НОД в подготовительной группе "По следам масленицы" (измерение сыпучих и жидких тел)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Формирование представлений об измерении объемов сыпучих и жидких тел с помощью разных мерок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgot_gr_po_sledam_maslenitsy.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           Романова С.Г.

             Непосредственно-образовательная деятельность

                           в подготовительной группе.

Тема: «По следам Масленицы»

Цель: формирование представлений об измерении объемов жидких и сыпучих веществ с помощью разных мерок.

Задачи:

Образовательные:

 - упражнять детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки

 - обучать  детей основам измерительной деятельности

 - понимать зависимость результат от величины мерки

 - формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда

 - умение решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание

 - умение производить моделирование.

Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление,  внимание, память, умение излагать результаты исследования, умение в условиях проблемной ситуации рассуждать и действовать.

Расширять словарь детей за счёт слов: умасливать, ингредиенты, рецепт, венчик.

Воспитательные: воспитывать у детей  интерес к математике,  самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Технологии: информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве.

Планируемый результат: обучить детей основам измерительной деятельности, определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки;  повысить познавательный интерес.

Оборудование: емкости (миски), мерки – ст. ложка, ч. ложка, стакан; конверты с набором изображений продуктов питания, мерок – ч.лож, ст.лож, стакан;

Иллюстрации блинов; продукты – молоко, мука, сахар, яйца, растит. масло, соль; карточки с цифрами; головные уборы, передники, нарукавники; листы для моделирования, карандаш.

Примерный ход совместной деятельности.

В: Здравствуйте ребята! Приглашаю вас с своё кулинарное шоу. Пожалуйста рассаживайтесь на места согласно номеру вашего билета (на карточке в виде точек изображена цифра).

Слышала я, что вы от масленицы письмо получили.

Что она вам ответила? Почему весна никак не может прийти?

Д: ответы детей.

В: а как вы дома вместе с родителями встречали масленицу?

Послушайте, что я вам расскажу…

По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше согревать замерзшую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, так же в русских деревнях принято производить разные действия, которые связаны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце и тем самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника – «Масленица».

В: а почему блин называют символом солнца? А вы знаете из чего делают блины?

В: возьмите конверты и по точкам обведите изображение.

Что у вас получилось?

Д: буквы

В: найдите букву, с которой начинается ваше имя, в конвертах вы найдете изображения разных продуктов, выберите те, из которых можно замесить тесто для блинов.

Теперь мы знаем, какие продукты нам необходимы, чтобы сделать тесто для блинов.

В: у меня есть интересные занимательные задачки для вас. Кто ответит, станет моим помощником.

1. Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

2. Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа...

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

3. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

4. Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

5. Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?

В: помощники у меня есть, а все остальные зрители будут помогать нам и зарисовывать процесс приготовления теста. Все необходимое есть на столах, присаживайтесь.

Чтобы у нас получились вкусные блины, мы будем придерживаться рецепта. Давайте посмотрим, какие ингредиенты нам нужны для теста. В рецепте так же сказано какое количество продуктов нам потребуется для теста.

 - вот какие мерки мы будем использовать, посмотрите. Показываю

 - какой меркой удобней наливать молоко, насыпать муку, сахар?

Физминутка

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки

Руки вверх, вперед, назад

С ними можно полетать

Мы на пояс их поставим

 И наклоны делать станем

Ими можно помахать

А прижав, тихонько спать

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.

В: приступаем к приготовлению теста!

Рассказывайте, что и как будем делать?

Д: ответы детей

 - выбираем емкость для теста

 - отмеряем молоко, у нас в графине 1 л молока, по рецепту нам требуется 0,5 литра или 2,5 стакана

- сколько нам надо отмерить молока?

Весь процесс зарисовывается.

Д: ответы детей

В: если в 0,5 литре 2,5 стакана молока, то сколько стаканов будет в литре?

У нас есть стакан муки, давайте узнаем, сколько столовых ложек и чайных ложек входит в стакан?

Объем муки в стаканах одинаковый, но столовых ложек входит меньше чем чайных, почему?

Д: потому что в столовую ложку муки входит больше чем в чайную, и она по размеру больше чайной в 2 раза.

В: по рецепту нам надо добавить 2 яйца. Выберите емкость с нужным количеством яиц. Как вы догадались что именно эта емкость нам подходит, как узнать сколько яиц в емкости?

Дальше отмеряют  - сахар, соль, растит.масло.

В: все продукты мы с вами отмерили, а теперь осталось их смешать до однородной массы, выберите прибор, которым удобно и быстро смешивать тесто (венчик, ложка, вилка). Предложить детям по очереди попробовать разными приборами перемешать тесто, показать как пользоваться венчиком, если затрудняются.

В: тесто должно немного постоять.

А теперь давайте представим что наши блины уже готовы.

Давайте их сложим так, чтобы удобно было есть, сложим вчетверо.

Покажите, как надо сложить вчетверо – сначала сложить по полам, а потом еще раз пополам.

Ребята, помогите мне решить одну задачку:

Я испекла 8 блинов, 2 блина я дала Ульяне, 2 блина я дала Алине. Сколько блинов у меня осталось?

По сколько блинов я дала девочкам?

Меньше или больше у меня осталось блинов, после того как я отдала часть блинов девочкам?

Д: ответы детей.

В: наше тесто постояло и теперь мы можем все вместе отнести его на кухню и попросить нашего повара испечь нам блины.

А мы с вами со стороны понаблюдаем как повар их будет печь.

Теперь вы знаете как надо делать тесто, какие продукты нужны и как с помощью разных мерок можно измерить необходимый объем.

И вы сможете помогать маме на кухне и участвовать в приготовлении блинов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект, ориентированный на детей 6-7 лет, "Измерение объема сыпучих и жидких тел".

Данный проект был разработан для того, чтобы в доступной и интересной форме объяснить детям понятия, связанные с измерением объема. К проекту прилагается презентация, представляющая собой отчет о прод...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада № 91 «Измерение объёма жидких веществ».

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)в подготовительной группе детского сада № 91«Измерение объёма жидких веществ...

Сценарий викторины в подготовительной группе «Следом за летом осень идёт»

Сценарий викторины в подготовительной группе «Следом за летом осень идёт»Автор: Бадалян Д.Я. педагог-психолог.   Описание материала: Сценарий викторины «След...

Измерение объема сыпучих и жидких веществ

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект занятия в подготовительной группепо ОБЖ «Огонь-друг, огонь-враг»

Конспект занятия в подготовительной группепо ОБЖ «Огонь-друг, огонь-враг»...