Использование инновационных технологий в развитии элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (ГМО № 2)
материал
Материалы ии опыта работы педагогов ДОУ .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Танграм – древняя китайская головоломка , «семь дощечек мастерства », состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, и т. д.). Фигура , которую необходимо получить, задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия : первое – необходимо использовать все семь фигур танграма ; второе – фигуры не должны перекрываться между собой;
Цель : формирование умений воспитанников составлять из геометрических фигур животных, птиц, людей, архитектурные строения, транспорт . Задачи : - Строить простейшие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, по заданным параметрам. - Развивать познавательный интерес, мелкую моторику, память, внимание, наглядно-образное мышление. - Воспитывать аккуратность, вежливость в индивидуальной и совместной деятельности.
Польза развивающей игры Танграм : Т анграм является отличным развивающим пособием. Не зря его называют «разрезной головоломкой» или «геометрическим конструктором». Собирая различные фигуры из деталей танграма , воспитанники могут многому научиться.
Что развивает танграм : усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени); внимание, умение концентрироваться на деталях; воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения; логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты; умение действовать по правилам. Все эти качества и навыки являются важными не только для обучения, но и для жизни в целом.
Танграм способствует развитию: внимания; понимания цвета, величины и формы; абстрактного и пространственного мышления; воображения; логического мышления; комбинаторных способностей .
Как играть? Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что: В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
С чего начать? Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку необходимо сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка …
Второй этап Через несколько занятий и игр с танграмом , можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки . Третий этап Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
М. Гарднер : «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
Конструкт
непосредственной образовательной деятельности
«Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»
по формированию элементарных математических представлений
(5 - 6 лет)
Разработчики:
Воспитатель Тазиева Лариса Михайловна
Воспитатель Лебедева Елена Валерьевна
г. Североуральск
2020 г.
Тема «Путешествие в сказку «Цветик - семицветик».
Образовательная область: познавательное развитие
Раздел: формирование элементарных математических представлений.
Возрастная группа: 5 - 6 лет.
Форма организации: групповая.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность.
Предварительная работа:
чтение сказки Катаева «Цветик – семицветик». | словесная игра «Ответь правильно». |
разгадывания ребусов. | дидактическая игра «Танграм». |
задания на ориентировку на листе бумаги. | словесная игра «Назови соседей числа». |
разгадывание хитрых задач. |
Словарная работа.
Активизация словаря:
- предметная – цветок, квадрат, прямоугольник, ромб, круг, треугольник, четырехугольник, ночь, вечер, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, зима, весна, осень, лето, март, апрель, май;
- качественная – волшебный, прекрасная, красивая, теплая, радостная, короткий, маленький, низкий, узкий, худой, близко, внизу, справа, назад, слева, внутри, тяжелый, кривая, левая;
- глагольная – лети.
Обогащение словаря:
- предметная - шестиугольник, пятиугольник, семиугольник.
- качественная – несерьезные;
- глагольная - вели, кукарекает.
Материалы и оборудование:
- Цветик-семицветик с заданиями.
- ваза из цветного картона, составленная из разных геометрических фигур.
- мобильная платформа.
- счетные палочки.
- раздаточный материал: цифры от 1 до 10; листы белой бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, занимательные задания «Соедини по порядку», набор геометрических фигур на каждого мальчика, конструктор (кубики) для девочек.
Мультимедийная установка:
слайды: Задачки – хитрые, задачки – шутки на слайдах с проверочным вариантом, картина «Весна» - контрольный образец для детей по графическому диктанту, числовой ряд – контрольный образец выполнения задания, изображения предметов: телевизор, пирамидка, солнце, стол, книга, юбка, дорожный знак «Главная дорога».
ЗАДАЧИ | Содержание |
Образовательные | Формирование элементарных математических представлений: - совершенствовать знания о геометрических фигурах, формах предметов; - продолжать формировать умение анализировать и дифференцировать группы предметов по характерному признаку; - учить понимать и решать учебную задачу; - совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости; - закрепить прямой и обратный счет; название дней недели и частей суток. |
Ознакомление с окружающим миром: Уточнять представления о временах года, приметах весны | |
Социализация: - умение детей ориентироваться в окружающем мире; - умение использовать полученные знания в проблемных ситуациях. | |
Конструктивно-модельная деятельность: - совершенствовать умение детей выполнять творческие задания используя, конструкторы из различных материалов (счетные палочки, строительный материал, плоскостные геометрические фигуры. | |
Развивающие | Развивать самостоятельность, внимание, любознательность, взаимопомощь, навыки взаимоконтроля и самоконтроля. |
Воспитательные | Воспитывать толерантность, дружелюбие, заботливость, уважение к сверстникам своего и противоположного пола, умение взаимодействовать парами, в малых группах. |
Предполагаемый результат:
Личностные качества | Содержание |
Внимание | В ходе решения задания № 1 и графического диктанта развивается внимание |
Умение принимать решения | Решая задания в подгруппах, дети научаться принимать решения. |
Аккуратность | Аккуратность будет развиваться во время выполнения заданий на листе бумаги. |
Коммуникативность | В ходе образовательной деятельности будут развиваться коммуникативно-речевые навыки. |
Толерантность | В ходе образовательной деятельности будет развито толерантное отношение к ближним и к сверстникам. |
Доброжелательность и взаимовыручка | В ходе выполнения заданий подгруппами (мальчики и девочки), самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении заданий дети научаться выполнять поставленную задачу сообща. |
Познавательный интерес | В процессе НОД будет формироваться познавательный интерес к окружающему миру и решению занимательных задач |
Технологическая карта организации непосредственной образовательной деятельности.
Этапы | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия детей, |
Вводная часть | Организационный момент | Дети заходят в группу, встают полукругом около воспитателя. | |
Установка на деятельность Беседа по содержанию сказки «Цветик-семицветик. Вопросы | Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в сказку «Цветик–семицветик». Воспитатель: Давайте вспомним, о чем эта сказка? Какой цветок подарили Жене? | Дети отвечают: Жене подарили цветик-семицветик – волшебный цветок. Девочка отрывала лепесток и загадывала желания, которые сбывались. Дети: Загадывала конфеты, игрушки, Северный полюс. Дети: Чтобы Витя был здоров. | |
Воспитатель: Какие были желания несерьезные? Воспитатель: Помните ли вы, какое желание Женя загадала, когда у нее остался последний цветок? | |||
Основная часть | Атрибут: цветик-семицветик. Художественное слово. | Воспитатель: У нас тоже есть этот волшебный цветок. Но в нашей сказке последний лепесток потерял волшебную силу. Что бы волшебная сила восстановилась, вы должны выполнить задания на 6 лепестках. Давайте повторим волшебные слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток Облети вокруг земли, быть по-моему вели». | Дети повторяют волшебные слова. |
1 задание Презентационный материал. Задачки на развитие внимания, смекалки. | Воспитатель: Полина оторви первый лепесток и загадай желание. Лепесток № 1 Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить первое задание нужно разгадать задачки-шутки и хитрые задачки. Будьте внимательны. Посмотрите на экран. Включить первый слайд с заданиями: 1. Сколько хвостов у 3 котов? (3) 2. На столе лежат 3 морковки и 2 огурца. Сколько фруктов на столе? (0) 3. Сколько концов у палки? (2) 4. Сколь жирафов живет в вашем доме? (0) 5. Если съесть 4 сливы, что останется? (4 косточки) 6. Сколько орехов в пустом стакане? (0) 7. Над рекой летели птицы: лебедь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей? (3) 8. На яблоне росло 3 груши и 5 яблок. Сколько плодов росло? (8) 9. Разгадайте ребус: 7 Я (семья) А теперь послушайте другие задачки. 1. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша, собачка Шарик. Сколько детей у мамы? (1) 2. Как кукарекает петух? А в Англии? (Ку-ка-ре-ку) Воспитатель: Молодцы! Справились! Денис, теперь ты подойди, оторви следующий лепесток и загадай желание. | Полина отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы мы справились с первым заданием». Дети встают полукругом около мультимедийной установки. Дети разгадывают задачки | |
2 задание Игра «Скажи наоборот». | Лепесток № 2. Воспитатель: Лепесток предлагает нам поиграть в игру «Скажи наоборот». Я буду вам кидать мяч и называть слова понятия – а вы, кидать мяч мне и называть противоположное понятие. Длинный, большой, высокий, широкий, толстый, далеко, вверху, слева, вперед, справа, снаружи, легкий, прямая, день, левая, утро. Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились! Давайте оторвем третий лепесток. | Денис: Желаю, что бы справились со следующим заданием. Дети называют противоположные понятия. | |
3 задание Вопросы Проблемная ситуация | Лепесток № 3. Воспитатель: Ребята, на этом лепестке вопросы волшебные. Кто ответит на вопрос тот сядет за стол.
| Один ребенок отрывает лепесток и отдает воспитателю. Дети отвечают на вопросы воспитателя. И тот, кто правильно ответил садиться за стол. | |
Практическая работа Раздаточный материал. Слайды | На столах лежат цифры от 1 до 10 на каждого ребенка. Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Вот вы все сидите за столом, выложите перед собой числовой ряд от одного до десяти, слева на право. Проверьте у соседей по столу, правильно ли выложили. Если не правильно помогите соседу. Воспитатель: Наш лепесток не простой, в нем спрятались числа. Я буду вам называть и показывать число, а вы будете переворачивать те цифры, которые я попрошу убрать. 1. Я показываю число три - убери моих соседей. 2. Я показываю число пять, убери число, которое больше меня на один. 3. Я показываю число 10, переверни число меньше меня на один. 4. Я показываю число 2, переверни число, которое по счету идет после меня. 5. Я показываю число 6, убери число, которое стоит передо мной. Воспитатель: У вас должно остаться четыре числа. Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Показать слайд с числовым рядом – контрольным образцом выполнения задания. | Дети выкладывают числовой ряд и проверяют правильность выполнения у соседа. При необходимости помогают друг другу. Дети переворачивают числа согласно заданию. Дети проверяют правильность выполнения задания по контрольному образцу. | |
4 задание. Графический диктант. Занимательное задание «Соедини по порядку» | Лепесток № 4. На столах лежат перевернутые листки с занимательным заданием «Соедини по порядку» Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какое задание нам предлагает четвертый лепесток. Воспитатель читает: Я четвертый лепесток, посмотри скорей на стол. Там листочки лежат, а на них цифры стоят. Ты уж долго не зевай, цифры по порядку соединяй. Воспитатель: Ребята, что же у вас получилось? Вот так чудо лепесток, вам справиться с заданием помог! | Дети слушают задание. Дети берут листки с занимательным заданием и соединяют цифры по порядку. Девочки: цветок, рисунок цветка. Мальчики: машины, трактор, грузовик. | |
Физкультминутка Повторить 2 раза. | Воспитатель: Ребята, посмотрите, к этому лепестку прикреплен маленький цветок. Что же он нам предлагает, сейчас прочитаю: Ребята, вставайте и со мною поиграйте. Содержание физкультминутки: Ранние алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки, закрывает лепестки. Головой качают, тихо засыпают. | Дети выполняют движения соответственно словам. | |
Практическая работа 5 задание Дидактическая игра «Картина природы» Ориентировка на плоскости. Слайд «Картина природы» Сравнение рисунков с контрольным образцом Включить слайд с картиной природы – контрольным образцом выполнения задания. | Лепесток № 5. Воспитатель: Вот немного отдохнули. Но надо торопиться: скорее вернуть седьмому лепестку волшебную силу. Маша оторви пятый лепесток и загадай желание. Воспитатель: Ребята, этот лепесток предлагает нам нарисовать картину весны. Садитесь за столы, возьмите чистые листы, пользуйтесь цветными карандашами. Но рисовать вы будете по моим указаниям.
Воспитатель: Молодцы! А теперь ответьте на мои вопросы: Можно нарисовать под деревом грибы? А на дереве листья? Воспитатель: А теперь сравните свой рисунок и рисунок на экране. Дорисуйте у солнышка лучики. | Маша отрывает лепесток и загадывает: загадай нам задание, которое мы быстро выполним. Дети садятся за столы, берут чистые листы и цветные карандаши. Дети рисуют картину согласно указаниям воспитателя. Дети сравнивают свой рисунок и рисунок соседей по столу с контрольным образцом. | |
Словесная игра «Придумай слово» | Воспитатель: Ребята, лепесток предлагает вам выполнить еще одно задание. Посовещайтесь за каждым столом и подберите прилагательное к слову «весна». Весна какая? Договоритесь, кто будет отвечать. | Дети совещаются и договариваются и выдают результат. | |
6 задание Словесная игра «Ответь правильно» Называние геометрических фигур Конструирование из геометрических фигур Экспериментирование с квадратом Мобильная платформа Конструирование из счетных палочек Дидактическая игра «Узнай геометрическую фигуру Взаимоконтроль | Лепесток № 6. Воспитатель: Ребята шестой лепесток предлагает нам вспомнить сказку: Пришла Женя и решила поставить цветок в вазу, посмотрела в окно и… Что же произошло дальше? Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. 1. Назовите геометрические фигуры, из которых состоит ваза. 2. Как можно назвать фигуры с 4-мя, 5-ю, 6-ю, 7-ю углами. 3. Посмотрите на вазу и назовите, какие фигуры лишние. Мальчикам нужно сконструировать такую же вазу из геометрических фигур. Девочки разделитесь на две команды. Первая команда будет складывать квадраты так, чтобы получились геометрические фигуры. Вторая команда будет складывать вазу из счетных палочек на мобильной платформе. Воспитатель: Теперь посмотрите на экран и назовите геометрическую фигуру, на которую похож предмет. На слайдах: телевизор, пирамидка, солнце, стол, книга, юбка, дорожный знак «Главная дорога» | Дети: Увидела ворон и стала их считать, а ваза упала и разбилась на осколки. Дети подходят к столу, где лежат осколки вазы. Мальчики конструируют вазу и называют количество геометрических фигур. Первая команда девочек складывают квадраты пополам и по диагонали, называя какие фигуры получились. Вторая команда складывает вазу из счетных палочек и называет количество палочек. Дети смотрят на экран и называют геометрическую фигуру, на которую похож предмет. | |
Заключительная часть | Проблемная ситуация | Лепесток № 7. Воспитатель: Ребята, остался последний лепесток. Теперь, благодаря вам, к нему вернулась волшебная сила. Теперь давайте вместе загадаем последнее желание. Воспитатель: Дети, вы правильно сделали, что потратили последнее желание ради другого человека. Теперь мальчик Витя моет играть вместе со всеми детьми. Как вы думаете, действительно ли вам помогла волшебная сила? Воспитатель: Правильно ребята! Вам помогли ваши знания и ваши добрые сердца. Мои дорогие дети – вы самые лучшие на свете! Спасибо! | Дети (хором): Вели, чтобы Витя был здоров! Дети: Нам помогли наши знания; волшебная сила заключалась в наших знаниях. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь . Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях . Вопрос финансовой грамотности населения стоит в большинстве развивающихся стран мира, в том числе в нашей стране, актуальность данной тематики, обусловлена принятием
Актуальность Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни . Дети , так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают .
Нормативные правовые документы Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. No2039-р). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Цель Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений. Научить бережному отношению с деньгами. Сформировать экономическое мышление. Рассказать про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой. Рассказать про способы зарабатывания денег и разумной их трате. Программа «Дошкольник и экономика» А.Д.Шатова
Задачи Ф ормировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями ( деньги, товар , заработная плата ). З накомить детей с профессиями связанными с экономикой . У чить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей. Р аскрыть сущность понятия «доход» ( заработная плата , пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства . Д ать представление о денежных знаках ( монета, купюра ) России и других стран. Ф ормировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Разделы программы «Труд— продукт». В процессе знакомства детей с разными профессиями желательно акцентировать внимание детей на продукты труда, результатах работы, их ценности для людей. « Деньги ( цена, стоимость )». П ланируется закрепить знания о современных деньгах, откуда они берутся, знакомить детей с понятием «бюджет», «Сбербанк», «проценты» и т.д. «Реклама: желания и возможности» . З накомит детей с особенностями нового социального явления — рекламы. « Полезные навыки и привычки в быту—тоже экономика ». П ланируется учить ребенка бережно относиться ко всему, что его окружает: игрушки, вода, свет, вещи и т.д.
Планируемый результат В результате обучения дети знают, понимают: - о сновные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях; - о правилах и нормах жизни в детском учреждении, об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить. -уметь соизмерять свои потребности и возможности; - усвоить , что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; - усвоить что расходы семьи не должны быть расточительными соизмерять свои потребности и возможности; - усвоить , что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; - понимать , что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы; - п онимать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Формы работы с использованием приема «обучение с увлечением » - организация самостоятельной деятельности; - досуговая деятельность; - игровая деятельность; - экскурсии; - проведение бесед с детьми с использованием ИКТ, обучающих плакатов; - театрализованная деятельность; обучающие проблемно-игровые ситуации; - настольно - печатные, дидактические игры; - просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, мультимедийных авторских презентаций; чтение художественной литературы, отгадывание загадок ; сюжетно-ролевые игры; виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран; использование сказок с экономическим содержанием.
Учебно-методический комплект Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с . Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с . Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75 Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: « Вентана-Граф », 2015. 176 с.
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лаврентьева Н.В., воспитатель
Группа: средняя (4-5) лет
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема: «В стране геометрических фигур».
Форма НОД: игра – путешествие.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Планируемый результат:
- дети различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности;
- ребята умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод;
- дети демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал); они умеют сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения;
- дети демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал; они умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.
Цель: закрепить у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении «читать» схему и выкладывать в соответствии с ней заданный образ.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности |
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Обучающие задачи:
|
Методы воспитания: мотивация к деятельности, поощрение.
Методы обучения: художественное слово, беседа, инструкция, демонстрация, показ, упражнение, исследовательская деятельность, конструирование
Оборудование.
Раздаточный материал: счётные палочки и две верёвочки (на каждого ребёнка), геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал (на каждого ребёнка), карточки с изображением схем конструкций из геометрических фигур.
Демонстрационный материал: «грустные» и «весёлые» геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), геометрические фигуры (тот же набор) для демонстрации приёмов обследования, мольберт (магнитная доска), раскраски в подарок детям (на каждого ребёнка).
Этапы | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность. Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. | Художественное слово, беседа. | Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. - Ребята, давайте поиграем в игру «Загадки – отгадки». Я вам загадаю загадки, а вы подумаете и скажете ответ – отгадку. 1. Он давно знакомый мой,
Вот такая есть окружность – очень странная наружность: Круг приплюснутым, вдруг, стал – Получили мы … (овал). - Треугольник, квадрат, круг, овал – это … (геометрические фигуры). - Верно, это геометрические фигуры. И у меня для вас есть сообщение от геометрических фигур. Они загрустили и просят, чтобы мы с ними поиграли и развеселили их. Хотите поиграть с геометрическими фигурами? Тогда нам нужно оправиться в страну геометрических фигур! - А поедем мы туда в автобусе! Воспитатель помогает детям составить из стульчиков автобус, выбирает водителя и включает музыкальное сопровождение. | Дети проявляют активность, инициативность, любознательность, вступают в диалог с воспитателем, отгадывают загадки | Дети проявляют интерес, смотивированы на предстоящую деятельность |
2.Основной этап 2.1 «Встреча с геометрическими фигурами». Задачи:
2.2 Игра «Выложи фигуру». Задачи:
Физминутка. Задача: снять мышечное напряжение. 2.3 Игра «Конструирование по схеме». Задачи:
| Беседа, инструкция, упражнение, исследовательская деятельность, демонстрация. Инструкция, беседа, исследовательская деятельность. Художественное слово, показ. Инструкция, демонстрация, конструирование | - Вот мы и приехали в страну Геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых приготовлены счётные палочки, верёвочки и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал). Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены «грустные» геометрические фигуры. - Ребята, посмотрите, совсем загрустили геометрические фигуры. Они даже не заметили, как мы приехали. А давайте вспомним, как называются эти фигуры. - Как называется эта фигура? Правильно, круг. Найдите перед собой на столе круг, покажите мне его. Проведите пальчиком по краю круга. Есть ли у круга углы? Нет, у круга нет углов. Что бывает круглой формы? (Тарелка, часы, диск, блин.) - Как называется эта фигура? Правильно, квадрат. Найдите перед собой на столе квадрат, покажите мне его. Проведите пальчиком по сторонам квадрата. Сколько у него сторон? А есть ли у квадрата углы? Сколько их? Значит, у квадрата четыре стороны и четыре угла? Проверьте ещё раз. Что бывает квадратной формы? (Окно, книга, ковёр, платок.) - Найдите перед собой на столе фигуру, у которой тоже есть стороны и углы, но которую нельзя назвать квадратом. Как называется эта фигура? Правильно, это треугольник. Покажите мне треугольник. Проведите пальчиком по сторонам треугольника. Сколько у него сторон? А есть ли у треугольника углы? Сколько их? Значит, у треугольника три стороны и три угла? Проверьте ещё раз. Так чем же квадрат отличается от треугольника? (У квадрата 4 стороны и 4 угла, а у треугольника 3 стороны и 3 угла.) А чем эти фигуры похожи? (У них есть углы.) Что бывает треугольной формы? (Крыша, кусок пирога, наконечник копья или стрелы, шляпа, конверт.) - Как называется фигура, которую мы с вами ещё не рассматривали? Правильно, овал. Покажите мне овал. Проведите пальчиком по краю овала. Есть ли у овала углы? Нет, у овала нет углов. На какую фигуру похож овал? Конечно, на круг. А чем фигуры – круг и овал похожи? (У них нет углов.) Чем эти фигуры отличаются? (Круг ровный, а овал вытянутый, продолговатый.) Что бывает овальной формы? (Огурец, батон, дупло, яйцо.) - Вот какие замечательные фигуры! - Ребята, мы обследовали все фигуры. Теперь разделите их на две группы. По какому признаку вы разделили эти фигуры? (По наличию и отсутствию углов.) Правильно, у одних фигур есть углы – у каких? А у других фигур углов нет – какие это фигуры? - Ребята, геометрические фигуры всё ещё грустят. Давайте мы каждой фигуре сделаем друга – такую же фигуру. У нас есть счётные палочки и верёвочки. Из какого материала можно выложить квадрат? Конечно, из палочек. Сколько палочек нужно взять для этого? Сколько сторон – столько и палочек. Выложите квадрат. Воспитатель контролирует выполнение задания, поправляет ошибающихся детей, хвалит тех, кто справился с заданием. - Похож новый квадрат на своего друга? Наложите квадрат на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили квадрат? - Молодцы, вы справились с этим заданием. А какую ещё фигуру мы сможем выложить с помощью палочек? Правильно, треугольник. Как вы думаете, сколько палочек нам потребуется? Правильно, сколько сторон – столько и палочек – значит, три. Выложите треугольник. Воспитатель снова контролирует выполнение задания. - Похож новый треугольник на своего друга? Наложите треугольник на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили треугольник? - Каким фигурам мы ещё не сделали друзей? (Кругу и овалу.) Сможем мы эти фигуры выложить из палочек? (Нет, потому что у них нет углов.) А с помощью какого материала мы сможем выложить круг и овал? (С помощью верёвочек.) Эти фигуры будут одинаковыми? (Нет, круг будет ровным, а овал вытянутым.) Выложите из верёвочек круг и овал. Воспитатель следит за тем, как дети выполняют задание, помогает затрудняющимся ребятам. - Похожи ваши новые фигуры на круг и овал? Наложите круг на круг, а овал – на овал. Проверяем…. Правильно выложили фигуры? - Мы замечательно потрудились, пора и отдохнуть! Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать врассыпную. Она говорит о том, что будет показывать рисунки, а ребята в соответствии рисунков, будут выполнять упражнения. Сколько точек в этом круге, Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр. - Ребята, мы очень стараемся развеселить геометрические фигуры, а они всё грустят. Наверное, они не знают, как могут играть с нами? Давайте мы их научим. У нас есть счётные палочки, геометрические фигуры и схемы, по которым можно составить занимательные изображения. Выберите себе схему, которая вам больше всего понравится и друга, с кем вы эту работу будете выполнять (можно взять двоих друзей). Найдите себе место на ковре, и выложите занимательный образ по схеме. Воспитатель помогает детям распределиться по малым группам, найти место на ковре и начать работу. Она контролирует процесс выполнения задания, помогает в случае возникновения трудностей и спорных вопросов. Во время выполнения задания воспитатель меняет «грустные» геометрические фигуры на «весёлые». - Вы закончили работу? Давайте посмотрим, что у вас получилось? Воспитатель приглашает детей посмотреть на результаты работы каждой малой группы, проверить правильность выполнения в соответствии со схемой. Воспитатель хвалит детей и обращает их внимание на «смену настроения» у геометрических фигур, выставленных на доске. - Ребята, посмотрите, наши фигуры заулыбались! Они были так рады, что вы научили их играть. Теперь они сами смогут складываться в разные образы и больше никогда не загрустят. А ещё фигуры обрадовались тому, что вы работали в малой группе и совсем не ссорились. Вы научили их дружить, а это – самое главное! - Итак, мы приехали сюда, чтобы развеселить геометрические фигуры и поиграть с ними – и мы это сделали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Где наш автобус? Воспитатель помогает детям соорудить автобус из стульчиков, выбирает водителя и включает музыкальное сопровождение. | Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, участвуют в тактильном обследовании геометрических фигур. Они формулируют элементарный вывод. Дети группируют геометрические фигуры по основному признаку, выкладывают их с помощью счётных палочек и верёвочек, а также сравнивают выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения. Дети выполняют упражнения по тексту стихотворения и по показу воспитателя. Дети распределяются по малым коллективам, выбирают схему и необходимый материал. Они создают образ из геометрических фигур и счётных палочек, заданный схемой. | Дети различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности. Ребята умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод. Дети демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал). Они умеют сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения. Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности. Дети стараются бесконфликтно работать в малом коллективе. Они демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал. Дети умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой. |
3.Подведение итогов. Задача: помочь детям сформулировать вывод НОД. | Беседа. | - Вот мы и вернулись в детский сад. - Ребята, где же мы с вами были? А зачем мы ездили в страну геометрических фигур? - И что мы делали в самом начале для того, чтобы фигуры повеселели? А чем мы занимались после этого? И отчего же, наконец, они развеселились? - Ребята, что вам показалось в этом путешествии самым трудным? А что было легче всего? | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети совместными усилиями формулируют вывод НОД. |
4.Открытость. Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Инструкция. | - Ребята, вы – настоящие герои! Мне очень понравилось с вами играть. И на память о нашем замечательном путешествии я дарю вам эти необыкновенные раскраски. Они необыкновенные потому, что рисунки на них составлены из геометрических фигур. Раскрашивая эти рисунки очень аккуратно, вы вновь порадуете геометрические фигуры, и они в своей стране снова заулыбаются. - Всем спасибо! | Дети слушают воспитателя, благодарят за подарки. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение развивающих игр в развитии элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
О развивающих играх....
Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...
План самообразования: Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимани...
Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...
Консультация для педагогов «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»....
Роль родителей в развитии элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...