Проблемно – игровая технология для развития логико – математических способностей старших дошкольников.
статья (старшая группа)
В статье отражено целесообразное применение проблемно – игровой технологии для развития логико- математических способностей старших дошкольников, воспитанию математической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно – игровая технология для развития логико – математических способностей старших дошкольников.
Голиус Н.Б.
Аннотация: В статье отражено целесообразное применение проблемно – игровой технологии для развития логико- математических способностей старших дошкольников, воспитанию математической грамотности.
Ключевые слова: проблемно – игровая технология, математическое мышление, игровая деятельность, познавательная деятельность.
« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М.В. Ломоносов
Одна из важных и актуальных задач педагога – гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большое значение в умственном развитии детей имеет математическое развитие. Л.А. Венгер отмечал: «От того, как заложены элементарные математические представления в значимой мере зависит дальнейший путь математического развития, успешного продвижения ребенка в этой области знаний». Такие ученые, как: П.С.Выготский, В.В.Давыдов , А.В.Запорожец, установили, что большое место в общем развитии ребенка занимает умение мыслить, думать, свободно владеть логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Именно приобретенные в дошкольном возрасте знания, умения являются фундаментом для развития способностей в школьном возрасте. Исходя из своего опыта работы с дошкольниками, результатам мониторинга, пришла к выводу – что многие дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в умении логически мыслить, рассуждать, доказывать, обобщать. А без этих мыслительных операций ребенок не сможет овладеть математической грамотностью. Изучив инновационные технологии, я нашла решение этого вопроса в проблемно – игровой технологии.Проблемно-игровая технология – это технология развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него творческого результата.
Поставила перед собой цель: способствовать успешному математическому развитию дошкольников через занимательную игровую деятельность.
Продумала задачи:
- Создание условий для развития логико – математического мышления дошкольников.
- Включать каждого ребенка в занимательную и интересную игровую деятельность математического содержания.
В работе с дошкольниками применяю проблемные задания, ситуативные задания, дидактические игры, математические сказки и загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, логические схемы. Занятия провожу в игровой форме. В начале ставлю дидактическую задачу. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Все задания направлены на решение проблемы. Например: Переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону. « На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?»,включаясь в решение проблемных ситуаций, дети сравнивают и сопоставляют, устанавливают сходство и различие, преобразуют и группируют объекты, выражая математическое отношение к данным проблемам разными способами. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Знакомство детей с новым материалом осуществляю на основе деятельного подхода, когда новое знание не даю в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выделения существенных признаков. Решая проблемные ситуации, использую различные приемы: система вопросов: наводящие или задачи – подсказки, неполное решение. Используя различные игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Обучая детей с использованием игровых приемов, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. При организации образовательного процесса для достижения поставленной цели мною были использованы в работе с детьми следующие игры: Например: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Найди ключи», « Составь картинку», « Угадай, какая фигура?», «Волшебные фигуры» и другие. Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, где присутствует цифра. На развитие наблюдательности подобрала серию игр: «Найди в рисунке отличия», «Найди одинаковы предметы», « Чем похожи и чем отличаются бабочки», « Найди недостающую», «Кого не хватает?», « Угадай, что спрятано?» и другие. При изучении геометрических фигур играю с детьми в такие игры: « Геометрическое лото», «Кто быстрее соберет гирлянду?», «Кто назовет большее количество фигур», « Поезд геометрических фигур», «Волшебные фигуры». В разделе «Количество и счет» использую дидактические игры: «Какое число я задумала?», «Назови число на единицу больше – меньше», «Собери таблички», «Допиши номер», « Вычислительные машины», « Алгоритм» и другие.Проблемные ситуации и постановка проблемы вовлекают ребят в продуктивную деятельность. Геометрические фигуры: «Какой фигуры не хватает?». Цель: совершенствовать умение детей различать, называть и находить недостающие плоские и объемные геометрические фигуры, доказывать правильность своего решения. «Фигуры перепутались». Цель: совершенствовать умение детей раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам ( форма, размер, цвет). «На какую фигуру похож предмет?». Соедини линией предмет и геометрическую форму.
Величина: Ситуация: Что тяжелее, 1кг железа или мороженного? Ситуация: Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько кг будет весить гусь, если встанет на две ноги?
Для формирования ориентировке в пространстве и времени.
- внимательно рассмотрите картинки. Что можно сделать за 5 минут, за полчаса, за два часа?
- Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу трое ребят, у каждого по лукошку, а в лукошке по три кошке, а у каждой кошке по три котенка. Сколько всего человек шли в Ленинград?
В своей педагогической работе применяю различные реальные ситуации – отдельные задания, цепочки заданий, объединенных ситуаций. Например: «Фабрика игрушек». Цель: развитие у детей умения ориентироваться на плане, различать и называть геометрические фигуры. Развивать пространственное воображения , сообразительности, логики мышления. На фабрике работают машины, изменяющие цвет, форму или величину игрушки. Дети «работают» на этих машинах: один ребенок «закладывает» в машину фигуру определенных размера, цвета и формы, а другой показывает «преобразованную фигуру ( карточку). В своей работе использую загадки, занимательные задачи. Задачи - шутки способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать задачи и находить для них верные решения. Применяю в работе с детьми различные виды словесных игр с использованием мяча: «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…, платье длинное, а юбка.., шорты короткие, а брюки..,). На понятия высокий, низкий; широкий, узкий (дерево высокое, а куст…, стул низкий, а шкаф.., дверь узкая, а окно..) и так далее. В образовательном процессе с детьми провожу развлечения, квесты, целью которых является развитие математических способностей детей. Например: квест «Путешествие в страну математики». Цель: поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием. Постоянно ищу новые эффективные формы и методы работы с дошкольниками по развитию математических способностей. Меня заинтересовала технология создания мультипликации. Разработала сценарий, обговорила с детьми сюжет, сделали героев из пластилина, ребята озвучивали мультфильм. В итоге получился мультфильм с математическим содержанием « Ми- ми – мишки». В процессе создания мультфильма у ребят развивается воображение, мышление и введение в активный словарь математической терминологии. Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В моей группе создан центр занимательной математике. В свободном использовании у детей – занимательные игры, игровые материалы и пособия, такие как «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», и другое. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки с математическим содержанием. Не менее важными условиями для формирования логико - математического развития у дошкольников является активное участие родителей. В своей работе с родителями использую такие формы работы: консультации, папки- передвижки, мастер – классы, сочинение сказок на математические сюжеты, составление проблемных заданий, игровых ситуаций. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Проведённая диагностика показала, что регулярное использование специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Список используемой литературы:
1.Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова «Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста». Учебное пособие. Екатеринбург 2017 ( стр.44).
2. А.В. Козлова , Н.В. Додокина «Детский сад и семья.» М: Мозаика- Синтез 2007.
3. «Дошкольная педагогика». Журнал № 6/ 2020 . «Детство - пресс».
4. А.А. Столяр «Давайте поиграем». М., 1991
5. З.А. Михайлова , Э.Н. Иоффе . «Математика от трех до семи»: учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2010.
Голиус Наталья Борисовна, воспитатель. Омская область, город Исилькуль, МБДОУ «Детский сад «Малыш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников"
Описание системы работы «Использование игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников»...
«Использование проектной деятельности и игровых технологий в работе со старшими дошкольниками»
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе...
Игровые технологии в обучении грамоте старших дошкольников
С первых дней жизни мы пытаемся произносить звуки, познаем и осознаем их, начинаем учиться слышать, в дальнейшем фиксировать с помощью значков (букв) на письме. Звуковая структура в нашем родном языке...
Мастер- класс "Социо- игровая технология в патриотическом воспитании старших дошкольников"
Это неполная версия, ограниченная из-за размеровМастер- класс о применении социо- игровой технологии в патриотическом воспитании дошкольников...
Игровые технологии в речевом развитие старших дошкольников
игровые технологии...
Презентация "Проблемно -игровые технологии как средство математического развития дошкольников"
Математическое развитие дошкольников – это изменения в познавательной сфере ребёнка, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций....
Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников: игры Воскобовича
Занятие на мастер-класса по играм Воскобовича....