Поможем хозяйке леса
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Образовательные задачи: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;  сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikonorova_proekt.docx20.28 КБ
Файл nikonorova_proekt.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                        НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»

Индивидуальный проект

Разработка сценария образовательной ситуации

в старшей группе

по теме: «Число 0. Цифра 0»

Выполнила

Никонорова Нина Васильевна

Воспитатель МАДОУ №2 «Рябинка»

                                г. о Троицк

Москва 2016

Тема: "Поможем Хозяйке леса" (Число и цифра 0)

Образовательные задачи: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;  сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук).

Раздаточный материал:

Карточки с разным количеством геометрических фигур.

Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка), карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9.

набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 0, учатся соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют названия объемных геометрических фигур.

"Детская цель" - помочь Хозяйке леса подготовиться к зиме.

Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0.

Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может подписать пустой домик.

Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.

Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с образцом".

Тема: Число 0. Цифра 0.

Цель:

  1. Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
  3. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
  4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Раздаточный материал:

Карточки с разным количеством геометрических фигур к заданию 2.1.

Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка), карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9 к заданию 2.2.

Карточки с изображением ореха, гриба, воробья, синицы, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0 к заданию 5.2.

Ход занятия:

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, какое сейчас время года?

- А вы любите осень?

-За что вы любите осень? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью?

- Ребята, к нам за помощью обратилась Хозяйка леса.

- У Хозяйки леса осенью в лесу много хлопот, и она не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь Хозяйке леса? А сможете?

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.

- А как мы доберемся до леса?

Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на автобусе.

- Что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус? (Купить билет).

Дети покупают у воспитателя билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических фигур (квадратов, кругов, прямоугольников, треугольников). Автобус построен из стульев, на которых написаны числа. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты. Пассажир должен сказать, почему он выбрал ту или иную цифру, указать, какое количество геометрических фигур нарисовано на его билете.

Когда билеты проверены, автобус под музыку отправляется в путь.

2.2 Игра «Домики для птичек»

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание.

Воспитатель приглашает детей полюбоваться красотой осеннего леса, вдохнуть прохладный свежий воздух. Воспитатель сообщает, что ему только что позвонила Хозяйка леса, извинилась, что не может встретить, и передала вот такую просьбу. Некоторые птицы улетели в теплые края, а некоторые остались зимовать в специальных домиках. Хозяйка просит пересчитать оставшихся птиц и подписать домики, чтобы она могла точно знать, сколько корма готовить для каждого домика.

Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки в виде домиков, на которых нарисованы птички-точки (возможны различные варианты).

- Как вы будете подписывать домики? (Пересчитаю, сколько птичек живет в домике, и на крышу «положу» нужную цифру). Дети выполняют задание

 3.Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель сообщает детям, что еще один домик остался неподписанным. И выкладывает перед каждым ребенком пустой домик.

- Ребята, сколько птичек осталось в этом домике? (Ни сколько, ни одной).

Воспитатель говорит, что когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.

- Сколько птичек осталось в этом домике? (ноль птичек, количество птичек равно нулю).

Воспитатель предлагает написать нужную цифру на этом домике. Дети в затруднении.

- Смогли мы помочь Хозяйке и подписать все домики? (Не смогли)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Что нам нужно сделать? (Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

- Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

Дети решают самостоятельно придумать цифру, а воспитатель приглашает их сначала немного погулять по лесу, отдохнуть, ведь им предстоит сложное дело.

Физкультурная минутка.

Мы, листочки осенние,

На деревьях висели

Ветер дунул, полетели.

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель: Давайте возьмем с собой эти замечательные листочки.

- Смотрите ребята, сколько шишек кругом, собирайте шишки и несите мне в мешок.

- Погуляли, отдохнули и урожай собрали. Ой, ребята, а мешок-то наш пустой, в нем ничего нет. Как так получилось, что мы собирали, собирали, а ничего нет? (наверное, в мешке дырка). Сколько шишек мы принесли в дырявом мешке (ноль шишек).

- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке? (Дети показывают пальцами дырку).

- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0. (Дети пробуют нарисовать на крыше дома символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

- Получилось? А теперь проверим себя. Дети отрывают тетради и сравнивают их рисунок с цифрой ноль. Воспитатель читает стихотворение.

Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Воспитатель просит с отдельного стола выбрать детей карточку, на которой написана цифра ноль и положить на крышу домика.

- Ребята, что обозначает эта цифра? (Значит ноль, нисколько, ни одного).

Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что Хозяйка леса очень благодарена им, и теперь зимой она сможет правильно раздать птичкам корм.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1 Игра «Сколько осталось»

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.

Ребята, посмотрите, пожалуйста на эти картинки (картинки с изображением одного и того же дерева летом, поздней осенью и зимой

Воспитатель спрашивает: Сколько листьев на дереве летом?

Что происходит осенью? Что можно сказать об их количестве?

А что происходит зимой? Сколько

листьев осталось? (ни одного, ноль) Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0? (Что не осталось ни одного предмета).

5.2 Игра «Напиши записку»

Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание.

Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать маме, давайте мы запишем, кого мы сегодня в лесу встретили и что собирали. А так как мы писать буквы еще не умеем, мы будем выкладывать это цифрами и картинками.

Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола и выкладывают перед собой соответствующие карточки.

«Сегодня в лесу я встретил 8 синичек и 4 воробья, собрал 9 шишек и 5листочков, но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».

- Прочитайте, какая запись у вас получилась? (Дети по желанию читают свою запись).

Если позволяет время, можно предложить детям составить свой рассказ и прочитать его.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Кому нам удалось помочь?

- Чем помогли Хозяйке леса?

- Какое новое знание нам помогло в этом? (мы смогли подписать домики для птичек, написать записку на память, потому что мы узнали, как записывается число 0).



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                        НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»

Индивидуальный проект

Разработка сценария образовательной ситуации

в старшей группе

по теме: «Число 0. Цифра 0»

Выполнила

Никонорова Нина Васильевна

Воспитатель МАДОУ №2 «Рябинка»

                                г. о Троицк

Москва 2016

Тема: "Поможем Хозяйке леса" (Число и цифра 0)

Образовательные задачи: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;  сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук).

Раздаточный материал:

Карточки с разным количеством геометрических фигур.

Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка), карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9.

набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 0, учатся соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют названия объемных геометрических фигур.

"Детская цель" - помочь Хозяйке леса подготовиться к зиме.

Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0.

Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может подписать пустой домик.

Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.

Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с образцом".

Тема: Число 0. Цифра 0.

Цель:

  1. Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
  3. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
  4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Раздаточный материал:

Карточки с разным количеством геометрических фигур к заданию 2.1.

Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка), карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9 к заданию 2.2.

Карточки с изображением ореха, гриба, воробья, синицы, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0 к заданию 5.2.

Ход занятия:

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, какое сейчас время года?

- А вы любите осень?

-За что вы любите осень? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью?

- Ребята, к нам за помощью обратилась Хозяйка леса.

- У Хозяйки леса осенью в лесу много хлопот, и она не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь Хозяйке леса? А сможете?

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.

- А как мы доберемся до леса?

Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на автобусе.

- Что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус? (Купить билет).

Дети покупают у воспитателя билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических фигур (квадратов, кругов, прямоугольников, треугольников). Автобус построен из стульев, на которых написаны числа. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты. Пассажир должен сказать, почему он выбрал ту или иную цифру, указать, какое количество геометрических фигур нарисовано на его билете.

Когда билеты проверены, автобус под музыку отправляется в путь.

2.2 Игра «Домики для птичек»

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание.

Воспитатель приглашает детей полюбоваться красотой осеннего леса, вдохнуть прохладный свежий воздух. Воспитатель сообщает, что ему только что позвонила Хозяйка леса, извинилась, что не может встретить, и передала вот такую просьбу. Некоторые птицы улетели в теплые края, а некоторые остались зимовать в специальных домиках. Хозяйка просит пересчитать оставшихся птиц и подписать домики, чтобы она могла точно знать, сколько корма готовить для каждого домика.

Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки в виде домиков, на которых нарисованы птички-точки (возможны различные варианты).

- Как вы будете подписывать домики? (Пересчитаю, сколько птичек живет в домике, и на крышу «положу» нужную цифру). Дети выполняют задание

 3.Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель сообщает детям, что еще один домик остался неподписанным. И выкладывает перед каждым ребенком пустой домик.

- Ребята, сколько птичек осталось в этом домике? (Ни сколько, ни одной).

Воспитатель говорит, что когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.

- Сколько птичек осталось в этом домике? (ноль птичек, количество птичек равно нулю).

Воспитатель предлагает написать нужную цифру на этом домике. Дети в затруднении.

- Смогли мы помочь Хозяйке и подписать все домики? (Не смогли)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Что нам нужно сделать? (Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

- Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

Дети решают самостоятельно придумать цифру, а воспитатель приглашает их сначала немного погулять по лесу, отдохнуть, ведь им предстоит сложное дело.

Физкультурная минутка.

Мы, листочки осенние,

На деревьях висели

Ветер дунул, полетели.

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель: Давайте возьмем с собой эти замечательные листочки.

- Смотрите ребята, сколько шишек кругом, собирайте шишки и несите мне в мешок.

- Погуляли, отдохнули и урожай собрали. Ой, ребята, а мешок-то наш пустой, в нем ничего нет. Как так получилось, что мы собирали, собирали, а ничего нет? (наверное, в мешке дырка). Сколько шишек мы принесли в дырявом мешке (ноль шишек).

- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке? (Дети показывают пальцами дырку).

- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0. (Дети пробуют нарисовать на крыше дома символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

- Получилось? А теперь проверим себя. Дети отрывают тетради и сравнивают их рисунок с цифрой ноль. Воспитатель читает стихотворение.

Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Воспитатель просит с отдельного стола выбрать детей карточку, на которой написана цифра ноль и положить на крышу домика.

- Ребята, что обозначает эта цифра? (Значит ноль, нисколько, ни одного).

Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что Хозяйка леса очень благодарена им, и теперь зимой она сможет правильно раздать птичкам корм.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1 Игра «Сколько осталось»

Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.

Ребята, посмотрите, пожалуйста на эти картинки (картинки с изображением одного и того же дерева летом, поздней осенью и зимой

Воспитатель спрашивает: Сколько листьев на дереве летом?

Что происходит осенью? Что можно сказать об их количестве?

А что происходит зимой? Сколько

листьев осталось? (ни одного, ноль) Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0? (Что не осталось ни одного предмета).

5.2 Игра «Напиши записку»

Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание.

Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать маме, давайте мы запишем, кого мы сегодня в лесу встретили и что собирали. А так как мы писать буквы еще не умеем, мы будем выкладывать это цифрами и картинками.

Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола и выкладывают перед собой соответствующие карточки.

«Сегодня в лесу я встретил 8 синичек и 4 воробья, собрал 9 шишек и 5листочков, но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».

- Прочитайте, какая запись у вас получилась? (Дети по желанию читают свою запись).

Если позволяет время, можно предложить детям составить свой рассказ и прочитать его.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Кому нам удалось помочь?

- Чем помогли Хозяйке леса?

- Какое новое знание нам помогло в этом? (мы смогли подписать домики для птичек, написать записку на память, потому что мы узнали, как записывается число 0).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие \'\'В гостях у Хозяйки леса\'\'

Упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей, кукушка).Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки)...

Встреча с Хозяйкой леса (экологический досуг)

Экологический досуг для подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи тема: «Поможем Хозяйке леса»

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речиТема: «Поможем хозяйке леса», образовательная область «Коммуникация».Вид: Закрепляющее...

Технологическая карта НОД в по развитию речи в подготовительной «Поможем жителям леса»

Тема НОД: «Поможем жителям леса» Возрастная группа: подготовительная группа Цель НОД: систематизировать знания детей о диких животных, через словесные и дидактические игрыЗадачи: 1.Об...

НОД по ознакомлению с окружающим для детей среднего возраста «Поможем жителям леса»

Создать условия для совершенствования представлений  дошкольников об окружающем мире....

Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы. «Поможем Хозяйке Медной горы».

Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы.«Поможем Хозяйке Медной горы».Вид НОД. Интегрированный вид д...