Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению познавательных навыков, тема «Солнечная математика».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Солнечная математика».
Цель Совершенствование математических умений и навыков. Открытое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_femp_ya.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
|
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по освоению познавательных навыков
Группа Старшая №18
Воспитатель _Соловьева Е.П.
Тема: «Солнечная математика».
Цель Совершенствование математических умений и навыков.
Задачи:
Образовательные
— выявить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года;
— совершенствовать умение находить место числа в ряду, прямой и обратный счет до 10;
— совершенствовать знания о геометрических фигурах;
— продолжать устанавливать, соответствие между цифрой и количеством предметов;
— продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу);
— продолжать совершенствовать навыки сравнения предметов по количеству (использование знаков).
Развивающие
— продолжать развивать мыслительные операции, речь, внимание, воображение, сообразительность, тренировать память.
Воспитательные
- продолжать прививать любовь к природе, воспитывать у детей сопереживание, взаимопомощь, навыки самооценки.
Метапредметные
1. Формировать предпосылки познавательных и логических УУД, развивая умение упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур, умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости и ближайшем окружении; умение делать выводы.
2. Формировать предпосылки коммуникативных УУД, развивая навыки совместной коллективной деятельности (передача информации).
Материалы и оборудование
Фланелеграф, солнышко, тучка, лучики, конверт с письмом, конверты с заданиями, раздаточный материал для письменной работы, простые карандаши (на каждого ребенка).
Раздаточный материал: геометрические фигуры; чистые листы, простой карандаш, солнышки.
Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Воспитатель. Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. | Приветствие, | Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты и др. | Психологическая готовность |
Вводно-организационный, 1 мин | Организация направленного внимания | Воспитатель. Сегодня к нам пришло письмо от божьей коровки. Давайте прочтем его. | По очереди отвечают на вопросы педагога. | Беседа. Игровые упражнения. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 1–2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Это письмо нам прислала божья коровка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я и моя дружная семья насекомых обращаемся к вам с большой просьбой, помогите, пожалуйста. Случилась беда, и может жаркое лето так никогда и не наступит у нас. Солнышко, которое так необходимо нам сейчас, спустилось на землю поиграть, но злая колдунья заколдовала лучики солнца и спрятала их в волшебном мешочке. А само солнышко накрыла тучей. Чтобы их освободить, надо выполнить задания колдуньи, они вот в этих конвертах». Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем Божьей коровке расколдовать солнышко и его лучики? | Дети. Да. | Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием “яркое пятно” и т. д. | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация, 1 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Воспитатель. Но вернуть солнышку все лучики не так – то просто. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Ну, что, не передумали? Воспитатель. Тогда в путь! | Дети. Нет. | Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т. д. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 7 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм домов Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус). | «Выполнение первого задания». Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, развивать сообразительность и быстроту реакции. - Ребята вот и первое задание. Дети стоят в кругу. Воспитатель задает вопросы и кидает мяч. Вопросы: Сколько времен года вы знаете? Назовите их? Какое сейчас время года? Сейчас какой месяц? Сколько дней в неделе? Давайте их назовем: Какой сегодня день? Какой будет завтра? Какой был день вчера? Из каких частей состоят сутки? Как называется прием пищи утром, днем? Как называется прием пищи вечером? – Молодцы ребята! Игра «Наоборот» - Ребята а сейчас будем играть в игру «Скажи наобарот», тот кто ответит садится на свое место: Длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий, маленький - большой, сухой – мокрый, черный – белый, плохо – хорошо, пустой стакан – полный стакан, гладкий – шершавый, близко – далеко, добрый – злой, молодой – старый, левый – правый, больной – здоровый, чистый – грязный. Знаки >, <, = - Следующие задание: — Ребята, правильно расставьте знаки «больше», «меньше» или «равно». - Молодцы, справились с заданием! | Участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы по очереди. Дети выполняют задание письменно на местах. Проверяем у доски по одному. 5 меньше 8 4 больше 1 7 больше 2 6 равно 6 5 больше 3 4 меньше 8 9 больше 4 5 больше 1 7 больше 6 9 больше 8 10 равно 10 9 больше 2 | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Дидактические игры. Драматизация. . Игра и пр. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | В круг широкий вижу я Встали все мои друзья Мы сейчас пойдем направо А теперь пойдем налево В центре круга соберемся И на место все вернемся Улыбнемся, подмигнем И опять играть начнем | Выполняют действия по тексту, повторяя за воспитателем. | Игровые приемы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Практическая работа (если предусмотрена), 6 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений Цель: развитие способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти, сформировать у детей графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности). Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам. | Следующая наша задача - это расколдовать следующий лучик солнца. Геометрический диктант. - Ребята а теперь следующее задание: — Найдите левый верхний угол и положите туда желтый треугольник. — Найдите правый нижний угол, положите зеленый круг. — В левом нижнем углу положите красный прямоугольник. — В правом верхнем углу – синий квадрат. — В центре положите красный овал. - Под желтым треугольником положите синий прямоугольник. - Над красным прямоугольником положите зеленый квадрат. Задание: перепутанные цифры. Встали в круг. - Ребята вот и следующее задание: — Наши цифры перепутались, помогите им. Составьте числовой ряд. Дети строятся по порядку в соответствии с цифрой, которую держат в руках. — Давайте посчитаем слева направо. А теперь посчитаем справа налево (обратный счет). Который по счету у нас стоит Валерия? Тимофей? Игорь? Тимофей кто стоит перед тобой, кто стоит за тобой? Следующее задание: Состав числа. Воспитатель: Вот и последнее задание: — Внутри божьей коровки точки, но не все, несколько точек она растеряла пока летела, а рядом цифра, вам ребята необходимо добавить столько точек, чтобы их количество совпадало с цифрой на доске. | Выполняют практическую работу. составляют геометрический диктант, проверяют друг у друга. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются). Дети строятся по порядку, отвечают на вопросы воспитателя. Дети выполняют задание по очереди у доски. | Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), 3 мин | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами | Воспитатель: «Ну вот мы и справились со всеми заданиями. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? Сложные были задания? Какие? Какие задания были легкие? Какие задания больше понравились? Воспитатель: К нам пришло еще одно письмо. Давайте посмотрим? Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Божья коровка благодарит детей за оказанную помощь в освобожении солнечных лучиков и в качестве награды присылает им солнышки. Письмо Божьей коровки: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы спасли наше солнышко и вернули ему лучики. Теперь мы с моими друзьями насекомыми будем греться на солнышке. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех насекомых и от меня лично, вручаются солнышки. Ребята, если вы считаете что хорошо справились с заданиями рисуем нашему солнышку веселую улыбочку, если еще нужно поработать грустную улыбку. | Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!» Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. Дети рисуют улыбку солнышку. | Фронтальная, индивидуальная работа | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Ребята все молодцы, хорошо справились с заданиями. | Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная | Осознание себя как участника познавательно го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема : «Веселый счет» Занятие по математике с элементами ТРИЗ-РТВ
Цель: Продолжать учить детей действию замещения при отборе требуемогоколичества предметов (без использования счета) с помощью фишек –заменителейЗадачи: Познавательные: - анализ объектов с це...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Данная работа представляет собой технологическую карту образовательной деятельности.Такие занятия по экологическому воспитанию дошкольников дают возможность детям ближе знакомиться с природой. О...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия «семья». Помогает найти пути для формирования в дет...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Данная работа представляет собой технологическую карту образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». ...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». Тема "Как хлеб на стол пришел"
Технологичесая карта НОД "Как хлеб на стол пришел" предназначена для детей 5 лет. В ней используется форма организации - экскурсия в музей хлеба, в процессе которой дети познакомятся с видам...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема "Когда бывает стыдно..."
Данная технологическая карта предназначена для детей 5 лет. в ней используются такие методы формирования нравственных ценностей, как аксиологические ситуации, театральный этюд, игра социально-нраствен...
Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по освоению образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»
Учить развивать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет. Учить четко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тих...