ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал

Сафарова Гульнара Рашидовна

Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки,   развивающим фантазию (А.В.Кенеман)

 

Игра – любимый вид деятельности дошкольников.  Является  ведущим видом деятельности в процессе воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении.

 

В понятие «Игровые педагогические технологии» входит обширная  группа методов и приемов организации педагогического процесса.

Понятие «Технология»  в переводе с греческого (Tehne  - искусство, мастерство, умение; Logos – закон, наука)  – наука о мастерстве,  а понятие «Способность» – это свойства души человека, совокупность всевозможных психических процессов, состояний.

 

Творческие способности - это неразрывная связь с творческой деятельностью.

 

Музыкальная игра связана со всеми видами музыкальной деятельности детей (восприятием, исполнительством, творчеством, музыкально-образовательной деятельностью), а также художественной (изобразительное искусство, художественное слово, музыкальный театр).

Развитие музыкально-творческих способностей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка тесно связано с искусством, в частности с музыкой.  Музыка  – это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка.

Игровые  технологии  классифицируются на:

Игровые технологии, развивающие  восприятие.

Игровые технологии, развивающие память, логику, внимание.

Игровые технологии, развивающие  мелкую моторику, физические качества детей.

Игровые технологии, развивающие творческие способности, мышление и воображение.

 

Для развития музыкально-творческих способностей важно научить ребенка воспринимать музыку, дать первичные навыки анализа,  необходимые знания, умения и навыки.  Научить передавать вокальные, танцевальные и исполнительские образы и способствовать накоплению опыта детского исполнительства

 

В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух, чувство ритма. Дети приобретают необходимые навыки, умения, знания для того, чтобы выразить свои собственные музыкальные впечатления. К таким видам относятся: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкально-шумовых инструментах.

 

Виды  музыкально-игровых технологий: технология элементарного музицирования, социо-игровая технология,  игроритмика и  игрогимнастика, технология практического освоения музыкальной информации, театрально-игровая технология,  танцевально-игровая технология.

 

Применение  игровых технологии в разных видах музыкальной деятельности в детском саду, способствует формированию  элементарных представлений о музыке, как виде искусства;  повышает познавательный интерес к музыкальному исполнительству и музыкальному творчеству; вызывает эмоциональный подъем;  развивает  музыкальную память, внимание, мышление,  способствует развитию певческого дыхания, голоса.  А, следовательно,  является действенным и активным средством  развития музыкально-творческих способностей детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Развивающая среда в музыкально-игровой деятельности дошкольника-билингвала»

для  участия в международной он-лайн конференции на тему «Развивающая среда как ресурс повышения качества образования»

Выполнила: Сафарова Гульнара Рашидовна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория,МБДОУ «Детский сад №22 г.Лениногорска» муниципальное образование «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

«Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности».

В своей практике при разучивании с детьми  татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что  им очень сложно их осваивать. А, каким же образом привить дошколятам интерес к татарским национальным песням, танцам, играм, творчеству татарских композиторов в целом?  Исследования психологов  и педагогов показывают, что в раннем детстве закладывается тот лингвистический фундамент, на основе которого строится в дальнейшем весь процесс овладения вторым языком, создается положительный психологический настрой, формируется интерес к изучаемому языку.

Эффективным ключом к приобщению детей к национальной культуре  и воспитания личности посредством музыкального искусства – является музыкально-игровая деятельность. В  работе с дошкольниками в любой образовательной деятельности, хороша  игровая технология. Именно она  даёт простор для фантазии ребёнка.  Каждая деятельность может стать увлекательной игрой.

В музыкально-игровой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций.  Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Основой  создания татарской языковой развивающей среды стала педагогическая технология УМК (учебно-методический комплект) Применение новой педагогической технологии УМК, современных методических и технических пособий позволила объединить усилия педагогов и вести работу целенаправленно и последовательно по многим  направлениям: 1) организация языковой среды по обучению дошкольников татарскому языку непосредственно в группах;  2) формирование мотивации речевой активности.

Образование на бикультурной основе получило распространение и  в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в области «Музыка». В учебно-методический комплект вошли  специализированные методические пособия на татарском и русском языках, разработанные  на основе татарской национальной музыки.  Это серия книг «Музыка в детском саду». В их основу легли принципы, заложенные ФГОС ДО.  В сборниках систематизирован национальный  музыкальный репертуар для музыкального развития детей дошкольного возраста. Произведения, предложенные для работы с детьми, соответствуют возрасту детей, доступны по содержанию, яркие,  контрастные по характеру.

В процессе организованной образовательной деятельности  с использованием педагогической технологии УМК мной была разработана музыкально-игровая образовательная деятельность «Волшебный сундучок» для детей младшей группы. ООД с «Волшебным сундучком» несет момент сюрприза: какая же игрушка попадет в руки ребенка, что же он нащупает внутри «Волшебного сундучка»?

Предметно -пространственная среда является частью образовательной среды и  была создана  в соответствии с поставленной целью, задачами образовательной деятельности и целевой аудиторией.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде: «сундучок», сделанный  из небольшой картонной коробки в виде сундучка с ручкой, эстетически оформленный,  с небольшим отверстием сбоку (диаметр 10-15 см),   занавешенного изнутри плотной тканью,  (чтобы дети не видели, какую игрушку достают);  маленькие  игрушки  (собачка, солнышко, мяч большой и маленький, паровоз),  стульчики по количеству детей, полумаски к играм, руль и кепка (тюбетейка) для машиниста поезда; музыкальный зал, музыкальный инструмент (фортепиано); музыкальный материал из сборника УМК «Күрсәт әле үскәнем» (Издательство «Мәгариф» Нәшрияты для детей 2-3лет) песня -игра «Поезд»  Р.Гатиной; игра «Кояшкай» («Солнышко»)  Р.Гатина, Ф.Батыршина; игра «Акбай белән уен»  Л.Хисматуллина, слова народные; игра «Туп» («Мячик») Г.Гыйләҗетдинова; игра «Күңелле поезд»  («Веселый поезд») З. Ибрагимова. (фрагмент на видео)

Одной из форм музыкально-игровой деятельности является музыкально-театральная деятельность.  Музыкальная театрализованная деятельность  представляет  собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, и обладающего собственной спецификой.  Театрализация позволяет ребенку открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен детям и оказывает благоприятное воздействие на их творческое развитие.

Материалом для сценического воплощения послужили  татарские  сказки. С детьми подготовительной к школе группы были  поставлены  детская  оперетта «Жырлап узган жэй», композитор Л.Батыр-Булгари, пьеса Наби Даули( по мотивам сказки «Стрекоза и муравей») и музыкальная сказка  «Өч каурый»  («Три пёрышка») по пьесе Флёры Тархановой на музыку Л.Батыр-Булгари.

Требование ППРС к музыкальным сказкам: организация пространства общения педагог-дети-родители, эстетически-оформленные  костюмы,  декорации, соответствующие атрибуты,  музыкальный материал, языковая среда (в процессе разучивания текста сказки «Өч каурый» (Три перышка), детям раскрывались понятия, кто такой “бай”, почему в то время в хождении были золотые монеты, что такое “скатерь –самобранка”). Дети  с удовольствием учили свои роли, слова, перевоплощались в сказочные  образы.

Организованная в  музыкальных  сказках  ППРС,  помогала  детям познакомиться  с миром сказочных героев, ярче ощутить эти образы, обогатила их опыт, способствовала проявлению  творческих навыков, освоению татарского языка,  развитию речи, эмоций, фантазии и воображения (фрагмент на видео) 

Таким образом:  развивающая предметно - пространственная среда выполняет  образовательную,  развивающую,  воспитывающую, стимулирующую функции.  А развивающая предметно -пространственная среда  в музыкально-игровой деятельности с учетом национально-культурных условий  обеспечивает реализацию образовательного потенциала  развития дошкольника-билингвала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

   В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

Мастер – класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности педагогических работников ДОУ в развитии грамматического строя речи детей посредствам игровых технологий. Задачи: 1. Создание условий для значительного пополнения...

Применение проектной деятельности для развития познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста

  Проектная деятельность – это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возмож...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...

Мастер-класс «Игровые технологии по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Описана работа над развитием чувства ритмау детей дошкольного возраста....