НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей ТНР по теме "Одежда"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему
Данный материал представляет собой интеграцию нескольких образовательных областей - "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие". Материал сопряжен с лексической темой "Одежда". Хорошо стрктурирован. Включает в себя приемы активизации детей - задачи на логическое мышление, динамическую паузу, пальчиковую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_otkrytoe.docx | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (лексическая тема «Одежда»).
Программное содержание:
ОО «Познавательное развитие»:
1. Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
2. Продолжать учить измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.
3. Развивать умение моделировать пространственные отношения с помощью заданного алгоритма (схемы расположения предметов одежды).
4.Развивать произвольное внимание, память, пространственное восприятие, логическое мышление.
5. Воспитывать устойчивый интерес к математическим знаниям, любознательность.
ОО «Физическое развитие»:
1. Развивать общую моторику, координацию речи с движениями пальцев рук.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнеров.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
1. Продолжать знакомить с творчеством В.И. Сурикова, с историей зимних забав.
ОО «Коммуникативное развитие»:
1. Закреплять лексику по теме «Одежда», развивать связную речь, умение подбирать определения к существительному.
Приемы активизации детей в процессе НОД:
- пальчиковая игра
- задачи на логическое мышление
- динамическая пауза
Оборудование:
- демонстрационный материал: Мудрая Сова (кукла), письмо от Совы с наклейками, загадки на логическое мышление, репродукция картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», портрет В.И.Сурикова, аудиозапись с вальсом Вивальди, схема частей задачи (пирамидка), 7 белых кругов («снежки»), прозрачный кувшин с водой, мерная кружка, прозрачное ведерко.
- раздаточный материал: счетные палочки, числовой ряд, комплекты «одежды» (по 2 шапки, 2 носка, 2 варежки, 2 шарфа на каждую команду), 16 прищепок (по 8 в каждой емкости), 2 схемы для игры «Сушим одежду», 2 веревки, привязанные к стульчикам.
- Предварительная работа: рассматривание картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка», строительство снежной крепости на прогулке, решение ребусов.
Этапы | Действия педагога | Действия детей |
1. «Хитрые загадки» (логическое мышление) | - Ребята, к нам прилетела Мудрая Сова. Она слышала, что вы много знаете об одежде. Сегодня Мудрая Сова решила вас проверить и приготовила для вас хитрые загадки про одежду. Попробуем отгадать? * Первая загадка - зашифрованные слова. «Коф .» (Кофточка) «3 КО» (Трико) «Тол100вка (Толстовка) *Что произойдет с белой футболкой, если её опустить в Черное море? (Будет мокрой) *Бабушка связала внукам на зиму варежки. Всем поровну. Сколько внуков у бабушки? (3 внука) *Закружились вдруг метели, Шапки, шубки все надели, Назовите время года, Где морозная погода. (Зима) (Сова хвалит детей и улетает) | Отгадывают загадки. |
2. Рассматривание репродукции картины В.Сурикова «Взятие снежного городка» | - Ребята, а вы любите зиму? А во что можно поиграть зимой на улице? Мы с вами начали строить снежную крепость, но не достроили. А чтобы завершить строительство, давайте поучимся - посмотрим, как это делали в давние времена. Я вам предлагаю вспомнить одну зимнюю картину. Пройдемте к мольберту. Кто вспомнит название этой картины? А кто написал эту картину? -Верно. Василий Иванович Суриков жил в холодном сибирском крае, где суровые зимы и очень много снега. - Что изображено на картине? - Такие забавы назывались на Руси игрища. Чаще всего игрища устраивали в праздничные дни. На них приходили целыми семьями – и взрослые, и дети, чтобы позабавиться, поиграть. Как вы думаете, какое настроение у людей? | Перечисляют зимние забавы (можно слепить снеговика, кататься с горки на санках, кататься на коньках, лыжах и т.д) Под музыку рассматривают репродукцию картины, припоминают название. - Василий Суриков. -Люди построили снежную крепость, одна команда её защищает, а вторая - хочет её захватить. - Радостное, веселое, задорное, праздничное, игривое, отличное, прекрасное, приподнятое, восторженное. |
3. Игровое упражнение «Строим снежную крепость» (составление задачи) | - У нас тоже было прекрасное настроение, когда мы строили свою снежную крепость. Как мы это делали? А давайте составим и решим задачу, о том, как мы начинали строить крепость. Садитесь за столы. -Для начала вспомним и назовем части задачи. А поможет нам пирамидка. Что есть в любой задаче? (выложить пирамидку) (На магнитной доске размещается 5 белых кругов, («снежки») и отдельно 2 белых круга) - Давайте составим условие задачи. Сколько мы слепили снежков сначала? Давайте пересчитаем снежки. Сколько снежков мы слепили потом? Давайте повторим условие задачи - наш маленький рассказ, в котором есть цифры. - Что мы можем узнать в задаче? (Обвести указкой общее количество) Да, это вопрос задачи. | -Лепили снежные комья и плотно их укладывали. Садятся за столы Называют части задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Один ребенок у доски пересчитывает круги. (5 снежков) Ребенок добавляет 2 круга Формулируют условия задачи - Сколько всего снежков сделали для крепости?
|
3. Игровое упражнение «Реши задачу» (решение задачи на вычитание) | -Как же нам решить задачу? Сколько же стало всего снежков? -Давайте выложим решение задачи при помощи цифр. -Итак, каков же ответ задачи? Сколько слепили снежков? Восстановите, пожалуйста, свой числовой ряд. (Убрать «снежки» и цифры) | К 5 прибавить 2 будет 7. На доске один ребенок выкладывает решение: 5+2=7 (остальные выполняют на столах, используя цифры числового ряда) Всего слепили 7 снежков. |
4. Игровое упражнение «Отмеряем воду для строительства ледяной дорожки» (составление и решение задачи на сложение) | - Чтобы до нашей крепости атакующей команде добраться было непросто, давайте зальем перед ней ледяную дорожку. Во что превращается вода на морозе? А лед какой? Верно, передвигаться по нему сложно. А чтобы нам не пролить ни капельки воды на себя, потренируем наши пальчики, чтобы они стали сильными и ловкими, а заодно вспомним, как вещи мы надеваем на прогулку.
1, 2,3, 4, 5 – Будем вещи мы считать. Платье, брюки и носочки, Юбка, кофточка, платочки, Шарф и шапку не забудем, Их считать мы тоже будем! (проводится стоя) -Садитесь, ребята. (Проверка осанки) Ноги вместе? Локти у края? Спина прямая? Тогда продолжаем! У меня есть кувшин, в котором 9 кружек воды. Выложите перед собой 9 палочек. Для заливки дорожки нам нужно 4 кружки воды. Как нам отмерить это количество воды? Может быть при помощи линейки? У нас в кувшине 9 кружек воды, что же нужно взять за условную меру? Да, вода имеет свойство занимать какой-либо объем. Мы выбрали условную меру, давайте будем отмерять воду для заливки дорожки. (Вызвать к доске одного ребенка) Уточним, сколько кружек нам надо отмерить и перелить в ведерко? Давайте договоримся, что воду в кружку мы будем наливать до красной отметки. Каждый раз, когда будем переливать воду из кружки в ведерко, вы отложите вправо 1 палочку. - Сколько палочек вы отложили вправо? Что показывает число 4? -Сколько палочек у вас осталось слева? -Что показывает это число? - А теперь давайте составим задачу про то, что мы сделали. Какое будет условие задачи? - Каков вопрос в задаче? - Как решим задачу? -Выложим решение нашей задачи цифрами. - Каков же ответ нашей задачи? Сколько воды осталось в кувшине? | - В лед -Скользкий, гладкий.
Соединяют пальцы одной руки с соответствующими пальцами другой руки Сжимают, разжимают кулачки. Загибают пальцы на руках Сжимают и разжимают кулачки. -Нужно взять кружку. -4 кружки. Один ребенок отмеряет 4 кружки воды, остальные откладывают - 4 кружки мы перелили в ведро. -Осталось 5 палочек. -5 кружек воды осталось в кувшине. -В кувшине было 9 кружек воды, мы отлили 4 кружки воды. -Сколько кружек воды осталось в кувшине? -От 9 отнять 4 получится 5 Один ребенок выкладывает числовое выражение на доске, остальные – на столах. - В кувшине осталось 5 кружек воды. |
5. Динамическая пауза «Строим снежную крепость» | - А теперь можно попробовать достроить нашу крепость. Мы из снега шар катаем И наверх его кладем. Хоть работа непростая, Будем строить день за днём. Тут все силы на войну! Все для обороны! Даже так, как в старину Каркают вороны. Крепость снежную свою Защищаем мы в бою. Всех снежками закидаем, Все удары отражаем! Потрудились славно, дружно! А теперь сушиться нужно! | Идут друг за другом, «катают ком». Руки поднимают вверх. Руки на поясе, качание головой из стороны в сторону. Руки согнуты перед собой, смена рук. Руки согнуты к плечам. Повороты в стороны, руки приставить ко лбу «Машут» руками Маршируют. «Кидают снежки». Повороты направо, налево, разводя руки в стороны. Прыжки. |
6. Игровое упражнение «Сушим одежду» (развитие навыка анализа) | Ох, как мы промокли! Можно ли ходить в мокрой одежде? Почему? Надо нам срочно просушить нашу одежду. Разделимся на 2 команды. Эта одежда – для первой команды, а это - для второй. Развесьте всю одежду на веревочке, но не просто так, а в определенном порядке, согласно своей схеме. | Размещают предметы одежды согласно схеме. |
8. Релаксация | Пока наша одежда сушится, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Ребята, вот так сюрприз! Оказывается, Мудрая Сова оставила для вас какой- то конверт. Сейчас посмотрим, что в нем. А в нем письмо «Ребята, какие же вы молодцы! Я всем в лесу расскажу, что знакома с очень умными и любознательными детьми. До новых встреч!». Да тут ещё ваши любимые наклейки! Я вам их с удовольствием вручаю! | Вспоминают этапы |
Скелет:
*Динамика:
1. «Хитрые задачи» - стоят полукругом.
2. Рассматривание репродукции - стоят полукругом.
3. Задача на сложение - сидя за столами.
4.Задача на вычитание с мерой –
Пальчиковая игра- стоя
Задача - сидя
6. Динамическая пауза - стоя
7. Работа по схемам – стоя.
- Размещение оборудования:
На столах у каждого:
*круглые коробки со счетными палочками
*числовой ряд
КОФ .
3 КО
ТОЛ 100 ВКА
*Что произойдет с белой футболкой, если её опустить в Черное море? (Будет мокрой)
*Бабушка связала внукам на зиму варежки. Всего она связала 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)
*Закружились вдруг метели,
Шапки, шубки все надели,
Назовите время года,
Где морозная погода. (Зима)
- Ребята, а вы любите зиму? А за что вы её любите? Ведь зимой так холодно! (Ответы)
-Мы с вами начали строить снежную крепость, но не достроили. А чтобы завершить строительство, давайте поучимся - посмотрим, как это делали в давние времена.
Я вам предлагаю вспомнить одну зимнюю картину. Пройдемте к мольберту.
1, 2,3, 4, 5 –
Будем вещи мы считать.
Платье, брюки и носочки,
Юбка, кофточка, платочки,
Шарф и шапку не забудем,
Их считать мы тоже будем!
«Ребята, какие же вы молодцы! Я всем в лесу расскажу, что знакома с очень умными и любознательными детьми. До новых встреч!». Да тут ещё ваши любимые наклейки! Я вам их с удовольствием вручаю!
Мы из снега шар катаем
И наверх его кладём.
Хоть работа непростая,
Будем строить день за днём.
Тут все силы на войну!
Все для обороны!
Даже так, как в старину
Каркают вороны.
Крепость снежную свою
Защищаем мы в бою.
Всех снежками закидаем,
Все удары отражаем!
Потрудились славно, дружно!
А теперь сушиться нужно!
- У нас тоже было прекрасное настроение, когда мы строили свою снежную крепость. Как мы это делали?
А давайте составим и решим задачу, о том, как мы начинали строить крепость. Садитесь за столы.
Для начала вспомним и назовем части задачи. А поможет нам пирамидка. Что есть в любой задаче?
(выложить пирамидку)
На магнитной доске размещается 5 белых кругов, («снежки») и отдельно 2 белых круга.
- Давайте составим условие задачи.
Сколько мы слепили снежков сначала? Давайте пересчитаем снежки.
Сколько снежков мы слепили потом?
Давайте повторим условие задачи - наш маленький рассказ, в котором есть цифры.
- Что мы можем узнать в задаче? (Обвести указкой общее количество)
Да, это вопрос задачи.
-Как же нам решить задачу?
Сколько же стало всего снежков?
-Давайте выложим решение задачи при помощи цифр.
-Итак, каков же ответ задачи? Сколько всего слепили снежков?
Восстановите, пожалуйста, свой числовой ряд.
(Убрать «снежки» и цифры)
- Чтобы до нашей крепости атакующей команде добраться было непросто, давайте зальем перед ней ледяную дорожку. Во что превращается вода на морозе? А лед какой?
Верно, передвигаться по нему сложно.
А чтобы нам не пролить ни капельки воды на себя, потренируем наши пальчики, чтобы они стали сильными и ловкими, а заодно вспомним, как вещи мы надеваем на прогулку.
Пальчиковая игра
У меня есть кувшин с водой, в котором 9 кружек воды. Выложите перед собой 9 палочек.
Для заливки дорожки нам нужно 4 кружки воды. Как нам отмерить это количество воды? Может быть при помощи линейки или полоски?
У нас в кувшине 9 кружек воды, что же нужно взять за условную меру?
Да, вода имеет свойство занимать какой-либо объем.
Мы выбрали условную меру, давайте будем отмерять воду для заливки дорожки. (Вызвать к доске одного ребенка)
Уточним, сколько кружек нам надо отмерить и перелить в ведерко?
Давайте договоримся, что воду в кружку мы будем наливать до красной отметки.
Каждый раз, когда Чулпан перельёт воду из кружки в ведерко, вы отложите вправо 1 палочку.
- Сколько палочек вы отложили вправо? Что показывает число 4?
-Сколько палочек у вас осталось слева?
Что показывает это число?
- А теперь давайте составим задачу про то, что мы сделали.
Какое будет условие задачи?
- Каков вопрос в задаче?
- Как решим задачу?
-Выложим решение нашей задачи цифрами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Занятие для обобщения знаний и закрепления умения по всему пройденному материалу....
Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».
Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...
КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: "Перелетные птицы"...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР: «Состав числа 4»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей с ЗПРТема занятия: Состав числа 4.Цель: Знакомство с составом числа 4....
Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"
В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) «Спасём снежинку»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опрно-двигательного аппарата)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...