Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП. по сказке: «Пузырь, соломинка и лапоть».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Богонович Надежда Петровна

Сегодня мы с вами на занятии будем измерять ширину предмета, сравнивать предметы по длине, считать мерки. А помогут нам в этом герои сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie1.docx52.96 КБ

Предварительный просмотр:

Богонович Надежда Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша», пгт.Федоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра

                 Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП.

Конспект занятия по сказке: «Пузырь, соломинка и лапоть».

Программные задачи:  

Учить производить операции по определению количественного состава чисел, измерять протяженности произвольно удерживать внимание на деятельности, понимать символические изображение признаков (свойств) предметов.  Учить детей составлять число 7 из двух меньших чисел. Развивать мышление, творческие способности. Продолжать формировать мыслительные операции – анализ, синтез сравнение обобщение умение работать самостоятельно. Воспитывать любознательность внимание навык самоконтроля.

Материал: сюжеты сказки, мерки разной длины, карточки со знаками.

Ход занятия.

- Ребята, вы сегодня все такие красивые, веселые. Давайте покажем какие мы веселые.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось,

Глазки тихо закрываем.

Руки к небу поднимаем

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Я надеюсь что хорошее настроение сохранится у вас в течении всего дня.

Сегодня, ребята, на занятии мы с вами не просто будем решать и считать а отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы узнаете, отгадав загадку.

Показываю иллюстрации к сказке.

- Что вы можете сказать о времени года, когда это было?

- Почему вы так решили?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

Сегодня мы с вами на занятии будем измерять ширину предмета, сравнивать предметы по длине, считать мерки. А помогут нам в этом герои сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Жили – были Пузырь, Соломинка и лапоть. Пошли они в лес за дровами, дошли до реки, а перебраться не могут. И решили они измерить ширину реки.

- Чем можно измерить ширину реки?

- Какие правила измерения вы знаете?

- Какую мерку вы выбрали? (короткую или длинную)

- Какой меркой измерять лучше, быстрее? Почему?

( дети измеряют).

- Какая мерка самая длинная?

- Как это узнать?

- правильно выбрана мерка?

- С чего начинать измерение?

- Сколько фишек отложили?

- Почему получилось столько фишек?

( вызвать ребенка)

-Настя, измерь ширину реки короткой меркой.

- Почему количество фишек стало больше?

- Какое число меньше?

Узнали ширину реки Пузырь, Соломинка и Лапоть и построили мост из брусьев, длина которых 5 клеточек.

Работа с раздаточным материалом.

Нарисуйте на листе 6 прямоугольников, длина стороны 5 клеточек, ширина 3.

- Сколько прямоугольников у вас получилось?

Переправились герои на другой берег. А на поляне цветы растут: ромашки, васильки.

- На верхнюю полоску нужно поставить 7 ромашек ( выполняет ребенок).

- Сколько цветов выросло?

Замените одну ромашку васильком. Сколько ромашек?

- Сколько васильков?

- Сколько всего цветов?

- Как вы получили число 7?

-Как по- другому  можно составить это число из цветов?

(рассматриваем все варианты)

Работа с красными и синими кружками.

Полюбовались цветами герои и отправились дальше. Увидели детей, которые играли в разные игры и тоже захотели поиграть в эти игры. А играли они в игру «Назови число». ( называется 2 числа, а дети должны назвать то число, которое пропущено). Дети играют.

Вот пришли герои нашей сказки в лес, стали собирать старые сучья. Сухие и ненужные в лесу. Набравши много, разложили и стали считать. Кто больше набрал.

- Сколько сучьев набрал лапоть? (8)

- Сколько собрала Соломинка? (4)

-Сколько собрал Пузырь? (6)

Из своих палочек они сложили узор.

- Посмотрите, что у них получилось? (собачка)

Из палочек сложите у себя на столе такую собачку.  (убрать образец).

- Сколько палочек вам понадобилось для работы?

Ребята, посмотрите на картинку, запомните и попробуйте выложить каждый своего зайца – попросили герои сказки.

Набрали герои дров и решили вернуться домой, но вот беда забыли дорогу. Увидели письмо, в котором указан путь (у каждого ребенка схема). Прочитаем вместе с героями это письмо.

Сюжетное занятие по сказке «Морозко». (С элементами ТРИЗ).

Программное содержание: Закрепить порядковый и количественный счет. Упражнять в сравнении до 10 предметов различной величины. Упражнять в сравнении предметов. Развивать воображение. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос. Формировать навыки учебной деятельности: правильно оценивать результаты своей деятельности. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: игрушки

-В мире много сказок грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка – впереди.

Сказке в дверь мы постучимся,

Сказка, в гости ты нас жди.

Сегодня мы с вами  будем считать, раскладывать предметы по длине и высоте, рассматривать геометрические фигуры. А поможет нам все это выполнить Рукодельница из сказки «Морозко».

Вот однажды пошла Рукодельница за водой, да нечаянно обронила ведерко в колодец. Делать нечего, пришлось девочке прыгнуть в колодец за ведерком. Очутилась она там. Видит, яблонька растет, а под ней яблоки лежат.

- Сколько яблок под яблоней?

- Все яблоки одинаковые?

-Одинаковые они по цвету?

- сколько больших яблок?

- Сколько маленьких яблок?

- Как вы это узнали?

А сейчас  узнаем, на каком месте лежит какое яблоко?

- на котором месте лежит большое яблоко? Какого оно цвета?

- На котором месте маленькое яблоко?

- Какое по счету самое маленькое яблоко? (большое?).

- За которое яблоко спряталась девочка?

-За которым яблоком теперь стоит девочка?

Тут яблонька говорит Рукодельнице: «Отсчитай, девочка, пятое яблоко, оно покажет путь – дорожку к Морозу Ивановичу, там и найдешь свое ведерко». Тут налетел ветер,  разбросал яблоки так, что они оказались друг за другом по кругу. Стала девочка считать и не может найти пятое яблоко.

- Ребята, давайте ей поможем.  Назовите правила счета предметов  по кругу. (выходит ребенок).

Гимнастика для глаз:

Мы пришли  в чудесный лес.  (Глазами нарисовали круг вправо)

В нем много сказок и чудес.  (Круг влево).

Слева сосны – справа ели, (глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук. (глазами вверх – вниз)

Ты глаза открой, закрой.

И скорей беги домой.

- А сейчас на  верхнюю полоску карточки отсчитайте  8 яблок, а на нижнюю столько же маленьких.

- По скольку яблок на обоих полосках?

- Поровну ли яблок?

- Как это доказать?

Покатилось яблочко по дорожке, путь показывает Рукодельнице. А навстречу ей зайчик бежит.

- Зайчик, не видел ли ты моего ведерка?

Зайчик: Знаю оно у мороза Ивановича. Помоги мне сосульки разложить от самой.

- Кто вместе с Рукодельницей выполнит задание?

- Как будешь раскладывать, покажи?

- Сколько всего сосулек?

- На котором месте маленькая сосулька?

- Какая по счету самая большая сосулька? (счет справа налево)

Ребята у вас на столе карточки – на верхнюю полоску разложите сосульки от самой большой до самой маленькой слева направо.

- Какие сосульки надо поменять местами, чтобы самая маленькая оказалась на 3 месте?

- сделайте так, чтобы самая большая сосулька была на 5 месте.

Покатилось  яблочко дальше. Вдруг слышит Рукодельница чьи – то голоса, нагнулась и увидела 7 гномиков. Они разноцветные палочки поделить не могут.

- ребята, давайте им поможем.

- Как вы считаете, что нужно сделать с самого начала (построить по росту гномиков).

- Одинаковые ли по величине палочки?

- Как проверить?

- Как подобрать палочки гномикам? (самому маленькому гномику – самую маленькую палочку).

- Получилась  ли лесенка из палочек?

Мы помогли гномикам. А теперь постройте такую же лесенку у себя на карточке, но только от  самой большой до самой маленькой.

- Назовите палочки по длине.

Гномики показали дорогу девочке, и вышла она к великолепному снежному дворцу.

- Из каких геометрических фигур выложен узор на стенах ледяного царства?

- Чем отличается круг от шара, чем они похожи?

Ребята,  у себя на столе из геометрических фигур составить домик.

- Как вы сложили крышу дома?

- Из каких геометрических фигур?

Молодцы, все справились. Но дверь дворца откроется в том случае, если вы и Рукодельница отгадаете сколько звуков вы слышите на металлофоне. (менять ритмический рисунок).

Вот  дверь  открылась и Мороз Иванович встретил Рукодельницу.

А теперь последнее задание: Найдите ведерко, там ларец.

Слушайте внимательно задание. Нужно пройти 5 шагов прямо ( от стола) повернуть налево, сделать еще 5 шагов, повернуть направо – там найдешь ведерко.

- Кто пойдет искать ведерко? ( повтори задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Тема: «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Дифференциация звуков [з], [зь]".

Основной вид деятельности: коммуникативнаяДлительность: 20 минутЗадачи:Образовательные:-формировать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки, закреплять  умение дифференцировать...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Тема: Пересказ русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Учим детей пересказывать небольшие сказки, продолжаем знакомить с устным творчеством русского народа, воспитываем интерес и любовь к фольклору...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Теневой театр. Показ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Цель: - закрепить полученные знания о теневом театре;            - дать представления детям о нравственных качествах «честность» и &l...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Тема: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.Программное содержание: Учить детей пересказывать близко к тексту, выд...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП по сказке Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Использование сказочного сюжета известной сказки "Пузырь,соломинка и лапоть" при проведении непосредственно-образовательной деятельности  по ФЭМП....