Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы. «Поможем Хозяйке Медной горы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы.
«Поможем Хозяйке Медной горы».
Вид НОД. Интегрированный вид деятельности, включающий: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель. Закрепить умение различать понятия: живая и неживая природа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_poznavatelnogo_razvitiya.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшей группы.
«Поможем Хозяйке Медной горы».
Вид НОД. Интегрированный вид деятельности, включающий: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель. Закрепить умение различать понятия: живая и неживая природа.
Формирование образовательных результатов
- Предметные: Учить рассказыванию с помощью моделей. Продолжить знакомство со сказом Бажова П.П. «Медной горы хозяйка».
- Универсальные:
Когнитивные способности: учить высказывать свою точку зрения.
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать речевую и познавательную активность детей.
Методы и приемы: сюрпризный момент; игровой. Словесный: рассказ воспитателя, беседа, вопросы, ответы детей, объяснение, рассуждение. Наглядный: использование карточек-моделей; презентации. Анализ: подведение итогов.
Оборудование: кукла Хозяйка Медной горы, мяч.
Демонстрационный материал. Куб «Живая – неживая природа»; карточки-модели; презентация к занятию.
Раздаточный материал. Карточки- модели на каждого ребёнка.
Утренний круг. В группе появляется Хозяйка Медной горы и приносит с собой шкатулку с камнями.
Х. М.Г.: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ответы детей). Я принесла вам сегодня свои камни. Посмотрите какие они замечательные. (Дети рассматривают). Смотрите, какие красивые, они у меня живые!
Воспитатель. Ребята, а разве камни живые? (дети: нет)
Х. М.Г.: Как так? Живые они! Посмотрите, как блестят, переливаются, с места на место передвигаются! Значит – живые!
Воспитатель. Х,М.Г , ты приходи к нам сегодня на занятие, ребята тебе докажут, что камни твои не живые.
Индивидуальная работа. Помочь детям давать развёрнутый ответ.
Организационный момент.
(Дети собираются в группе, вокруг воспитателя).
Воспитатель. Ребята, мы с вами пришли на киносеанс. Ой, слышите, кто-то сюда пришёл вперёд нас.
Х.М.Г.. Ах, кино они смотреть собрались!? А про меня забыли? Вы что мне утром обещали? (Дети: обещали доказать, что камни неживые).
Х.М.Г.. А вы думаете, что я вам поверила? Мои драгоценные камни самые что ни на есть живые.
Ход.
Воспитатель. Сейчас ребята тебе докажут. А для начала, расскажите Х.М.Г. что такое природа? (дети перечисляют, опираясь на куб «Живая – неживая природа)
Вывод с помощью слайда делают дети (слайд 1): цветы, реки, деревья, растения, человек, воздух, вода, горы, камни, звёзды – это природа.
Воспитатель: на какие два мира можно разделить всю природу? (задавать вопрос, показывая куб)
Дети: мир живой и неживой природы.
Воспитатель. Итак, к живой природе относятся: (дети перечисляют, затем открывается слайд: кошка, птица…)
А к неживой природе? (реки, горы, солнце, облака – показ слайд)
Х.М.Г.. Подождите, подождите! Запутали меня совсем. Я ничего не понимаю. Живое – неживое…
Воспитатель. Ребята, гостья наша расстроилась, надо ей помочь разобраться и придумать подсказки для неё.
У всего живого есть признак, т.е. какая-то примета по которой её можно узнать. Посмотрите на экран, что это за признак? (модель: всё живое двигается). Это так? (ответы детей).
Х.М.Г.. Хорошо, если всё живое двигается - значит самолёт тоже живая природа? (слайд)
Воспитатель. Ребята, вы согласны с Хозяйкой? (ответы: нет, это искусственный предмет, его сделал человек. Это не природа)
Х.М.Г.. Ладно, но снежинку делал не человек, а она двигаются. Значит – это живая природа.
(ответы детей)
Воспитатель. Ребята, а как двигаются растения? (ответы детей).
Х. М.Г.. Но камни то мои в речке двигаются!!! Значит живые! (ответы детей: камни передвигает течение)
Воспитатель. Ребята, наша гостья опять в замешательстве. По какому ещё признаку можно определить живой объект?
(модель: всё живое растёт) – ответы детей.
Воспитатель: всё живое растёт, значит увеличивается в размерах. Люди растут? А животные? А растения?
Х.М.Г.. А сосульки тоже растут – они живые? Они же увеличиваются в размерах? (ответы детей). А камни растут?
Воспитатель делает вывод: всё живое – растёт (слайд)
А что нужно живому, чтобы расти? (питание) – модель
Вот ещё один признак. Еда – это то, без чего не может обойтись всё живое. А Камни питаются? (нет)
Но есть то, без чего точно не сможет существовать ни один живой объект. Как вы думаете, что это? (ответы детей).
Это – воздух! (модель: дыхание)
Всё живое дышит! (слайд). А камни могут дышать?
(слайд: модель всё живое размножается). Ребята, что обозначает эта модель? Всё живое размножается, даёт потомство.
Проводится игра с мячом «Назови детёныша».
Рефлексия.
Помогли Х.М.Г.? Чем помогли?
Литература.
Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» Д.в. 3, 82 г.
Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Л. 1987 г.
Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средства формирования познавательной активности Д.в. 4, 73 г..
https://vk.com/ecostation74
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»
НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»
Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)
Рабочая программапо образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Озна...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие . Ознакомление с окружающим миром» в первой младшей группе «Листопад, листопад засыпает старый сад»
Данное занятие формирует у детей; понятия: о времени года - осени, ее приметах, о природном явлении - листопаде....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).» с детьми средней группы. Тема «Экскурсия по родному району».
Цель: создать условия для расширения знаний детей о родном районе .Задачи:Образовательные: - дать детям представление о родном городе.- формировать знания воспитанников о родном районе, его достоприме...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (ознакомление с окружающим миром) для детей старшей группы.
Конспект непосредственно образовательной деятельности...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).» с детьми средней группы. Тема «Экскурсия по родному району».
Цель: создать условия для расширения знаний детей о родном районе .Задачи:1. Образовательные: - дать детям представление о родном городе.- формировать знания воспитанников о родном районе, его достопр...