Конспект ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности «Математический городок»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лукиных Екатерина Юрьевна

Программное содержание: учить детей решать логические задачи, находить лишнюю фигуру и объяснять свой выбор, пользоваться картой – схемой при подведении итогов занятия, устанавливать причинно – следственные связи, строить сериационный ряд, соотносить количество предметов с цифрой и делать простые выводы, овладевать вопросительной формой речи. Упражнять в количественном, порядковом, прямом и обратном счёте в пределах 5, в согласовании речи с движениями; закреплять цифры от 1 до 5, знания о геометрических фигурах. Продолжать учить слушать и понимать инструкции воспитателя, использовать в речи математическую терминологию; формировать элементы культуры речи (внимательно слушать, не перебивать, говорить чётко и вежливо); упражнять в чётком звукопроизношении. Закреплять навыки работы в парах, социогруппах, навыки самооценки и самоконтроля. Развивать тактильные ощущения, слуховое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление, связную речь. Способствовать развитию познавательной активности детей. Воспитывать выдержку, чувство коллективизма, самостоятельность, находчивость. Побуждать самостоятельно находить пути решения проблемы; создать условия для проявления творческой инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности  «Математический городок»

Программное содержание: учить детей решать логические задачи, находить лишнюю фигуру и объяснять свой выбор, пользоваться картой – схемой при подведении итогов занятия, устанавливать причинно – следственные связи, строить сериационный ряд, соотносить количество предметов с цифрой и делать простые выводы, овладевать вопросительной формой речи. Упражнять в количественном, порядковом, прямом и обратном счёте в пределах 5, в согласовании речи с движениями; закреплять цифры от 1 до 5, знания о геометрических фигурах. Продолжать учить слушать и понимать инструкции воспитателя, использовать в речи математическую терминологию; формировать элементы культуры речи (внимательно слушать, не перебивать, говорить чётко и вежливо); упражнять в чётком звукопроизношении. Закреплять навыки работы в парах, социогруппах, навыки самооценки и самоконтроля. Развивать тактильные ощущения, слуховое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление, связную речь. Способствовать развитию познавательной активности детей. Воспитывать выдержку, чувство коллективизма, самостоятельность, находчивость. Побуждать самостоятельно находить пути решения проблемы; создать условия для проявления творческой инициативы.

Предметно – развивающая среда

Демонстрационный материал: мольберт, обручи, телефон, колонка, запись музыки для релаксации, карточки для соотнесения количества с цифрой, цифры от 1 до 5, текст задач, разрезные картинки с изображением машин, стол, стул, парные картинки, карточки для нахождения лишней фигуры, коробка с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, итоговая карта – схема.

Раздаточный материал: по 3 полоски разной длины, логические квадраты, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) для каждого ребёнка.

Подготовка воспитателя

1. Составление конспекта занятия.

2. Изготовление демонстрационного и раздаточного материалов.
3. Подбор музыкального сопровождения к релаксации.
4. Подбор художественного слова.
5. Изготовление итоговой карты – схемы.
Предварительная работа с детьми

1. Знакомство с цифрами в пределах 5.

2. Обучение диалогу, игра «Позвони другу».

3. Разучивание пальчиково - динамических игр «Лошадка»«Можно пальчики считать…»«Жук»«Машина»«Автобус»«Зайка».

4. Разучивание стихотворения «Мы весёлые ребята».

5. Д/игра «Геометрическое лото».

6. Д/игра «Что лишнее?».

7. Д/игра «Посмотри и запомни».

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика:

Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре – чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка 
«скок» да «скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.

- Ребята, произносите звуки чётко и внятно, следите за своей речью.

Мы весёлые ребята
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!

- Ребята, вы хотите узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в математический городок и будем выполнять интересные задания. А вы знаете, как туда идти?

- Нет.

- Что же нам делать? Как нам узнать дорогу в математический городок?

Ответы детей.

- Давайте позвоним туда и спросим дорогу. Чтобы позвонить, нужно сначала набрать цифры от 1 до 5, а затем от 5 до 1.

Вызвать двух детей для набора номера.

- Когда вы набираете цифры, проговаривайте их вслух, а ребята будут вам помогать.

- Когда мы звоним куда-либо, что нужно в первую очередь сделать? Правильно, поздороваться, а затем спрашивать то, что вас интересует.

- Никто не отвечает? Наверное, телефон не исправен, давайте позвоним с моего мобильного телефона, помогайте, подсказывайте номер (1,2,3,4,5,5,4,3,2,1).

Дать ребёнку возможность задать вопрос и получить ответ (телефон включить на громкую связь).

«По короткой дороге пойдёте – в лес дремучий попадёте, а по длинной дороге пойдёте – в математический город попадёте!»

- По какой дороге нам нужно идти?
- По длинной.
- Присаживайтесь за столы, давайте сравним дорожки по длине. Начинайте выкладывать с самой длинной дорожки, не забывайте ровнять их по левому краю. Посмотрите, правильно вы выполнили задание. Закройте глаза, а я пройду проверю правильность выполнения задания. Кого я поглажу – у того правильно выполнено задание.

- Какого цвета самая короткая дорожка?

- Самая короткая красная дорожка. (добиваться полных ответов)

- Какого цвета самая длинная дорожка?

- А жёлтая дорожка какая?

- Мы определили необходимую нам дорожку и можем теперь отправляться в путь. Но сначала давайте возьмём с собой багаж доброты. Подходите ко мне, становитесь в круг.

Релаксация «Кувшинчик»

Звучит спокойная музыка.

- Давайте опустимся на колени, руки поставим на пояс, закроем глаза и представим, что мы кувшинчики. Кувшинчик наклоняется и выливает всё плохое, злость, обиду, ненависть и набирает всётолько хорошее: доброту, любовь, отзывчивость.

- Ну вот, мы зарядились с вами положительной энергией и можем отправляться в путь.

- На чём можно добраться до математического города?

Ответы детей.

- Отгадайте загадку и узнаете, на чём мы поедем.

Кто я – догадайтесь сами,

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу.

Летом я везу телегу. (лошадь)

Пальчиковая гимнастика

Везёт нас лошадка

Ни шатко, ни валко.

Стегнуть бы кнутом бы

Лошадку, да жалко.

- Сели на лошадку и поскакали (артикуляционное упражнение «Лошадка»)

- Вот мы и в математическом городе. Первая улица, на которую мы попали – это «Улица Цифр».

Пальчиковая гимнастика

Можно пальчики считать  1,2,3,4,5.

На другой руке опять   1,2,3,4,5.

- Вы хорошо знаете цифры? Сейчас проверим.

- Вам нужно выстроить цифровой ряд от 1 до 5.

- Следующее задание: соотнести цифру с количеством предметов.

- Становитесь в круг, поворачивайтесь ко мне спиной, я на спине напишу вам цифру, а вы отгадаете её.

- Молодцы, хотите поиграть? Вы будете зайчата.

Пальчиковая гимнастика

Серый зайка скачет ловко,

В лапках у него морковка.

- Зайчики прыгают, резвятся, а по моему сигналу, нужно спрятаться в домики. Но будьте внимательны, в домике должно находиться столько зайцев, какая цифра там лежит.

Игра с обручами.

- Ну, что, отправляемся дальше? Повернитесь через правое плечо и превратитесь в маленьких жуков.

Пальчиковая гимнастика

Я весёлый, добрый жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу –Жу.

Дети бегут по кругу, имитируя жужжание жука (ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж).

- Мы прилетели с вами на «Улицу Задач». Давайте повернёмся через правое плечо и превратимся в ребят.

- Вы умеете решать задачи? За каждое правильное решение вы будете получать по одной части картинки, собрав которую узнаете на чём мы поедем дальше.

Задачи

Карандаши поспорили.

Заспорили карандаши в коробке.Синий сказал:

- Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают небо и море.

- Нет, я самый главный, - возразил красный карандаш. Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.

- Ну, нет, это я самый главный, - сказал зелёный карандаш. Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.

«Спорьте, спорьте,- думал про себя жёлтый карандаш. Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети любят меня больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце.

Вопрос: сколько всего карандашей было в коробке?

- 4 карандаша.

Зверушки в лесной избушке.

В лесной избушке жили зверушки. Угадай кто.

- Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).

- Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц).

- Круглый, колючий (ёж).

- Серый, злой, зубастый (волк).

- Неуклюжий, толстый, мохнатый (медведь).

Вопрос: сколько всего зверей жило в избушке?

- 5 зверей.

Кто стал почтальоном?

Собрались звери на поляне, чтобы почтальона выбрать.Объявили соревнование: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц, второй была лиса. Третьей прискакала белка. Четвёртым добежал волк.

Вопрос: кто будет в лесу почтальоном?

- Почтальоном будет заяц.

- Который по счёту прибежал волк? Белка? Лиса?

- Волк прибежал четвёртым, белка прискакала третьей, лиса была второй.

Сам испугался!

Захотелось рыжему коту Василию быть похожим на тигра.Стал просить он кота Барсика«Нарисуй мне чёрной краской полоски, пусть собаки меня боятся!».Стал Барсик его раскрашивать: одну полоску провёл на голове, по одной полоске на каждом ухе, и одну полоску на хвосте. Хотел и на спине нарисовать, но посмотрел на Василия, бросил краски,кисть и бежать от него скорее: подумал, что и в самом деле перед ним тигр.

Вопрос: сколько полосок успел нарисовать Барсик?

- 4 полоски.

- Молодцы, а теперь соберите картинку. На чём мы поедем дальше?

- На машине.

Пальчиковая гимнастика

У машины есть мотор,

Есть колёса и шофёр.

Только я в машину сяду

Вмиг домчит, куда мне надо.

Дети «заводят мотор» (р-р-р-р-р-р-р, берут «руль» и бегут по кругу.

- Мы приехали на «Улицу Внимательную».

- При выполнении следующих заданий нужно быть очень внимательными.

- Давайте поиграем в игру «Найди пару». Я раздаю вам карточки, вы должны найти пару и объяснить свой выбор.

- Молодцы, а теперь определите, что лишнее.

Игра «Найди лишнюю фигуру» (в парах)

- Дальше мы отправимся на автобусе.

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

На педаль шофёр нажал

И автобус побежал.

- Мы приехали на «Улицу Геометрических фигур». Посмотрите, какая красивая коробка. Как вы думаете, что в ней лежит?

Ответы детей.

- Давайте посмотрим.

Вызвать по очереди троих детей, чтобы они загадали детям загадки о геометрических фигурах.

Молодцы. А теперь сядьте за стол и заполните карту – схему, благодаря которой мы сможем вернуться домой. Будьте внимательны при выполнении задания. В любом ряду геометрические фигуры не должны повторяться.

- Молодцы, ребята. Где мы с вами сегодня были? Что вам запомнилось? Чтобы вам было легче посмотрите на схему. Подойдите к гостям и спросите, что им понравилось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по математике в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «В гости к Архимеду»

Конспект занятия по математике в котором закреплены знания детей по всем разделам математики.Знакомство с римскими цифрами, проведение опытов в лаборатории. Знакомство детей с представителем греческой...

Конспект ОД по математике в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Цветик – семицветик».

             Конспект ОД по математике в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Экскурсия по Выборгу»

Цель: Закрепление математических знаний и умений.                             Образовательные:-Закреплять навы...