Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию (ФЭМП)
план-конспект урока по математике (средняя группа) на тему

Уткина Лилия Ивановна

Ко         Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней группы на тему: "Ребята спешат на помощь к весне". Конспект образовательной ситуации для детей 4 – 5 лет по примерной  ООП ДО  «От  рождения до школы»,  ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)  средней группы. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое  развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_matematike.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Ручеек» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

образовательной ситуации

по познавательному развитию (ФЭМП)

для детей средней группы № 12 «Лесная полянка»

на тему:

            Подготовили:

            воспитатели

                                  Уткина Лилия Ивановна

        

Чебоксары 2017

Конспект образовательной ситуации для детей 4 – 5 лет по примерной  ООП ДО  «От  рождения до школы»,  ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)  средней группы.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое  развитие».

Программные  задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- создание условий для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование  готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие (ФЭМП):

- создать условия для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации;

- формировать познавательные действия;

- создать условия для становления сознания, формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- продолжать обучать  на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга (в пределах пяти);

- продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром;

- упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Речевое развитие:

- развитие речи как средства общения и культуры;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической речи;

- активизировать словарь детей словами: цилиндр, куб, предмет, форма, геометрическая фигура,  количество, поровну,  направление движения, слева, справа. 

Физическое развитие:

- развивать крупную и мелкую моторику обеих рук;

- способствовать становлению целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере;

 

Художественно – эстетическое развитие:

- создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей;

 - выполнять движения в соответствии  с  музыкой.

Методы и приемы.

Практические:

- игровое упражнение «Разложи предметы по форме»;

- игровая ситуация «Найди домики птичкам»;

- игровое упражнение «Птички летают»;

- игровое упражнение «Найди сюрприз».

Наглядные:

- рассматривание предметов и раскладывание их по форме ( мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка);

- рассматривание карточек с двумя полосками (домики для птичек) и грачей, расположенных на них далеко друг от друга.

Словесные:

- указания;

- пояснения;

- объяснения;

- вопросы;

- поощрения.

Материал и оборудование:

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал:

Игрушки (3 – 4 шт.), цилиндр, шар, куб, набор предметов в  форме шара и цилиндра (мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка в форме цилиндра).

Раздаточный материал:

 Двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены птицы грачи  (5 шт.), поднос, птицы грачи (по 5 шт. для каждого ребенка).

Предварительная работа:

- Дидактическая игра «Геометрическое лото»;

- Дидактическая игра «Формы»;

- Дидактическая игра «Построй домик для котика»;

- Подвижная игра «Найди игрушку».

Индивидуальная работа:

Обращать внимание на Полину,  с целью активизации связной речи, продолжать учить отвечать полными предложениями.

Обратить внимание на Соню С.  в процессе счета предметов  в пределах пяти - продолжать упражнять в счете в пределах пяти.

Привлекать к ответам на вопросы о  геометрических формах (цилиндр, шар) Юлю Ф.

Форма организации:

 Игровая ситуация   «Ребята спешат на помощь к Весне».

Ход  образовательной ситуации

Воспитатель.  - Ребята,   к нам  пришло сообщение по скайпу. Я предлагаю вам послушать  (воспитатель включает скайп).

Сообщение по скайпу.  –  Здравствуйте,  дорогие ребята! Я – Весна и обращаюсь к вам за помощью. Проказница Зима никак не хочет уходить  и поэтому спрятала меня. Но вы не расстраивайтесь,  Зима   освободит меня, если выполнить её задания. Я  уверена, что вы обязательно справитесь и мы скоро увидимся.

Воспитатель. – Ребята, что мы будем делать?

Дети……………………..ответы детей

Стук в дверь. Заходит младший воспитатель Надежда Александровна.

Надежда Александровна. - Я сейчас в коридоре встретила Зиму и она передала вам короб.

Воспитатель берет короб, открывает его и достает конверт с заданием.

Воспитатель. - Посмотрите, ребята, здесь  конверт от Зимы. Воспитатель открывает конверт, в котором находится записка и читает: Первое  задание для детей  «Разложите предметы по форме». Воспитатель вынимает из короба предметы: мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка,  куб, игрушки  (3 - 4 шт.).

Воспитатель. - Что это за предметы? Назовите их.

Дети………….

Воспитатель. - На какие геометрические  формы они похожи?

Дети………… похожи на шар и на цилиндр……

Воспитатель. - Предлагаю их разделить на две группы по форме.

Воспитатель. - Какие предметы соответствуют геометрической форме -   шару?

Дети……….. на шар похожи мяч, клубок ниток и апельсин.

Воспитатель.  - Какие предметы похожи на  цилиндр?

Дети. . на. цилиндр похожи стакан, банка, коробка.

Воспитатель. - Что можно делать с цилиндром?

Дети………..катать

Воспитатель. - А что можно делать с шаром?

Дети………катать

Воспитатель. - Да, ребята вы абсолютно правы и цилиндр и шар можно катать. Цилиндр и шар – это геометрические формы. Их можно катать, а цилиндр еще и ставить.

Воспитатель. - Молодцы, ребята. Вы определили форму предметов и назвали их. А теперь предлагаю разложить их по форме. С этой стороны мы разложим предметы похожие на форму цилиндра, а с другой стороны мы разложим предметы, похожие на форму шара.

 Дети раскладывают.

Воспитатель. - Молодцы, ребята! Мы справились с первым заданием.

Ну, что же еще в этом коробе есть? Посмотрим?

Воспитатель открывает конверт со вторым заданием и читает его: Второе задание. «Перелетные птицы грачи прилетели с юга. Одни грачи нашли свои домики, а другие еще нет. Помогите грачам найти свои домики. Домики двухэтажные: на верхнем этаже птицы уже заняли свои места. Они разместились далеко друг от друга.    И на нижнем этаже   тоже нужно разместить птиц. Они должны  находиться близко друг другу. И их должно быть ровно столько, сколько птиц на верхнем этаже».

Воспитатель. - Вот  какое сложное задание дала нам Зима…..Приступим к выполнению задания?????

Дети…………ответы

Воспитатель. - Тогда я вам предлагаю разместиться за столами,  взять домики  с птичками и     птичек, которые еще не нашли  домики. Прежде чем начинать размещать бездомных птичек, что же нам нужно сделать?

Дети………мы  сначала посчитаем  сколько птичек на верхнем этаже…..

Воспитатель. - А как мы начнем считать?

Дети. Слева направо….

Дети считают слева направо количество птичек на верхнем этаже (5).

Воспитатель. - Как расположены птицы по отношению друг к другу на верхнем этаже? Близко или далеко?

Дети……….далеко друг от друга….

Воспитатель. - Сколько птичек нужно разместить на нижнем этаже?

Дети………….. пять

Воспитатель. - А как мы их будем располагать?

Дети. Близко друг к другу.

Воспитатель. - Раскладываем  слева  направо. Берем по одной птичке и располагаем их близко друг к другу,  отсчитывая по одной. Их должно быть пять. Считаем про себя.

Выполнение задания.

Воспитатель. - Что можно сказать о количестве птичек на верхнем и нижнем этажах? Сколько на нижнем этаже? И сколько на верхнем этаже?

Дети. На верхнем этаже пять птичек и на нижнем тоже пять птичек. Значит, их поровну.

Воспитатель. - Мы с вами  ставили  по одной птичке близко друг к другу на нижнем этаже,  пока их не стало поровну. По пять. Молодцы! Вы справились и со вторым заданием Зимы. Птички обрадовались, что у них у всех есть домики и от радости стали летать по музыку. Я вас приглашаю полетать как птички под  красивую музыку.

Дети летают как птички под музыку.

Воспитатель. - Молодцы, ребята! Вы летали  красиво и  движения   выполняли  под музыку.

Воспитатель. - Вот мы ребята, подошли и к третьему заданию.

Воспитатель достает последний конверт с заданием и читает третье задание. «Найдите, пожалуйста, сюрпризы.  Их два».

Воспитатель предлагает выбрать одного из детей. Дети выбирают.

Воспитатель. - Дальше читает задание:  « Найдите желтый кружок на полу, встаньте лицом к левому окну и отсчитайте от этого места пять шагов вперед, три шага влево, нагнуться вниз и взять коробочку, где находится сюрприз и  позвенеть им».

 Ребенок выполняет поручение, находит коробочку и вынимает из неё колокольчик. Берет его в руки и звенит.

Воспитатель. - Молодец! Но нужно выполнить еще одно поручение.

Воспитатель.  Читает: «Найдите красную метку в виде  кружка на полу  и  встаньте лицом к правому окну. Сделайте пять шагов назад и три шага вправо. Возьмите сюрприз из коробочки  и позвените им».  

Воспитатель с детьми выбирают следующего и он выполняет второе задание.  Ребенок приближается  к месту, где лежит сюрприз, достает коробочку, вынимает из него сюрприз и звенит в бубен.

После звуков бубна Весна заходит в группу и радостно встречает детей.  Она благодарит детей за освобождение и  спрашивает детей о том, какие задания от Зимы они выполняли, чтобы спасти её.  

Дети. Рассказывают,  какие задания выполняли, чтобы освободить Весну.

Затем Весна всех приглашает на чаепитие с печеньями.

        Литература:

1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.

  1. Основная образовательная программа  дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.; Мозаика – Синтез, 2015.
  2. Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. – М.: Мозаика – синтез, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию "Защитники Отечества"

Конспект  мероприятия для детей старшего возраста "Защитники Отечества"...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей 2 мл. группы Тема: «День радостных встреч»

В первый осенний день группа "Бельчата" открыла свои двери для новых детей. Для того чтобы малыши быстрее адаптировались в коллективе, для них был проведен праздник "День Радостных встеч"....

Образовательная ситуация по познавательному развитию ФЭМП.

Образовательная ситуация по познавательному развитию  ФЭМПв средней группе  «Космическое путешествие»...

Образовательная ситуация по познавательному развитию ФЭМП. Тема: «Путешествие в страну математики»

Цель: Обобщить знания, полученные в течение года по образовательной области «Познание» Обучающие задачи: • Упражнять в счёте в пределах 10 . • Закрепить знания о последовательности дней недели, вре...

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию(ФЭМП) в подготовительной группе «А» группе. «Путешествие по сказке».

Сценарий образовательной ситуации                         по познавательному развитию...