Конспект Занятия по математике в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «В гости к Архимеду»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Конспект занятия по математике в котором закреплены знания детей по всем разделам математики.Знакомство с римскими цифрами, проведение опытов в лаборатории. Знакомство детей с представителем греческой философской школы Архимедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhimed.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа№30 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад», расположенное по адресу:446026, Самарская область, город Сызрань, улица Октябрьская, 21
Конспект
Занятия по математике в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «В гости к Архимеду»
Разработала: воспитатель Матросова И.Г.
Сызрань 2017г.
Образовательная область | Задачи |
Познавательное развитие | - Закрепить знания детей по всем разделам математики. -Развивать у детей понятия о времени и пространстве, посредством технологии «Река времени» -Познакомить детей с Римскими цифрами -Дать представление о Древней Греции, о науке и ученых того времени. - Учить детей размышлять логически при проведении опытов -Познакомить детей с представителем греческой философской школы, математиком Архимедом в доступной для детей форме |
Социально- коммуникативное развитие | -Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля, внимание, сообразительность, воспитывать культуру поведения -Прививать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, желание оказать помощь товарищам при выполнении совместных заданий -Развивать умение детей работать в команде и в парах. |
Речевое развитие | -Развивать навыки коллективного общения; -Развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения игровых заданий; ввести в активный словарь детей такие слова и понятия как : Древняя Греция, Афины, Римские цифры, тога, Архимед, трирема. |
Физическое развитие | Повышать двигательную активность -Упражнять детей в выполнении спортивных движений -Развивать умение слушать текст и действовать в соответствии с ним в динамической паузе -Формировать правильную осанку. -Развивать мелкую моторику руки и различные тактильные ощущения |
Художественно- эстетическое развитие | -Создать веселую непринужденную атмосферу в процессе занятия. -Развивать способности эмоционально воспринимать греческую мелодию -Выучить танцевальные движения для греческого танца -Сконструировать башню по схеме, получить удовольствие от своей работы -Выучит добрые стихи о дружбе |
Методы и приемы:
Практические: работа с пособиями.
Наглядные: рассматривание пособий, иллюстраций, использование ЭОР
Словесные: ситуативный разговор, рассказ.
Игровые: Перевоплотиться в древнегреческих героев и поработать в лаборатории
Материалы и оборудование:
Воспитатель: экран, презентация, клип, подборка музыкального материала, кораблик, столы для лаборатории, оборудование для лаборатории и опытов, доска магнитная, пластиковые стаканы, пластиковые трубочки, мелкие металлические предметы(скрепки, болтики, гайки), пластиковые предметы , бумага, звезда на магните, цветочек, виноград, соль, баночки, карта «Река времени», схема постройки стены, мультфильм «Оля и Коля в гостях у Архимеда», гимнастические палочки (11шт), набор конструкторов .
Дети: тоги, раздаточный материал для конструирования, оборудование в лаборатории, трубочки, стаканчики.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно – исследовательская | Работа с «Рекой времени», Цель: развивать умение детей ориентироваться во временных отрезках, понимать то, что время течет вперед из прошлого в настоящее и в будущее. Знакомство с римскими цифрами Цель: различать римские цифры в пределах 5 Проводить опыты с водой Цель: Изучить и исследовать свойства воды (пресной-соленой), уметь работать с ней, изучить свойства магнита. Дать представление о Древней Греции. Цель: познакомить детей с историей Древней Греции, одеждой, посудой, кораблями, архитектурой, где зародилась олимпиада, какие люди населяли Грецию в древности на примере ученого Архимеда. |
Игровая | Игра в исторический экскурс «в гостях у Архимеда» Цель: Закрепление представления детей о прошлом, с использованием атрибутов и одежды. Игра с водой в лаборатории « Кто быстрее перенесет воду» Цель: Научиться переносить воду из одного стакана в другой посредством коктейльной трубочки |
Коммуникативная | «Построй стену по схеме» Цель: в условиях командной работы над созданием постройки уметь договариваться о выборе материала и последовательности постройки формировать речь детей, активно участвовать в беседе. Умение общаться друг с другом в совместных заданиях Цель: закрепить умение уступать и прислушиваться к товарищам |
Музыкальная | Слушание музыки. Цель: формировать умение получать от музыкального произведения настрой соответствующий ситуации, положительные эмоции и хорошее настроение. |
Двигательная | Физкультминутка. Цель: формировать у детей умение двигаться в соответствии с текстом, выполнять ритмично физкультурные движения Исполнение танца «Сиртаки» Цель: закрепить умение танцевать греческий танец, выучить соответствующие эпохе движения, снять напряжение от работы в лаборатории. |
Конструирование | Собрать стену по схеме Цель: уметь выбирать материал для постройки, строить точно по схеме, создать прочную устойчивую поделку. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение стихотворений Цель: развивать умение рассказывать стихи эмоционально, понимать содержание стихотворения , чувствовать его настроение. |
Самообслуживание | Убирать свое рабочее место в «лаборатории» Цель: воспитывать в детях стремление к аккуратности и чистоте. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи (с обозначением образовательной области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивированно-организационный | Познавательное развитие: дать детям представление о времени и пространстве уметь работать по схеме. закрепить и расширить знания об Архимеде Социально-коммуникативное развитие. Задача: закреплять умение общаться в коллективе, слышать друг друга , закреплять умении применять уже полученные знания на практике. . | Воспитатель с детьми входит в зал. Воспитатель: ребята, давайте, поприветствуем наших гостей. Проводится приветствие Мы с вами уже о говорили о «реке времени и я обещала вам показать,, как с помощью этой волшебной реки можно путешествовать во времени. Настала пора отправиться в путешествие. Скажите, вы готовы к приключениям? Воспитатель подводит детей ближе к карте: Итак, давайте вспомним, что же представляет из себя «Река времени», посмотрите эта река –время, ее истоки в далеком-далеком прошлом, река течет через настоящее (наш детский садик куда вы все ходите сейчас ) и потом попадает в будущее ,здесь показана школа, куда вы все отправитесь в скором времени. Ребята, покажите мне на реке , где мы с вами сейчас находимся? Река течет в будущее, покажите, где ваша школа будущего? Очень хорошо! Но сегодня нам с вами предстоит отправиться в прошлое, очень далеко, посмотрите по карте , Наш пункт назначения- Древняя Греция Скажите, пожалуйста, а на чем можно путешествовать? Действительно, путешествовать можно на чем угодно, но наше сегодняшнее путешествие необычное, и путешествовать мы будем на необыкновенном транспорте Это-Трирема греческий корабль (на слайде) А ждет нас очень интересный человек, философ и математик, мы с вами о нем уже говорили, посмотрите, кто это? (на слайде) Правильно, ребята! Это Архимед древнегреческий математик и ученый. Ему было все интересно, он хотел знать, как устроен мир, изобрел очень много полезных вещей, изучал геометрию, астрономию, проводил опыты и даже защищал свой родной город от врагов. У него в гостях уже побывали наши знакомые мультипликационные герои Оля и Коля, хотите посмотреть на их приключения? И к нему мы сегодня отправимся и поработаем в его лаборатории. | Дети входят в зал, встают полукругом напротив доски с картинкой реки времени. Дети здороваются Ответы детей. Ребенок берет указочку и показывает направление реки от прошлого к будущему и обрано Дети показывают Ребенок показывает Ребенок показывает по карте путь в прошлое. Дети выдвигают свои варианты. Дети отвечают Дети смотрят фрагмент мультфильма «Оля и Коля в гостях у Архимеда» | Мотивированы на предстоящую деятельность Закреплено умение общаться в коллективе. |
Деятельност-ный | Познавательное развитие: Закрепить и расширить знания о Древнем мире, изучить свойства магнита опытным путем. Речевое развитие: Расширить активный словарь детей новыми словами и понятиями | Воспитатель: Мы отправляемся в главный город Греции Афины. Но прежде чем отправиться в путь , давайте вспомним, как ориентировались в древности моряки, что служило для них ориентиром.? (на слайде звезда) Правильно, в древности звезды всегда указывали путешественникам путь. А вот и наша звезда, она поведет нас сквозь время. Прикрепляет звезду к магнитной доске -Дети, пожалуйста , закрепте на доске цветок -Ребята, а почему наш цветочек падает? И почему не падает звезда? Все верно , потому что наша звезда на магните, а что притягивает магнит? Давайте сами опытным путем попробуем притянуть что то магнитом Магнит притягивает железо и в древности люди выходя в море обязательно брали с собой магнитный компас и ориентируясь по звездам и солнцу совершали свои морские путешествия - забирайте компас, устанавливайте его на звезду, нам пора отправляться. Итак, наша цель- Древняя Греция, прошу вас всех пройти на Трирему и переодеться в одежду древних греков- тогу. Наше путешествие начинается | Дети отвечают Ребенок пробует закрепить на магнитной доске бумажный цветочек Цветок не может удержаться. Ответы детей о магните Дети перечисляют, что притягивает магнит. Дети проходят к столу и работают с магнитом и предметами из железа, пластика, ткани, бумаги, показывают, что же притянул магнит на самом деле. Делают выводы. Дети берут компас, устанавливают его на корабль. Дети проходят на корабль, одеваются в тоги и рассаживаются. | Закреплено знание детей о свойствах магнита, о мореплавателях древней греции. |
Познавательное развитие. Задача: закрепить знания о римских цифрах. | Шум воды. (Слайд с бескрайним морем) Воспитатель проводит указкой до Древнего города. - Время вдруг назад идет Пред нами город предстает он древней всего на свете. Это интересно, дети! Звучит спокойная музыка Воспитатель: -Ребята, на нашем пути остров, давайте пристанем к берегу и обследуем его.. Посмотрите на песке разбросаны какие то карточки. Что за знаки здесь изображены, одна палочка, две палочки, три палочки…? Все верно , мы с вами уже знакомились с римскими цифрами. Именно такими цифрами и пользовались в древней Греции. Но и сейчас их можно увидеть. Где например? (книги, в часах на циферблате на клавиатуре компьютера) Все правильно, римляне изображали свои цифры в виде палочек. (слайд с римскими цифрами) I-1 II-2 III-3 IV-4 V-5 -Обратите внимание , что цифра 5 похожа на галочку и если слева от цифры пять поставить римскую один, то получится, что пять надо уменьшить на одну единичку и получится цифра 4. Давайте на песке сложим из палочек римские цифры. | Дети собирают карточки на которых изображены римские цифры. Дети отвечают на вопрос о римских цифрах. Дети отвечают на вопрос. Дети на пальчиках показывают римские цифры, повторяя за воспитателем. Дети выкладывают цифры на полу. | Закреплены знания римских цифр ,различия между 4 и 5, счет в пределах 5, | |
Физическое развитие. Задача: снять напряжение, закрепить умение выполнять спортивные движения, слушать текст и соотносить свои действия с заданным текстом | Воспитатель: Дети, нам нужно продолжать свой путь, прошу вас, пройти на корабль. Звучит спокойная греческая музыка и шум воды. | Дети садятся на корабль. Ребенок проговаривает слова физминутки. Дети повторяют за ним движения -Что там чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперед) -Волны плещут (машут руками) -Это мачты кораблей (руки вверх) -Пусть плывут сюда скорей (приветственно машут руками и выходят из корабля) -Мы по берегу гуляем (ищем ракушки в песке) -Их сжимаем в кулачке (сжимают и разжимают кулачки) -Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать (приседают) | Снято напряжение и создана теплая, добрая атмосфера | |
Познавательное развитие Задача: познакомить детей с видами Древней Греции, одеждой, олимпийскими символами, посудой, танцем «Сиртаки» растениями, ученым математиком Архимедом. Провести исследовательские опыты с водой в лабораторных условиях, изучить ее свойства. Закрепить навыки конструирования по схеме. Социально-коммуникативное развитие: Задача: закрепить навык общения детей друг с другом в небольшой группе , умение договариваться и распределять обязанности между собой при постройке стены по схеме. Речевое развитие: Задача: Познакомиться с новыми словами и понятиями. Художественно-эстетическое развитие: Задача: Закрепить умение вживаться в образ Архимеда, показать его характер, подчеркивать его особенности посредством атрибутов. | Воспитатель Ребята, наша конечная остановка город Афины, это столица Древней Греции. В Греции впервые проведены олимпийские игры, посмотрите какая архитектура с колоннами , посуда из глины вазы назывались амфоры, здесь растут оливковые деревья и есть самое ласковое море, которое называется Эгейским. И конечно же здесь живет наш ученый Архимед. (слайды с видами Греции: олимпиада, архитектура, амфоры, оливковая ветвь, , море) Воспитатель участвует в опытах, так же как и дети. Воспитатель: ребята, у нас есть три разные схемы для постройки. Вам нужно разделиться на три команды. Выбрать схему по которой будете собирать стену, материал, который вам больше нравится и приступать к работе. | Дети выходят с корабля. выходит ребенок в образе Архимеда. -Здравствуйте гости! Я ученый Архимед! Архимед в новый мир людям дверь открывает Мои опыты в путь за собой увлекают Ученый поможет вам знанья добыть на все « почему?» ответ получить -Ребята, а как вы добрались ко мне? Дети: -По реке времени. Архимед: -Значит по воде .это очень хорошо, с водой очень интересно работать, я приглашаю вас в свою лабораторию провести опыты с водой. Дети проходят в лабораторию Архимеда Встают за столы на котором стоят стаканчики с водой и пустые стаканчики с трубочками. Архимед: Нужно перелить воду из одного стакана в другой не дотрагиваясь руками до стаканчиков. Как это сделать? Дети предполагают как это сделать. Архимед: Все верно, ребята, можно перенести воду из одного стаканчика в другой с помощью трубочки. Нужно опустить трубочку в стакан с водой , потом закрыть отверстие пальчиком и перенести в пустой стакан. Давайте посоревнуемся, кто быстрее перенесет водичку ,для этого разбиваемся на пары и начинаем работать. Дети разбиваются на пары по желанию и после сигнала Архимеда начинают работать Архимед: Какие молодцы у всех получилось! А у меня есть для вас еще один опыт. с водой. Нам понадобится прозрачный стакана с водой. Посмотрите, если я опущу виноград в воду, он утонет. А как нам достать его не вылив воды? Предположения детей. Архимед- В воду надо добавить соли! Размешивает соль в стакане, виноград постепенно всплывает. Архимед: -Свойство соленой воды, в том, что она выталкивает на поверхность все предметы. Вот такие опыты ребята, но у нас в Греции сейчас не простое время враги разрушили городские стены. И нам нужно заняться строительством. Вы не могли бы помочь нам в этом трудном деле? Дети принимают решение Архимед дает схемы построек воспитателю. Дети делятся на команды. Рассматривают схему. принимают решение каким строительным материалом будут пользоваться приступают к строительству по схеме. Архимед: Как здорово у вас получилось! Все жители нашего города будут очень рады таким прочным постройкам. Я от всей души приглашаю вас всех в наш дружный хоровод и станцевать наш танец Сиртаки. Дети танцуют Сиртаки. Архимед: А теперь я хочу угостить вас дарами нашей страны Преподносит ребятам корзиночку с мандаринами Ребенок: А ,мы в свою очередь, хотим подарить вам арабские цифры, которыми пользуемся в наше время. Мы их сделали сами ,выложили на картонках горошком, гречкой и пшеном. Дарят Архимеду цифры на картонках | Закреплен навык работы в лабораторных условиях, исследованы свойства воды. Закреплены навыки работы в группе по схеме создано хорошее настроение танцевальной композицией «Сиртаки», детьми разучены соответствующие движения. | |
Заключитель-ный | Художественно-эстетическое развитие: Закрепить умение рассказывать стихотворение с выражением, эмоционально с пониманием смысла Речевое развитие: Задача: закрепить умение рассказывать о своих впечатлениях. Выстраивать предложение правильно. | Воспитатель: Ну что ж, ребята, нам пора в обратный путь, нас ждут дома. Проходите на корабль Воспитатель: Вот мы и прибыли в наше время. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего?
А теперь прощаемся с нашими гостями и возвращаемся в группу пробовать сладкие призы от Архимеда! | Дети проходят на корабль. Снимают костюмы. Ребенок: Смело рассекая волны океана Наш корабль выходит гордо из тумана Выглянуло солнце из-за серой тучки В глади океана отразился лучик Ребенок: Все мы покоряем бурный океан Я пока что юнга--- Саша капитан Колесо штурвала крепко держит он Может это сказка, а быть может сон Ребенок: Смотрим мы в бинокли: в дымке голубой Берег показался, садик наш родной. Все мечты сбываются -точно знаю я! Мы приплыли к берегу, где нас ждут друзья! Все дети отвечают на вопросы о своих впечатлениях по очереди. Дети прощаются и уходят из зала. | Закреплен навык рассказывать стихи с выражением Обобщены и закреплены знания, полученные на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".
В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих...
Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Электрона"
Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "В гостях у Электрона". Цель образовательной деятельности - закрепить знания детей о бытовых электропр...
Конспект ОД по математике в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Цветик – семицветик».
Конспект ОД по математике в старшей группе компенсирующей направленности....
конспект НОД в старшей группе компенсирующей напрвленности "В гости к снеговику"
В конспекте прослеживается методика заучивания стихотворения детьми при использовании символов- подсказок, с помощью которых идет быстрое запоминание текста стихотворения....
Конспект занятия по математике в старшей группе компенсирующей направленности « По следам Снежной королевы»
Конспект занятия...
Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).
Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....
Конспект ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности «Математический городок»
Программное содержание: учить детей решать логические задачи, находить лишнюю фигуру и объяснять свой выбор, пользоваться картой – схемой при подведении итогов занятия, устанавливать причин...