Программа кружка "Занимательная математика"
материал по математике (средняя группа) на тему
В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 67»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 67»
_________________/Варшецкая Л. В./
«___»________________2016 г.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
Авторский коллектив:
Варшецкая Л. В. - заведующий МБДОУ
«Детского сада № 67»,
Ханова Т.Г. – кандидат педагогических наук,
доцент ФГБ ОУ ВПО НГПУ им. Минина,
Саликина Е.В. – старший воспитатель
МБДОУ «Детского сада № 67»,
Руснак О. В. – воспитатель
МБДОУ «Детского сада № 67»
Принята на заседании Педагогического совета__________
Протокол № __________
г. Нижний Новгород
2016
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей дошкольного возраста «Занимательная математика» направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуального развития детей.Пояснительная записка
В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
С помощью этих игр тренируется память, внимание, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Данная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования направлена на формирование познавательных интересов и действий ребёнка в соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 и Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Целевые установки:
- Познакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером.
- Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
- Усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Развивать творческие способности.
Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся с детьми средней группы во второй половине дня 1 раз в неделю в течение 9 месяцев учебного года (с сентября по май). Длительность одного занятия составляет 20 минут. За один образовательный цикл проводится 35 занятий.
Формой подведения итогов является открытое занятие в конце учебного года.
Формой контроля – наблюдение занятий и итоговых мероприятий.
Прогнозируемый результат
1. Более высокий уровень развития мыслительных умений.
2. Дети будут более активными, инициативными, внимательными.
3. Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.
4. Дети научатся соблюдать правила в играх.
5. У детей появится интерес к играм с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера.
Специфика программы
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.
Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.
Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.
Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.
Необходимо «насыщать» новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
Блоки Дьенеша- прекрасный инструмент для развития мышления детей.
Также программа включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно - практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений с опорой на палочки Кюизенера. Сюжет и игровые ситуации с элементами соревнования , мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самовыражение , самоконтроль.
Учебный план
1 полугодие | 2полугодие | Итого за 1 год обучения | |||
кол-во занятий | кол-во часов | кол-во занятий | кол-во часов | кол-во занятий | кол-во часов |
16 | 5ч.20м. | 19 | 6ч.20м. | 35 | 11ч. 40м. |
Соотношение учебных дисциплин (модулей) за 1 год обучения
Дисциплины, модули | Процентное соотношение дисциплин (модулей) | Количество часов |
Блоки Дьенеша | 34% | 4 часа |
Палочки Кюизенера | 34% | 4 часа |
Работа с дополнительным материалом | 32% | 3 часа 40 минут |
Средняя группа
№ | Тема | Цели, краткое описание. | Материал, используемая литература | Количество часов |
Сентябрь | ||||
1. 2. | Диагностика познавательного развития | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; корректировка содержания программы. | (диагностический инструментарий, приложение № 1) Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий | 20 минут 20 минут |
3. | Знакомство с новой игрой «Логические блоки Дьенеша» | Познакомить детей со способом упорядочивать фигуры по форме; Дидактическая игра «Заполни обруч» - упорядочивание по различным признакам (форме). | Блоки Дьенеша, обручи. Лит.: Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр. 290 | 20 минут |
4. | Упорядочивание фигур по двум признакам (величина, толщина) | Формировать умение упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине. Дидактическая игра: «Где, какие фигуры лежат?» - ознакомить с классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине). | Комплект блоков Дьенеша, Лит.: Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр. 294 | 20 минут |
Октябрь | ||||
1. | «Разноцветные палочки» | Познакомить детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать полочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление. | Набор палочек Кюизенера; кукла. Лит: Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Стр.9, 31. | 20 минут |
2. | Игра «Волшебный мешочек» - палочки Кюизенера | Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. | Набор палочек К., мешочек, Степашка Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» Стр.11 | 20 минут |
3. | Расколдуй героев передачи «спокойной ночи, малыши». | Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь. | Набор палочек К.; карточки-схемы ( заяц, собачка), игрушка Хрюша Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» | 20 минут |
4. | «В гости к матрешкам» | Закрепить у детей представление о форме ( треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счет в пределах пяти. Поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, вверху, посередине) и названием цвета палочек; упражнять в конструировании из полочек. | Палочки К., карточки-схемы Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» Стр: 52-53 | 20 минут |
Ноябрь | ||||
1. | «Бусы для Каркуши» | Развивать знание цвета, формы, размера; развивать внимание. | Комплект логических блоков Дьенеша, Лит: инструкция к игре. | 20 минут |
2. | «Сложи сам» (по сказке «Репка» нужно сложить – вернуть пропавших героев: кошку и собачку) | Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь. | Палочки К., карточки-схемы Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» Стр: 56-57 | 20 минут |
3. | Игры-головоломки «Непрерывная линия» | Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности.
| Разрезные картинки - пазлы. Лит: В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят»Стр: 76 | 20 минут |
4. | « Что лишнее?» | Развивать внимание, сообразительность, умение вычленять (видеть) лишнее, не похожее на другие картинки. | Раздаточный материал для каждого ребенка – карточки. Лит: . Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» Стр: 112-115 | 20 минут |
Декабрь | ||||
1. | «Точечки» | Развивать у детей математическое мышление; упражнять в счёте; упражнять в раскладывании чисел и точек по порядку. | Игра «Точечки» Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр.143, 212 | 20 минут |
2. | Игра «Внимание» | Формировать умение составлять ту модель, которая нарисована на рисунке; развивать у детей способность видеть и запоминать увиденное. | Карточки с рисунками, листы бумаги, карандаши. Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр. 205, 207 | 20 минут |
3. | Игра «Поезд» (палочки К.) | Вспомнить и закрепить названия эталонов цвета; развивать комбинаторные способности; приобщать к моделированию; способствовать развитию речи, внимания, памяти, воображения. | Картина и схема с изображением поезда, набор палочек К. Лит. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Стр.10, 76 | 20 минут |
4. | «Незаконченные рисунки…» | Развивать целостность восприятия у ребенка законченности рисунка, (развитие восприятия). | Распечатки на каждого ребенка с незаконченными рисунками. | 20 минут |
Январь | ||||
1. | «Город веселых мастеров» | Развивать у детей творческие способности, умение правильно подбирать материал по форме, размеру, объему в соответствии с задуманной постройкой. | Блоки Дьенеша, карточки - схемы с изображением транспорта. | 20 минут |
2. | «Найди, закрась в нужный цвет, выложи из блоков.» | Развитие внимания, умения правильно называть увиденную фигуру, закреплять счет до 5, развивать конструкторские способности. | Распечатки на каждого ребенка, цветные карандаши. | 20 минут |
3. | «Домашние животные – кошка и собачка» | Развивать конструкторские способности, развивать творческие способности; закрепить знания формы, цвета, размера; стимулировать интерес к домашним животным. | Палочки Кюизенера, карточки – схемы. | 20 минут |
Февраль | ||||
1. | «Три медведя» ( работа с палочками Кюизенера) | Развивать умение сравнивать предметы по высоте, закреплять знание числа 3, конструирование из палочек низкой кроватки, стульчика, мишки; воспитывать способность сочувствовать, сопереживать. | Палочки Кюизенера, карточки – схемы. | 20 минут |
2. | « Найди 5 отличий и определи эмоцию» | Формировать умение сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и различия; развивать внимание, умение оценивать эмоциональное состояние (что испытывают, чувствуют, добрые или сердитые). | Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, цветные карандаши. | 20 минут |
3. | «Найди и сосчитай» | Совершенствовать знание геометрических фигур, счета; развивать внимание, умение увидеть в рисунке составляющие части. | Карточки с рисунками на каждого ребенка. | 20 минут |
4. | «Веселые человечки» (блоки Дьенеша) | Развивать умение конструировать из геометрических фигур людей, определять характер через образ, знание качеств человека, развитие речи: обогащать словарный запас - подбор прилагательных. | Логические блоки Дьенеша, карточки-схемы. | 20 минут |
Март | ||||
1. | «Город» (блоки Дьенеша) | Осваивать умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма); Развивать пространственное воображения. | 3 обруча (красный, желтый, синий), бумажние коврики с узорами из геометрических фигур, блоки Дьенеша. Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр.165 | 20 минут |
2. | «Курочка Ряба и ее семья» | Уточнить знания детей о животных и их детенышей, перечислять их сходства и различия, способствовать развитию активной речи, развивать мелкую моторику. | Набор палочек Кюизенера, карточки-схемы (курочка Ряба, петушок, цыпленок), картинки с изображением данных птиц. | 20 минут |
3. | «Транспорт наземный» (блоки Дьенеша) | Развивать конструкторские способности, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, развивать творческие способности. | Набор блоков Дьенеша, карточки-схемы. | 20 минут |
4. | «Какие предметы спрятаны в рисунках» | Развивать уровень наблюдательности, внимания, творческих способностей: предложить самим составить подобную загадку. | Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, карандаши. Лит: . Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» Стр: 10-11 | 20 минут |
Апрель | ||||
1. | Игра « Где игрушка» | Развивать способность ориентироваться в пространстве, развивать внимание. | Распечатки на каждого ребенка. Лит: . Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» Стр: 128-129 | 20 минут |
2. | Логические задачи с обручами и цветными блоками. | Уточнить знания о классификации объектов по различным признакам, развивать внимание. | Обруч, логические блоки Дьенеша. Лит:В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят» стр. 78 | 20 минут |
3. | Выбери себе игру. | Итоговое занятие с развивающими играми. Дать детям возможность самостоятельно выбрать игровой материал, выполнять игровые действия в соответствии с данной игрой. | Игры: «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера». | 20 минут |
4. | Открытое занятие «Путешествие в волшебную страну» | Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по различным признакам, конструировать согласно условию (цепочка- рядом стоящие фигуры не совпадают по цвету), конструировать из палочек соблюдая размер. Воспитывать желание помочь бедствующим, умение играть дружно, слаженно. | блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, карточки-схемы зданий, домашних животных, обручи (красный, синий, желтый), билетики цветные (красный, синий, желтый) на поезд для каждого ребенка, | 20 минут |
Май | ||||
1. 2. 3. 4. | Диагностика познавательного развития | Выявить конечный уровень развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год. | (диагностический инструментарий, приложение № 1) Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий | 20 минут 20 минут 20 минут 20 минут |
Методическое и дидактическое обеспечение программы
В процессе работы используются современные методические технологии Смоленцевой А. А., Пустовойт О. В., Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., а также собственные разработки.
Современные педагогические технологии способствуют оптимальному решению поставленных задач и позволяют внедрить в работу с детьми разные методы и приёмы, стили взаимодействия с детьми.
Способы организации работы
-фронтальный
-подгрупповой
-индивидуальный
Список литературы для составления программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
- Смоленцева А.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
9. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
10. Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
11. Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
12. Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
13. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
14. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
15. Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
16. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст).
17. Выпуск 2 ЧП Лакоценин С.С. 2007г. (с палочками Кьюизнера)
18. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»
19. В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят»
20. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка»
Технологии написания программы
1. Модернизация дополнительного образования детей / В.А.Березина // Внешкольник.-2003.-№1.-с.16-18.
2. Технология подготовки авторских программ дополнительного образования / Б.А. Кирмасов// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительных материалов детей для учреждений дополнительного образования детей.-2002.-№5.-с.23-26.
3. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей /В.А.Горский // Дополнительного образовапние.-2003.-№6.-с.16-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике в средней группе Детский сад 2100
рабочая программа...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра Для...
авторизированная программа "Веселая математика"
Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....
Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....
Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...
Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...