Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"
консультация на тему

Варламова Ирина Петровна

Цель программы по формированию элементарных математических представлении у дошкольников

интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и

вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и

явлений окружающего мира.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_femp.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №3 "Родничок" комбинированного вида
Цивильского района Чувашской Республики".

Консультация для педагогов

"Формирование элементарных математических представлений в

условиях реализации ФГОС ДО"

Подготовила: воспитатель     Варламова И.П.

Цивильск - 2015

б


С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.

Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования. Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

зо

сс

реа.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - представляет с собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который

объязовывает все дошкольные образовательные организации        

содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,

определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности;

двигательная;

игровая:

коммуникативная;

познавательно - исследовательская;

восприятие художественной литературы и фольклора;

элементарной трудовой деятельности;

конструирование из различных материалов;

изобразительной;

музыкальной.

Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирован,

элементарных представлений у дошкольников» в содержание Федерального государственного
образовательного стандарта.

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной

программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания

восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение
элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно - следственные

связи.


Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Цель программы по формированию элементарных математических представлении у дошкольников

интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и

вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и

явлений окружающего мира.

организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлении у

дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве

 

является несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:

Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;        

формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;        

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных

умений;

падение математической терминологией:

развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение,

обобщение и т. д.);

         Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических

способностей строится с учётом следующих принципов:

принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями

особенностями детей;

Формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления

чувственного опыта и его осмысления;

Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить


понятия «число», «множество», «форма»;.

  • стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы;

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты

зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах:

организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие- детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

- демонстрационные опыты;

- сенсорные праздники на основе народного календаря;

- театрализация с математически содержанием;

 обучение в повседневных

бытовых ситуациях;

---

бытовых ситуаций;   - беседы;

- самостоятельная деятельность в развивающей среде


      Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток; представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие гругпы.

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествия во времени
  3. Игры на ориентировку в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических
представлений является организация развивающей предметно - пространственной среды в возрастных

группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая

предметно - пространственная среда должна быть:

- содержательно - насыщенной,

- трансформируемой;

- полуфункциональной;

- вариативной;

-  доступной;

- безопасной.


  В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок,, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узна.1- еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»

Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду и школе. Игровая форма обучения является пре...

Виды досуговой деятельности, способствующие формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС

Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой  формирования его общей культуры. Продуманная органи...

«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»

laquo;Дидактический комплект игрпо формированию элементарных математических представленийв условиях преемственности содержания математического образования»...

Семинар - практикум «Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...

Семинар - практикум «Квест - технология в формировании элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...