Рабочая программа фэмп
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему
Рабочая программа
Образовательная область: познавательное развитие
Вид образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: вторая младшая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_ml.gr_.doc | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Образовательная область: познавательное развитие
Вид образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: вторая младшая
2018- 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы 2-4 лет составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой 2014г, образовательной программы дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» города Кирсанова.
Организованная образовательная деятельность по данному разделу проводится в группе обще-развивающей направленности детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, количестве, размере, числе, части и целом, пространстве и времени является важным условием полноценного развития ребёнка.
Учитывая адаптационный период детей, занятия в сентябре и октябре проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 10минут.
С октября время занятий постепенно увеличивают до 12 – 15 минут.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
36 | 1 | 15 минут | групповая |
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.
Задачи:
- Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной,
- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету
- Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Содержание программы
Количество.
- Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти – все красные, эти - все большие и т.д.)
- Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
- Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
- Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»
Величина.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте в целом) пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые по длине, широкий – узкий, одинаковые по ширине, высокий – низкий, одинаковые по высоте, большой – маленький, одинаковые по величине.
Форма.
- Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве.
- Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними, различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева; различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени.
- Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день и ночь, утро и вечер.
Основные требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по формированию элементарных математических представлений:
- Группировать предметы по цвету, форме, величине.
- Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
- Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приёмы наложения и приложения их к друг другу; показывать какой из предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий.
- Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- Понимать слова: впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска).
Тематический план
№ | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объём учебной нагрузки (часы) |
1 | количество | 9 |
2 | Величина | 9 |
3 | Форма | 7 |
4 | Ориентировка в пространстве | 3 |
5 | Ориентировка во времени | 2 |
6 | Закрепление пройденного | 6 |
| итого | 36 |
Два раза в год проводится педагогическая диагностика.
Учебно-методический комплекс обеспечения образовательного процесса.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. –М.; Мозаика синтез, 2014/.
- «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада» Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
- «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» И.А. Помораева, В.А. Позина.
«Календарно-тематическое планирование ФЭМП
№ | Плановые сроки прохож – дения | Непосредственно образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||
Тема | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 04.09.18 | Шар и куб | Закрепить умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик) независимо от цвета и величины.
| И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» Стр.11 | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Опыт « Катится – не катится». |
2 | 11.09.18 | Большой - маленький | Закреплять умения различать контрастные по размеру предметы, используя при этом слова «большой», «маленький». | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» Стр.12 | Игра «Угадай животное». Д/И «Подбери клубочек» |
3 | 18.09.18 | Один – много - мало | .Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «Один», «Много», «Мало». | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр12 | Дидактическая игра «Поезд», «Много – мало», «Весёлый рыболов». . |
4 | 25.09.18 | Много, один, ни одного | Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделения из группы одного предмета. Учить понимать слова: много, один, ни одного | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр13 | Д/игра «Ромашка», Д/игра «Бабочки». |
5 | 02.10.18 | Круг | Познакомить с кругом. Учить обследовать его осязательно-двигательным путём. Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупности словами: много, один, ни одного | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр14 | Д/игра «Чудесный мешочек» Игровое упражнение «Испечём оладушки». |
6 | 09.10.18 | Сравнивание кругов по размеру |
.Учить сравнивать круги по размеру – большой, маленький | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.15 | Дидактическая игра «Спрячь колобка». |
7 | 16.10.18 | Длинный - короткий | Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ, ДЛИННЕЕ – КОРОЧЕ. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.16 | Д/игра «Дорожки», Малоподвижная игра «Спрячь цыплёнка» |
8 | 23.10.18 | Сколько? | Учить: -находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова: ОДИН, МНОГО. - сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.17 | Игровое упражнение «Завяжем коробки ленточками». Д/игра «Собираем грибочки». |
9 | 30.10.18 | Квадрат |
Познакомить с квадратом. Учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очерёдности, которую предлагает педагог. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.18 | Игровое упражнение «Покажи и прокати», Д/игра «Соедини точки», «Бусы». |
10 | 06.11.18 | Высокий - низкий |
Учить сравнивать два предмета по высоте и обозначать результат сравнения словами: ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ, ВЫШЕ – НИЖЕ. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.18 | Д/игра «Сравни деревья». |
11 | 13.11.18 | Один - много |
Закрепить умения: - находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами: ОДИН, МНОГО. -различать и называть круг и квадрат | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.19 | Д/игра «Заплатка для коврика» Д/игра «Почини поезд» |
12 | 20.11.18 | Длинный - короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине | Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: Длинный - короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр.19 | Подвижно-дидактическая игра «Строим поезд» Игра «Карусели» |
13 | 27.11.18 | Круг и квадрат | Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умения: -сравнивать два предмета по длине; -находить один и много предметов в окружающей обстановке | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр20 | Д/игра «Найди предмет» Рисование пальчиками |
14 | 04.12.18 | Сравнение групп способом наложения | Учить: -сравнивать два предмета по длине, используя приёмы наложения. -понимать выражения: ПО МНОГО, ПОРОВНУ. -ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр21-22 | Игровое упражнение «Найдём потерявшуюся варежку» Д/игра «Кто на картинке» |
15 | 11.12.18 | Сравнение предметов по длине | Продолжать учить: -сравнивать два предмета по длине, используя приёмы наложения. -понимать выражения: ПО МНОГО, ПОРОВНУ. -ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр22-23 | Д/игра «Новогодняя гирлянда» Подвижная игра «Птички в гнёздышках» |
16 | 18.12.18 | Сравнивание двух предметов по ширине |
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения; обозначить результаты сравнения словами: ШИРОКИЙ – УЗКИЙ, ШИРЕ – УЖЕ. Активизировать употребление в речи выражений: помногу, поровну, столько – сколько. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр23-24 | Д/игра «Закрой домик». Подвижная игра «Козлята и волк» |
17 | 25.12.18 | Закрепление круг и квадрат | Совершенствовать умения: -сравнивать два предмета по ширине -сравнивать две группы предметов способом наложения -закреплять умение различать и называть круг и квадрат | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр24-25 | Д/игра «Сравни дорожки, ручейки» Подвижная игра «Найди свой цветочек» |
18 | 15.01.19 | Треугольник | Познакомить с треугольником Учить различать и называть фигуру. Закреплять навык сравнения двух предметов по ширине, Учить пользоваться словами: шире – уже, одинаковый по ширине. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр26-27 | Д/игра «Катится – не катится» Игровое упражнение «Найди такую же», «Достроим домики для зайчиков» |
19 | 22.01.19 | по много, поровну, столько – сколько. | Продолжать знакомить с треугольником на основе сравнивания его с квадратом Учить сравнивать равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами: по много, поровну, столько – сколько. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр27-28 | Д/игра «Что изменилось?», «Найди свой домик». |
20 | 29.01.19 | Впереди – сзади, вверху – внизу, справа - слева | Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами: Впереди – сзади, вверху – внизу, справа - слева | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр28-29 | Игровое упражнение «Украсим ёлочку», «Игрушки для ёлочки». Д/игра «Фотография лошадки». |
21 | 05.02.19 | Сравнивание двух предметов по высоте |
Упражнять в сравнении: -двух предметов по высоте пользоваться словами выше – ниже, высокий – низкий. -двух равных групп предметов способом наложения и приложения пользоваться словами: поровну, помногу, одинаково, столько - сколько | И. А. Помораева В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр29-30 | Д/игра «Башня для петушка» Игровое упражнение «Построим домики». |
22 | 12.02.19 | Сравнивание двух предметов по высоте, двух равных групп предметов способом наложения | . Упражнять в сравнении: -двух предметов по высоте -двух равных групп предметов способом наложения и приложения | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр30-31 | Игровая ситуация «Построим заборчик вокруг ёлочки» Игровое упражнение «Покормим воробышков». |
23 | 19.02.19 | Сравнивание групп словами «больше», «меньше», «столько», «сколько» | Учить: -сравнивать две неравные группы предметов -обозначать результаты сравнения словами: «больше», «меньше», «столько», «сколько» | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр31-32 | Д/игра «Одень кукол». Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку» |
24 | 26.02.19 | Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте | Закреплять: -способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте. -обозначать результаты соответствующими словами | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр31-32 | Игровое упражнение «Автомобили и гаражи» |
25 | 05.03.19 | Части суток | Закреплять умение различать и называть части суток: ДЕНЬ - НОЧЬ | И. А. Помораева В.А. Позина Стр 35-36 | Д/игра «Загадки» Подвижная игра «День и ночь» |
26 | 12.03.19 | Закрепление способов сравнения | Закреплять способы сравнения предметов по длине и ширине. Формировать умение различать количество звуков на слух ( много и один). Упражнять в различении и назывании геометрических фигур. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр36-37 | Игровое упражнение «Закрой двери домика» Д/игра «Два кораблика, «Капитан». |
27 | 19.03.19 | Воспроизведение заданного количества предметов и звуков по образцу | Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счёта и называния числа) Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр37-38 | Игра «Найди пару» Подвижная игра «Зайчики» |
28 | 26.03.19 | Закрепление пройденного | Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счёта и называния числа) Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа»стр38-39 | Игровое упражнение «Дрессированная собачка» Д/игра «Подбери большие и маленькие предметы» Игра «Где звенит погремушка» |
29 | 02.04.19 | Много-один. Части суток. | Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать части суток. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр40 | Игра «Сделай, как я» Д/игра «Когда это бывает?» |
29 | Столько – сколько, больше - меньше | Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше - меньше | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» стр41-42 | Игровое упражнение «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки», «Пришиваем пуговицы к кофточке». | |
30 | 09.04.19 | Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры | Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | И. А. Пормоаева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» | Д/игра «Цыплёнок» |
31 | 16.04.19 | Ориентировка в пространстве | Развивать умение ориентироваться впространстве. Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» | Д/игра « Кораблики» |
32 | 23.04.19 | Ориентировка во времени | Совершенствовать умения различать и называть части суток. Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» | Д/игра «Когда это бывает?», «Теремок». |
33 | 30.04.19 | . Классификация геометрических фигур по форме, цвету и размеру. |
Формировать умение классифицировать фигуры по цвету, форме и размеру. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» | Д/игра «Подбери правильно», «Разрезная картинка». |
34 | 07.05.19 | Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. | Закреплять способы сравнения предметов по длине и ширине и высоте. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» | Подвижно-дидактическая игра «По взмаху палочки» |
35 | 14.05.19 | Повторение. | Совершенствовать умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» | Подвижно-дидактические игры «Через мостик», «Найди свой след» |
36 | 21.05.19 | Повторение | Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» | Д/игра «Найди лишний». |
37 | 28.05.19 | Викторина «Веселый счет» | Развивать интерес к математическим представлениям. | И. А. Помораева В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа» | Д/игра«Что изменилось?» «Чудесный мешочек» «Не ошибись» |
Список литературы:
- Комплексно - тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в младшей группе детского сада, 2012.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в младшей группе детского сада, 2012.
- Помораева И.А; Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: младшая группа. - Мозаика-Синтез, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
Рабочая программа ФЭМП (младшая группа)
Рабочая программа по реализации программы "От рождения до школы"...
Рабочая программа ФЭМП 4х-5-ти лет
Уважаемые посетители моего мини-сайта я предлагаю вашему вниманию разработанную программу по обучению грамоте....
Рабочая программа ФЭМП 3х-4х лет
Математические представленияВ три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах п...
Рабочая программа ФЭМП 6-ти-7-ми лет
Уважаемые посетители моего мини-сайта я предлагаю вашему вниманию разработанную программу по ФЭМП для детей 6-ти-7-ми лет....
Использование робота Bee-Bot в рабочей программе ФЭМП (авторская разработка)
Рабочая программа направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и...