Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей с ТНР
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
тема: "Домашние животные" подготовительная группа ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия – формированию математических представлений у детей с ТНР в старшей группе
Тема: «Лексическая тема Домашние животные»
Цель: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти.
Задачи
Образовательные: Формирование навыка счета двойками. Формировать умения составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=». Соверенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.
Развивающие: Развивать математическое мышление, речевой слух, пальчиковую моторику.
Воспитательные: Формироватье положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности.
Предварительная работа:
Беседы на заданную тему. Рассматривание иллюстраций домашних животных. Составление и решение задач в совместной деятельности, разучивание стихотворения «Кошка» Н. Бутенко с детьми.
Материально- техническое оснащение:
Магнитная доска, коврограф, плоскостные изображения ягод, лукошка и кошек, коней, карточки для игры в домино, рабочие тетради и наборы цветных карандашей по числу детей, карточки с цифрами и математическими знаками.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование художественной литературы, активизация словаря; подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Прослушивание стихотворения Н. Бутенко «Кошка». Создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие математического мышления, речевого слуха. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске. Дети садяться на стульчики, стоящие полукругом.)
Педагог: сегодня мы начинаем разговор о домашних животных и их дитенышах. И в начале занятия послушаем стихотворение «Кошка», которое расскажут нам Маша, Ваня, Кирилл и Ариша. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить, какие ягоды собрала кошка и в каком порядке.
1-й ребенок:
Собирала кошка
Ягоды в лукошко:
Кисточку калинки,
Горсточку малинки,
Веточку клубнички,
Кустик землянички,
Вишенки на вкус
И большой арбуз.
2-й ребенок:
Разместила кошка
Все на дне лукошка:
В самый низ-калину,
А затем-малинку,
Далее-клубничку,
После-земляничку,
Вишенки на вкус,
А наверх-арбуз.
3-й ребенок:
Притащила кошка
В дом свое лукошко:
Кисточку калинки,
Горсточку малинки,
Веточку клубники,
Кустик земляники,
Вишенки на вкус
И большой арбуз.
4-й ребенок:
Как взглянула кошка
Что на дне лукошка:
Лопнула калинка,
Сплющена малинка,
Расползлась клубничка,
Плачет земляничка…
Цел и тостопуз
Лишь один арбуз!
Педагог: что несла кошка в лукошке?
Дети: кошка несла в лукошке ягоды.
Педагог: перечислите название ягод, называя их порядковые номера.
Дети: первая калинка, вторая малинка, третья клубничка, четвертая земляничка, пятая вишенка, шестой арбуз.
Педагог: запомните, что арбуз-тоже ягода, а не фрукт или овощ, как часто считают.
2. Игра «Ягодное домино»
Цель: формировать умения считать двойками.
(педагог помещает на магнитную доску в ряд пять карточек и плоскостное изображение арбуза. Перед доской он ставит контейнер с плоскостными изображениями ягод и цифр.)
Педагог: я предлагаю вам игру «Ягодное домино». Сколько ягод калины нарисовано на первой карточке?
Дети: на первой карточке нарисованы две ягоды калины.
Педагог: правильно. Поместите в нижнюю часть карточки цифру «два».
(дети выполняют задание)
Педагог: вспомните, какие ягоды должны быть на второй карточке. И учтите, что их будет на две больше, чем калины.
Дети: на второй карточке будет четыре ягоды малины.
Педагог: правильно. Поместите в верхнюю часть карточки четыре ягоды малины, а в нижнюю-соответствующую цифру.
(дети выполняют задание)
Педагог: теперь вы будете вспоминать, какие ягоды должны быть на каждой следующей карточке. Помните, что на каждой следующей карточке ягод будет на две больше, чем на предыдущей. В нижнюю часть карточки помещайте число, которое обозначает количество ягод в верхней части карточек.
Педагог: отлично! А теперь назовите числа по порядку.
Дети: два, четыре, шесть, восемь, десять.
Педагог: как мы получили каждое следующее число в этом ряду?
Дети: мы увеличивали предыдущее число на два.
(педагог закрывает магнитную доску тканью)
Педагог: назовите числа по порядку еще раз.
Дети: два, четыре, шесть, восемь, десять.
Педагог: отлично!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Игра «Кошки в лукошке»
Цель: развитие речевого слуха, навыка количественного счета на слух.
(педагог берет в руки плоскостные изображения лукошка, накрытого платочком)
Педагог: у нас есть еще одна игра про лукошко и про кошек. Она называется «Кошки в лукошке». Послушайте стихотворение. Будьте внимательными. Постарайтесь сосчитать, сколько кошек в лукошке.
(педагог, читая стихотворение, выставляет плоскостные изображения кошек на магнитную доску)
Шел по берегу Тимошка,
Нес лозовое лукошко.
А в лукошке у Тимошки
Под платком сидели кошки.
Отдохнуть прилег Тимошка.
Приоткрылось вдруг лукошко,
Из него за кошкой кошка-
Прыг на стежку из лукошка.
Кошка, белая как снег,
Выскочила раньше всех,
За нею-черная, менее проворная.
Две-исчезли под мостом,
Две-укрылись под кустом.
А еще две рыжих кошки
Понеслись домой со стежке.
Спал Тимошка допоздна,
И в лукошке лишь одна
Оставалась кошка,
Сонная немножко.
Сколько было всех в лукошке
Кошек, кроме сонной кошки?
Р. Бородулин
(завершив чтение, педагог быстро убирает изобюражения с доски)
Дети: всего в лукошке было восемь кошек, не считая сонной кошки.
Педагог: перечислите их по порядку.
Дети: перва-белая, вторая-черная, третья и четвертая исчезли под мостом, пятая и шестая укрылись под кустом, седьмая и восьмая-рыжие.
Педагог: правильно, молодцы!
4. Работа в тетради. Игра «Тимошкины кошки».
Цель: совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Развивать пальчиковую моторику.
(педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и стоят контейнеры с карандашами)
Педагог: откройте тетради. Что нарисовал для вас художник?
Дети: художник нарисовал кошек.
Педагог: раскрасьте кошек, которые идут влево, серых карандашом.
(дети выполняют задание)
Педагог: кошек, которые подняли правую переднюю лапку, раскрасьте коричневым карандашом.
(дети выполняют задание)
Педагог: кошек, которые подняли левую переднюю лапку, раскрасьте в полоску.
(дети выполняют задание)
Педагог: найдите кошку, которая сидит слева внизу. Нарисуйте справа от нее клубок ниток.
(дети выполняют задание)
Педагог: над кошкой, которая лежит справа наверху. Нарисуйте слева от нее большой мяч.
(дети выполняют задание)
Педагог: над кошкой, которая лежит слева наверху, нарисуйте воздушный шарик.
(дети выполняяют задание)
Педагог: перед кошкой, которая стоит справа внизу, нарисуйте игрушечную мышку.
(дети выполняют задание)
Педагог: мололцы! Вы выполнили мое задание.
(педагог предлагает дежурным убрать тетради и карандаши)
5. Подвижная игра «Кони».
Цель: развивать координацию речи с движением, общую моторику. Совершенствовать навыки порядкового счета.
(по предложению педагога дети проходят на ковер, встают в круг и делают знакомые упражнения)
Кони гуляют гурьбой на лугу.
Я всех коней перечислить могу:
Черный как уголь, белый как снег,
Рыжий как пламя, красивее всеъх.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой.
Конь шоколадный, совсем молодой.
(дети идут по кругу с высоким подниманием колена. На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках)
Кони пасутся у речки гурьбой.
Их посчитаем еще раз с тобой:
Черный, как уголь
Белый, как снег,
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой.
Конь шоколадный, совсем молодой.
(вновь идут по кругу с высоким подниманием колена. Вновь загибают пальцы)
Педагог: перечислите коней еще раз, называя их порядковые номера и цвет.
Дети: первый конь черный, второй белый, третий рыжий, четвертый серый в яблоках, пятый шоколадный.
6. Игра «Составим задачу»
Цель: формировать умение составлять условие и ставить вопрос к задаче.
(педагог приглашает детей к коврографу и ставит перед ними контейнер с плоскостными изображениями и математическими знаками)
Педагог: давайте попробуем составить задачу о конях, которые пасутся на лугу.
(педагог помещает на коврограф плоскостные изображения коней: три черных и четыре белых)
Педагог: расскажите, какие кони пасутся на лугу. Сколько кней каждой масти, каждого цвета?
Дети: на лугу пасутся четыре белых коня и три черных. Сколько всего коней пасется на лугу?
7. Решение задачи.
Цель: формировать умение решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=».
(педагог предлагает детям решить задачу всем вместе, предварительно убрав пособия с коврографа)
Педагог: давайте попробуем записать решение задачи.
(дети выполнябт задание и комментируют свои действия)
Дети: на лугу пасутся четыре белых коня. Поставим цифпц «четыре». И еще три черных коня. Поставим после цифры «четыре» цифру «три». И еще на лугу пасутся три серых коня.
Нам нужно узнать, сколько всего коней на лугу. Поставим между цифрами «четыре» и «три» знак «плюс». В конце выражения поставим знак «равно».
(дети ставят между цифрами «4» и «3» знак «+», а в конце выражения-знак «=»)
Педагог: прочитайте запись
Дети: четвре плюс три равно…
Педагог: сколько же всего коней пасется на лугу? Сосчитайте присчитыванием или вспомните, какое число можно составить из числа «4» и «3».
Дети: на лугу пасется семь коней.
(педагог ставит после знака «=» цифру «7»)
Дети: четыре плюс три равно семи.
Педагог: как можно прочитать запись по другому?
Дети: к четырем прибавить три-получится семь.
Педагог: сколько всего коней пасется на лугу?
Дети: на лугу пасутся всего семь коней.
Педагог: замечательно! Вы решили задачу.
(педагог просит дежурных убрать пособия)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Оценка работы детей.
По предложению педагога дети рассказывают , что им больше всего понравилось, что нового они узнали, как составляли условие задачи и решали ее. Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений для детей старшей группы.
Число и цифра 7. Состав числа. Порядковый и количественный счёт....
Организованная образовательная деятельность по формированию математических представлений на тему "Путешествие в сказку" Подготовительная группа
Организованная образовательная деятельность по формированию у детей математических представлений в подготовительной группе детсада.Цель занятия: изучение...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей 2-ой младшей группы. «В гости Белочка пришла и задания принесла».
«Закрепление. Части суток. Пространственные представления. Ширина предметов»...
конспект и презентация к организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений в подготовительной группе по теме: «Фея математической страны»
обобщить знания полученные в первом полугодии....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений в первой младшей группе. Тема: «Сварим вкусный компот»
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе...
Конспект обязательной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Занятие проведено новой игровой форме -квеста ,что способствовало развитию у детей логического мышления,поисковой деятельности,умению формировать предположения,делать выводы.Во время прохождения...