КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «Поможем Мальвине» Возрастная группа старшая
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Тема: «Поможем Мальвине»
Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии)
Программные задачи:
Обучающие:
- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
- совершенствовать умение составлять число 10 из двух меньших единиц;
- совершенствовать умение определять предыдущее и последующее число в пределах 10(числа соседи);
- упражнять в умении производить устно арифметические действия;
- познакомить с условной меркой; обучать измерять и сравнивать величинные показатели предметов с помощью условной мерки;
- упражнять в различении, выделении, назывании множеств предметов (геометрических фигур); закрепить знание свойств геометрических фигур, умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её;
- упражнять в умении выкладывать фигуру (домик) из определенного количества палочек (5,6 шт.), пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим игровым упражнениям;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать;
- стимулировать развитие речи и интеллекта;
- развивать логическое и творческое мышление, воображение, смекалку;
- способствовать формированию мыслительных операций при решении проблемных ситуаций;
- развивать умение догадываться, обдумывать, планировать действия, приводящих к положительному результату;
- развивать умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения;
- способствовать развитию мелкой моторики.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативная;
- познавательное развитие;
- речевое развитие (с элементами моторики).
Создание среды для организации и проведения НОД:
- раздаточный материал:
карточки с цифрами 0,1,2,3;
коврики на каждого ребенка и условная мерка;
пеналы;
счетные палочки;
по 10 кружков жёлтого цвета;
по 2 тарелочки.
-демонстрационный материал:
- посылка;
- карточки с заданиями;
- письмо;
- карточки(соседи);
- кубики;
- схема «Домик»;
- 2 платья;
- схема-шифровка «Рисунок на платье»
- цифры от 1 до 10.
-техническое оборудование:
- музыкальный центр;
- телевизор.
Виды детской деятельности:
- позновательско-исследовательская;
- коммуникативная;
- игровая;
- речевая;
- практическая.
Предварительная работа:
- решение логических, занимательных арифметических задач;
- беседы;
- использование игр с элементами ТРИЗ;
- рассматривание иллюстраций;
- отгадывание загадок;
- чтение художественной литературы.
Структура образовательной деятельности:
1 часть вводная:
- Организационный момент. Психогимнастика «Давайте порадуемся».
- Создание познавательной мотивации. «Посылка».
2 часть основная:
- Мозговой штурм.
- Игровое упражнение «Назови число» (с мячом).
- Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».
- Игровое задание «Учимся измерять».
- Игровое задание «Платье Мальвины».
- Игровое задание «Поленья».
- Игровое задание «Разложи правильно».
3 часть заключительная:
Подведение итогов.
Ход деятельности:
1. Вводная часть
Организационный момент
Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться.
Воспитатель: Ребята! У нас в группе гости! Давайте поздороваемся с ними! (здороваются).
Психогимнастика «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам, (улыбаются друг другу)
Всем тем, кто живет на нашей планете, (разводят руками в стороны)
«Доброе утро!» - скажем гостям и детям. (обнимают друг друга)
Мотивация «Посылка»
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку, которая адресована вам. Хотите узнать, что в ней? Но открыть мы сможем её только тогда, когда мы отгадаем загадки-задачи.
2. Основная часть
Мозговой штурм
Воспитатель читает задачи:
«Вот 8 зайчат по дорожке идут
За ними вдогонку 2 бегут
Так сколько же всего по дорожке лесной
Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)
«Вот медведица идет
2-х Медвежат своих ведет
Сколько здесь всего зверей
Сосчитай-ка поскорей» (3)
«Под кустами у реки
Живут майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать
Ты их можешь сосчитать»? (4)
«Вот хромой идет жучок,
Он ранил ножку о сучок,
Прежде на своих шести,
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползет жучок?
Воспитатель: Вот теперь наша посылка откроется (Воспитатель открывает посылку. В посылке лежат карточки с заданиями и письмо.)
Кто прислал вам посылку и письмо вы узнаете, когда отгадаете загадку (Воспитатель загадывает загадку).
Загадка:
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Дети: Мальвина.
(Воспитатель показывает слайд «Мальвина». Открывает посылку.)
Воспитатель читает письмо.
Письмо:
«Здравствуйте ребята. Я очень люблю математику, это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их?».
Воспитатель: Ну что ребята, поможем решить эти задачи и задания?
Дети: Да.
карточка № 1
Игровое упражнение «Назови число» (с мячом)
Считалка:
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать
1, 2, 3 начинаешь – ты.
Дети стоят в кругу, в руках мяч. Воспитатель предлагает посчитать до 10 в прямом и обратном порядке. Воспитатель уточняет, что такое прямой счет и обратный. Далее спрашивает, какое число называется предыдущим, и какое последующим (такие числа называются *соседями*). Воспитатель бросает мяч детям и просит назвать *соседей* числа (3,5,8,9).
Воспитатель предлагает детям сесть на свои рабочие места так тихо, как снежинки падают на землю.
карточка № 2
Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»
На столе лежат карточки с цифрами.
Воспитатель читает первое стихотворение:
Загорелся кошкин дом:
Пламя. Искры. Дым столбом.
Мяу, Мяу – из окошка.
- Помогите, - просит кошка.
Позвонить при виде
Дыма «01» необходимо.
Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Если вы в беду попали
Телефон «02» набрали.
К вам полиция приедет
Всем поможет
Всех спасет.
Дети выкладывают номер телефона полиции.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Если мама заболеет
Не волнуйся и не плачь
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
Дети показывают номер телефона скорой помощи.
Воспитатель: Ребята, Мальвина в своей посылке прислала вам красивые коврики, украшенные геометрическими фигурами. (предлагает детям , взять по одному коврику со стола).
Она просит вас помочь. А как вы думаете, чем можно измерить коврики?
карточка № 3
Игровое задание «Учимся измерять»
Детям предлагается измерить длину коврика, с помощью короткой полоски (условной мерки). Предварительно воспитатель уточняет правила измерения (показываю как нужно измерить коврик). «Начинаем от начала коврика, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом».
В ходе измерения воспитатель использует слова: мерили, измерили, мера и как называется эта мера (условная мера).
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках
столько раз,
Сколько пальчиков на правой руке у нас.
карточка № 4
Игровое задание «Платье Мальвины»
Воспитатель: Ребята, Мальвина прислала нам в посылке, вот такое красивое платье, украшенное геометрическими фигурами (воспитатель вывешивает платье на доску). Предлагаю назвать, посчитать и назвать какого цвета геометрические фигуры. (дети выполняют задание)
В посылке есть ещё одно платье, но на нём нет геометрических фигур. А чтобы узнать сколько их должно быть на платье и какого они должны быть цвета, нам нужно «прочитать» зашифрованную схему (вывешивает схему-«шифровку» на доске).
Дети читают «шифровку», вертикально (сверху вниз). Воспитатель задает детям вопрос: Как мы будем читать «шифровку»? (выясняет, сколько и какие геометрические фигуры должны быть на платье, вызывает детей, и они приклеивают нужные геометрические фигуры на макет платья. Таким образом, дети украшают платье, разгадав «шифровку».
Воспитатель: Молодцы много знаете, отлично справились с заданием.
карточка № 5
Игровое задание «Поленья»
Воспитатель предлагает детям отсчитать 6 поленьев (палочек) и выложить из них домик. (Работа по схеме, прикрепленной на доске.) Далее воспитатель предлагает построить домик из пяти палочек, спрашивает, можно ли построить, что необходимо сделать для этого, какой выход в данной ситуации (отсутствие одной палочки). Слушает рассуждения детей, вместе находят решение.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: У домиков будет одна общая стенка. Второй домик пристраиваем к стенке другого.
карточка № 6
Игровое задание «Разложи правильно»
Воспитатель: Мальвина испекла 10 пирожков (круги), а как их разложить на 2 тарелочки, для Буратино и Артемона, не знает. Помогите, ребята разложить 10 пирожков на две тарелки.
Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, и записывает возможные варианты при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Расскажите мне, пожалуйста, кто такая Мальвина, из какой она сказки?
Дети хором читают стихотворение с движениями (приём «Расскажи стихи руками» (заучивание литературного произведения наизусть)).
Мальвина из сказки про Буратино –
Это кукла, которая очень красива!
Она живет в стране чудес,
В избушке, где прекрасный лес
Пьеро в неё влюблён,
Ей служит верный Артемон!
3. Заключительная часть
Подведение итогов
Воспитатель: Вот мы и помогли Мальвине справиться со всеми заданиями, о которых она просила в своём письме. Молодцы ребята! Что вам понравилось, ребята? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность в области познавательное развитие (фэмп) с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: владение элементарными представлениями о геометрических фигурах и порядковом счёте до 5 «На лесной полянке».
Аудиозапись из мультфильма "Паровоз из Ромашкого" и "пение птиц". Дидактическая игра "Собери картинку", подвижная игра "День и ночь", дидактическая игра "Какой фигуры не хватает?"...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей ст...
Конспект организационной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) на тему: «Геометрические фигуры» для детей старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 19 «Золотой петушок » станицы Незлобной»...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми 3 -4 лет. Тема: «Поможем Колобку».
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: воспитывать жел...
Конспект Организованно образовательной деятельности образовательная область: «Познавательное развитие» раздел: «Ребенок и мир природы» тема: «Зимующие птицы» возрастная группа: средняя группа
Дать представление о перелетных и зимующих птицах. Закрепить названия птиц и знания детей о птицах....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел: «Ознакомление с миром природы» Тема «Птичий двор» Возрастная группа: младшая
знакомить детей с внешним видом и повадками петуха; закрепить знания детей о курице и цыпленке; учить различать петуха и курицу по внешнему виду; узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыпленок...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области "Познавательное развитие (ФЭМП)" для детей подготовительной группы
Путешествие по сказке "Гуси - лебеди"...