Консультация для педагогов «Развитие элементарных математических представлений»
консультация

Надденная Олеся Николаевна

Консультация для педагогов «Развитие элементарных математических представлений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konultatsiya_dlya_pedagogov_po_femp.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развитие элементарных математических представлений»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Мы стараемся организовать работу по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи: развитие интереса к играм, требующие умственного напряжения;  активизировать умственную деятельность; заинтересовать занимательным материалом; закреплять полученные знания и умения в дидактических играх; воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели через игру.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  выстраиваем с учётом следующих принципов:

1.Сознательность и активность.

2. Наглядность.

3. Систематичность и последовательность.

4. Постоянная повторяемость.

5. Научность.

6. Доступность.

7. Связь с жизнью.

8.Развивающее обучение.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников используем следующие инновационные  методы и приемы:

Занимательный математический материал. Развлечения: загадки, задачи-шутки, стихи, веселый счет, считалочки,

Математические (логические) игры, задачи, развлечения: чудо кубики, рамки вкладыши, лото, пазлы, кубики с картинками, конструкторы, мозаики.

Графические игры: лабиринты, графические таблицы, игры с геометрическими фигурами.

Развивающие дидактические игры, упражнения: с наглядным материалом, словесные.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками мы проводим в различных формах: НОД, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, дидактические игры, досуг.

Рассмотрим направления формирования математических представлений в младшем дошкольном возрасте.

-Знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами величиной, сравнение двух предметов;

-Обучение способам обследования предметов (наложение, приложение), подбор предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);

-Количество

-Выделение пространственных отношений (верх-вниз, направо-налево, назад-вперед);

-Различать части суток (утро, день, вечер, ночь);

-Способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;

-Учить реализовать цели, которые ставит перед ребенком взрослый.

Знакомя с геометрическими фигурами, формируем умение различать предметы по форме, закрепляем знание цветов, развиваем логическое мышление, внимание. Для этого используем такие дидактические игры как:«Подбери фигуру», «Три квадрата», «Геометрическое лото», «Соберем бусы» и другие.

Когда мы обучаем детей различать величину, то главной нашей целью является развивать умение различать предметы по величине; закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику. Используем дидактические игры: «Широкое-узкое», «Домики для медвежат», «Подбери домики к дорожкам», «Мостики для зайчат».

При обучении различать количество предметов, привлекаем детей к формированию групп однородных предметов; формируем умение различать количество предметов: «один», «много», «столько», «поровну». В этом нам помогают дидактические игры: «в лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы».

  1. Дидактические игры на выделение пространственных отношений: «Украсим коврик», «Красивый платочек для мамы», «Паровозик», «Красивая тарелочка», «Где спрятался мишка».
  2. Учимся различать части суток мы при помощи таких игр как «Мой день, «Части суток», «день и ночь», «Про вчерашний день».

В дидактической игре  математического направления роль воспитателя несравненно больше, чем в играх другой направленности.  Именно мы вводим детей в ту или иную игру и знакомим  их с методом ее ведения. Участвуем в ней, ведем  ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, мы исходим из того, какие программные задачи будем решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале мы разбираем игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Заботимся о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Мы детально продумываем, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Руководство дидактическими играми осуществляется  в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста мы сами включаемся   в игру. Вначале привлекаем детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками), вместе с детьми разбираем и собираем их, тем самым  вызываем у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним. 

  1. огромное значение успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений имеет организация развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей нами был оборудован центр занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, 

  1. Математическое лото.
  2. Рамки-вкладыши.
  3. Пирамидки.
  4. Мозаики.
  5. Кубики.
  6. Игры на составление целого из частей.
  7. Игры на ориентировку во времени, в пространстве.
  8. Игры на классификацию.
  9. Занимательные вопросы, считалочки, стихи и загадки о цифрах.
  10. Палочки Кюизенера
  11. Логические блоки Дьенеша

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. 

И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Мы используем разные формы работы с родителями: беседы, консультации, папки-передвижки, оформление информационных уголков, рекомендации методической литературы.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей, с помощью дидактических игр, пособий дети младшего дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогают делать образовательный процесс не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель программы по формированию элементарных математических представлении у дошкольниковинтеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого ивариативного мышления...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста в различных видах детской деятельности»

Это консультация предлагает различные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Данные игры можно использовать в индивиудально...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Консультация «Формирование элементарных математических  представлений у детей раннего возраста» Математика в раннем возрасте. Вы скажете: «Что вы, какая математика?»....

консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»

В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям....