КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «Поможем Мальвине» Возрастная группа старшая
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лысикова Надежда Юрьевна

Тема: «Поможем Мальвине»

Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии)

Программные задачи:

Обучающие:

- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

- совершенствовать умение составлять число 10 из двух меньших единиц;

- совершенствовать умение определять предыдущее и последующее число в пределах 10(числа соседи);

- упражнять в умении производить устно арифметические действия;

-  познакомить с условной меркой; обучать измерять и сравнивать величинные показатели предметов с помощью условной мерки;

- упражнять в различении, выделении, назывании множеств предметов (геометрических фигур); закрепить знание свойств геометрических фигур, умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её;

- упражнять в умении выкладывать фигуру (домик) из определенного количества палочек (5,6 шт.), пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

 

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и     выполнять ее самостоятельно;

- воспитывать интерес к математическим игровым упражнениям;

- воспитывать умение работать в коллективе.

 

Развивающие:

- развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать;

- стимулировать развитие речи и интеллекта;

- развивать логическое и творческое мышление, воображение, смекалку;

- способствовать формированию мыслительных операций при решении проблемных ситуаций;

- развивать умение догадываться, обдумывать, планировать действия, приводящих к положительному результату;

- развивать умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения;

- способствовать развитию мелкой моторики.

 

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативная;

- познавательное развитие;

- речевое развитие (с элементами моторики).

 

 

 

 

Создание среды для организации и проведения НОД:

- раздаточный материал:

   карточки с цифрами 0,1,2,3;

   коврики на каждого ребенка и условная мерка;

   пеналы;

   счетные палочки;

   по 10 кружков жёлтого цвета;

   по 2 тарелочки.

-демонстрационный материал:

 - посылка;

 - карточки с заданиями;

 - письмо;

 - карточки(соседи);

 - кубики;

 - схема «Домик»;

 - 2 платья;

 - схема-шифровка «Рисунок на платье»

 - цифры от 1 до 10.

-техническое оборудование:

 - музыкальный центр;

 - телевизор.

 

Виды детской деятельности:

 - позновательско-исследовательская;

 - коммуникативная;

 - игровая;

 - речевая;

 - практическая.

 

Предварительная работа:

 - решение логических, занимательных арифметических задач;

 - беседы;

 - использование игр с элементами ТРИЗ;

 - рассматривание иллюстраций;

 - отгадывание загадок;

 - чтение художественной литературы.

 

Структура образовательной деятельности:

 

1 часть вводная:

  1. Организационный момент. Психогимнастика  «Давайте порадуемся».
  2.  Создание познавательной мотивации.  «Посылка».  

 

2 часть основная:

  1. Мозговой штурм.
  2. Игровое упражнение «Назови число» (с мячом).
  3. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи».
  4. Игровое задание «Учимся измерять».
  5. Игровое задание «Платье Мальвины».
  6. Игровое задание «Поленья».
  7. Игровое задание «Разложи правильно».

 

3 часть заключительная:

                    Подведение итогов.

 

  

                                                                Ход деятельности:

 

1. Вводная часть

Организационный момент

Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться.

Воспитатель: Ребята! У нас в группе гости! Давайте поздороваемся с ними! (здороваются).

Психогимнастика  «Давайте порадуемся»

 

 Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

 А также порадуемся улыбчивым лицам, (улыбаются друг другу)

 Всем тем, кто живет на нашей планете, (разводят руками в стороны)

 «Доброе утро!» - скажем гостям и детям. (обнимают друг друга)

 

Мотивация «Посылка»

 

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку, которая адресована вам. Хотите узнать, что в ней? Но открыть мы сможем её только тогда, когда мы отгадаем загадки-задачи.

 

2. Основная часть

Мозговой штурм

Воспитатель читает задачи:

 

«Вот 8 зайчат по дорожке идут

За ними вдогонку 2 бегут

Так сколько же всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)

 

«Вот медведица идет

2-х Медвежат своих ведет

Сколько здесь всего зверей

Сосчитай-ка поскорей» (3)

 

«Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Ты их можешь сосчитать»? (4)

   

«Вот хромой идет жучок,

Он ранил ножку о сучок,

Прежде на своих шести,

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползет жучок?

 

Воспитатель: Вот теперь наша посылка откроется (Воспитатель открывает посылку. В посылке лежат карточки с заданиями и письмо.)

Кто прислал вам посылку и письмо вы узнаете, когда отгадаете загадку (Воспитатель загадывает загадку).

 

Загадка:

Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.

 

Дети: Мальвина. 

(Воспитатель показывает слайд «Мальвина». Открывает посылку.)

 

Воспитатель читает письмо.

Письмо:

«Здравствуйте ребята.  Я очень люблю математику, это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их?».

Воспитатель: Ну что ребята, поможем решить эти задачи и задания?

Дети: Да.

                                                                     карточка № 1

Игровое упражнение «Назови число» (с мячом)

Считалка:

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать

 1, 2, 3 начинаешь – ты.

 

Дети стоят в кругу, в руках мяч. Воспитатель предлагает посчитать до 10 в прямом и обратном порядке. Воспитатель уточняет, что такое прямой счет и обратный. Далее спрашивает, какое число называется предыдущим, и какое последующим (такие числа называются *соседями*). Воспитатель бросает мяч детям и просит назвать *соседей* числа (3,5,8,9).

Воспитатель предлагает детям сесть на свои рабочие места так тихо, как снежинки падают на землю.

 

 

 

 

 

карточка № 2

Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»

На столе лежат карточки с цифрами.

Воспитатель читает первое стихотворение:

 

Загорелся кошкин дом:

Пламя. Искры. Дым столбом.

Мяу, Мяу – из окошка.

- Помогите, - просит кошка.

Позвонить при виде

Дыма «01» необходимо.

 

Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Если вы в беду попали

Телефон «02» набрали.

К вам полиция приедет

Всем поможет

Всех спасет.

Дети выкладывают номер телефона полиции.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Если мама заболеет

Не волнуйся и не плачь

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Дети показывают номер телефона скорой помощи.

 

Воспитатель: Ребята, Мальвина в своей посылке прислала вам красивые коврики, украшенные геометрическими фигурами.  (предлагает детям , взять по одному коврику со стола).

Она просит вас помочь. А как вы думаете, чем можно измерить коврики?

 

карточка № 3

Игровое задание «Учимся измерять»

Детям предлагается измерить длину коврика, с помощью короткой полоски (условной мерки). Предварительно воспитатель уточняет правила измерения (показываю как нужно измерить коврик). «Начинаем от начала коврика, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом».

В ходе измерения воспитатель использует слова: мерили, измерили, мера и как называется эта мера (условная мера).

 

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

 

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках

столько раз,

Сколько пальчиков на правой руке у нас.

 

карточка № 4

Игровое задание «Платье Мальвины»

Воспитатель: Ребята, Мальвина прислала нам в посылке, вот такое красивое платье, украшенное геометрическими фигурами (воспитатель вывешивает платье на доску). Предлагаю назвать, посчитать и назвать какого цвета геометрические фигуры. (дети выполняют задание)

В посылке есть ещё одно платье, но на нём нет геометрических фигур. А чтобы узнать сколько их должно быть на платье и какого они должны быть цвета, нам нужно «прочитать» зашифрованную схему (вывешивает схему-«шифровку» на доске).

Дети читают «шифровку», вертикально (сверху вниз). Воспитатель задает детям вопрос: Как мы будем читать «шифровку»? (выясняет, сколько и какие геометрические фигуры должны быть на платье, вызывает детей, и они приклеивают нужные геометрические фигуры на макет платья. Таким образом, дети украшают платье, разгадав «шифровку».

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Молодцы много знаете, отлично справились с заданием.

 

                                                            карточка № 5

Игровое задание «Поленья»

Воспитатель предлагает детям отсчитать 6 поленьев (палочек) и выложить из них домик. (Работа по схеме, прикрепленной на доске.) Далее воспитатель предлагает построить домик из пяти палочек, спрашивает, можно ли построить, что необходимо сделать для этого, какой выход в данной ситуации (отсутствие одной палочки). Слушает рассуждения детей, вместе находят решение.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: У домиков будет одна общая стенка. Второй домик пристраиваем к стенке другого.

 

 

 

                                       

 

 

карточка № 6

Игровое задание «Разложи правильно»

Воспитатель: Мальвина испекла 10 пирожков (круги), а как их разложить на 2 тарелочки, для Буратино и Артемона, не знает. Помогите, ребята разложить 10 пирожков на две тарелки.

Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, и записывает возможные варианты при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

 

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Расскажите мне, пожалуйста, кто такая Мальвина, из какой она сказки?

Дети хором читают стихотворение с движениями (приём «Расскажи стихи руками» (заучивание литературного произведения наизусть)).

 

Мальвина из сказки про Буратино –

Это кукла, которая очень красива!

Она живет в стране чудес,

В избушке, где прекрасный лес

Пьеро в неё влюблён,

Ей служит верный Артемон!

 

 

3. Заключительная часть

Подведение итогов

 

 

Воспитатель: Вот мы и помогли Мальвине справиться со всеми заданиями, о которых она просила в своём письме. Молодцы ребята! Что вам понравилось, ребята? (ответы детей)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в области познавательное развитие (фэмп) с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: владение элементарными представлениями о геометрических фигурах и порядковом счёте до 5 «На лесной полянке».

Аудиозапись из мультфильма "Паровоз из Ромашкого" и "пение птиц". Дидактическая игра "Собери картинку", подвижная игра "День и ночь", дидактическая игра "Какой фигуры не хватает?"...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий  по теме «Щенячий патруль» для детей ст...

Конспект организационной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) на тему: «Геометрические фигуры» для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 19 «Золотой петушок » станицы Незлобной»...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми 3 -4 лет. Тема: «Поможем Колобку».

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: воспитывать жел...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел: «Ознакомление с миром природы» Тема «Птичий двор» Возрастная группа: младшая

знакомить детей с внешним видом и повадками петуха; закрепить знания детей о курице и цыпленке; учить различать петуха и курицу по внешнему виду; узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыпленок...