Конспект Занятия по математике в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «В гости к Архимеду»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Конспект занятия по математике в котором закреплены знания детей по всем разделам математики.Знакомство с римскими цифрами, проведение опытов в лаборатории. Знакомство детей с представителем греческой философской школы Архимедом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhimed.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа№30 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад», расположенное по адресу:446026, Самарская область, город Сызрань, улица Октябрьская, 21

Конспект

 Занятия по математике в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «В гости к Архимеду»

                                        Разработала: воспитатель Матросова И.Г.

Сызрань 2017г.

Образовательная область

Задачи

Познавательное развитие

- Закрепить знания детей по всем разделам математики.

-Развивать у детей понятия о времени и пространстве, посредством технологии «Река времени»

-Познакомить детей с Римскими цифрами

-Дать представление о Древней Греции, о науке и ученых того времени.

- Учить детей размышлять логически при проведении опытов

-Познакомить детей с представителем греческой философской школы, математиком Архимедом в доступной для детей форме

Социально- коммуникативное развитие

-Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля, внимание, сообразительность,  воспитывать культуру поведения

-Прививать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, желание оказать помощь товарищам при выполнении совместных заданий

 -Развивать умение детей работать в команде и в парах.

Речевое развитие

-Развивать навыки коллективного общения;

-Развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения игровых заданий;

ввести в активный словарь детей такие слова и понятия как : Древняя Греция, Афины,  Римские цифры, тога, Архимед, трирема.

Физическое развитие

Повышать двигательную активность

-Упражнять детей в выполнении спортивных движений

-Развивать умение слушать текст и действовать в соответствии с ним в динамической  паузе

-Формировать правильную осанку.

-Развивать мелкую моторику руки и различные тактильные ощущения

Художественно- эстетическое развитие

-Создать веселую непринужденную атмосферу в процессе занятия.

-Развивать способности эмоционально воспринимать греческую мелодию

-Выучить танцевальные движения для греческого танца

-Сконструировать башню по схеме, получить удовольствие от своей работы

-Выучит добрые стихи о дружбе

Методы и приемы:

Практические:  работа с пособиями.

Наглядные: рассматривание пособий, иллюстраций, использование ЭОР

Словесные:  ситуативный разговор,  рассказ.

Игровые: Перевоплотиться в древнегреческих героев и поработать в лаборатории

Материалы и оборудование:

Воспитатель: экран, презентация, клип, подборка музыкального материала, кораблик, столы для лаборатории, оборудование для лаборатории и опытов, доска магнитная,  пластиковые стаканы, пластиковые трубочки, мелкие металлические предметы(скрепки, болтики, гайки), пластиковые предметы , бумага, звезда на магните, цветочек, виноград, соль, баночки, карта «Река времени», схема постройки стены, мультфильм «Оля и Коля в гостях у Архимеда», гимнастические палочки  (11шт), набор конструкторов .

Дети: тоги, раздаточный материал для  конструирования, оборудование в лаборатории, трубочки, стаканчики.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно – исследовательская

Работа с «Рекой времени»,

Цель: развивать умение детей ориентироваться во временных отрезках, понимать то, что время течет вперед из прошлого в настоящее и в будущее.

Знакомство с римскими цифрами

Цель: различать римские цифры в пределах 5

Проводить опыты с водой

Цель: Изучить и исследовать свойства воды (пресной-соленой), уметь работать с ней, изучить свойства магнита.

Дать представление о Древней Греции.

Цель: познакомить детей с историей Древней Греции, одеждой, посудой, кораблями, архитектурой, где зародилась олимпиада, какие люди населяли Грецию в древности на примере ученого Архимеда.

Игровая

Игра в исторический экскурс «в гостях у Архимеда»

Цель: Закрепление представления детей о прошлом, с использованием атрибутов и одежды.

Игра  с водой в лаборатории « Кто быстрее перенесет воду»

Цель: Научиться переносить воду из одного стакана в другой посредством коктейльной трубочки

Коммуникативная

«Построй стену по схеме»

Цель:  в условиях командной работы над созданием постройки уметь договариваться о выборе материала и последовательности постройки формировать речь детей, активно участвовать в беседе.

Умение общаться друг с другом в совместных заданиях

Цель: закрепить  умение уступать и прислушиваться к товарищам

Музыкальная

Слушание музыки.

 Цель: формировать умение получать от музыкального произведения настрой соответствующий ситуации, положительные эмоции и хорошее настроение.

Двигательная

Физкультминутка.

Цель: формировать у детей умение двигаться в соответствии с текстом, выполнять ритмично физкультурные движения

Исполнение танца «Сиртаки»

Цель: закрепить умение танцевать греческий танец, выучить соответствующие эпохе движения, снять напряжение от работы в лаборатории.

Конструирование

Собрать стену по схеме

Цель: уметь выбирать материал для постройки, строить точно по схеме, создать прочную устойчивую поделку.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворений

Цель: развивать умение рассказывать стихи эмоционально, понимать содержание стихотворения , чувствовать его настроение.

Самообслуживание

Убирать свое рабочее место в «лаборатории»

Цель: воспитывать в детях стремление к аккуратности и чистоте.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

(с обозначением образовательной области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивированно-организационный

Познавательное развитие:  дать  детям представление о времени и пространстве уметь работать по схеме. закрепить и расширить знания об Архимеде Социально-коммуникативное развитие.

Задача: закреплять умение общаться в коллективе, слышать друг друга , закреплять умении применять уже полученные знания на практике.

.

Воспитатель с детьми входит в зал.

Воспитатель: ребята, давайте, поприветствуем наших гостей.

 Проводится приветствие

 Мы с вами уже о говорили о «реке времени и я обещала вам показать,, как  с помощью этой волшебной реки можно путешествовать во времени. Настала пора отправиться в путешествие. Скажите, вы готовы к приключениям?

Воспитатель подводит детей ближе к карте: Итак, давайте вспомним, что же представляет из себя «Река времени», посмотрите эта река –время, ее истоки в далеком-далеком прошлом, река течет через настоящее (наш детский садик куда вы все ходите сейчас ) и потом попадает в будущее ,здесь показана школа, куда вы все  отправитесь в скором времени.

Ребята, покажите мне на реке , где мы с вами сейчас находимся?

Река течет в будущее, покажите, где  ваша школа будущего?

Очень хорошо!

Но сегодня нам с вами предстоит отправиться в прошлое, очень далеко, посмотрите по карте ,

Наш пункт назначения- Древняя Греция

Скажите, пожалуйста, а на чем можно путешествовать?

Действительно, путешествовать можно на чем угодно, но наше сегодняшнее путешествие необычное, и путешествовать мы будем на необыкновенном транспорте

Это-Трирема греческий корабль

(на слайде)

 А ждет нас очень интересный человек, философ и математик, мы с вами о нем уже говорили, посмотрите, кто это?

(на слайде)

Правильно, ребята! Это Архимед древнегреческий математик и ученый. Ему было все интересно, он хотел знать, как устроен мир, изобрел очень много полезных вещей, изучал геометрию, астрономию, проводил опыты и даже защищал свой родной город от врагов. У него в гостях уже побывали наши знакомые мультипликационные герои Оля и Коля, хотите посмотреть на их приключения?

И к нему мы сегодня отправимся и поработаем в его лаборатории.

Дети входят в зал, встают полукругом напротив доски с картинкой реки времени.

Дети здороваются

Ответы детей.

Ребенок берет указочку  и показывает направление реки от прошлого к будущему и обрано

Дети показывают

Ребенок показывает

Ребенок показывает по карте путь в прошлое.

Дети выдвигают свои варианты.

Дети отвечают

Дети смотрят фрагмент мультфильма «Оля и Коля в гостях у Архимеда»

Мотивированы на предстоящую деятельность

Закреплено умение общаться в коллективе.

Деятельност-ный

Познавательное развитие:

Закрепить и расширить знания о Древнем мире, изучить свойства магнита опытным путем.

Речевое развитие:

Расширить активный словарь детей новыми словами и понятиями

Воспитатель:  Мы отправляемся в главный город Греции Афины. Но прежде чем отправиться в путь , давайте вспомним, как ориентировались  в древности моряки, что служило для них  ориентиром.? 

 (на слайде звезда)

Правильно, в древности звезды всегда указывали путешественникам путь. А вот и наша звезда, она поведет нас сквозь время.

 Прикрепляет звезду к магнитной доске

-Дети, пожалуйста , закрепте на доске цветок

-Ребята, а почему наш цветочек падает? И почему не падает звезда?

Все верно , потому что наша звезда на магните, а что притягивает магнит?

Давайте сами опытным путем попробуем притянуть что то магнитом

Магнит притягивает железо и в древности люди выходя в море обязательно брали с собой магнитный компас и ориентируясь по звездам и солнцу совершали свои морские путешествия

- забирайте  компас, устанавливайте  его на звезду, нам пора отправляться.

Итак, наша цель- Древняя Греция, прошу вас всех пройти на Трирему и переодеться в одежду древних греков- тогу. Наше путешествие  начинается

Дети отвечают

Ребенок пробует закрепить на магнитной доске бумажный цветочек

Цветок не может удержаться.

Ответы детей о магните

Дети перечисляют, что притягивает магнит.

Дети проходят к столу и работают с магнитом и предметами из железа, пластика, ткани, бумаги, показывают, что же притянул магнит на самом деле. Делают выводы.

Дети берут компас, устанавливают его на корабль.

Дети  проходят на корабль, одеваются в тоги и рассаживаются.

Закреплено знание детей о свойствах магнита, о мореплавателях древней греции.

Познавательное развитие.

Задача: закрепить знания о римских цифрах.

Шум воды.

(Слайд с бескрайним морем)

Воспитатель проводит указкой до Древнего города.

- Время вдруг назад идет

 Пред нами город предстает

 он древней всего на свете.

 Это интересно, дети!

Звучит спокойная музыка  

Воспитатель:

-Ребята, на нашем пути остров, давайте пристанем к берегу и обследуем его.. Посмотрите на песке разбросаны какие то карточки.

Что за знаки здесь изображены, одна палочка, две палочки, три палочки…?

 Все верно , мы с вами уже знакомились с римскими цифрами.  Именно такими цифрами и пользовались в древней Греции.  Но и сейчас их можно увидеть. Где например? (книги, в часах на циферблате на клавиатуре компьютера)

 Все правильно, римляне изображали свои цифры в виде палочек.

(слайд с римскими цифрами)

I-1

II-2

III-3

IV-4

V-5

-Обратите внимание , что цифра  5 похожа на галочку и если слева от цифры пять поставить римскую один, то получится, что пять надо уменьшить на одну единичку и получится цифра 4.

Давайте на песке сложим из палочек римские цифры.

Дети собирают карточки на которых изображены римские цифры.

Дети отвечают на вопрос о римских цифрах.

Дети отвечают на вопрос.

Дети на пальчиках показывают римские цифры, повторяя за воспитателем.

Дети выкладывают цифры на полу.

Закреплены знания римских цифр ,различия между 4 и 5,  счет в пределах 5,

Физическое развитие.

Задача: снять напряжение, закрепить умение выполнять спортивные движения,

 слушать  текст и соотносить свои действия с заданным текстом

Воспитатель: Дети, нам нужно продолжать свой путь, прошу вас, пройти на корабль.

Звучит спокойная  греческая музыка и шум воды.

Дети садятся на корабль.

Ребенок проговаривает слова физминутки.

Дети повторяют за ним движения

-Что там чудится в тумане?

(дети вытягивают руки вперед)

-Волны плещут

(машут руками)

-Это мачты кораблей

(руки вверх)

-Пусть плывут сюда скорей

(приветственно машут руками и выходят из корабля)

-Мы по берегу гуляем

(ищем ракушки в песке)

-Их сжимаем в кулачке

(сжимают и разжимают кулачки)

-Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать

(приседают)

Снято напряжение и создана теплая, добрая атмосфера

Познавательное развитие

Задача: познакомить детей с видами Древней Греции, одеждой, олимпийскими символами, посудой, танцем «Сиртаки» растениями, ученым математиком Архимедом.

Провести исследовательские опыты с водой в лабораторных условиях, изучить ее свойства.

Закрепить навыки конструирования по схеме.

Социально-коммуникативное развитие:

Задача: закрепить навык общения детей друг с другом в небольшой группе , умение договариваться и распределять обязанности между собой при постройке стены по схеме.

Речевое развитие:

Задача: Познакомиться с новыми словами и понятиями.

Художественно-эстетическое развитие:

Задача: Закрепить умение вживаться в образ Архимеда, показать его характер, подчеркивать его особенности посредством атрибутов.

Воспитатель Ребята,  наша конечная остановка город Афины, это столица Древней Греции.

В Греции впервые проведены олимпийские игры, посмотрите какая архитектура с колоннами , посуда из глины вазы назывались амфоры, здесь растут оливковые деревья и есть самое ласковое море, которое называется Эгейским. И конечно же здесь живет наш ученый Архимед.

(слайды с видами Греции: олимпиада, архитектура, амфоры, оливковая ветвь, , море)

 Воспитатель участвует в опытах, так же как и дети.

Воспитатель: ребята,  у нас есть три разные схемы для постройки. Вам нужно разделиться на три команды. Выбрать схему по которой будете собирать стену, материал, который вам больше нравится и приступать к работе.

Дети выходят с корабля.

выходит ребенок в образе Архимеда.

-Здравствуйте гости! Я ученый Архимед!

Архимед  в новый мир  людям дверь открывает

Мои опыты в путь за собой увлекают

Ученый поможет вам знанья добыть

на все « почему?» ответ получить

-Ребята, а как вы добрались ко мне?

Дети:

-По реке времени.

Архимед:

-Значит по воде .это очень хорошо, с водой очень интересно работать, я приглашаю вас  в свою лабораторию провести опыты с водой.

Дети проходят в лабораторию Архимеда Встают за столы на котором стоят стаканчики с водой и пустые стаканчики с трубочками.

Архимед:

Нужно перелить воду из одного стакана в другой не дотрагиваясь руками до стаканчиков. Как это сделать?

Дети предполагают как это сделать.

Архимед:

Все верно, ребята, можно перенести воду из одного стаканчика в другой с помощью трубочки. Нужно опустить трубочку в стакан с водой , потом закрыть отверстие пальчиком и перенести в пустой стакан. Давайте посоревнуемся, кто быстрее перенесет водичку  ,для этого разбиваемся на пары и начинаем работать.

Дети разбиваются на пары по желанию и после сигнала Архимеда начинают работать

Архимед: Какие молодцы у всех получилось! А у меня есть для вас еще один опыт. с водой. Нам понадобится прозрачный стакана с водой. Посмотрите, если я опущу виноград в воду, он утонет. А как нам достать его не вылив воды?

Предположения детей.

Архимед- В воду надо добавить соли!

Размешивает соль в стакане, виноград постепенно всплывает.

Архимед:

-Свойство  соленой воды, в том, что она выталкивает на поверхность все предметы.

Вот такие опыты ребята, но у нас в Греции сейчас не простое время враги разрушили городские стены. И нам нужно заняться строительством. Вы не могли бы помочь нам в этом трудном деле?

Дети принимают решение

Архимед дает схемы построек воспитателю.

Дети делятся на команды. Рассматривают схему. принимают решение каким строительным материалом будут пользоваться приступают к строительству по схеме.

 Архимед: Как здорово у вас получилось! Все жители нашего города будут очень рады таким прочным постройкам. Я от всей души приглашаю вас всех в наш дружный хоровод и станцевать наш танец Сиртаки.

Дети танцуют Сиртаки.

 Архимед: А теперь я хочу угостить вас дарами нашей страны

 Преподносит ребятам корзиночку с мандаринами

Ребенок: А ,мы в свою очередь, хотим подарить вам арабские цифры, которыми пользуемся в наше время. Мы их сделали сами ,выложили на картонках горошком, гречкой и пшеном.

Дарят Архимеду цифры на картонках

Закреплен навык работы в лабораторных условиях, исследованы свойства воды.

Закреплены навыки работы в группе по схеме

создано хорошее настроение танцевальной композицией «Сиртаки»,  детьми разучены  соответствующие движения.

Заключитель-ный

Художественно-эстетическое развитие: Закрепить умение рассказывать стихотворение с выражением, эмоционально с пониманием смысла

Речевое развитие:

Задача: закрепить умение рассказывать о своих впечатлениях. Выстраивать предложение правильно.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, нам пора в обратный путь, нас ждут дома. Проходите на корабль

Воспитатель: Вот  мы и прибыли в наше время. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А что вам понравилось больше всего?

 

А теперь прощаемся с нашими  гостями и возвращаемся в группу пробовать сладкие призы от Архимеда!

Дети проходят на корабль. Снимают костюмы.

 Ребенок:

Смело рассекая волны океана

Наш корабль выходит гордо из тумана

Выглянуло солнце из-за серой тучки

В глади океана отразился лучик

Ребенок:

Все мы покоряем бурный океан

Я пока что юнга--- Саша капитан

Колесо штурвала крепко держит он

Может это сказка, а быть может сон

Ребенок: Смотрим мы в бинокли: в дымке голубой

Берег показался, садик наш родной.

Все мечты сбываются -точно знаю я!

Мы приплыли к берегу, где нас ждут друзья!

Все дети отвечают на вопросы о своих впечатлениях по очереди.

Дети  прощаются и уходят из зала.

Закреплен навык рассказывать стихи с выражением

Обобщены и закреплены знания, полученные на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".

В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих...

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Электрона"

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "В гостях у Электрона". Цель образовательной деятельности - закрепить знания детей о бытовых электропр...

Конспект ОД по математике в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Цветик – семицветик».

             Конспект ОД по математике в старшей группе компенсирующей направленности....

конспект НОД в старшей группе компенсирующей напрвленности "В гости к снеговику"

В конспекте прослеживается методика заучивания стихотворения детьми при использовании символов- подсказок, с помощью которых идет быстрое запоминание текста стихотворения....

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности «Математический городок»

Программное содержание: учить детей решать логические задачи, находить лишнюю фигуру и объяснять свой выбор, пользоваться картой – схемой при подведении итогов занятия, устанавливать причин...