памятка для педагогов "Использование проблемно – игровой технологии в развитии интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста"
консультация по математике на тему

Шатилова Надежда Ивановна

памятка составлна в форме буклета и раскрывает основные гипотезы по заданной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_vospitateley.docx800.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математического и логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Картинки по запросу проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников

Характерные черты 

проблемно-игровой технологии:

  • ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
  • ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
  • ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д.;
  • взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность, мыслительные операции.

Проблемная ситуация –

ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Процесс постановки и разрешения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

  • постановки формулирования проблемы;
  • выдвижения предположений и гипотез;
  • выбора, проверки, обоснования гипотез;
  • подведения итогов, вывод.

Для того чтобы правильно поставить и усиленно разрешить проблему,

необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка!

 Деятельность педагога предполагает

  • создание проблемной ситуации,
  • формулировку проблемы,
  • управление поисковой деятельностью детей,
  • подведение итогов.

Деятельность ребенка включает:

  • «принятие» проблемной ситуации,
  •  формулировку проблемы,
  • самостоятельный поиск,
  • подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность математического содержания помогают различные приёмы решения проблемных ситуаций:

  • система вопросов, переформулирование условий задачи;
  • наводящие задачи или задачи-подсказки;
  • цепочка наводящих задач;
  • готовый вариант решения.

Структурными компонентами проблемной ситуации, которые используются при организации образовательного процесса по математическому развитию, являются:

  • проблемные вопросы

(Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части);

  • занимательные вопросы

(У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить?);

  • занимательные задачи

(Сколько концов у трех палок?

А у трех с половиной?);

задачи-шутки 

(На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два.Сколько всего яблок выросло?

ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)

Сначала необходимо ставить перед детьми проблему, добиваюсь её осмысления, направлять внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения.

Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: достичь правильного решения. Дети активно участвуют в обсуждении задач, порой необдуманно выдвигают ошибочное предположение, затем постепенно начинают контролировать себя, рассуждают. Также очень активно дети решают задачи в стихах, особенно, если они сопровождаются иллюстрациями:

Картинки по запросу задачи в стихах для дошкольников

Картинки по запросу проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников

Применение проблемно-игровых технологий математического развития дошкольников позволит:

  • сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;
  • создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;
  • развить у дошкольников познавательные интересы;
  • развить способность строить простейшие умозаключения;
  • сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;
  • накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;
  • способствовать развитию логического мышления у дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Веселинка»

города Димитровграда Ульяновской области»

ПАМЯТКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Картинки по запросу  проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников

Использование проблемно – игровой   технологии в развитии интеллектуальных

и математических способностей детей дошкольного возраста

Димитровград, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "

В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...

Мастер – класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности педагогических работников ДОУ в развитии грамматического строя речи детей посредствам игровых технологий. Задачи: 1. Создание условий для значительного пополнения...

Проблемно – игровая технология для развития логико – математических способностей старших дошкольников.

В статье отражено целесообразное  применение проблемно – игровой технологии  для развития  логико- математических способностей  старших дошкольников, воспитанию математическо...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки,   развивающим фантазию (А.В.Кенеман) Игра – любимый вид деятельности дошкольн...