ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
ПЛАН
- Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.
- Примерная структура занятий по математике.
- Методические требования к занятию по математике.
- Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.
- Формирование навыков работы с раздаточным материалом.
- Формирование навыков учебной деятельности.
7. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.
Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_matematicheskomu_razvitiyu_detey_v_dou.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 28 г. Ярославль
Подготовила: Виноградова Наталья Александровна, воспитатель высшей категории
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ В ДОУ
ПЛАН
- Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.
- Примерная структура занятий по математике.
- Методические требования к занятию по математике.
- Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.
- Формирование навыков работы с раздаточным материалом.
- Формирование навыков учебной деятельности.
7. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.
Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.
Примерная структура традиционных занятий
- Организация занятия.
- Ход занятия.
- Итог занятия.
1. Организация занятия
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).
В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
2. Ход занятия
Примерные части хода математического занятия
- Математическая разминка (обычно со старшей группы).
- Работа с демонстрационным материалом.
- Работа с раздаточным материалом.
- Физкультминутка (обычно со средней группы).
- Дидактическая игра.
Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.
В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе: до пяти частей.
В подготовительной группе: до семи частей.
Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.
Виды физкультминуток:
1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.
3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.
4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
Замечание:
- если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;
- вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.
3. Итог занятия
Любое занятие должно быть законченным.
В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)
1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
- На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
- Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
- Используется разнообразный наглядный материал.
- Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
- Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
- Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
- Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
- Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
- Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
- Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
- Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии
- Словесная активизация.
- Чередование различных видов деятельности.
- Смена наглядного материала.
- Физкультминутки и релаксация.
- Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия до 15— 18-й минуты.
Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)
- Бережное отношение к наглядному материалу.
- Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.
- Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
- Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.
Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)
- Соблюдать дисциплину на занятии.
- Сидеть, сохраняя правильную осанку.
- Тихо вставать и садиться, подходить к доске.
- Поднимать руку, только когда знаешь ответ.
- Отвечать, только когда тебя спросят.
- Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.
- Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).
- Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.
- Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.
- Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.
Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников
Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.
Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.
Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива, поиск и др.
В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:
* образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);
* развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);
* воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ
Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТГ Б О У Д П О П К (С)Кафедра дошкольного и начального образованияКурсовая работаОрганизация работы по математическому развитию д...
Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ
Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду....
Консультация для воспитателей "Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста"
Автором представлен материал по формированию элементарных математических представлений дошкольников....
• «Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ»
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников по ФЭМ...
«Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ» (из опыта работы)
В данной презентации представлены формы работы по развитию элементарных математических представлений, используемые воспитателями в нашем ДОУ, какой занимательный математический материал в р...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ ПЛАН.
Лекция ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУПЛАН1. Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.2.Примерная структура занятий по математике.3....
Особенности организации педагогического процесса математического развития детей 4 года жизни в ДОУ
Особенности организации педагогического процесса математического развития детей 4 года жизни в ДОУ...