Доп. программа кружка "Юный математик"
рабочая программа по математике (средняя группа)
Основные особенности программы
Содержание кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_po_matematike_4-5_let_novaya.docx | 145.55 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвиваюшая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., Положением о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ д/с №124, утверждена Н.В. Бортник – заведующим МАДОУ д/с № 124
Образовательная программа курса кружка « Юный математик» разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» а также в соответствии с:
1.Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).
2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
3. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
4. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;
5. «Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ N 2106 от 28.12. 2010 г.
Новизна дополнительной образовательной программы «Юный математик» состоит в том, что в ходе ее реализации:
- предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.
- оказывается практическая помощь педагогам в подготовке и проведении занятий по развитию математических представлений в каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения;
- детям предоставляется система увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу;
Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.
Акцент в УМК сделан на развитие познавательных действий (анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т.д.), формирование предпосылок к учебной деятельности.
Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее.
Формирование математических представлений предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированные ситуации общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он принимает активное участие.
Актуальность программы:
При освоении программы происходит всестороннее развитие ребенка, что способствует:
а) формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
б) овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
в) формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
г) формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
д) развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
е) овладению навыками речевого общения;
ж) развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Основные особенности программы
Содержание кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
Содержание рабочей программы (далее – Программа) ориентировано на развитие математических способностей детей 4 – 5 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);
- организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.
Содержание программы кружка соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
При отборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей 4—5 лет.
В соответствии со ФГОС ДО содержание Программы кружка реализуется в различных ведущих видах деятельности.
Общение
Педагог:
- организует повседневное общение с детьми с целью закрепления и использования количественных, временных, пространственных отношений и т.д.;
- связывает математику с окружающей жизнью, опытом ребенка (например, предлагает положить на стол столько ложек, сколько на нем тарелок, собрать большие и маленькие листочки и т.д.);
- организует совместную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, обращая внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира (много домов, машин, цветов, птичек; одно солнышко и т.д.);
- привлекает внимание к последовательной смене частей суток, времен года;
- рассматривает с детьми деревья, определяя их высоту, толщину стволов, величину листьев; сравнивает вместе с детьми дома по высоте, машины по величине и т.д.;
- читает сказки, в которых присутствуют числа: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т.д.
Игра
Педагог:
- создает условия для самостоятельной игровой деятельности детей в группе, размещая дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием, играя в которые ребенок закрепляет полученные знания;
- организует самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками.
Взаимодействие с семьей
Педагог:
- в первую очередь знакомит родителей с содержанием Программы кружка «Юный математик», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса;
- ориентирует родителей на развитие познавательных интересов, не оставляет без внимания вопросы детей;
- предлагает им познакомить детей с произведениями, в которых присутствуют числа: сказки «Три медведя», «Два жадных медвежонка», загадки;
- привлекает родителей к участию в совместных мероприятиях, проектах, праздниках, конкурсах («Математика вокруг нас», «Числа в стихах, загадках, сказках» и т.д.).
Сотрудничество педагогов с семьей предполагает изменение модели их взаимодействия. Помимо традиционных форм (беседа, консультация, открытые занятия) педагогам и родителям предстоит работа по реализации совместных проектов, сетевому взаимодействию (сайт, электронная почта).
Педагогу необходимо информировать родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов. Приглашать родителей на открытые занятия, осуществлять совместные проекты.
Все это будет способствовать повышению компетенции родителей в вопросах математического развития детей, решению задач по формированию предпосылок к учебной деятельности (лекции, семинары, переписка по электронной почте и т.д.).
Родителей желательно познакомить с книгами дополнительного комплекта для включения в образовательный процесс, рассказать, как использовать дополнительные пособия, игры, которые помогут ребенку лучше усваивать содержание Программы кружка.
- Цель и задачи Программы
Цели программы:
- раскрытие основных направлений математического развития детей 4 – 5 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок учебных действий, введение детей в мир математической логики, формирование теоретического мышления, развитие математических способностей;
- введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;
- формирование основ математической культуры.
Задачи программы:
- развить потребность активно мыслить;
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
- приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
- обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях ДОО;
- развивать логическое мышление;
- формировать инициативность и самостоятельность;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструктивные умения (плоскостное моделирование);
- формировать простейшие графические умения и навыки;
- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении).
Содержание программы позволяет обеспечить:
- равные возможности усвоения программы каждым ребенком;
- преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
- развития познавательной деятельности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками взрослыми, игре, занятиях, познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлении с художественной литературой);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование математических зависимостей и отношений;
- овладение математической терминологией;
- комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
При разработке Программы использовались следующие принципы:
- соответствия развивающему образованию;
- сочетания научной обоснованности и практической преемственности;
- активности и самостоятельности;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы;
- создания условий для самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьей по реализации программы;
- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
- поддержки индивидуальности и инициативы детей;
- развития умения работать в группе сверстников;
- построения программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- формирования учебных действий;
- построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на их интересы;
- личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
- возможности освоения Программы на разных этапах её реализации;
- построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
- признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Программа предназначена для детей 4 – 5 лет среднего дошкольного возраста.
1.3 Срок реализации Программы:
Срок реализации - один учебный год.
- Форма и режим образовательной деятельности
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 15 - 20 минут. Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий. Общее количество занятий в год – 34.
Основной материал изучения - числа, цифры, знаки, геометрические фигуры. Благодаря их изучению, дети приобретают знания о множестве, числе, величине, ориентировке, пространстве и времени.
Основные этапы и содержание работы
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить умение:
— считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе).
Познакомить:
- с цифрами от 1 до 5;
- стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Учить:
- писать цифры по точкам;
- соотносить цифры с количеством предметов;
- понимать отношения между числами в пределах пяти;
- отгадывать математические загадки;
- различать количественный и порядковый счет, отвечать
на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;
— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров);
- употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить знания:
— о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— геометрических телах (шар, куб, цилиндр).
Учить:
- представлению о том, что фигуры могут быть разного размера;
видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить умения:
— различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
- различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).
Учить:
- отгадывать загадки о частях суток, временах года;
- различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;
- различать понятия быстро, медленно.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Продолжать учить:
- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева - направо;
- обозначать словами положение предмета относительно себя.
Учить:
— ориентироваться на листе бумаги.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Продолжать учить:
— решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
(Целевые ориентиры)
Ожидаемые результаты.
К концу года дети среднего дошкольного возраста должны:
- считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
- понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
- отгадывать математические загадки;
- различать количественный, порядковый счет;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
- сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
- выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;
- отгадывать загадки о временах года;
- различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
1.5 Формы проведения итогов реализации Программы
В программе представлен диагностический лист, по критериям которого можно отследить динамику при овладении дошкольниками данной программы.
Критерии:
1. Количество и счет.
- Величина.
- Геометрические фигуры.
- Ориентировка во времени.
- Ориентировка в пространстве.
- Логические задачи.
Диагностический лист
- Умение считать в пределах 5 в прямом порядке, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- Умение узнавать цифры в пределах 5, писать их по точкам;
- Различать количественный, порядковый счет;
- Находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
- Сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
- Различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
- Уметь ориентироваться на листе бумаги;
- Умение называть времена года, устанавливать их последовательность;
- Умение различать правую и левую руки.
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок не ответил
- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
- 9– 12 баллов – низкий уровень
- 13 – 20 – средний уровень
- 21 – 27 – высокий уровень
Средняя группа № _________
№ п/п | Ф.И ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | итог | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||
25 |
2. Учебно-тематический план Программы
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Теоретических | Практических | ||
1 | Мониторинг | 5 | 15 |
2 | Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Величина. Большой и маленький. Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур). | 5 | 15 |
3 | Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4, счет по образцу, загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве. Слева, справа. | 5 | 15 |
4 | Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур). Логическая задача. Развитие внимания | 5 | 15 |
5 | Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4 и 5. Ориентировка во времени. Части суток. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. | 5 | 15 |
6 | Количество и счет. Знакомство с цифрой 1. Геометрические фигуры. Закрепление: круг, квадрат. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. | 5 | 15 |
7 | Количество и счет. Закрепление: цифра 1. Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди множества фигур). | 5 | 15 |
8 | Количество и счет. Знакомство с цифрой 2. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше. | 5 | 15 |
9 | Количество и счет. Закрепление: цифра 2. Величина. Короткий, длинный. Геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур). | 5 | 15 |
10 | Количество и счет. Знакомство с цифрой 3. Соотнесение Цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Времена года (осень). | 5 | 15 |
11 | Количество и счет. Закрепление: цифры 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. | 5 | 15 |
12 | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3 и 4. Величина. Широкий, узкий. Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур). | 5 | 15 |
13 | Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Геометрические фигуры. Круг, овал. Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе. | 5 | 15 |
14 | Количество и счет. Знакомство с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. | 5 | 15 |
15 | Количество и счет. Закрепление: цифры 1, 2, 3, 4. Ориентировка в пространстве. Влево, вправо. | 5 | 15 |
16 | Количество и счет. Закрепление: цифры 1, 2, 3, 4. Счет по образцу, сравнение чисел 3 и 4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. | 5 | 15 |
17 | Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов. Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник. Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень). Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под. | 5 | 15 |
18 | Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | 5 | 15 |
19 | Количество и счет. Закрепление: цифра 5. Сравнение чисел 4 и 5. Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Ориентировка во времени. Быстро, медленно. | 5 | 15 |
20 | Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными. Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги. Логическая задача | 5 | 15 |
21 | Количество и счет. Закрепление: порядковый счет, независимость числа от пространственного расположения предметов. Величина. Развитие глазомера. Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Логическая задача. | 5 | 15 |
22 | Количество и счет. Независимость числа от величины пред метов. Порядковый счет. Величина. Закрепление: понятия широкий, поуже, еще поуже, самый узкий. Логическая задача. | 5 | 15 |
23 | Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление: цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. Геометрические фигуры. Шар, куб, цилиндр. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. | 5 | 15 |
24 | Количество и счет. Закрепление: порядковые числительные. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры. Закрепление: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. | 5 | 15 |
25 | Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | 5 | 15 |
26 | Количество и счет. Закрепление: порядковые числительные. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве. Влево, вправо. Логическая задача. | 5 | 15 |
27 | Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Величина. Развитие глазомера. Логическая задача. | 5 | 15 |
28 | Количество и счет. Закрепление: порядковый счет. Ориентировка в пространстве. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Логическая задача. | 5 | 15 |
29 | Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1,2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. | 5 | 15 |
30 | Количество и счет. Закрепление: цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Ориентировка в пространстве. Слева, справа, вверху, внизу (на листе бумаги). Логическая задача. | 5 | 15 |
31 | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Геометрические фигуры. Сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами. Логическая задача. | 5 | 15 |
32 | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математические загадки. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. | 5 | 15 |
33 | Количество и счет. Математические загадки. Закрепление: цифры. Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года. | 5 | 15 |
34 | Мониторинг | 5 | 15 |
Итого: | 2 часа 50 мин (170 мин) | 8 часов 30 мин (510 мин) | |
Всего: | 11 часов 20 мин (680 мин) |
3. Содержание программы
Календарно – тематическое планирование Программы
№ | Тема занятия | Программное содержание и цели занятия | Методы и приемы | Источники | Интеграция обра зовательных облас тей | Примечание |
1 | Мониторинг. | Выявить уровень развития знаний об элементарных математических представлениях у дошкольников на начало учебного года. Развивать умение воспринимать словесную инструкцию педагога. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. | (Е.В.Колесникова с. 11-17) | ЧХЛ К | Консультация для родителей «Результаты первичной диагностики. Перспективы работы» |
2 | «Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг (находить среди множества фигур)» |
| 1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 1, рис. 1). Предложите детям отгадать загадки. 2.Игра «Соедини правильно» (лист 1, рис. 2). 3.Физкультминутка «Медвежата». Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили: Вот так, вот так, вот так, вот так. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали: Вот так, вот так, вот так, вот так. А потом они плясали, Выше лапы поднимали: Вот так, вот так, вот так, вот так. 4.Игра «Проведи дорожку» (лист 1, рис. 3). Предложите детям провести дорожку от большой матрешки к большому ведру, а от маленькой матрешки к маленькому ведру. 5.Игра «Найди и закрась» (лист 1, рис. 4). Дайте детям задание закрасить все круги. | (Е.В.Колесникова с. 18-21) | ЧХЛ К ХТ | Предложите детям соединить линией карточки с одинаковым количеством предметов. Обратите внимание детей, что одна и та же геометрическая фигура — круг — может быть разного размера. |
3 | «Сравнение чисел 3—4, счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа» |
| 1.Игра «Сосчитай и нарисуй» (лист 2, рис. 1). 2. Игра «Подскажи словечко» (лист 2, рис. 2). 3.Физкультминутка «Два хлопка». Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой. Две руки за спину спрячем И на двух ногах поскачем. 4.Игра «Слушай, смотри, делай» (лист 2, рис. 3). Прочитайте детям стихотворение. Если на деревьях Листья пожелтели, Если в край далекий Птицы улетели, Если небо хмурится, Если дождик льется, — Это время года Осенью зовется. Попросите детей найти картинку с изображением осени и раскрасить листочки красками осени (желтые, оранжевые, красные). Спросите, какие еще времена года изображены на картинках? (Зима, весна, лето.) 5.Игра «Не ошибись». Выполните с детьми следующие упражнения.
6.Игра «Будь внимательным» (лист 2, рис. 4). | (Е.В.Колесникова с.21-23) | ЧХЛ К ХТ | Задания детям. На картинке справа нарисовать: солнце в правом верхнем углу; елку — справа от дома; скамейку — слева от дома. Предложите детям сравнить две картинки и сказать, чем они отличаются друг от друга. (На картинке слева солнце в левом верхнем углу, а на картинке справа — в правом верхнем углу; на картинке слева елка слева от дома, а на картинке справа — справа от дома; на картинке слева скамейка справа от дома, а на картинке справа — слева от дома.) |
4 | «Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат (находить среди множества фигур). Развитие внимания» |
| 1.Игра «Соедини правильно» (лист 3, рис. 1). Предложите детям ответить на следующие вопросы: -Сколько морковок? (Три.) -Сколько вишенок? (Две.) -Сколько репок? (Пять.) -Сколько огурцов? (Четыре.) Дайте детям задание соединить линией карточки с кружками и карточки с предметами так, чтобы количество кружков и предметов было одинаковым. 2.Игра «Гаражи и машины» (лист 3, рис. 2). Спросите детей: -Какого размера машины? (Большая, поменьше, самая маленькая.) -Какого размера гаражи? (Большой, поменьше, самый маленький.) Попросите детей «отвести» каждую машину в свой гараж — соединить линиями машины и гаражи. 3. Физкультминутка «Найди для машины гараж». До занятия из кубиков постройте вместе с детьми гаражи трех размеров, раздайте детям машины разного размера и дайте задание поставить машины в свои гаражи. 4.Игра «Найди и раскрась» (лист 3, рис. 3). Вопросы детям.
Дайте детям задание нарисовать столько кружков под картинкой справа, сколько зверей ушло из теремка. (Два.) Предложите детям назвать их. (Заяц и ежик.) Если дети затрудняются ответить, загадайте про этих животных загадки. Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц) На спинке иголки Длинные и колкие, А свернется он в клубок, — Нет ни головы, ни ног. (Ежик) | (Е.В.Колесникова с.23-25) | К ЧХЛ ХТ ФК С | Дайте задание назвать предметы разного размера: мальчики называют большие предметы, а девочки — маленькие (матрешки, куклы, мячи, столы, стульчики, кубики). |
5 | «Счет по образцу. Сравнение чисел (4—5). Части суток. Слева, в середине, справа» |
| 1.Игра «Сосчитай и дорисуй» (лист 4, рис. 1). 2.Игра «Закончи предложение». Попросите детей закончить следующие предложения: Спим мы ночью, а делаем зарядку ... (утром). Завтракаем мы утром, а обедаем ... (днем). Обедаем мы днем, а ужинаем ... (вечером). Ужинаем мы вечером, а спим ... (ночью). Спросите детей, сколько частей в сутках? (Четыре.) 3.Игра «Найди ошибку художника» (лист 4, рис. 2).Предложите детям рассмотреть картинки и сказать, правильно ли их расположил художник. 4.Физкультминутка «Вороны». По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения: 5.Игра «Считай и рисуй» (лист 4, рис. 3). 6.Игра «Закрась правильно» (лист 4, рис. 4). Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький, крючком. Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? («Три поросенка») Попросите детей закрасить одежду поросенка слева красным цветом, посередине — зеленым, справа — желтым. Вопросы детям. - Где находится поросенок в красной одежде? (Слева.) - В зеленой одежде? (В середине.) - В желтой одежде? (Справа.) | (Е.В.Колесникова с.25-27) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. Прочитайте детям стихотворение Раз, два, три, четыре, пять, Можно все пересчитать: Сколько птиц у деда в клетке И синиц в саду на ветке. Раз, два, три, четыре, пять, Можно все пересчитать! |
6 | «Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате» |
| 1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 5, рис. 1). Попросите детей закончить стихотворение. 2.Игра «Найди цифру» (лист 5, рис. 2). Это цифра — единица. Видишь, как она гордится. А ты знаешь, почему? Начинает счет всему. И. Блюмкин Предложите детям обвести цифры 1 по точкам. Дайте детям задание найти все единицы среди других цифр и обвести их по образцу. 3.Физкультминутка «Солдатик». На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую — к груди, Да смотри — не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. 4.Игра «Соедини правильно» (лист 5, рис. 3). Предложите детям рассмотреть картинки, найти одинаковые и соединить их между собой. 5.Игра «Продолжи ряд» (лист 5, рис. 4). Спросите детей, как расположены геометрические фигуры в первом ряду (круг, квадрат, круг); во втором ряду (квадрат, круг, квадрат). | (Е.В.Колесникова с.28-29) | ЧХЛ К ХТ С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. |
7 | «Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький. Треугольник (находить среди множества фигур)» |
| 1.Игра «Закрась правильно» (лист 6, рис. 2). Уточните, что слева написана цифра 1. Дайте детям задание закрасить столько предметов, сколько обозначает цифра 1 (если дети затрудняются, скажите, что цифра 1 обозначает один предмет). Сколько закрасили шариков (один), цветочков (один), машинок (одну)? 2.Физкультминутка «Солдатик». См. занятие 5. 3.Игра «Большой, поменьше, маленький» (лист 6, рис. 3). Вопрос и задание детям. -Какого размера матрешки? (Большие, поменьше, маленькие, одинакового размера.) Соедините линией матрешек одинакового размера 4.Игра «Найди и закрась» (лист 6, рис. 4). Предложите детям найти на рисунке треугольники и обвести их. | (Е.В.Колесникова с.29-31) | ЧХЛ К ХТ ФК | «Загадки и отгадки» (лист 6, рис. 1) Загадайте детям загадки. Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них — сломаю, Все сначала начинаю. (Кубики) Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет. (Мяч) Зверь забавный, сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу. (Мишка) ) Спросите, сколько кубиков (один), мишек (один), мячей (один). Уточните, что цифра 1 обозначает один предмет. Предложите закрасить один кружок, цифру 1. |
8 | «Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше» |
| 1.Игра «Загадки и отгадки» (лист 7, рис. 1). Предложите детям отгадать загадку. 2.Игра «Найди цифру» (лист 7, рис. 2). Прочитайте детям стихотворение. Цифра два — Лошадка-диво. Мчит, размахивая Гривой. И. Блюмкин Дайте детям задание обвести цифры по точкам. Предложите найти все двойки среди других цифр и обвести их, как показано на рисунке. 3. Физкультминутка «Клен». Руки подняты вверх, движения по тексту стихотворения повторяются 2—3 раза. Ветер тихо клен качает, Влево, вправо наклоняет. Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клен. 4.Игровое упражнение «Ответь правильно». Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня. (Заниматься, гулять, обедать, спать и т.д.) Спросите, чем они занимались вчера. (Ходили в театр, рисовали, играли, гуляли, смотрели телевизор.) Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, поехать в гости, пойти в театр, бассейн.) 5.Игра «Дорисуй листочки на дереве» (лист 7, рис. 3). 6.Игра «Закрась правильно» (лист 7, рис. 4). | (Е.В.Колес никова с.31-33) | ЧХЛ К ХТ С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. Задание от художника. Нарисовать на дереве листочков столько, сколько будет завтра. (Меньше, чем на втором. |
9 | «Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал (находить среди множества фигур)» |
| 1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 8, рис. 1). Загадайте детям загадки: Кто под елкой ловко скачет И взлетает на дубы, Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. (Гриб) 2.Игра «Считай и закрашивай» (лист 8, рис. 2). Спросите, цифра написана слева. (Два.) Дайте задание закрасить предметов столько, сколько обозначает цифра 2. 3.Физкультминутка. См. занятие 7. 4.Игра «Кто быстрее». Для выполнения этого задания понадобятся две ленты разной длины (1 метр, 1,5 метра). Вызовите двух детей, дайте им по ленте и предложите закрутить. Уточните, что у одного ребенка лента короткая (показать), а у другого — длинная (показать). 5.Игра «Закрась правильно» (лист 8, рис. 3). Дайте детям задание закрасить длинную ленту синим карандашом, а короткую — красным. - Какой длины красная лента? (Короткая.) - Какой длины синяя лента? (Длинная.) 6.Игра «Найди и закрась» (лист 8, рис. 4). Предложите детям закрасить самый большой овал зеленым карандашом, поменьше — синим, самый маленький — красным. | (Е.В.Колесникова с.33-35) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. |
10 | «Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень)» |
| 1. Игра «Отгадай и закрась» (лист 9, рис. 1). Загадайте детям загадку. Папа Зай и мама Зая, С ними Зайка, их сынок Хорошенько посмотри: Сколько вместе зайцев? (Три) Предложите закрасить столько кружков в прямоугольнике, сколько зайцев на картинке. 2.Игра «Найди цифру» (лист 9, рис. 2). Прочитайте детям стихотворение. Выгнув шею — Гусь и только, — Цифра три Спешит за двойкой. И. Блюмкин Задания детям. - Обвести цифры 3 по точкам, - Найти все цифры 3 среди других цифр и обвести их, как показано на рисунке. 3.Физкультминутка «Раз, два, три». Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Раз — согнуться, разогнуться. Два — нагнуться, потянуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Повторить 2—3 раза. 4.Игра «Число и цифра». 5.Игра «Соедини правильно» (лист 9, рис. 3). Детям предлагается линией соединить цифру с карточкой, на которой соответствующее количество предметов. 6.Игра «Найди и раскрась» (лист 9, рис. 4). | (Е.В.Колес никова с.35-37) | ЧХЛ К ХТ С | Прочитайте отрывок из стихотворения. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клена листья Сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый — Кленовый. В. Авдиенко Предложите найти картинку с изображением ветки дерева осенью и раскрасить ее |
11 | «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Развитие внимания» |
| 1.Игра «Считай и закрашивай» (лист 10, рис. 1). Дайте детям задание закрасить столько предметов, сколько обозначает цифра 3. 2.Игра «Обведи нужную цифру» (лист 10, рис. 2). 3.Физкультминутка. См. занятие 9. 4.Игра «Высокий, низкий» (лист 10, рис. 3). Спросите, какие дома нарисованы на картинке? (Слева — высокий, справа — низкий.) Предложите детям рядом с высоким домом нарисовать низкое дерево, а рядом с низким — высокое дерево. 5.Игра «Найди отличия» (лист 10, рис. 4). Возле дома пес цепной, Но не страшный, а смешной. Ну кого он устрашит, Если он из плюша сшит? О. Высотская Задания детям. -Внимательно рассмотреть собачек, найти, чем они отличаются друг от друга. -Найдя отличие, закрасить кружок. | Е.В.Колес никова с.37-38) | ЧХЛ К ХТ | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. Повторить с детьми стихи И. Блюмкина про цифры 1, 2, 3. Эта цифра — единица, Видишь, как она гордится А ты знаешь, почему? Начинает счет всему. Цифра два — Лошадка-диво. Мчит, размахивая Гривой. Выгнув шею — Гусь и только, — Цифра три Спешит за двойкой. |
12 | «Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3—4. Широкий, узкий. Прямоугольник (находить среди множества фигур)» |
| 1. Игра «Загадки и отгадки». Предложите детям отгадать загадки, в каждой из которой есть число, которое и поможет им найти правильный ответ. 2.Игра «Соедини правильно» (лист 11, рис. 1). Предложите детям соединить цифры с соответствующей картинкой. 3.Игра «Хватит ли куклам конфет» (лист 11, рис. 2). 4.Физкультминутка «Буратино». Движения по тексту стихотворения. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел — Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. 5.Игра «Закрась правильно» (лист 11, рис. 3). 6.Игра «Найди и закрась» (лист 11, рис. 4). Предложите детям раскрасить все прямоугольники. | Е.В.Колес никова с.38-41) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. |
13 | «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Развитие внимания. Круг, овал» | - учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате); - учить отсчитывать предметы по образцу; учить устанавливать равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; - продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе; развивать зрительное внимание; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки | 1.Игра «Сколько елочек?» (лист 12, рис. 1). 2.Игра «Считай, сравнивай, рисуй» (лист 12, рис. 2). Дайте задание детям нарисовать в прямоугольнике внизу кружков столько же, сколько в верхнем прямоугольнике, но расположить их на большом расстоянии друг от друга. 3.Физкультминутка. См. занятие 7. 4. Игра «Закрась и нарисуй» (лист 12, рис. 3). Предложите детям закрасить мишку слева желтым карандашом, а справа — коричневым. 5.Игра «Узнай, кто ушел» (лист 12, рис. 4). | Е.В.Колес никова с.41-42) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. |
14 | «Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Развитие внимания» |
| 1.Игра «Отгадай и запиши» (лист 13, рис. 1). Загадайте детям загадку. Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало? Предложите детям нарисовать в прямоугольнике кружков столько, сколько кошек на картинке. 2. Игра «Найди цифру» (лист 13, рис. 2). Предложите детям найти цифру 4 среди множества других и обвести ее, как показано на рисунке. 3.Физкультминутка «Считалка с башмачком». Раз! Два! Три! Четыре! По дорожке я скачу. (Дети скачут на двух ногах, Раз! Два! Три! Четыре! продвигаясь вперед.) Башмачок скакать учу. (Прыжки на месте.) Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок. (Дети приседают.) Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок. (Разводят руки в стороны.) 4.Игра «Дорисуй правильно» (лист 13, рис. 3). 5.Игра «Кто внимательный» (лист 13, рис. 4). Меня не растили, Из снега лепили. Глаза — угольки. Руки — сучки. (Снеговик) Дети должны внимательно посмотреть на снеговиков, которые очень похожи, но на самом деле отличаются друг от друга. Детям надо закрасить столько кружков, сколько они найдут отличий. | Е.В.Колес никова с.43-44) | ЧХЛ К ХТ | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 Чтение детям стихотворения Цифра четыре всех удивляет: В локте согнутую руку Никогда не опускает. И. Блюмкин |
15 | «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо» |
| 1.Игра «Посчитай и закрась» (лист 14, рис. 1). 2.Игра «Предмет и форма» (лист 14, рис. 2). См.занятие 13. 4.Игра «Число и цифра».У детей карточки с различным количеством предметов (от 1 ДО 4). Педагог поочередно показывает цифры (от 1 до 4). Детям предлагается поднять карточку с таким количеством предметов, какое обозначает цифра в руках педагога. 5.Игра «Соедини правильно» (лист 14, рис. 3). Дайте детям задание соединить каждый прямоугольник с цифрой, соответствующей количеству предметов в нем. 6.Игра «Влево, вправо» (лист 14, рис. 4). Предложите детям закрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, а влево — красным. В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево.) В синей одежде? (Вправо.) | Е.В.Колес никова с.44-46) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. Предложите детям вспомнить и прочитать стихотворение про цифру 4 (см. занятие 13). |
16 | «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Счет по образцу, сравнение смежных чисел. Далеко, близко» |
| 1. Игра «Отгадай». Скажите детям, что отгадать загадки им помогут числа, которые в них есть. 2. Игра «Считай и рисуй» (лист 15, рис. 1). Один, два — стоит ракета. Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.) Один, два — хлопок в ладоши, (Далее движения А потом на каждый счет. по тексту.) 5. Игра «Далеко и близко» (лист 15, рис. 3) 6. Игра «Дорисуй недостающие фигуры» (лист 15, рис. 4). Предложите детям назвать фигуры в верхнем ряду. (Круг, квадрат, треугольник.) Дайте задание нарисовать во втором и третьем ряду недостающие фигуры. (Во втором ряду — квадрат, в третьем — круг). | Е.В.Колес никова с.46-48) | ЧХЛ К ХТ | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
17 | «Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года (зима, весна, лето, осень)» |
| 1. Игра «Отгадай, сосчитай, нарисуй» (лист 16, рис. 1). Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла — И пропала. (Снежинка) Предложите детям нарисовать столько снежинок в каждом прямоугольнике, сколько показывает цифра справа. 2. Игра «Кто где?» (лист 16, рис. 2). 3.Физкультминутка «Зайка». Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. 4. Игра «Закрась правильно» (лист 16, рис. 3). Дайте детям задание закрасить только четырехугольники 5.Игра «Когда это бывает» (лист 16, рис. 4). Скажите детям, что на каждой картинке нарисован зайка в разное время года. Зайка надеется, что дети догадаются, когда его рисовал художник. | Е.В.Колес никова с.48-49) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. |
18 | «Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа» |
формировать навык самоконтроля и самооценки | 1. Игра «Отгадай загадку» (лист 17, рис. 1). Загадайте детям загадку. Четыре вороны на крышу сели, И одна к ним прилетела. Отвечайте быстро, смело: Сколько их на крышу село? 2.Игра «Найди цифру» (лист 17, рис. Предложите детям обвести цифры 5 по точкам.. 3.Физкультминутка «Ловкий Джек». Веселая английская песенка-игра «Джек, будь ловким» поможет овладеть счетом до 5. 4. Игра «Закрась правильно» (лист 17, рис. 3). | Е.В.Колес никова с.50-51) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1. Прочитайте детям стихотворение Кто так может закружиться, Кто так может танцевать, Кто так может прокатиться? Ну конечно, цифра 5! И. Блюмкин |
19 | «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4—5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно» |
| 1. Игра «Число и цифра». У каждого ребенка набор цифр от 1 до 5. Педагог показывает детям поочередно карточки с разным количеством предметов (1, 2, 4, 3, 5). Дети должны поднять карточки с соответствующей цифрой. 2. Игра «Число и цифра» (лист 17, рис. 1). 3. Игра «На что похож предмет» (лист 18, рис. 2). 4. Физкультминутка «Ловкий Джек». См. занятие 17. 5. Игра «Сосчитай и дорисуй» (лист 18, рис. 3). 6. Игра «Угадай, кто быстрее» (лист 18, рис. 4). Лев и черепаха поспорили, кто первый добежит до пальмы. | Е.В.Колес никова с.52-53) | ЧХЛ К ХТ | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
20 | «Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина» |
| 1. Игра «Кто пришел к Айболиту» (лист 19, рис. 1). 2. Игра «Что где находится» (лист 19, рис. 2). 3. Физкультминутка «Слушай и делай». Предложите детям выполнить следующие задания: дотронуться правой рукой до левого колена; поднять правую руку вверх, опустить; левую руку спрятать назад, опустить; левой рукой дотронуться до правого уха; повернуться налево, затем направо; левой рукой дотронуться до правого плеча, руку опустить. 4. Игра «Из каких фигур зайка» (лист 19, рис. 3). Прочитайте детям стихотворение. Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом. И как раз Вместо глаз Угольки нашлись у нас. Зайка вышел как живой! Он с хвостом и головой! Предложите детям сказать, из каких геометрических фигур состоит зайка. (Из овалов и кругов.) Дайте задание раскрасить только те геометрические фигуры, из которых составлен зайка. | Е.В.Колес никова с.53-55) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 Прочитайте детям отрывок. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! К. Чуковский |
21 | «Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький)» |
| 1. Игра «Отгадай загадку». Загадайте детям загадки. Какие числа помогли отгадать загадки? 2. Игра «Закрась правильно» (лист 20, рис. 1). Дайте детям задание закрасить въезжающие в гараж машины (первую — красным карандашом, вторую — синим, третью — зеленым). 3. Игра «Число и цифра» (лист 20, рис. 2). Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки развести пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться — три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. 5. Игра «Сосчитай и напиши» (лист 20, рис. 3). 6. Игра «Подбери снеговикам ведра» (лист 20, рис. 4). | Е.В.Колес никова с.55-58) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
22 | «Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Установление последовательности событий (части суток). Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже» «самый узкий »» |
| 1. Игра «Число и цифра» (лист 21, рис. 1). Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался ... (колобок). Предложите детям рассмотреть рисунок и найти ошибку художника. (В сказке колобок встречал зверей в другом порядке: сначала зайку, потом волка, потом медведя и последней — лису.) 3. Физкультминутка «Зайка». См. занятие 16. 4. Игра «Соедини правильно» (лист 21, рис. 3). 5. Игра «Закончи предложение». Попросите детей закончить предложения: 6. Игра «Когда это бывает» (лист 21, рис. 4) | Е.В.Колес никова с.58-60) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 Прочитайте детям стихотворение Доброе утро — птицы запели, Добрые люди, вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам, Солнце встает и идет по делам! А. Кондраь |
23 | «Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр» | -учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; — упражнять в сравнении двух групп предметов;
| 1.Игра «Сосчитай и нарисуй» (лист 22, рис. 1). 2. Игра «Число и цифра» (лист 22, рис. 2). 3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь». Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели-встали, сели-встали И на месте побежали. 4. Игра «Что сначала, что потом» (лист 22, рис. 3). Покажите детям объемные тела: шар, куб, цилиндр. Скажите, как они называются. | Е.В.Колес никова с.60-62) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
24 | «Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике» |
| 1. Игра «Слушай, считай» (лист 23, рис. 1). 2. Игра «Загадки и отгадки». Для этой игры детям понадобятся цифры от 1 до 5. Загадайте детям математические загадки. Отгадав загадку, дети должны найти цифру и показать ее. 3. Игра «Подбери заплатку» (лист 23, рис. 2). 4. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь» См. занятие 22. 5. Игра «Соедини правильно» (лист 23, рис. 3). Дайте задание детям соединить линией квадратик с цифрой и карточки с тем количеством предметов, кружков, которое обозначает данная цифра. | Е.В.Колес никова с.62-64) | ЧХЛ К ХТ | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 Прочитайте детям стихотворение Подарили Маше шар, А Танюше самовар, Ване — барабан, Милочке — банан. Прочитайте детям стихотворение «Сапожник»: Мастер, мастер, Помоги — Прохудились сапоги. Забивай покрепче Гвозди — Мы пойдем сегодня В гости! Б.Заходер ББ. Заходер |
25 | «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. Развитие внимания» |
| 1. Игра «Кто положит еду в сундучок» (лист 24, рис. 1). 2. Игра «Нарисуй столько же» (лист 24, рис. 2). Предложите детям нарисовать в прямоугольниках столько предметов, сколько показывают цифры слева. 3. Физкультминутка «Теремок». Руки на уровне груди, концы пальцев соединены, изображая крышу. Стоит в поле теремок, На двери висит замок, Открывает его волк, Дерг-дерг, дерг-дерг. Пришел Петя-Петушок И ключом открыл замок. Пальцы раздвинуть в стороны.) (Пальцы переплетены в замок.) (Движения кистей влево-вправо.) (Движения к себе, от себя.) (Пальцы размыкаются, руки опустить.) 4. Игра «Кто внимательный» (лист 24, рис. 3). 5. Игра «Найди пару» (лист 24, рис. 4). Предложите детям внимательно рассмотреть картинки и соединить одинаковые. | Е.В.Колес никова с.64-66) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 Прочитайте детям отрывок из стихотворения. Он кружится, Легкий, Новый, У ребят над головой, Он успел Платок пуховый Расстелить На мостовой, Он белеет Вдоль забора, Прикорнул на фонаре — Значит, скоро, Очень скоро, Полетят салазки С горок, Значит, можно будет Снова Строить крепость во дворе! Я. Аким |
26 | «Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. Установление последовательности событий» |
| 1. Игра «Отгадай загадку» (лист 25, рис. 1). Загадайте детям загадку. Расставил Андрюшка На полке игрушки: Рядом с мартышкой Плюшевый мишка. Рядом с лисой — Зайка косой. А последняя лягушка. Сколько игрушек Расставил Андрюшка? (Пять) 2. Игра «Кто что считал?» (лист 25, рис. 2). Скажите, что считал Чебурашка, а что Крокодил Гена. А помогут вам таблички с цифрами в лапах у Чебурашки и Крокодила Гены. (Чебурашка считал мячи, а Крокодил Гена — кубики.) 3. Физкультминутка «Мы топаем ногами».. 4. Игра «Что сначала, что потом» (лист 25, рис. 3) 5. Игра «Раскрась правильно» (лист 25, рис. 4) | Е.В.Колес никова с.66-68) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
27 | «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания» |
| 1. Игра «Сосчитай и сравни» (лист 26, рис. 1). К речке бежали четверо утят — Свежей водицы напиться хотят. Уточка-мама за ними спешит. Сколько их вместе? Скорее скажи! (Пять) Спросите детей, как получилось число 5. (Четыре утенка и одна мама-утка.) Дайте задание обвести по точкам цифру, соответствующую количеству уток на картинке. 3. Физкультминутка «Мы топаем ногами». См. занятие 25. 4. Игра «Соедини правильно» (лист 26, рис. 3). 5. Игра «Дорисуй недостающую фигуру» (лист 26, рис. 4). | Е.В.Колес никова с.68-69) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
28 | «Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания» |
| 1. Игра «Кого забыл нарисовать художник» (лист 27, рис. 1). 2. Игра «Нарисуй правильно» (лист 27, рис. 2). 3. Физкультминутка «По ровненькой дорожке». (Дети свободно ходят по группе.) (Дети прыгают на двух ногах.) (Дети приседают на корточки.) По ровненькой дорожке Шагают наши ножки Раз-два, раз-два По камешкам, по камешкам И в яму — бух! 4. Игра «Когда это бывает» (лист 27, рис. 3). | Е.В.Колес никова с.69-71) | ЧХЛ К ХТ | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 Прочитайте детям отрывок из стихотворения. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! А. Плещеев |
29 | «Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Развитие внимания» |
| 1. Игра «Предмет и цифра» (лист 28, рис. 1) 2. Игра «Соедини правильно» (лист 28, рис. 2). Дайте детям задание соединить каждую карточку с соответствующей цифрой. 3. Физкультминутка «По ровненькой дорожке». См. занятие 27. 4. Игра «Посмотри и сравни» (лист 28, рис. 3). | Е.В.Колес никова с.71-73) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 Прочитайте детям стих. У воспитанной собаки Нету времени для драки. Нужно ей решать примеры, Перепрыгивать барьеры, Приносить мячи в зубах, Танцевать на двух ногах, Застилать свою кровать И котов дрессировать. Л. Яковлев |
30 | «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу» |
— закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; | 1. Игра «Закрась правильно» (лист 29, рис. 1). 2. Игра «Загадки и отгадки» (лист 29, рис. 2). 3. Физкультминутка «Серые зайчата». Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Мы, как серые зайчата, Прискакали на лужок. Прыг-скок, прыг-скок. Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке, Прыг-скок, прыг-скок. 4. Игра «Из каких фигур кошка» (лист 29, рис. 3). фигуры, из которых составлена кошка. 5. Игра «Помоги Буратино нарисовать картину» (лист 29, рис. 4). | Е.В.Колес никова с.73-74) | ЧХЛ К ХТ ФК | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
31 | «Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Развитие внимания» |
| 1. Игра «Кто что будет собирать» (лист 30, рис. 1). Предложите детям показать стрелочкой, что будет собирать Хрюша, а что — Степашка. 2.Игра «Нарисуй правильно» (лист 30, рис.2). Предложите детям дорисовать в прямоугольнике фигуры так, чтобы их количество соответствовало цифре слева. 3. Физкультминутка «Серые зайчата». См. занятие 29. 4. Игра «На какую фигуру похожи предметы» (лист 30, 5. Игра «Сколько цыплят у курицы» (лист 30, рис. 4). | Е.В.Колес никова с.75-76) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 Прочитайте детям стихотворение. Куд-куда, куд-куда? Ну-ка, ну-ка, все сюда! Ну-ка, к маме под крыло! Куд-куда вас занесло? В. Берестов |
32 | «Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. Развитие внимания» |
- формировать навык самоконтроля и самооценки. | 1. Игра «Где чья игрушка» (лист 31, рис. 1). 2. Игра «Загадка и отгадка» (лист 31, рис. 2). 3. Физкультминутка. Проведите физкультминутку по желанию детей. 4.Игра «Слева, справа» (лист 31, рис. 3). Скажите детям, что Чебурашка идет по лесной тропинке и просит помочь ему назвать предметы, которые он видит справа (цветок, зайку), слева (елку, лису). Предложите детям раскрасить предметы, которые видит Чебурашка. 5. Игра «Посмотри и сравни» (лист 31, рис. 4). | Е.В.Колес никова с.76-78) | ЧХЛ К ХТ ФК С | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
33 | «Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года» |
| 1. Игра «Загадка и отгадка» (лист 32, рис. 1). 2. Игра «Предмет, число, цифра» (лист 32, рис. 2). 3. Физкультминутка. Проведите физкультминутку по желанию детей. 4. Игра «Широкая, узкая» (лист 32, рис. 3). 5. Игра «Сколько зайцев в корзине» (лист 32, рис. 4). Дайте детям задание закрасить цифру, которая обозначает количество зайцев в корзине (четыре) | Е.В.Колес никова с.78-79) | ЧХЛ К ХТ | Самоконтроль и самооценка выполненной работы. См. п. 6 занятия 1 |
34 | Мониторинг | Выявить уровень развития знаний об элементарных математических представлениях у дошкольников на конец учебного года. | Игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры | К С | Консультация для родителей «Результаты итоговой диагностики» |
4. Методическое обеспечение
4.1 Основное
1. Е.В.Колесникова Демонстрационный материал: Математика для детей 4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.
2. Е.В.Колесникова Математика для детей 4—5 лет: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
3. Е.В.Колесникова Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. М.:ТЦ Сфера, 2015
4. Наглядный материал «Величина»;
5. Наглядный материал «Цвет»;
6. Наглядный материал «Геометрические фигуры»;
7. Наглядный материал «Числа и цифры»;
8. Набор блоков Дьенеша;
9. Набор палочек Кьюзенера.
4.2 Дополнительное
1. Дидактические и настольные игры по математике
2. Геометрическая мозаика «Сложи узор»;
3. Сборно-разборные игрушки;
4. Материал, направленный на развитие мелкой моторики и кистей рук (наборы бус и леска, толстый шнур для завязывания узлов);
5. Наборы разрезных картинок, состоящие из 2-4, 4-6, 6-8 частей;
6. Лото;
7. Фланелеграф;
8. Иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых, в различные отрезки времени;
9. Счетные палочки;
10. Объемные формы с прорезями для геометрических вкладышей;
11. Игрушки, куклы разного размера и посуда, одежда, мебель;
12. Игрушки для игр с песком и водой;
13. Ёмкости для исследования песка и воды.
4.3 Дидактические пособия:
1. Дидактически столики на закрепление цвета предметов;
2. Дидактические планки-подставки (2-х цветные) на закрепление цвета предметов и установления отношений «один - много»;
3. Пластины с выемками для геометрических фигур;
4. Коробка с игрушками для сортировки предметов по цвету;
5. Коробка с игрушками для сортировки предметов по величине;
6. Наборы геометрических фигур, разных по величине и цвету.
7. Набор геометрических фигур для фланелеграфа;
8. Кубики Никитина;
9. Раздаточный материал для закрепления количества «один – много» (плоскостные фигурки);
10.Раздаточный материал для закрепления длины и ширины предметов (полоски, листочки);
11. Счеты;
12. Счетный материал;
13. Материалы для классификации: каштаны, шишки, камешки;
14. Образцы тканей различной фактуры;
15. Различные виды конструкторов на закрепление цвета, формы, величины.
5. Материально-техническое обеспечение
5.1 Основное оборудование
№ п/п | Перечень основного оборудования |
1. | Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН. |
2. | Демонстрационная магнитная доска или мольберт. |
3. | Мебель (столы, стулья, шкафы для хранения учебного материала) |
4. | Коврограф Воскобовича |
5. | Уголок художественной литературы |
6. | Переносная мультимедийная установка |
7. | Уголок сюжетно-ролевой игры (кукольная мебель) |
8. | Дезар |
9. | Театральный уголок |
5.2 Основное оснащение
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей | 10-15 шт. |
2. | Уголок математики: рабочие тетради, дидактические математические игры | По количеству детей, 10 шт. |
3. | Уголок конструирования: конструктор Лего большой и средний, деревянный конструктор. | 15-20 шт. |
4. | Фигурки людей и животных для обыгрывания | По количеству детей |
3. | Игрушки бытовой тематики | 5-10 шт. |
4. | Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы | 10-15 шт. |
6. Список используемой литературы:
6.1 Основная
1. Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015
2. Е.В.Колесникова Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2015
3. Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. М.:
ТЦ Сфера, 2015.
6.2 Дополнительная
- Волина В. Математика. Екатеринбург, 1997.
- Дети у истоков математики: Методика обучения математике / Т.И. Еро феева, В.П. Новикова. М., 1994.
- Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н. Математика для дошкольников. М., 1997.
- Математика от трех до шести: Библиотека программы «Детство». СПб., 1996.
- Петерсон Л.Г., Кояемасова Е.Е. Игралочка. М., 1995.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. М., 1993.
- Программа «Истоки» / Т.П. Алиева, Т.В. Антонова. М., 1997.
- Программа «Развитие». Основные положения / Л.А. Венгер, О.М. Дьячен ко и др. М.: Новая школа, 1994.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992.
- Столяр АЛ. Давайте поиграем. М., 1991.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова. М., 1984.
- Урунтаева ГЛ., Афонькина ЮЛ. Помоги принцу найти Золушку. М., 1994.
- Интернет-ресурсы
3. http://tc-sfera.ru/
муниципальное автономное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад № 124
Рассмотрена и принята Утверждаю:
на педагогическом совете №___ Заведующий МАДОУ д/с № 124
от «___» ____________201 г. «____»______________201 г.
Дополнительная общеразвиваюшая программа
кружка «Юный математик»
для воспитанников МАДОУ д/с № 124
Объем программы: 11 часов
Возраст детей: 4 - 5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик
Фомина А.И.
Воспитатель МАДОУ д/с № 124
Ввести в действие
с «__»_________2017г.
Калининград, 2017
Список детей, занимающихся в кружке «Юный математик»
1. Адамчук Соня
2. Бабкова Полина
3. Барабанов Вова
4. Букреев Никита
5. Васькович Вася
6. Гановская Лиза
7. Ильин Федя
8. Ковалев Женя
9. Кондрашова Полина
10. Коржова Саша
11. Кисиль Богдан
12. Кропачева Амелия
13. Мадаминов Руслан
14. Малогулко Даша
15. Махмудова Махсуна
16. Мирончик Максим
17. Нестеренко Степан
18. Нетков Трофим
19. Орлов Никита
20 Руденко Максим
21. Тимофеев Илларион
22. Чеменцова София
23. Шустикова Лиза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике в средней группе Детский сад 2100
рабочая программа...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра Для...
авторизированная программа "Веселая математика"
Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....
Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....
Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...
Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...