Консультация для педагогов « Методика формирования элементарных математических представлений »
консультация по математике

Фатфулина Олеся Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида

детский сад «Малыш»

Консультация для педагогов

« Методика формирования  элементарных математических представлений ».

Воспитатель 1 квалиф. категории:

Фатфулина О.В.

2016г.

Содержание математической подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются своей спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного математического развития детей. Содержание обучения отражается в разделе  «Развитие элементарных математических представлений». «Программы воспитания и обучения в детском саду». В каждой возрастной группе программа развития элементарных математических представлений состоит из одинаковых по названию разделов: «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связанны между собой и дают возможность научить детей выделять в предметах и явлениях окружающее действительности такие их стороны: свойства, отношения, которые являются предметом изучение математики. Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы. К первой относятся ведущие по своему характеру математические виды деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления связанные с выполнением арифметических действий.                Ко второй – пропедевтические, специально сконструированные в дидактических целях, доматематические виды деятельности: сравнение предметов путем наложения или приложения. Виды деятельности, относящиеся ко второй группе допустимы младшим дошкольникам. А к первой группе – старшим. Между этими двумя группами существует тесная связь. Среди всех видов деятельности  традиционным является счет. Умение считать не всегда является показателем математического развития и не гарантирует успешность овладения математикой школе. Дети могут запомнить механически последовательность чисел натурального ряда не только до десяти, но и даже до ста. Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности устанавливают отношения: (больше, меньше, равно) не пользуясь при этом числом и счетам. Со счетной деятельностью тесно связано измерительная, основная цель которой  - формирование представление о величинах. Формирование представлений о величине происходит в тесной взаимосвязи с развитием представлений о числе. Число получается и в результате счета, и в результате измерения. Счет и измерения существенно дополняют друг друга. Формирование пространственно временных представлений во всех возрастных группах происходит на базе практических ориентировок. Познание пространства и времени дошкольниками осуществляется через их чувственное отражение, осмысление в речи и использовании в деятельности (различение и называние геометрических фигур, основных пространственных направлений, и отдельных временных отрезках). В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников, педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные и игровые. Математику можно изучать не только на занятиях, но и в игре. При подборе дидактических игр воспитатель обращается к разным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них. Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Дидактические игры могут разменяться в качестве одного из методов проведения занятий, индивидуальной работе, быть формой организации познавательной, самостоятельной деятельности детей. Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры драматизации, подвижной). Органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребенка. Наглядные и словесные методы не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Широко используются приемы относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом.

- Пояснение, разъяснение, указание. Используется в ходе выполнения задания , чтобы предупредить ошибки преодолеть затруднение.

- Демонстрация воспитателем способом действия в сочетании с объяснением. Этот прием используется при сообщении новых знаний.

- Вопросы к детям один из основных приемов во всех возрастных группах они могут быть:1) репродуктивно мнемические (Что это такое? Какого цвета флажок?).

2)репродуктивно познавательные (Сколько еще на полке будет кубиков, если я поставлю еще один?)

3)продуктивно познавательные (Как решить эту задачу? Какое число больше 6 или 9?).

- Прием контроль и оценка. Очинки подлежат способы и результаты действий, поведений детей.

- Прием моделирования. Наглядно практический прием, включающий создание модели и их использование для формирования элементарных математических представлений.

Использование моделей и моделирование естественно должно сочетаться с другими приемами обучения при этом воспитатель владея разнообразными методами и приемами имеет в виду главную задачу их использования и творческого применения, осуществлении математической подготовки дошкольника. Поиск и применение методов обучения, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятие, памяти, мышления, воображения) – залог успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Список литературы:

1)Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.                                                                                     2)Венгер Л. А. ,Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. 3)Волина В. В. Праздник числа.                                                                        4)Данилова В. В., Рихтерман Т. Д.,Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников .                                                                                                     5)Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду.                              6)Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников.                             7)Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений.                                                                                  8) Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у дошкольников. 9)Сербина Е. В. Математика для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель программы по формированию элементарных математических представлении у дошкольниковинтеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого ивариативного мышления...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста в различных видах детской деятельности»

Это консультация предлагает различные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Данные игры можно использовать в индивиудально...

Консультация для педагогов «Развитие элементарных математических представлений»

Консультация для педагогов «Развитие элементарных математических представлений»...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Консультация «Формирование элементарных математических  представлений у детей раннего возраста» Математика в раннем возрасте. Вы скажете: «Что вы, какая математика?»....