План клуба "Веселая математика".
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Зарубина Наталья Николаевна

План клуба ориентирован на детей старшего дошкольного возраста,направлен на повышение уровня готовности  детей к обучению в школе,формирование и развитие простейших логических структур,а также на развитие математических представлений на элементарном уровне через приемы сравнения,обобщения,классификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 Г.СЕРДОБСКА

План клуба

«Весёлая математика»

                                                                                                                                     Руководитель:

                                                                                        Зарубина Н.Н.


Цель  клуба:

- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления

Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей). 

Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

Ожидаемый результат.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию ; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Заседания клуба проходят 2  раза в месяц, продолжительностью 30 мин.


Пояснительная записка

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Практика показывает, что затруднения  первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями.

Такой переход требует развитой и умственной деятельности ребенка.

В связи с этим в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умение ориентироваться в некоторых  скрытых существенных математических связях, отношениях,  зависимостях: « равно», « больше», « меньше», « целое и часть»,  зависимостях между величинами,  между величиной меры и числом и др.  Дети овладевают способами установления  разного рода математических связей, отношения, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств  один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений  являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них  достаточно прочными и осознанными.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими  действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

 Не менее важно в этом возрасте развитие  умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения .

У детей должны быть воспитаны и устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и возможность самостоятельно их приобретать.


Методическое сопровождение программы клуба

Сентябрь

Тема

Программное содержание

1. «Штриховка».

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

 «Продолжи закономерность»

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

2«Дорисуй»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

 «Считай дальше».

Закреплять умение считать до 10 и обратно.

Октябрь

Тема

Программное содержание

1. «Какой домик лишний и почему»

Закрепить представление о многоугольниках.

 «Логические цепочки»

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

2  «Что сначала, что потом»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

 «Группировка предметов»»

Закреплять  понятия «поровну», «больше», «меньше».

Ноябрь.

Тема

Программное содержание

1. «Сбежавшие числа»

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

 «Найди отличия»

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие.

2. .«Найди и обведи».

Развитие мелкой моторики рук.

 «Назови сколько»

Закреплять умение считать с участием разных анализаторов.

Декабрь.

Тема

Программное содержание

1. «Назови соседей».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

 «Соедини точки по образцу»

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

2. «Логическое домино».

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

 «Нарисуй по памяти»

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

Январь.

Тема

Программное содержание

1. «Рисуем по клеточкам»

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

 «Большие и маленькие фигуры».

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

2 «Пройди по лабиринту».

Развивать зрительную ориентировку.

  «Расколдуй изображение».

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

Февраль.

Тема

Программное содержание

1 «Палочки Кюизенера»

Постигать законы мира чисел и других математических понятий.

 «Где моё место?»

 

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

2. «Веселые картинки».

Закреплять умение выкладывать из счетных палочек фигуры.

 «Умники и умницы»

Учить решать задачи на сообразительность ,логику; способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Март.

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй предмет»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления,мелкой моторики рук

    «Измерь»

Закрепить умение детей измерять длину,ширину,объём жидкости с помощью условной мерки.

2. «Повтори»

Развивать мелкую моторику рук, умение повторять узор.

 « Реши задачу»

Закреплять умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание

 

 

                                                     

Апрель.

Тема

Программное содержание

1. «Торопись, да не ошибись»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

 «Рисуем по клеточкам»

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

2. Моделирование из геометрических фигур.

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить делить фигуры на 2 и 4 равные части.

 «Наоборот»

Побуждать детей к установлению временных отношений, развивать ориентировку во времени.

Май.

Тема

Программное содержание

  1.  «Блоки Дьенеша»

 Закрепление понятий :цвета, величины, объема и размера

2 .Математический праздник

Закрепить пройденный материал.

 


Список литературы:

1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006

2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001

3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997

4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

8. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

9. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

10. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка "Математика вокруг нас"

Продолжать учить детей познавать мир и себя в нём. Уметь применять знания ЭМП в жизни.Вызвать интерес к предмету. Уметь решать задачи,считать,пользоваться линейкой,шаблонами. Развивать логическое мышл...

Перспективно-тематический план по математике

Для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи....

Перспективный план по математике для подготовительной группы

Перспективное планирование по математике для подготовительной группы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ «Математика - это интересно!»

Цели: 1.Упражнять в счете в пределах десяти  в  прямом и обратном.        2. Закреплять знания о последовательности дней недели, времен года....

Перспективный план по математике в подготовительной группе

Много лет работаю углубленно по математике, представляю вам разработанный мною перспективный план....

Перспективный план по математике для 1 младшей группы по Винниковой Г.И.

Перспективное планирование по математическому развитию для 1 младшей группы....