Программа по ФЭМП для детей 3-4 лет "Математика для малышей"
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему
Программа по формированию математический представлений для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_femp.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 105 г. Сочи
354068, г. Сочи, ул. Донская, 31а; тел., факс: 8-8622-55-59-31
e-mail: primaryschool105@edu.sochi.ru
Учебная программа
по формированию элементарных математических
представлений для детей 3-4 лет «Математика для малышей»
Составитель:
Воспитатель МДОБУ №105г.Сочи
Журавлёва А.Е
Пояснительная записка
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Главным достоинством данной программы является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, дети играючи учатся азам математики и многому другому. Каждое занятие это весёлый спектакль в стихах. Стихотворная форма изложения материала создаёт у детей радостное, праздничное, настроение (позитивный настрой).
Дети являются активными участниками действия. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами от 1 до 5, с названиями частей суток и временами года, узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двух тел (шар и куб), научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа, решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения.
Цель программы: создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Математика для малышей включает в себя следующие разделы:
1. Количество и счёт
2. Форма
3. Величина
4. Ориентировка в пространстве
5. Ориентировка во времени
Предполагает следующие формы работы: основная форма работы - занятия, дидактические игры и игровые упражнения, решение проблемных ситуаций, тренировочные упражнения со сменой наглядного материала, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа.
Цель занятий: всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, качеств личности.
Цель практических занятий: сформировать познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое, научить их общаться со сверстниками и взрослыми и включаться в совместную деятельность.
Основные задачи:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества
-Увеличение объёма внимания и памяти
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения
- Формирование умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствие с заданными правилами, проверять результат своих действий.
К концу обучения по программе «Математика для малышей» (3-4года)
основным результатом должно стать сформирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1) Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет
2) Умение сравнивать группы предметов, содержащих до 5 предметов и выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну
3)Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 5
4) Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком предметов
5) Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на- над- под, впереди – сзади –между, шире- , длиннее- короче.
6) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Программа «Математика для малышей» предназначена для развития математических представлений детей 3-4лет
Общий объём занятий: всего 32 занятия (одно занятие в неделю)
Примерное тематическое планирование по программе
«Математика для малышей»
№ | Тема | Количество |
1 | Знакомство с понятием «один – много» | 1 |
2 | Сравнение совокупностей (групп предметов) | 1 |
3 | Представление о числе 1. Цифра 1. | 1 |
4 | Счёт до одного. Цифра 1. | 1 |
5 | Знакомство с кругом | 1 |
6 | Представление о числе 2. Образование числа 2. | 1 |
7 | Представление о шаре, распознавание | 1 |
8 | Счёт до 2. Цифры 1 и 2 | 1 |
9 | Образование числа 3. Знакомство с цифрой 3. | 1 |
10 | Счёт до 3. Цифра 3. | 1 |
11 | Знакомство с квадратом, распознавание | 1 |
12 | Представление о кубе | 1 |
13 | Образование числа 4. Счёт до четырёх. | 1 |
14 | Пространственные отношения: раньше - позже | 1 |
15 | Знакомство с треугольником | 1 |
16 | Пространственные отношения: шире - уже | 1 |
17 | Части суток | 1 |
18 | Пространственные отношения: длиннее - короче | 1 |
19 | Представление о прямоугольнике, распознавание | 1 |
20 | Образование числа 5. Знакомство с цифрой 5 | 1 |
21 | Счёт до 5. Цифра 5. | 1 |
22 | Знакомство с овалом | 1 |
23 | Пространственные отношения: впереди- сзади - между | 1 |
24 | Времена года | 1 |
25 | Счёт до 5. Цифра 5. | 1 |
26 | Пространственные отношения: на – над - под | 1 |
27 - 30 | Повторение | 4 |
31 - 32 | Упражнения по выбору детей | 2 |
Итого: | 32 |
Содержание занятий
Занятие №1
Тема: «Знакомство с понятием «один – много» Формирование представлений о понятиях «много» и «один», умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развитие умение сравнивать предметы по цвету, выявление закономерности в изменении цвета.
Занятие 2 Тема: «Сравнение совокупностей (групп предметов)
на основе составления пар. Сохранение количества» Формирование представлений о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением). Закрепление понятий «один» и «много»
Занятие 3 Тема: «Представление о числе 1. Цифра 1.» Формирование представлений о числе 1, знакомство детей с цифрой 1. Развитие умений выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. Умение сравнивать количество предметов, используя слова: много, один, ни одного
Занятие 4 Тема: « Счёт до одного. Цифра 1» Формирование умения соотносить цифру с количеством. Умение сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, используя слова: столько…сколько…поровну.
Занятие 5 Тема: «Знакомство с кругом» Формирование на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки
Занятие 6
Тема: «Представление о числе 2. Образование числа 2.
Знакомство с цифрой 2» Знакомство с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один или два предмета; закрепление знаний основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый.
Занятие 7 Тема: «Представление о шаре, распознавание» Формирование на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки, закрепление пространственных представлений: ближе, дальше
Занятие 8 Тема: «Счёт до 2. Цифры 1 и 2» Умение считать до двух и соотносить цифры с количеством; формирование представлений: длиннее, короче
Занятие 9 Тема: «Образование числа 3. Знакомство с цифрой 3» Знакомство с цифрой 3 как с символом, обозначающий три предмета; формирование умения соотносить цифры с количеством; умение упорядочивать предметы по размеру
Занятие 10
Тема: «Счет до 3. Цифра 3» Умение считать в пределах 3 в прямом и обратном порядке и соотносить цифру с количеством, умение сравнивать предметы, выявлять закономерность; закрепление пространственных представлений: ближе, дальше
Занятие 11 Тема: «Знакомство с квадратом, распознавание» Умение различать и правильно называть круг и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем обследования их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки. Занятие 12 Тема: «Представление о кубе» Формирование на предметной основе представления о кубе, умение распознавать шар и куб в предметах окружающей обстановки Занятие 13 Тема: «Образование числа 4. Счёт до четырёх. Знакомство с цифрой 4» Знакомство с цифрой 4 как с символом, обозначающим четыре предмета, умение соотносить цифры 1-4 с количеством; формирование пространственных представлений: длиннее, короче;
Занятие 14 Тема: «Пространственные отношения: раньше - позже» Формирование временных представлений: соотнесение времен года; закрепление счета в пределах 4, знание цифр от 1-4
Занятие 15 Тема: «Знакомство с треугольником» Формирование на предметной основе представлений о треугольнике, обучение приему обведения контура фигуры и прослеживания взглядом за движением руки, закрепление знаний детей о квадрате и круге, умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
Занятие 16 Тема: «Пространственные отношения: шире - уже» Формирование пространственных представлений: шире, уже; умение считать до четырех, умение соотносить цифры с количеством
Занятие 17 Тема: «Части суток» Умение ориентироваться в контрастных частях суток: утро, день, вечер, ночь; закрепление счета в пределах 4, знание цифр; формирование умения находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
Занятие 18 Тема: «Пространственные отношения: длиннее – короче» Умение строить из палочек предметы по образцу, формирование представлений длиннее, короче, формирование умения находить признаки сходства и различия предметов, выявление закономерности в расположении фигур и продолжать ее, закрепление счета до 4, знание цифр
Занятие 19 Тема: «Представление о прямоугольнике, распознавание» Формирование на предметной основе представления о прямоугольнике, умение находить прямоугольник в предметах окружающей обстановке, закрепление представлений о круге, квадрате, треугольнике, формирование умения находить признаки сходства и различия предметов, выявление закономерности в расположении фигур и продолжать ее.
Занятие 20 Тема: «Образование числа 5. Знакомство с цифрой 5» Знакомство с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов, считать до пяти; знакомство цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов; закрепление временных отношений раньше, позже
Занятие 21 Тема: «Счёт до 5. Цифра 5» Закрепление счета в пределах 5, умение считать в прямом и обратном порядке; закрепление умения сравнивать предметы по длине и высоте; формирование умения выделять свойства фигур (цвет, форма, размер) и сравнивать фигуры по этим свойствам
Занятие 22 Тема: «Знакомство с овалом» Формирование на предметной основе представления об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке, закрепление счета в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Закрепление представлений о треугольнике, круге.
Занятие 23 Тема: «Пространственные отношения: впереди- сзади - между» Формирование пространственных представлений: впереди, сзади, между; закрепление обратного счета в пределах 5, представления о геометрических фигурах, формирование выделять свойства фигур (форма, цвет, размер)
Занятие 24 Тема: «Времена года» Расширение временных представлений детей, уточнение отношений раньше – позже, закрепление прямого и обратного счета в пределах 5, знание цифр.
Занятие 25 Тема: «Счёт до 5. Цифра 5» Закрепление счета в пределах 5, умение считать в прямом и обратном порядке; знание цифр от 1-5.
Занятие 26 Тема: «Пространственные отношения: на – над – под»
Закрепление прямого и обратного счета в пределах 5, знание цифр; формирование пространственных отношений: на, над, под; умение сравнивать предметы по длине; закрепление умения детей строить по образцу.
Занятие 27 Тема: «Повторение» Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством; образование числа 5 на основе сравнения групп предметов содержащих 4 и 5 элемента; формирование умения раскладывать предметы в возрастающем порядке; закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие памяти, внимания
Занятие 28 Тема: «Повторение» Формирование пространственных представлений: шире, уже; закрепление счета до 5; формирование умения находить признаки сходства и различия предметов, закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Занятие 29 Тема: «Повторение» Закрепление счета в пределах 5, прямой и обратный, умение соотносить цифру с количеством; формирование пространственных представлений: слева, справа, посередине, над, под; формирование умения собирать картинку из частей, закрепление знаний о геометрических фигурах. Занятие 30 Тема: «Повторение» Закрепление представлений детей о числах и цифрах 1-5, формирование пространственных представлений, умение распознавать геометрические фигуры Занятие 31- 32
Упражнения по выбору детей
Литература:
1. Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М. : Просвещение 1984г
2. Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет, форма, количество» -М. : Просвещение 1984 г
3. Петерсон Л., Кочемасова Е.Е «Игралочка» - М.:Баласс 2003г
4. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников» -М.: Просвещение1992г
5. Леушина А.М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 1997г
6. Васильева М.А, Гербова В.В, Комарова Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду» -М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г
7. Михайлова З.А «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990г
8. Светлова И. «Форма» -М.:Эксмо, 2003г
9. Александрова О «Мои первые уроки» - М.:Эксмо,2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»
Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских...
Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"
Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП для детей раннего возраста (2-3 года) «Малыши в гостях у Зайчат».
Конспект итогового интегрированного игры-занятия по ФЭМП для детей раннего возраста (2-3 года). Тема игры-занятия "Малыши в гостях у Зайчат". Интеграция образовательных областей: познавательное развит...
рабочая программа по ФЭМП для детей 5-7 лет
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культур...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет «Логико-малыш»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...
Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей младшей группы. Тема: «Малыши - всезнайки» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Конспект открытого занятия...
Парциальная программа по физическому развитию детей от 3 - 7 лет "Малыши - Крепыши" О.В. Бережнова, В.В. Бойко
quot;Малыши - Крепыши"...