Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ
методическая разработка на тему
Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ
Г Б О У Д П О П К (С)
Кафедра дошкольного и начального образования
Курсовая работа
Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ.
Выполнила:
Воспитатель Сонина Л. В. –
МБДОУ «Лямбирский датский сад №3
комбинированного вида»
Саранск, 2013
Содержание.
Ведение…. 3
1. Формирование и умение способности познавать.
1.1. Сенсорное воспитание – основа всестороннего развития ребенка… .4
1.2. Роль математической игры, как метод обучения и развития математических представлений…. 6
2. Практический аспект… .7
Организация работы с детьми по математическому развитию с использованием новых технологий.
2.1. Формы, методы и приемы в работе с детьми по математическому развитию… .8
2.2. Модель занятия «Волшебные превращения»… 10
2.3. Взаимодействие с семьей по формированию развития детского интеллекта… .14
Заключение…. 15
Список использованных источников… 16
Приложение… .17
Введение.
В ДОУ сегодня происходят большие перемены. Это связано с принятием ФГТ документа, который определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость, чтобы обеспечить каждому ребенку стартовые возможности для обучения в школе. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность с сохранением и укреплением здоровья.
Новый документ ставит в основу индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника. Основной результат - развитие личности ребенка через разные виды деятельности.
Воспитатель должен уметь:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_matematicheskomu_razvitiyu_doshkolnikov_s_uchetom_fgt.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ
Г Б О У Д П О П К (С)
Кафедра дошкольного и начального образования
Курсовая работа
Организация работы по математическому развитию дошкольников с учетом ФГТ.
Выполнила:
Воспитатель Сонина Л. В. –
МБДОУ «Лямбирский датский сад №3
комбинированного вида»
Саранск, 2013
Содержание.
Ведение…. 3
1. Формирование и умение способности познавать.
1.1. Сенсорное воспитание – основа всестороннего развития ребенка… .4
1.2. Роль математической игры, как метод обучения и развития математических представлений…. 6
2. Практический аспект… .7
Организация работы с детьми по математическому развитию с использованием новых технологий.
2.1. Формы, методы и приемы в работе с детьми по математическому развитию… .8
2.2. Модель занятия «Волшебные превращения»… 10
2.3. Взаимодействие с семьей по формированию развития детского интеллекта… .14
Заключение…. 15
Список использованных источников… 16
Приложение… .17
Введение.
В ДОУ сегодня происходят большие перемены. Это связано с принятием ФГТ документа, который определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость, чтобы обеспечить каждому ребенку стартовые возможности для обучения в школе. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность с сохранением и укреплением здоровья.
Новый документ ставит в основу индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника. Основной результат - развитие личности ребенка через разные виды деятельности.
Воспитатель должен уметь:
- Интегрировать образовательные области;
- Отбирать наиболее результативные формы детской деятельности для решения конкретных задач;
- Педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Поэтому задачи педагога такие:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированными;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути в т. ч. средства её достижения;
- Помогать ребенку сформировать умение, оценивать себя.
Возьмем образовательную область «Познание» ФЭМП - организацию работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием новых технологий .
1.1.
Математика-это царица наук. И сейчас, когда развивается наука и техника, всеобщая компьютеризация - возрастает роль математической подготовки подрастающего поколения.
Дети должны хорошо усвоить такие математические представления и понятия как:
-счет, число, измерение, величина;
-геометрические фигуры, пространственные отношения.
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – развивать личность ребенка, его умственные, духовные и физические способности.
Основой всестороннего развития ребенка – является сенсорное воспитание, оно означает развитие сенсорных процессов (0ощущений, восприятий, представлений, направлено на то, чтобы научить детей младшего дошкольного возраста точно, полно и конкретно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.
Вхождение детей и мир математических представлений начинается с раннего и дошкольного возраста. В мир математики дети вступают в младшем дошкольном возрасте. Они называют предметы, определяют их форму, цвет, сравнивают по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами, овладевают моделирующей деятельностью. Фундаментом математики являются множества и операции с ними.
Психолого-педагогические исследования последних лет и опыт лучших практиков подтверждают возможность высокого уровня математического развития дошкольников. Известны основные свойства математических способностей человека:
-умение обобщать;
-гибкость мыслительных процессов;
-переход от прямого к обратному ходу мыслей.
Данные качества являются частью общего умственного развития, а эффективность развития ребенка в целом обеспечивается усвоением системы знаний. Математические знания, как никакие другие отражают закономерности окружающего мира, определяют пространственные формы и количественные отношения. Становится очевидным, что учить надо не только для того, чтобы ребенок знал и умел, но и для того, чтобы он мог использовать эти знания и умения в процессе познания окружающего мира. В результате выполнения практических действий у него накапливается логико-математический опыт ребенок способен анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, строить простые логические высказывания.
Усвоение нового материала легче всего происходит через игру. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности: ребенок развивается, проявляет творческую активность.
1.2.
Обучающие игры в системе формирования элементарных математических представлений имеют свои особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые решает ребенок.
-Задачи даются в различной форме в виде модели рисунка, т. е. разные способы передачи информации;
-В задачах использован принцип народных игр от простого к сложному ;
-В задачах все объясняется, и формируются только исполнительские черты в ребенке.
Необходимо объяснять ребенку способ и порядок решения задач, чтобы развивать тем самым логическое мышление.
Обучающие игры по математическому развитию могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Использование этих игр позволяет созданию своеобразного микроклимата для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, умение находить ошибки и исправлять их, способность предвидеть результаты своих действий.
Каждая игра представляет возможность подумать над тем, какие новые задания добавить. И этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая малышей. В некоторых играх такая вариативность заданий уже предусмотрена и работа над ними будет более успешной, что содействует развитию творческих способностей.
2.
К сожалению, проблема формирования и развития математических способностей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Анализируя знания детей и их умения, в том числе и умения, применять эти знания в мыслительной деятельности, я пришла к такому выводу, что необходимо ввести новые приемы и формы работы, новые технологии для усвоения материала по развитию элементарных математических представлений.
2.1
В своей работе я использую различные обучающие и развивающие игры, так как считаю, что они развивают у детей умственные способности, формируют знания и умения, развивают логическое мышление и творческую активность детей. Это такие игры как: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Геометрическое лото», «Танграмм», «Блоки Дьенеша», игры на конструктивное мышление. Например: «Сложи квадрат», (круг) из частей, «Собери букет», «Составь фигуру», «Цветное лото», «Цепочки» и др.
Наряду с традиционными методами (наглядным, словесным) в своей я использую современные образовательные технологии:
- метод Монтессори;
- элементы ТРИЗ.
Прежде всего, это осуществляется на занятиях и закрепляется в разных видах детской деятельности. Все занятия проходят в игровой форме, т. к. в процессе игр лучше закрепляются количественные отношения (больше, меньше и т. д., умение различать и называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
Особое внимание уделаю формированию умению группировать предметы по одному, двум или трем признакам. Игры направлены на развитие логического мышления, а так же на развитие речи: использую потешки, считалки, загадки, занимательные задачи. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных средств и пособий.
Анализ работы показал, что использование обучающих и развивающих игр в системе формирования элементарных математических представлений положительно влияет на развитие математических способностей, позволяет добиваться хороших результатов по усвоению материала. В этом можно убедиться, выполнив диагностику по ФЭМП.
Работа по использованию обучающих игр проводится с детьми вне занятий, в свободной деятельности.
В группе создана полноценно развивающая среда, которая оказывает влияние на развитее математических способностей. Имеется математический уголок, который эстетически оформлен, находиться в доступном месте для детей. Также иметься разнообразный дидактический материал: «Веселый счет», «Бабушка – смекалушка», «Волшебная семерка», «Интересное число 6» и др.
Для успешного усвоения нового материала по ФЭМП мною были разработаны конспекты занятий новые игры-головоломки материал Монтессори. Применяя все это на занятиях и в свободной деятельности, я пришла к выводу, что ребенок лучше учится понимать природу, ориентироваться в ней, совершенствует координацию глаз рук ног. В играх ребенок находит свои ошибки и исправляет их.
В качестве примера предлагаю модель занятия по ФЭМП.
2.2
«Волшебные превращения»
Цель:
-Продолжать развивать математические способности детей.
Задачи:
Закрепить число 3 называть соседей числа3.
-Закрепить состав числа 5 из двух меньших.
-Определять геометрические фигуры по цвету размеру форме.
-Развивать логическое мышление творческую активность умственные способности детей.
-Воспитывать доброжелательное отношение желание кому-либо помочь.
Д/материал: цифры от 1 до 6 карточки геометрические фигуры- круги.
Р/ материал: набор геометрических фигур.
Ход занятия.
-Ребята вы любите сказки? (Да) .
А если ваш герой попадает в беду, вы будете ему помогать? (Да).
-Посмотрите, пожалуйста, а что это за короб? Ну-ка посмотрим, что в нем?
-Да это приехала Царевна Лягушка и просит помочь ее расколдовать.Для этого нужно выполнить задания. Поможем ребята Царевне Лягушке?
Задание 1.
-У царя было 3 сына. Какое число я назвала?
-Назовите соседей числа 3.
Назовите предыдущее и последующее число? (Дети называют) .
Задание 2.(Состав числа5) .
-Приказал царь связать свитер. Давайте поможем распределить правильно клубки ниток для свитера.
1) 5 клубков на рукава: 4 синих, а сколько черных?
2) 5 клубков на воротник: 3 зеленых, а сколько красных?
3) 5 клубков для спинки: 2 фиолетовых, а сколько желтых?
4) 5 клубков на переднюю часть: 1 оранжевый, а сколько малиновых?
- Итак, делаем вывод, что число 5 состоит из двух меньших (Все выкладывается на фланелеграфе: 4+1; 3+2; 2+3; 1+4) .
Задание 3
- Царь попросил украсить рушник узором, а у Царевны – Лягушки один элемент узора выпал. Необходимо найти недостающую фигуру и объяснить, почему именно эту?
Задание 4.
Необходимо определить как волшебная стрела помогает Ивану Царевичу (Работа с карточками).
-Скажите, что находится в левом верхнем углу?
-В левом верхнем углу находится кружочек красного цвета.
-А что находится в правом верхнем углу?
-Тоже кружочек такого же размера, но синего цвета.
-В середине стрелка она волшебная, с ее помощью красный кружочек превратился в синий.
-А что находится в левом нижнем углу?
- Здесь находится треугольник красного цвета, но такого, же размера.
-Как вы думаете, волшебная стрелка, в какую фигуру превратит красный треугольник?
- Волшебная стрелка превратит его в синий треугольник.
-Верно молодцы.
-А теперь найдите его и положите. (Дети выполняют задание.) .
Задание5.
Царь дал Ивану Царевичу вот такую головоломку. (схемы) .
а) из11 палочек выложить дом.
б) переложить одну палочку так, чтобы домик смотрел на другую сторону. (Дети выкладывают.)
-Молодцы, все задания выполнили. Царевна –Лягушка превращается в Василису Премудрую. Она очень рада, что ей помогли, дарит детям шкатулку. Шкатулка не простая, волшебная, с сюрпризом: закрыта на два замка. И они откроется, если правильно подобрать ключи. (блоки Дьенеша). а) этот ключ – синий, толстый, квадратный, длинный;
б) этот ключ – желтый, тонкий, треугольный, короткий (Дети подбирают.) Шкатулка открывается; а вот вам и сюрприз «Игра Квадрат Воскобовича».
-Молодцы, ребята, все задания выполнили: расколдовали Царевну Лягушку, помогли ей, были активными, правильно выполнили все задания.
Что дает такое занятие?
У детей развивается логическое мышление, они учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, закрепляют уже имеющиеся знания. На занятии решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, используется разнообразный дидактический материал, взят интересный сюжет сочетаются наглядные, словесные и игровые методы.
Использование дидактического материала и позволяет увидеть работу своих воспитанников. На данном занятии мы не просто развиваем умение считать, определять геометрические фигуры, а учим их логически мыслить развиваем мыслительную деятельность. У детей формируются умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. В процессе математического развития идет постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.
Детей необходимо учить не только распознавать на чувственном уровне величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове.
2.3
В формировании и развитии детского интеллекта большую роль нужно отнести родителям. Необходима организация обучающих игр с использованием математического материала дома. Взрослые должны заниматься развитием способностей своих ребятишек, как можно раньше, для развития способностей нужна другая методика обучения. В семье намного богаче можно сделать условия для развития малыша, его умственных способностей. Поскольку опыт и знания у детей невелики обучение в основном должно проходить так:
-Сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания
- Затем обобщаются до простейших правил.
-Малыш с помощью взрослого познает свойства и качества предметов в действиях практическим путем.
Кроме того, родители помогают детям освоить словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, название дней, недели и др. Овладение значением этих слов помогает осмыслить длительность и периодичность времени, развивает «чувство времени». Взрослый обязательно должен объяснить ошибки, которые допускает ребенок. Важно, чтобы ребенок все понял. И если родители будут помогать своим малышам в освоении математических представлений, то в школе ему будет легче:
а) быстро достать портфель, открыть его и достать все необходимые вещи;
б) находить нужные страницы учебника;
в) ориентироваться на листе бумаги;
г) уметь рисовать на листе бумаги в клетку;
д) понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними;
е) уметь выражать связно свои мысли, формулировать определения, ставить вопросы.
Заключение
Организация работы с детьми по формированию и развитию математических представлений имеет важное значение в дошкольном образовательном процессе. Обучающие, развивающие игры помогают развивать математические способности, которые относятся к группе, так называемых специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе, и применять эти знания в мыслительной деятельности. Воплощение в жизнь результатов этой деятельности – один из главных стимулов развития цивилизации сегодняшнего дня.
Использование новых технологий в организации работы с детьми по математическому развитию позволяет мне, как педагогу, добиваться неплохих результатов по усвоению материала, так как все это является приоритетным в системе дошкольного образования, в силу его особой значимости в познавательной деятельности ребенка, приобщение его к активной целенаправленной результативной деятельности.
Все это необходимо для успешного обучения в школе и в дальнейшей жизни. И в заключение для работы с детьми я предлагаю использовать игру «Геометрическое лото» для усвоения материала. Используя принцип парных картинок, можно выучить все: цифры, количественный счет, геометрические фигуры, цвета и их оттенки, и многое другое.
Список использованных источников
1. Федерального Государственное Требование к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. М. Просвещение 2012.
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Белошистая А. Занятие по математике: развиваем логическое мышление. // Дошкольное воспитание, 2013 №8.
4. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. СПб., 1998.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва, Просвещение, 1985.
6. Михайлова З. А. Иоффе Э. Н. Математика от 3 до 6. – СПб., 1995.
7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М., Просвещение 1990
8. Полякова М., Михайлова З. А. и др. Первые шаги в математику. // Дошкольное воспитание 2004, №12.
9. Полякова М., Брусова В. Воспитывать радость, познания. // Дошкольное воспитание 2004, №12.
10. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва, Просвещение, 1996.
11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – Москва, Просвещение, 1982.
12. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – Москва, М. Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....
Формы работы по математическому развитию дошкольников в ДОУ
Формы работы используемые в ДОУ по ФЭМП у дошкольников....
Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ
Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду....
• «Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ»
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников по ФЭМ...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
ПЛАНОрганизация занятий по математике в дошкольном учреждении.Примерная структура занятий по математике.Методические требования к занятию по математике.Способы поддержания хорошей работоспособности де...
«Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ» (из опыта работы)
В данной презентации представлены формы работы по развитию элементарных математических представлений, используемые воспитателями в нашем ДОУ, какой занимательный математический материал в р...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ ПЛАН.
Лекция ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУПЛАН1. Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.2.Примерная структура занятий по математике.3....