памятка для педагогов "Использование проблемно – игровой технологии в развитии интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста"
консультация по математике на тему
памятка составлна в форме буклета и раскрывает основные гипотезы по заданной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_vospitateley.docx | 800.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математического и логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Характерные черты
проблемно-игровой технологии:
- ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
- ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
- ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д.;
- взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность, мыслительные операции.
Проблемная ситуация –
ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Процесс постановки и разрешения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
- постановки формулирования проблемы;
- выдвижения предположений и гипотез;
- выбора, проверки, обоснования гипотез;
- подведения итогов, вывод.
Для того чтобы правильно поставить и усиленно разрешить проблему,
необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка!
Деятельность педагога предполагает
- создание проблемной ситуации,
- формулировку проблемы,
- управление поисковой деятельностью детей,
- подведение итогов.
Деятельность ребенка включает:
- «принятие» проблемной ситуации,
- формулировку проблемы,
- самостоятельный поиск,
- подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность математического содержания помогают различные приёмы решения проблемных ситуаций:
- система вопросов, переформулирование условий задачи;
- наводящие задачи или задачи-подсказки;
- цепочка наводящих задач;
- готовый вариант решения.
Структурными компонентами проблемной ситуации, которые используются при организации образовательного процесса по математическому развитию, являются:
- проблемные вопросы
(Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части);
- занимательные вопросы
(У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить?);
- занимательные задачи
(Сколько концов у трех палок?
А у трех с половиной?);
• задачи-шутки
(На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два.Сколько всего яблок выросло?
ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)
Сначала необходимо ставить перед детьми проблему, добиваюсь её осмысления, направлять внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения.
Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: достичь правильного решения. Дети активно участвуют в обсуждении задач, порой необдуманно выдвигают ошибочное предположение, затем постепенно начинают контролировать себя, рассуждают. Также очень активно дети решают задачи в стихах, особенно, если они сопровождаются иллюстрациями:
Применение проблемно-игровых технологий математического развития дошкольников позволит:
- сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным;
- создать условия для освоения детьми математических понятий, связей и зависимостей; для формирования вычислительных и комбинаторных навыков, знаний о способах преобразования объектов;
- развить у дошкольников познавательные интересы;
- развить способность строить простейшие умозаключения;
- сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации;
- накопить детям логико-математический опыт решения познавательных задач;
- способствовать развитию логического мышления у дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка»
города Димитровграда Ульяновской области»
ПАМЯТКА
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Использование проблемно – игровой технологии в развитии интеллектуальных
и математических способностей детей дошкольного возраста
Димитровград, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...
"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "
В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...
Мастер – класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности педагогических работников ДОУ в развитии грамматического строя речи детей посредствам игровых технологий.Задачи:1. Создание условий для значительного пополнения...
Использование инновационных технологий в развитии элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (ГМО № 2)
Материалы ии опыта работы педагогов ДОУ ....
Проблемно – игровая технология для развития логико – математических способностей старших дошкольников.
В статье отражено целесообразное применение проблемно – игровой технологии для развития логико- математических способностей старших дошкольников, воспитанию математическо...
Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»
laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, развивающим фантазию (А.В.Кенеман) Игра – любимый вид деятельности дошкольн...