ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал
Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, развивающим фантазию (А.В.Кенеман)
Игра – любимый вид деятельности дошкольников. Является ведущим видом деятельности в процессе воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении.
В понятие «Игровые педагогические технологии» входит обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса.
Понятие «Технология» в переводе с греческого (Tehne - искусство, мастерство, умение; Logos – закон, наука) – наука о мастерстве, а понятие «Способность» – это свойства души человека, совокупность всевозможных психических процессов, состояний.
Творческие способности - это неразрывная связь с творческой деятельностью.
Музыкальная игра связана со всеми видами музыкальной деятельности детей (восприятием, исполнительством, творчеством, музыкально-образовательной деятельностью), а также художественной (изобразительное искусство, художественное слово, музыкальный театр).
Развитие музыкально-творческих способностей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка тесно связано с искусством, в частности с музыкой. Музыка – это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка.
Игровые технологии классифицируются на:
Игровые технологии, развивающие восприятие.
Игровые технологии, развивающие память, логику, внимание.
Игровые технологии, развивающие мелкую моторику, физические качества детей.
Игровые технологии, развивающие творческие способности, мышление и воображение.
Для развития музыкально-творческих способностей важно научить ребенка воспринимать музыку, дать первичные навыки анализа, необходимые знания, умения и навыки. Научить передавать вокальные, танцевальные и исполнительские образы и способствовать накоплению опыта детского исполнительства
В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух, чувство ритма. Дети приобретают необходимые навыки, умения, знания для того, чтобы выразить свои собственные музыкальные впечатления. К таким видам относятся: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкально-шумовых инструментах.
Виды музыкально-игровых технологий: технология элементарного музицирования, социо-игровая технология, игроритмика и игрогимнастика, технология практического освоения музыкальной информации, театрально-игровая технология, танцевально-игровая технология.
Применение игровых технологии в разных видах музыкальной деятельности в детском саду, способствует формированию элементарных представлений о музыке, как виде искусства; повышает познавательный интерес к музыкальному исполнительству и музыкальному творчеству; вызывает эмоциональный подъем; развивает музыкальную память, внимание, мышление, способствует развитию певческого дыхания, голоса. А, следовательно, является действенным и активным средством развития музыкально-творческих способностей детей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Развивающая среда в музыкально-игровой деятельности дошкольника-билингвала»
для участия в международной он-лайн конференции на тему «Развивающая среда как ресурс повышения качества образования»
Выполнила: Сафарова Гульнара Рашидовна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория,МБДОУ «Детский сад №22 г.Лениногорска» муниципальное образование «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.
«Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности».
В своей практике при разучивании с детьми татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что им очень сложно их осваивать. А, каким же образом привить дошколятам интерес к татарским национальным песням, танцам, играм, творчеству татарских композиторов в целом? Исследования психологов и педагогов показывают, что в раннем детстве закладывается тот лингвистический фундамент, на основе которого строится в дальнейшем весь процесс овладения вторым языком, создается положительный психологический настрой, формируется интерес к изучаемому языку.
Эффективным ключом к приобщению детей к национальной культуре и воспитания личности посредством музыкального искусства – является музыкально-игровая деятельность. В работе с дошкольниками в любой образовательной деятельности, хороша игровая технология. Именно она даёт простор для фантазии ребёнка. Каждая деятельность может стать увлекательной игрой.
В музыкально-игровой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.
Основой создания татарской языковой развивающей среды стала педагогическая технология УМК (учебно-методический комплект) Применение новой педагогической технологии УМК, современных методических и технических пособий позволила объединить усилия педагогов и вести работу целенаправленно и последовательно по многим направлениям: 1) организация языковой среды по обучению дошкольников татарскому языку непосредственно в группах; 2) формирование мотивации речевой активности.
Образование на бикультурной основе получило распространение и в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в области «Музыка». В учебно-методический комплект вошли специализированные методические пособия на татарском и русском языках, разработанные на основе татарской национальной музыки. Это серия книг «Музыка в детском саду». В их основу легли принципы, заложенные ФГОС ДО. В сборниках систематизирован национальный музыкальный репертуар для музыкального развития детей дошкольного возраста. Произведения, предложенные для работы с детьми, соответствуют возрасту детей, доступны по содержанию, яркие, контрастные по характеру.
В процессе организованной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии УМК мной была разработана музыкально-игровая образовательная деятельность «Волшебный сундучок» для детей младшей группы. ООД с «Волшебным сундучком» несет момент сюрприза: какая же игрушка попадет в руки ребенка, что же он нащупает внутри «Волшебного сундучка»?
Предметно -пространственная среда является частью образовательной среды и была создана в соответствии с поставленной целью, задачами образовательной деятельности и целевой аудиторией.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде: «сундучок», сделанный из небольшой картонной коробки в виде сундучка с ручкой, эстетически оформленный, с небольшим отверстием сбоку (диаметр 10-15 см), занавешенного изнутри плотной тканью, (чтобы дети не видели, какую игрушку достают); маленькие игрушки (собачка, солнышко, мяч большой и маленький, паровоз), стульчики по количеству детей, полумаски к играм, руль и кепка (тюбетейка) для машиниста поезда; музыкальный зал, музыкальный инструмент (фортепиано); музыкальный материал из сборника УМК «Күрсәт әле үскәнем» (Издательство «Мәгариф» Нәшрияты для детей 2-3лет) песня -игра «Поезд» Р.Гатиной; игра «Кояшкай» («Солнышко») Р.Гатина, Ф.Батыршина; игра «Акбай белән уен» Л.Хисматуллина, слова народные; игра «Туп» («Мячик») Г.Гыйләҗетдинова; игра «Күңелле поезд» («Веселый поезд») З. Ибрагимова. (фрагмент на видео)
Одной из форм музыкально-игровой деятельности является музыкально-театральная деятельность. Музыкальная театрализованная деятельность представляет собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, и обладающего собственной спецификой. Театрализация позволяет ребенку открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен детям и оказывает благоприятное воздействие на их творческое развитие.
Материалом для сценического воплощения послужили татарские сказки. С детьми подготовительной к школе группы были поставлены детская оперетта «Жырлап узган жэй», композитор Л.Батыр-Булгари, пьеса Наби Даули( по мотивам сказки «Стрекоза и муравей») и музыкальная сказка «Өч каурый» («Три пёрышка») по пьесе Флёры Тархановой на музыку Л.Батыр-Булгари.
Требование ППРС к музыкальным сказкам: организация пространства общения педагог-дети-родители, эстетически-оформленные костюмы, декорации, соответствующие атрибуты, музыкальный материал, языковая среда (в процессе разучивания текста сказки «Өч каурый» (Три перышка), детям раскрывались понятия, кто такой “бай”, почему в то время в хождении были золотые монеты, что такое “скатерь –самобранка”). Дети с удовольствием учили свои роли, слова, перевоплощались в сказочные образы.
Организованная в музыкальных сказках ППРС, помогала детям познакомиться с миром сказочных героев, ярче ощутить эти образы, обогатила их опыт, способствовала проявлению творческих навыков, освоению татарского языка, развитию речи, эмоций, фантазии и воображения (фрагмент на видео)
Таким образом: развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. А развивающая предметно -пространственная среда в музыкально-игровой деятельности с учетом национально-культурных условий обеспечивает реализацию образовательного потенциала развития дошкольника-билингвала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...
Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...
Мастер – класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности педагогических работников ДОУ в развитии грамматического строя речи детей посредствам игровых технологий.Задачи:1. Создание условий для значительного пополнения...
Применение проектной деятельности для развития познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста
Проектная деятельность – это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возмож...
Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»
laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...
Мастер-класс «Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Описана работа над развитием чувства ритмау детей дошкольного возраста....