки морские (по 6 штук на ребенка);

- подносы (по количеству детей);

- трафареты рыб основных цветов (по количеству детей);

- прищепки пластмассовые бельевые основных цветов (по три  прищепки на каждого ребенка);

- коробочки  для  прищепок;

- декоративная звезда с подсветкой;

- шкатулка;

- антураж корабля;

Предварительная работа:

- беседа с детьми на морскую тематику (с использованием

иллюстраций);

- уточнение предметного словаря по теме (корабль, капитан, бинокль, моряки, сокровища, шторм, дельфин и др.

Ход деятельности:

1. Организационный момент.

Дети сидят за столами. Они здороваются с гостями.

Воспитатель в форме капитана корабля приглашает детей в игровую зону (на ковер). Воспитатель загадывает загадку:

«Он на мостике стоит

И имеет грозный вид.

Управляет кораблем,

А бинокль всегда при нем»

                    (Капитан)

Дети отгадывают загадку.

Капитан-воспитатель сообщает детям, что его корабль отправляется в морское путешествие на поиски сокровищ. Капитан набирает команду моряков.

2. «Школа моряков»

А) «Построение» (повторение материала по теме «Геометрические формы»)

На ковре в шахматном порядке расположены геометрические формы из цветной бумаги, известные детям. Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, назвать их. Дети вспоминают обобщающее понятие «геометрические формы».

Проводится игра «Найди свою фигуру».

Б) «Сигнальщики» (повторение материала по теме «Ориентировка в пространстве»)

3. «Вопросы Дельфинчика»

Воспитатель говорит детям, что они теперь настоящие моряки, и приглашает их на корабль. Дети заходят на импровизированный корабль.

Звучит грозная музыка (Римский-Корсаков «Океан – море синее»),

капитан сообщает, что начался шторм.

Появляется Дельфинчик, он может помочь - успокоить море - при условии, что дети ответят на его вопросы (повторение материала по теме «Величина»):

- Море широкое, а ручеек, наоборот, какой?… (узкий).

- Когда море волнуется, волны высокие, а при спокойном море волны, наоборот, какие? … (низкие)

Капитан сообщает, что море спокойно, и можно отправляться в путь.

Звучит музыка (Дунаевский – аранжировка «Песенки о весёлом ветре»).

4. Упражнение на развитие двигательного воображения «Матрос смотрит в бинокль».

Движения: кулачки поднести к глазам, корпус поворачивается вправо и влево.

Капитан что-то увидел вдали в свой бинокль. Он предлагает «матросам» посмотреть в свои бинокли (выполняется упражнение).

Дети приглашаются к столам, на которых лежат по 6 камешков на каждого ребенка и карточки с цифрами. Воспитатель дает задание:

6. «Заколдованные рыбки»

Повторение по теме «Цвет» (упражнение детей в сличении и различении основных цветов).

Вновь появляется Дельфинчик. Теперь он просит помочь ему:

«Беда! Беда!

Плывите все сюда!

Злая ведьма рыбок всех поймала,

Быстро она их заколдовала -

Рыб страдать заставила,

Без хвостов оставила»

На ковре лежат рыбки из картона основных цветов. В стороне выставлены корзинки с прищепками тех же цветов. Дети берут по одной рыбке и подбирают к ним прищепки соответствующего цвета (прищепки прицепляются в виде хвостов).

Дети «выпускают в море» своих рыбок.

7. Динамическая пауза «Рыбки»

Дети произносят текст, сопровождая его движениями:

В море – чистая вода,                Волнообразные движения руками

Пустим рыбок мы туда.             Движение руками от себя, ладони вверх

Будут рыбки там играть,           Ладони сложены «лодочкой»

Плавать, хвостиком вилять.        Движения от себя – вправо, влево и вперед

Воспитатель в знак одобрения предлагает детям похлопать себе в ладоши.

8. Сюрпризный момент

Звучит тихая музыка (аранжировка песни «Топ-топ, топает малыш» .

Выключается свет и зажигается звезда.

Воспитатель обращается к детям:

- Смотрите, ребята, какая загорелась звезда над нами. Эта волшебная звезда может исполнять желания. Загадайте свои желания.

(Несколько детей озвучивают свои желания).

- А вот и исполнилось еще одно желание – мы нашли сундук с кладом.

Включается свет,

Воспитатель достает из сундука шкатулку. Держа ее в руках, он говорит: «После всех наших приключений мы добрались до сокровищ. Но запомните, ребята, что самые главные сокровища, которые мы нашли в этом путешествии – это ЗНАНИЯ И ДРУЖБА!»

9. Подведение итогов занятия

Воспитатель отмечает, что во время путешествия дети показали хорошие знания математики – вспомнили и геометрические формы, и цвета.                

               

                                                                                               Таблица результатов диагностики.

Фамилия, имя ребенка

Отношение

связей

и зависимостей между

предметами

Геометрические фигуры

и тела

Пространственные

и временные

отношения

Величины,

их связи

и зависимо-

сти

Познавательные и речевые

умения

Самостоятельность при выполнении заданий

Интерес к математическим знаниям

Уровень знаний

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Образовательные нормативы.

Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.

Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании.

Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом) .

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Обобщает группы предметов по количеству (числу, размеру, устанавливает неравенство. Считает до 4-7.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы до 8.

Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если. уберем, добавим?. » Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.

Список  литературы:

1. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб. : Детство-Пресс, 2003.

2. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Детство-Пресс, 1996.

3. Математика от трёх до шести: учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Детство-Пресс, 1996.

4. Михайлова, 3. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: метод, пособие для педагогов ДОУ / 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.

5. Первые шаги в математику. Средняя группа: метод, пособие / сост. Л. В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко; Волгогр. гос. ин-т повышения квалификации раб. образования. - Волгоград, 2004.

6. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А. А. Смоленцева, О. В. Сурова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по математике в старшей группе

данный материал содержит конкретное планирование занятий по маиематике в старшей группе на каждый месяц....

Перспективное планирование кружка «Занимательная сенсорика» в первой младшей группе

Кружковая работа  ориентирована на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по сенсорному развитию....

Перспективное планирование по разделу "Математика"

Перспективное планирование в подготовительной группе по математике по программе "Детство"...

Перспективный план кружка «Занимательная математика»

Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, организуя занятия на осно...

Перспективное планирование занятий по математике в подготовительной группе на 2022 - 2023

Планирование занятий по математике на 2022 - 2023 в подготовительной группе...

Перспективное планирование средняя группа. Математика И.А. Помораева В.А. Позина

Перспективное планирование средняя группа. Математика И.А. Помораева В.А. Позина...