Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Бесчастнова Надежда Васильевна

Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Дидактическая цель: Учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число; умение давать развернутый ответ на вопрос задачи. Развивать логическое мышление, внимание, графические навыки. Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.

Предварительная работа: Закрепление дней недели, времен года, четных и нечетных чисел. Решение арифметических задач на сложение и вычитание. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материал для занятия: конверт с письмом, карточки с вопросами, карточки с заданием, изображение числовых домов, мольберт, магнитная доска.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Уверенный в себе, хоть неумейка

И от природы он большой зазнайка.

А ну-ка угадать его сумей-ка

Известен всем под именем (Незнайка).

Воспитатель: Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: Да!

Воспитатель: Чтение письма

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Знайка сказал мне, что оставил в комнате ключ к знаниям. А я не могу его найти. Если я не найду ключ, то так и останусь не образованным неумехой. Ребята, поможете мне найти ключ!

Дети: Конечно, поможем.

Воспитатель: Смотрите на столе лежат какие-то листы бумаги. Давайте поищем под ними. Ой, а на каждом листе что-то написано. Да тут какие-то задания. Давайте поможем Незнайки с ними справиться.

Ребята, что будем делать?

Дети: Все вместе будем помогать.

Воспитатель: Ребята, вот и первое задание «Быстрый вопрос - быстрый ответ»

Задание № 1 Посчитайте от 1 до 10 и обратно.

Назови соседей числа 4 (обращаясь к тому ребёнку, у которого цифра 4.)

Назови соседей числа 6.

Назови соседей числа 9.

Я задумала число, оно меньше 3 на одну единицу. Какое это число?

Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

Сколько дней в неделе?

Про какие дни мы говорим «будние дни»?

Про какие дни говорим «выходные»?

Назови соседей среды?

Назовите соседей субботы?

Назовите части суток?

Сколько месяцев в году?

Сколько пальцев на одной руке?

Сколько ушей у двух кошек?

Какая цифра спряталась в слове семья?

Кто стоит справа от тебя?

Кто стоит слева от тебя?

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились.

Воспитатель: Ребята, смотрите, на этом столе разложены какие- то картинки. Может в них потерялся ключ? Давайте посмотрим вместе с Незнайкой.

Задание № 2 «Что понадобится в школе»(работа в парах)

На столе разложены карточки с изображением школьных предметов. Обведите только те предметы, которые понадобятся вам в школе.

Воспитатель: Молодцы! Выполнили задание.

(Подходят к следующему столу). Ребята, посмотрите что это? Это числовой домики. Может ключ спрятался за ними?

Задание № 3 «Домики»

Воспитатель: Ребята, только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать.

Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома.

Воспитатель: Пронумеруйте квартиры, (дети выполняют задание).

Молодцы, ребята!

Воспитатель: Но прежде чем мы начнем искать ключ дальше, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети: Гимнастика.

Воспитатель: Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Незнайку.

Физкультминутка

Незнайка потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и. п.)

Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.)

Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)

Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)

Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.)

И руками помахать, (махи руками)

Воспитатель: Ну что, ребята нужно искать ключ дальше. Смотрите шкатулка, а в ней кодовый замок. Может Незнайка, случайно положил ключ в нее. Давайте попробуем его открыть, но для этого нам нужно решить задачи. Ответы на них помогут нам открыть замок.

Задание №4 «Решение и составление задач».

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Дети: В задаче четыре части.

Воспитатель: Назовите их.

Дети:Задача состоит из: 1 - условие, 2 - вопрос, 3 - решение, 4 - ответ.

Воспитатель: Какие вы знаете арифметические действия?

Дети: сложение, вычитание.

Какие вы знаете арифметические знаки?

Дети: Плюс, минус, равно.

Воспитатель: Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы. «На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?» (Пять)

Дети: На ветке всего 5 птиц.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи.

Воспитатель: Назовите вопрос. Решение задачи. Ответ.

Молодцы! Решите следующие задачи.

«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?» (Три)

Воспитатель: А теперь составим задачи сами.

Составление задач по картинкам. (две задачи)

На полянке у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать? (Четыре)

- Подарил ежатам ёжик

Восемь новеньких сапожек.

От восторга ежата визжат.

Сколько было у папы ежат? (Двое)

- На полянке у дубка

Крот увидел 2 грибка.

А подальше, у сосны,

Он нашёл ещё один.

Ну-ка,кто сказать готов:

Сколько крот нашёл грибов? (Три)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Мы открыли шкатулку. Здесь лежат листочки и карандаши, а еще какой-то план.

Задание №5. «Секретный план»

Воспитатель: Давайте не будем терять время. Подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

6 клеток вправо, 5 вниз, 2 влево,5 вниз,1 вправо,1вниз,1влево,1вниз,1 вправо, 1вниз, 4влево,1 вверх,1 вправо,1 вверх,1влево,1вверх,1вправо,5вверх,2влево,5вверх

Что получилось?

Дети: Ключик.

Воспитатель: Ребята, похоже, мы нашли ключ Незнайки. Мы помогли Незнайке узнать много всего интересного и показали ему, что учиться оказывается совсем не скучно, а очень даже интересно.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания, помогли незнайке навести порядок в комнате и найти ключ к знаниям. Как вы думаете, Незнайке понравилось учиться? Назовите, какие задания вы выполняли?

Рефлексия. Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего? Незнайка благодарит всех. Большое спасибо за работу.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема "Волшебное путешествие"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Конспект организованной образовательной деятельности Формирование элементарных математических представлений. Тема НОД: «Возвращение Элли домой».

Формировать у детей стойкий интерес к математике, продолжать развивать умение решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности формирование элементарных пространственных представлений на тему: «Ориентировка в пространстве» старшая группа

Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умений ориентироваться в пространстве, ознакомление их с пространственным ориентированием – одна из основных зада...

Конспект игровой образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» во второй группе раннего возраста Тема: «Шар»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29285132","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29285139","attributes":{"alt":"","class"...