Консультация для педагогов «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве»
консультация по математике (младшая группа)

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве»

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве в разных возрастных группах

Главная задача работы по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста – это совершенствование опыта различия пространства и создание основы для отражения его в словесной, терминологической форме.

По Мусейибовой в систему работы по развитию у дошкольников пространственных представлений должно быть включено:

- ориентирование «на себя», освоение собственного тела;

- ориентирование на внешних объектах; выделение сторон предметов (перёд – зад, право – лево, верх – низ);

- освоение азов словесной пространственной системы и применение её на практике, обозначая направления;

- ориентирование «от себя» и определение расположения предметов, относительно себя;

- осознание «точки стояния» – определения в пространстве собственного положения;

- определение пространственного размещения различных объектов относительно друг друга;

- определение расположения объектов в двухмерном пространстве или на плоскости.

Занятия по формированию пространственных представлений любых возрастных групп должны в себя включать ориентировку и в двухмерном (на плоскости, листе бумаги) и в трёхмерном пространствах. Очень важно подбирать упражнения правильно, они должны усложняться постепенно, проведение их должно квалифицированно контролироваться, Во время занятий детям не только надо хорошо и терпеливо всё объяснять, показывать, но и задавать вопросы им самим, когда ребята вовлечены лично, они запоминают и усваивают информацию намного лучше, к тому же, это будет своеобразная проверка пройденного материала. Практические действия всегда будут лучшим инструментом для усвоения и расширения данных. Такими действиями могут служить различные задания, поручения, которые очень нравится выполнять детям.

Начинать работу по формированию пространственных представлений следует уже с раннего детства. Малышей нужно учить называть и различать части своего тела: руки, ноги, голова, носик, глазки, ротик, щёчки, подбородок, спина, живот, лоб, ушки. Нужно выделять симметричные части тела и учить различать право и лево, тем более, что часто детям это достаточно непросто. Закрепляются знания при проведении различных дидактических игр, где надо будет показать правильно, назвать, ответить, проработать все эти моменты с различными персонажами. Чтобы детям было проще дифференцировать левую и правую части своего тела, знакомить с ними надо одновременно, подчеркнув различия их функций: правой ручкой мы держим ложку, а левой – можем взять кусочек хлеба и т. п.

Во 2 младше группе нужно учить детей различать пространственные направления от себя: впереди, сзади, слева, справа. Основой различения служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Детей одновременно упражняют в различении парных взаимообратных направлений: вверху – внизу, спереди – сзади. В процессе обучения различению право и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе. Маленькие дети узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. В младшей группе дети получают первые навыки ориентировки на листе бумаги. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, слева и справа. Показывая приемы изображения предметов на занятиях по рисованию, педагог называет направление движения руки: сверху вниз, слева направо.

В средней группе задачи ориентировки в пространстве усложняются. Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Вначале детям предлагают определить расположение только двух игрушек, находящихся в противоположных направлениях: впереди – сзади, справа – слева. Позднее количество предметов увеличивают. После того, как ребенок определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90°, а позднее – кругом (на 180°). В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя.

Обучение умению передвигаться в указанном направлении. Для этого целесообразно использовать игру «Куда пойдешь, что найдешь?» Воспитатель прячет игрушки, затем объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, говорит: «Вперед пойдешь – мишку найдешь, назад пойдешь – матрешку найдешь». Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел.

Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». Эти представления дети получают, производя те или иные действия с игрушками. «Чей мяч покатился дальше?» - подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов «ближе», «дальше».

Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола. С первых занятий им предлагают найти верхнюю полоски счетной карточки, расположить определенное количество предметов вверху и внизу, или слева и справа. Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур на таблице, воссоздать расположение. Для закрепления умения ориентироваться на плоскости используют игры типа «Парные картинки».

Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве необходимо, так как ориентировка – непременный компонент любого практического действия. Большие возможности для соответствующих упражнений предоставляют физкультурные и музыкальные занятия, утренняя гимнастика и подвижные игры.

В старшей группе необходимо закреплять умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня Таня, слева от меня стул); по отношению к другому (справа от мишки сидит зайчик, а впереди мишки стоит кукла). Необходимо упражнять в пространственной ориентировке во время движения, учить изменять направление движения во время ходьбы, гимнастических упражнений. Целесообразно упражнять детей в определении своего положения среди окружающих предметов, например, я стою за стулом, я стою около стула, я стою перед Мишей, напротив Маши, справа от Веры и слева от Вовы.

Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука, определять стороны туловища куклы, мишки.

В подготовительной к школе группе большое значение уделяют развитию умения ориентироваться на плоскости. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, впереди, вверху, рядом, друг за другом, между, напротив и т. д. Большое внимание продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега.Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки,усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами или ориентируются на бегу. Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры, устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

Большое внимание уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т. е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы. Дети раскладывают геометрические фигуры на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют, увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения.

Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий. Она связана с разработкой системы упражнений, как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников"

Формирование пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства...

«Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста»

laquo;Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольного возраста»      ...

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста (выступление на педсовете)

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста...

Содержание и методика формирования пространственных представлений во 2 младшей и ср. группах ДОУ.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений....

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР."

Консультация разработана для воспитателей ДОУ по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР, в которой  раскрыты игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собс...

Консультация (для педагогов) «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве»

Консультация(для педагогов)«Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок в пространстве»...