"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "
статья (старшая группа)

Куприянова Наталья Леонидовна

В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно – следственной связи. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

   Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это выливается обычно в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако эти умения очень недолго выручают на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой».

    В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно – следственной связи. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен счету, вычислениям и т.п. Развивать логическое мышление дошкольника  целесообразнее всего в русле математического развития. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Одним из видов подобных игр может быть дидактическая игра.

        Противоречие между мнением, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению, хорошей памяти на формулы, цифры  и числа, быстром темпе мыслительных процессом и требованиям современной школы от ученика умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Проблема: организация специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления.

Целью моей деятельности является подбор и адаптация комплекса дидактических игр, способствующих развитию логического мышления дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Достижение цели осуществляется путем решения следующих задач:

1.Провести анализ психолого – педагогической  и учебно  -                     методической литературы по проблеме развития математических способностей детей дошкольного возраста.

2. Подобрать и адаптировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию логических приемов умственных действий.

3. Включить в воспитательно - образовательный процесс дидактические игры.

4. Провести диагностику результативности деятельности.

7. Наметить дальнейшие пути работы по избранной тематике.

   Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. В литературе логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация,аналогия,систематизация, абстрагирование – называют также логическими приемами мышления. Их формирование очень важно для ребенка как с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.

    Практически все исследования психологов, тема которых – анализ способов условий развития мышления ребенка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно. Иными словами, специальная работа, цель которой – формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. Во многих исследованиях – и психологов, и педагогов – проблема организации развивающего обучения детей любого уровня связывается со специальными занятиями. Академик В.В. Давыдов в этой связи отмечал: развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Развитие детей целесообразнее всего рассматривать в русле математических занятий.

    Основной же формой обучения и воспитания в дошкольном возрасте является игра. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Часто игра и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.    Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.

Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей. В этом одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как в деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальна.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

   В детском саду ставятся такие педагогические задачи: развивать у детей память, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения можно также исправить пробелы знаний у детей. Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами;
  2. Игры – путешествия во времени;
  3. Игры на ориентировку в пространстве;
  4. Игры с геометрическими фигурами;
  5. Игры на логическое мышление.

Таким образом, дидактическая игра – целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

   В процессе развития математических способностей, я как воспитатель, осуществляю работу по формированию математических представлений как на занятиях, так и в повседневной жизни, т. к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Поэтому, планируя свою работу на день, включаю в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др.), математические задачи.

  Во время подготовки и проведения занятий по математике стараюсь:

  • Отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи в соответствии с возрастом и уровнем математического развития детей.
  • Определить дозировку и сочетание для реализации поставленных задач.
  • Подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач.
  • Выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное, учебно – контрольное и др.), организацию детей (сидя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определить свое свободное место и все возможные перемещения в процессе занятия.
  • Конкретизировать дидактические средства: их количество, размещение, последовательность использования.
  • Продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно – игровых ситуаций, их чередование или последовательность.
  • Спроектировать начало занятия, его ход и окончание.
  • Сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия.
  • Предусмотреть логику перехода от одной части занятия к другой        .
  • Предусмотреть индивидуально – дифференцированный подход к детям.

  Моя задача как воспитателя – включить всех детей в активное и систематическое усвоение материала. Для этого я использую индивидуальный подход. Это дает возможность не только помочь детям в усвоении материала, но и развить интерес к занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие всех умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

         

Дидактические игры способствуют формированию математических представлений. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

   Если у ребенка возникают трудности при счете, можно показать ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых, попросить его самого посчитать предметы вслух. Нужно постоянно считать разные предметы (мячи, игрушки, книжки и т.д.), время от времени спрашивая «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п.

   Приобретению навыков устного счета способствует обучение малышей понимать назначение некоторых предметов домашнего обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр. Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр. Научив детей измерять температуру, определяем ежедневно температуру на наружном термометре и ведем учет температуры воздуха в специальном журнале, отмечаем в нем ежедневные колебания температуры. Анализируя изменения, дети определяют понижение и повышение температуры за окном.

    Читая детям книги или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, прошу их отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как сосчитали, сколько было зверюшек в истории, спрашиваю, кого больше, кого меньше, кого одинаковое количество. Сравниваем игрушки по величине: кто больше – зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

   Придумываем сказки с числительными: сколько героев, какие они (кто больше, кто меньше, выше - ниже), откладывая во время повествования счетные палочки.

   Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть общее и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов.

   Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущее и последующее числа. Например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т.д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное.

   Для разбора числа используем счетные палочки. Например, на столе две палочки, спрашиваю: «Сколько палочек?», затем раскладываю палочки по двум сторонам: «Сколько палочек справа, сколько слева?». Точно так же разбирается весь первый десяток чисел.

  При знакомстве с геометрическими фигурами также использую счетные палочки: дети составляют фигуры разного размера, фигуры с разным количеством палочек, комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

   Очень важно привить детям навыки, необходимые для написания цифр. Здесь требуется большая подготовительная работа, направленная на уяснение разлиновки тетради. Для начала беру тетрадь в клетку, показываю клетки, ее стороны и углы, прошу детей поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т.п. Показываю середину клетки и середины сторон клетки. Также показываю детям простейшие узоры с помощью клеток.

   Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка.

    В своей деятельности я использую много математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей. Широко использую игры в парах. Каждый ребенок в паре « работает» во всю силу: ему необходимо достойно исполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнера. В течение игры один участник придумывает оригинальное задание и стремиться сформулировать его так, чтобы оно было понятно партнеру; другой играющий, которому адресовано задание, вынужден внимательно вслушиваться, чтобы понять условие, потому что ему самому придется искать ответ.

   Приобщать детей к игровому взаимодействию с целью обогащения математических представлений помогает «Математическая игротека», которая хорошо зарекомендовала себя на практике. Обновление игротеки происходит благодаря традиции «Игры в гости к нам»: каждый четверг кто – то из детей приносит из дома свою любимую настольную игру. Целую неделю игра «гостит» в группе, и все желающие в свободное время могут поиграть в нее, после чего она возвращается владельцу. Так каждому ребенку предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает у него эмоционально значимые переживания; кроме того дети в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт. «Игротека», если можно так выразиться, выходит за пределы детского сада. Этому способствует еще одна традиция «Игры напрокат». Дети по очереди в пятницу берут домой на выходные по одной игре из «Математической игротеки», а в понедельник их возвращают. В выходные дни у ребенка появляется возможность поиграть с близкими, объяснить им правила, отремонтировать при необходимости игровой материал. А во время игры с «домашними партнерами» закрепляются математические представления и умения ребенка, а также налаживается непринужденное общение с родителями и другими близкими. При обучении математике использую загадки и считалки, настольные игры, такие как «Логические кубики», «Кубики и цвет», «Танграм», «Листик», «Сложи узор», «Уникуб», «Геометрический конструктор» и многие другие. Кроме того, широко использую и словесные игры: «Наоборот», «Летает – не летает», «Назови числа больше (меньше)этого», «Кто знает, пусто считает», «Посмотри вокруг», «Да и нет».

   Также существуют игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком, в которых согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик и совершить определенные действия.

   Еще хотелось бы заметить, что для более эффективного развития логического мышления детей дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого мной был проведен ряд консультаций и практикумов для родителей: значение игры в дошкольном возрасте, какие игры стоит покупать детям, как играть с детьми.

   В игровой форме родители могут привить малышу знания из области математики, русского языка, научить его выполнять различные действия, развить память, мышление творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, писать и читать. Однако в стремлении к знаниям  важно не переусердствовать. Самое главное – привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой  форме.

   Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы ребенок различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Знания будут прочнее, если их закреплять дома.  

   Родителям были предложены также следующие дидактические игры:

- «счет в дороге»;

- «сколько вокруг машин?»;

- «мячи и пуговицы»;

- «далеко ли это?»;

- «угадай сколько в какой руке»;

- «счет на кухне»;

- «сложи квадрат».

    Еще полтора века назад Д.И. Писарев утверждал, что «математика всегда… остается для детей трудной работой», поэтому одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Критерии оценки математических умений детей 5-6 лет.

 В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызывать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

- умение сравнивать предметы по их свойствам,

- умение считать предметы, игрушки от понятий один – много ( в зависимости от возраста ребенка),

- умение считать до десяти вперед и назад,

- умение считать десятками вперед и назад,

- умение относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам ( один, два, три – всего три кружка),

- умение сравнивать что больше, а что меньше,

- умение называть сколько всего,

- умение считать предметы,

- умение сравнивать, что получилось, если убрать или если прибавить машинку, кружок и т.п.,

- умение формировать представление о равенстве и неравенстве,

- умение понимать количество предметов, находить цифру и точку по количеству предметов, фигур, игрушек,

- умение правильно находить на рисунке форму и цвет,

- умение обводить по рисунку предмет, цифру, букву,

- умение представлять геометрические тела и  фигуры: шар, куб, цилиндр, пирамида, треугольник, квадрат,

- умение определять признаки фигур по наличию, отсутствию углов, подвижности, устойчивости,

- умение различать цвета от «основных» и далее,

- умение определять направление от себя ( вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз ),

- умение ориентироваться во времени: день, ночь, утро, сегодня, завтра, вчера.

 

Исходя из вышеперечисленных критериев оценки математических умений детей старшего дошкольного возраста, была проведена диагностика формирования элементарных математических представлений (« Комплексная диагностика уровней усвоения « Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой/ авт.- сост. Н.Б. Вершинина») (таблица 1).

Таблица 1

Формирование элементарных математических представлений.

Диагностические задания.

   Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

              Критерии оценки

Знания о составе числа первого десятка ( из отдельных единиц)

Дидактическое упражнение «Что будет, если…»

3 балла – ребенок знает состав  чисел первого десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

2 балла – ребенок знает состав числа чисел первого десятка ( из отдельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касающихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий.

Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «+», «-», «+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий

Арифметические задачи (2-3).

3 балла – ребенок самостоятельно составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков.

2 балла – ребенок составляет условия задач с помощью взрослого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками ( путает значение знаков «+», «-»).

1 балл – ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не понимает значения арифметических знаков.

Знания о  месяцах и последовательности дней недели

Дидактическая  игра  «Живая неделя»; дидактическое упражнение «Назови правильно месяц».

3 балла – ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные.

2 балла – ребенок знает последовательность дней недели, затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрами. Но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после наводящих вопросов.

Умение называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество предметов

Дидактическая игра «Вкусные конфеты».

3 балла –ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет все задания.

2 балла –ребенок правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке; допускает не более одной  ошибки в заданиях

1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 10, допускает более одной ошибки в заданиях.

Умение делить круг, квадрат, на две, четыре равные части

Дидактическая игра «День рождения Винни – Пуха».

3 балла – ребенок самостоятельно делит круг  и квадрат на четыре равные части и объясняет, что часть меньше целого.

2 балла – ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части.

1 балл – ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть», «целое».

Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20, пользоваться порядковыми и количественными числительными

Дидактическое упражнение «Веселые игрушки».

3 балла – ребенок не допустил ни одной ошибки.

2 балла – ребенок ошибается в порядковых числительных.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок.

Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки

Дидактическое упражнение «Дорожки».

3 балла – при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод.

2 балла –  при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно.

1 балл – ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой.

Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку

Игра «Волшебная точка»

3 балла – ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.

2 балла – ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки

 ( например: влево, вправо).

1 балл – ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок.

Высокий уровень -20-24; средний уровень -13-19; низкий уровень – 8 -12

Результаты диагностики уровня математических умений детей старшей группы (21 человек):

Начало года:

       Высокий уровень   2   детей   9,5%

       Средний уровень  17 детей  81%

       Низкий уровень    2    детей        9,5%

Конец года:

       Высокий уровень   5   детей   23%

       Средний уровень  14  детей  67%

       Низкий уровень    2    детей        9,5%

 Из представленных данных видна тенденция улучшения качества овладения детьми математическими умениями, что говорит о достаточной эффективности использования дидактических игр в математическом образовании детей дошкольного возраста. Также полученные результаты представлены в виде диаграмм (Приложение).

Результат деятельности:

Воспитанников

В результате введения дидактических игр математического содержания дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач.

Воспитателя

  1. Подобран комплекс дидактических игр математического содержания.
  2. Дидактические игры включены в воспитательно – образовательный  процесс.
  3. Подобраны критерии оценки эффективности деятельности.
  4. Проведено наблюдение, диагностика, сделаны выводы об эффективности использования дидактических игр в русле математического образования.

Перспективы развития опыта.

Перспективами развития опыта я рассматриваю следующее:

  1. Продолжать повышать свой уровень образования, знакомясь с новинками в области дошкольного образования.
  2. Внедрять развивающие и инновационные технологии в воспитательно – образовательный процесс.
  3. Совершенствовать и расширять сферу применения дидактических игр.
  4. Обогащать дидактическое обеспечение.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Дидактические игры как средство развития  самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии и имеет огромное значение в развитии личности ребенка, поскольку взаимодействие человека с окр...