Программа психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»
рабочая программа по теме

 

     Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских отношений, совершенствование навыков общения.

     Программа включает в себя лекции, семинары – практикумы, индивидуальные и групповые консультации, релаксационные упражнения.

     Занятия программы направлены на  оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»

Сафина Чулпан Равилевна  педагог – психолог

   

     Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских отношений, совершенствование навыков общения.

     Программа включает в себя лекции, семинары – практикумы, индивидуальные и групповые консультации, релаксационные упражнения.

     Занятия программы направлены на  оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Цель программы:

Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях.

Задачи:

1. Оптимизация и гармонизация детско – родительских взаимоотношений через развитие  

    новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и    

    и самоутверждению родителей.

2.  Ознакомление родителей с особенностями психологического развития детей раннего

     возраста

3. Формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.

4. Стимулирование личностного роста, повышение социальной и психологической

     компетентности родителей группы.

5. Оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего

     возраста к условиям детского сада.

Условия проведения:

Встречи в рамках психологического клуба могут проводиться в группе, музыкальном зале, кабинете психолога. Желательно, чтобы на каждой встрече  родители  были с бейджами – карточками, на которых пишут свое имя так, как им удобно, чтобы к ним обращались.

При поступлении в группу родители заполняют анкету для поступающих в группу (Приложение 1) и анкету для родителей «Вы и ваш ребенок перед поступлением в детский сад». (Приложение 2).

Время проведения:

Периодичность встреч  2 раза в месяц. За год проходит до 16 встреч. Каждая встреча посвящена определенной теме.

Оборудование:

• Мольберт, стулья, ковры

• Бумага, карандаши, фломастеры, краски и другие изоматериалы.

• Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов

  (пособия, литература и т.д.).

Общая структура встреч

1. Приветствие. Психолог здоровается, говорит о теме и об основных моментах встречи,  

     стараясь заинтересовать родителей.

2. Мини - лекция. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит

    основную часть материала, раскрываемую психологом в процессе работы

    клуба.

3. Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включают

     индивидуальную и коллективную работу родителей, а также групповое

     обсуждение.

4. Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который

    родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание

    встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими  

    впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.

5. Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые психолог

    дает ответы.

6. Обратная связь. Родители  говорят  о своих чувствах,  переживаниях,

     о том опыте, который они получили. Делятся полученными впечатлениями.

     Заполняют  анкету – опросник по завершении занятий (Приложение 3)

7. Домашнее задание. Психолог дает домашнее задание и называет тему

    следующей встречи. Затем прощается с наилучшими пожеланиями  и

    приглашает родителей на следующее заседание клуба.

Предлагаю перспективный план работы психологического клуба для родителей

(Приложение № 4).

Использованная литература:

1. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград: Учитель, 2011.

2. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями». Волгоград: Учитель, 2010.

3. Коробицына Е.В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 -7  лет: диагностика, тренинги, занятия». Волгоград: Учитель, 2009.

4. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)

6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». – М.: АСТ: Астрель, 2007.

7. Яничева Т.Г. и др. «Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей». – СПб.: Издательство «Речь», 2007.

8. Ларечина Е. В.Развивающая работа для родителей и детей.  Психолого-педагогическая

    программа «Дитятко» для детей (1 -2 года).- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

.

Приложение №1

Анкета для поступающих в группу

1.

Фамилия, имя

ребенка

2.

Возраст ребенка

 

лет

месяцев

3.

Ф. И. О. матери

4.

Ф. И. О. отца

5.

Контактные телефоны

6.

Цель посещения группы

7.

Дата заполнения

Приложение № 2

Анкета для родителей

« Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад»

1.Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период?

2. Знаете ли Вы, каков уровень адаптированности Вашего ребенка к детскому саду?

3. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребенком в период адаптации?

4. Какое настроение преобладает  у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

5. Легко ли ваш ребенок просыпается утром?

6. Соблюдается ли режим дня для детей раннего возраста  в домашних условиях?

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

8. Ругаете ли Вы его при посторонних? Если да, то за что?

9. Чем Вы руководствуетесь при покупке детской игрушки?

 10.Умеет ли Ваш ребенок играть с игрушками самостоятельно? Как долго?

11. Сам ли убирает ребенок  игрушки после игры?

12. Испытывает ли Ваш ребенок трудности во взаимоотношениях с детьми?

 13.Испытывает ли Ваш ребенок трудности в общении с незнакомыми взрослыми?

 14.Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

 15. Есть ли у ребенка  привязанность к кому-либо из взрослых?

                                                                                                                     

Приложение № 3

Анкета – опросник для родителей по завершении занятий

1.

Возраст ребенка

лет

месяцев

2.

Пол

М

Ж

3.

Как долго ребенок посещает группу:

4.

Изменились ли ваши взгляды и приоритеты в вопросах воспитания и развития ребенка за время посещения Вами группы, опишите как:

5.

Изменились ли Ваши отношения с ребенком, если да, то как:

6.

Какие фрагменты  занятия Вам кажутся наиболее значимыми:

7.

Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка:

8.

Что для Вас в работе группы было наиболее ценным и интересным:


9.

Ваши пожелания педагогу и психологу по работе группы:


Приложение № 4

Перспективный план работы психологического клуба для родителей

Срок

С кем проводится

Форма, содержание работы

Октябрь

Родители

1.Анкетирование родителей

«Вы и ваш ребенок перед поступлением в детский сад»

Цель: показать родителям возможные направления адаптации.

Консультация «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

Цель: познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду.

Родители

2.  «Психологические особенности детей  раннего возраста»

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка раннего возраста.

Ноябрь

Родители

3. Семинар – практикум «Игровая деятельность детей раннего возраста»

Цель: создать теплую атмосферу, показать родителям некоторые игровые приемы работы с детьми;

повышение компетентности родителей в вопросах развития игры дошкольника; выявление и коррекция неверных представлений о природе, задачах и основных формах организации детской игры.

Родители

4.  «Как общаться с ребенком?».

Цель: ознакомление родителей с правилами общения с детьми  раннего возраста.

Декабрь

Родители

5. Тематический тренинг "Влияние родительских установок  на формирование личности ребенка"


Цель: расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских установок на формирование личности ребенка.

Дети

6. Наблюдение за детьми

Цель: определение нервно – психического развития

детей раннего возраста

Январь

Родители

7.  «Кризис трех лет. Как быть?»

Цель: знакомство  родителей с особенностями проявления кризиса, обсуждение  возможных путей выхода из трудных ситуаций, показ родителям пути эффективного и неэффективного взаимодействия с ребенком.

8. «Трехлетний ребенок – личность?»

Цель: выяснение, как родители представляют себе навыки и умения детей раннего возраста, помощь  родителям в процессе обсуждения выявить наиболее значимые для них стороны развития детей и их личностных  черт.

Опросник родительского отношения (ОРО)

А.Я Варги, В. В. Столина.


Цель: выявление родительского отношения.

Февраль

Родители

9. Групповая консультация  «Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте»,

«Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка»

Цель: показ  родителям особенностей эмоционально- волевой сферы  развития  ребенка данного возраста.

10. Практическое  занятие «Познай себя»


Цель: создать  у родителей позитивный настрой, чувство внутренней поддержки себя и окружающих, дать участникам возможность расслабиться.

Родители

11. «Типы современной семьи, стили воспитания ребенка».

Цель: расширить знания родителей о современных семьях и стилях воспитания детей

Тест: «Стиль воспитания ребенка в семье»

Цель: выявить стиль воспитания ребенка, которым пользуются  родители

Упражнение «Родительское сочинение»

Цель: выявить и показать родителям приоритетные  стороны их взаимодействия с ребенком.

12. Практическое занятие  «Все мы родом из детства…»


Цель: проживание негативных чувств по отношению к своим родителям, осознание жизненного сценария, формирование чувства принятия и доверия в группе, закрепление мотивации на личностные изменения.

Март

Родители

13. Консультация «Мой ребенок. Какой он?»

Цель: показать родителям, что для ребенка важно не то, каким они его хотят сделать, а то, насколько они его любят и понимают.

Практическое задание «Факторы, влияющие на развитие ребенка»

Цель: выяснить мнение родителей по данному вопросу, обсудить наиболее значимые для них факторы.

Апрель




Родители

14. Воспитание детей с особенностями в поведении (агрессивных)

Цель: познакомить с понятием агрессивности, ее видами и проявлениями, показать основные направления и способы работы с агрессивными детьми, показать приемлемые способы выплескивания гнева, снять мышечное напряжение

15. «Любить ребенка. Как?»

Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»

Цель: выявить отношение родителей к ребенку, помочь родителям лучше узнать своего ребенка, актуализировать мнение родителей по данному вопросу, обсудить возможные проявления любви, научить детей и взрослых контролировать свои действия

Май

Родители

16. Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?»

Цель: показать родителям возможные направления адаптации.

     Опрос «Ваши пожелания и ожидания»

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей группы раннего возраста по теме: «Особенности организации среды для развития логико-математических представлений "

Консультация для родителей детей группы раннего возраста по теме: «Особенности организации среды для развития логико-математических представлений "  ...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Проект по формированию культуры здоровья для детей группы раннего возраста «Здоровый малыш – счастливый малыш»

Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно - гигиенических норм, т.е. основ здоров...

Положение о Группе раннего развития «Мама + Малыш» по адаптации неорганизованных детей с 1 года до 3 лет к условиям дошкольного учреждения

Группа создана с целью установления сотрудничества МБДОУ и семьи в вопросах воспитания детей от 1 года до 3 лет, расширения форм работы с родителями, обеспечения социализации неорганизованных детей ра...

Консультация для родителей. Адаптация детей группы раннего развития

Консультация для родителей. Адаптация детей группы раннего развития...

«Всё начинается с семьи». Развлечение для родителей и детей группы раннего развития на «День открытых дверей»

Цель: Укреплять эмоциональную взаимосвязь между детьми и их родителями.Задачи:Развивать слуховое внимание, координацию движений;Привлекать внимание детей к плясовой музыке, учить понимать ее весе...