Программа психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»
рабочая программа по теме
Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских отношений, совершенствование навыков общения.
Программа включает в себя лекции, семинары – практикумы, индивидуальные и групповые консультации, релаксационные упражнения.
Занятия программы направлены на оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologicheskogo_kluba_dlya_roditeley_gruppy_rannego_razvitiya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»
Сафина Чулпан Равилевна педагог – психолог
Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских отношений, совершенствование навыков общения.
Программа включает в себя лекции, семинары – практикумы, индивидуальные и групповые консультации, релаксационные упражнения.
Занятия программы направлены на оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Цель программы:
Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях.
Задачи:
1. Оптимизация и гармонизация детско – родительских взаимоотношений через развитие
новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и
и самоутверждению родителей.
2. Ознакомление родителей с особенностями психологического развития детей раннего
возраста
3. Формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.
4. Стимулирование личностного роста, повышение социальной и психологической
компетентности родителей группы.
5. Оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада.
Условия проведения:
Встречи в рамках психологического клуба могут проводиться в группе, музыкальном зале, кабинете психолога. Желательно, чтобы на каждой встрече родители были с бейджами – карточками, на которых пишут свое имя так, как им удобно, чтобы к ним обращались.
При поступлении в группу родители заполняют анкету для поступающих в группу (Приложение 1) и анкету для родителей «Вы и ваш ребенок перед поступлением в детский сад». (Приложение 2).
Время проведения:
Периодичность встреч 2 раза в месяц. За год проходит до 16 встреч. Каждая встреча посвящена определенной теме.
Оборудование:
• Мольберт, стулья, ковры
• Бумага, карандаши, фломастеры, краски и другие изоматериалы.
• Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов
(пособия, литература и т.д.).
Общая структура встреч
1. Приветствие. Психолог здоровается, говорит о теме и об основных моментах встречи,
стараясь заинтересовать родителей.
2. Мини - лекция. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит
основную часть материала, раскрываемую психологом в процессе работы
клуба.
3. Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включают
индивидуальную и коллективную работу родителей, а также групповое
обсуждение.
4. Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который
родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание
встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими
впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.
5. Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые психолог
дает ответы.
6. Обратная связь. Родители говорят о своих чувствах, переживаниях,
о том опыте, который они получили. Делятся полученными впечатлениями.
Заполняют анкету – опросник по завершении занятий (Приложение 3)
7. Домашнее задание. Психолог дает домашнее задание и называет тему
следующей встречи. Затем прощается с наилучшими пожеланиями и
приглашает родителей на следующее заседание клуба.
Предлагаю перспективный план работы психологического клуба для родителей
(Приложение № 4).
Использованная литература:
1. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград: Учитель, 2011.
2. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями». Волгоград: Учитель, 2010.
3. Коробицына Е.В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 -7 лет: диагностика, тренинги, занятия». Волгоград: Учитель, 2009.
4. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)
6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». – М.: АСТ: Астрель, 2007.
7. Яничева Т.Г. и др. «Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей». – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
8. Ларечина Е. В.Развивающая работа для родителей и детей. Психолого-педагогическая
программа «Дитятко» для детей (1 -2 года).- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
.
Приложение №1
Анкета для поступающих в группу
1. | Фамилия, имя ребенка | ||||
2. | Возраст ребенка |
| лет | месяцев | |
3. | Ф. И. О. матери | ||||
4. | Ф. И. О. отца | ||||
5. | Контактные телефоны | ||||
6. | Цель посещения группы | ||||
7. | Дата заполнения |
Приложение № 2
Анкета для родителей
« Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад»
1.Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период?
2. Знаете ли Вы, каков уровень адаптированности Вашего ребенка к детскому саду?
3. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребенком в период адаптации?
4. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
5. Легко ли ваш ребенок просыпается утром?
6. Соблюдается ли режим дня для детей раннего возраста в домашних условиях?
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
8. Ругаете ли Вы его при посторонних? Если да, то за что?
9. Чем Вы руководствуетесь при покупке детской игрушки?
10.Умеет ли Ваш ребенок играть с игрушками самостоятельно? Как долго?
11. Сам ли убирает ребенок игрушки после игры?
12. Испытывает ли Ваш ребенок трудности во взаимоотношениях с детьми?
13.Испытывает ли Ваш ребенок трудности в общении с незнакомыми взрослыми?
14.Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
15. Есть ли у ребенка привязанность к кому-либо из взрослых?
Приложение № 3
Анкета – опросник для родителей по завершении занятий
1. | Возраст ребенка | лет | месяцев | ||
2. | Пол | М | Ж | ||
3. | Как долго ребенок посещает группу: | ||||
4. | Изменились ли ваши взгляды и приоритеты в вопросах воспитания и развития ребенка за время посещения Вами группы, опишите как: | ||||
5. | Изменились ли Ваши отношения с ребенком, если да, то как: | ||||
6. | Какие фрагменты занятия Вам кажутся наиболее значимыми: | ||||
7. | Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка: | ||||
8. | Что для Вас в работе группы было наиболее ценным и интересным: | ||||
9. | Ваши пожелания педагогу и психологу по работе группы: | ||||
Приложение № 4
Перспективный план работы психологического клуба для родителей
Срок | С кем проводится | Форма, содержание работы |
Октябрь | Родители | 1.Анкетирование родителей «Вы и ваш ребенок перед поступлением в детский сад» Цель: показать родителям возможные направления адаптации. Консультация «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» Цель: познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду. |
Родители | 2. «Психологические особенности детей раннего возраста» Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка раннего возраста. | |
Ноябрь | Родители | 3. Семинар – практикум «Игровая деятельность детей раннего возраста» Цель: создать теплую атмосферу, показать родителям некоторые игровые приемы работы с детьми; повышение компетентности родителей в вопросах развития игры дошкольника; выявление и коррекция неверных представлений о природе, задачах и основных формах организации детской игры. |
Родители | 4. «Как общаться с ребенком?». Цель: ознакомление родителей с правилами общения с детьми раннего возраста. | |
Декабрь | Родители | 5. Тематический тренинг "Влияние родительских установок на формирование личности ребенка" Цель: расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских установок на формирование личности ребенка. |
Дети | 6. Наблюдение за детьми Цель: определение нервно – психического развития детей раннего возраста | |
Январь | Родители | 7. «Кризис трех лет. Как быть?» Цель: знакомство родителей с особенностями проявления кризиса, обсуждение возможных путей выхода из трудных ситуаций, показ родителям пути эффективного и неэффективного взаимодействия с ребенком. |
8. «Трехлетний ребенок – личность?» Цель: выяснение, как родители представляют себе навыки и умения детей раннего возраста, помощь родителям в процессе обсуждения выявить наиболее значимые для них стороны развития детей и их личностных черт. Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я Варги, В. В. Столина. Цель: выявление родительского отношения. | ||
Февраль | Родители | 9. Групповая консультация «Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте», «Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка» Цель: показ родителям особенностей эмоционально- волевой сферы развития ребенка данного возраста. |
10. Практическое занятие «Познай себя» Цель: создать у родителей позитивный настрой, чувство внутренней поддержки себя и окружающих, дать участникам возможность расслабиться. | ||
Родители | 11. «Типы современной семьи, стили воспитания ребенка». Цель: расширить знания родителей о современных семьях и стилях воспитания детей Тест: «Стиль воспитания ребенка в семье» Цель: выявить стиль воспитания ребенка, которым пользуются родители Упражнение «Родительское сочинение» Цель: выявить и показать родителям приоритетные стороны их взаимодействия с ребенком. | |
12. Практическое занятие «Все мы родом из детства…» Цель: проживание негативных чувств по отношению к своим родителям, осознание жизненного сценария, формирование чувства принятия и доверия в группе, закрепление мотивации на личностные изменения. | ||
Март | Родители | 13. Консультация «Мой ребенок. Какой он?» Цель: показать родителям, что для ребенка важно не то, каким они его хотят сделать, а то, насколько они его любят и понимают. Практическое задание «Факторы, влияющие на развитие ребенка» Цель: выяснить мнение родителей по данному вопросу, обсудить наиболее значимые для них факторы. |
Апрель | Родители | 14. Воспитание детей с особенностями в поведении (агрессивных) Цель: познакомить с понятием агрессивности, ее видами и проявлениями, показать основные направления и способы работы с агрессивными детьми, показать приемлемые способы выплескивания гнева, снять мышечное напряжение |
15. «Любить ребенка. Как?» Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?» Цель: выявить отношение родителей к ребенку, помочь родителям лучше узнать своего ребенка, актуализировать мнение родителей по данному вопросу, обсудить возможные проявления любви, научить детей и взрослых контролировать свои действия | ||
Май | Родители | 16. Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?» Цель: показать родителям возможные направления адаптации. |
Опрос «Ваши пожелания и ожидания» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей группы раннего возраста по теме: «Особенности организации среды для развития логико-математических представлений "
Консультация для родителей детей группы раннего возраста по теме: «Особенности организации среды для развития логико-математических представлений " ...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Проект по формированию культуры здоровья для детей группы раннего возраста «Здоровый малыш – счастливый малыш»
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно - гигиенических норм, т.е. основ здоров...
Положение о Группе раннего развития «Мама + Малыш» по адаптации неорганизованных детей с 1 года до 3 лет к условиям дошкольного учреждения
Группа создана с целью установления сотрудничества МБДОУ и семьи в вопросах воспитания детей от 1 года до 3 лет, расширения форм работы с родителями, обеспечения социализации неорганизованных детей ра...
Консультация для родителей. Адаптация детей группы раннего развития
Консультация для родителей. Адаптация детей группы раннего развития...
«Всё начинается с семьи». Развлечение для родителей и детей группы раннего развития на «День открытых дверей»
Цель: Укреплять эмоциональную взаимосвязь между детьми и их родителями.Задачи:Развивать слуховое внимание, координацию движений;Привлекать внимание детей к плясовой музыке, учить понимать ее весе...