Проектная деятельность в детском саду
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Волошина Елена Сергеевна

 

Проект «Математический Знайка», направлен, на развитие математических знаний у обучающихся подготовительной к школе группы. В данном проекте представлены формы работы с детьми и родителями с целью повышения педагогической грамотности математической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Соловушка»

ПРОЕКТ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

подготовительная группа «Д»

Воспитатели: Е.С.Волошина

З.В.Шакирова

г.п. Белый Яр

2015 г.

Цель проекта:  повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.

Задачи проекта:

- формирование у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;

- формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;

- поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычног;

- содействие развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Форма проекта: коллективная

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги группы  и родители воспитанников.

Продолжительность проекта:  краткосрочный

        Содержание этапов проекта:

Проект, включает два этапа – подготовительный и обобщающий.

Подготовительный этап.

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте. Через ФЭМП знакомили детей с геометрическими фигурами и телами, учили их давать описание,  знакомили с цифрами и разнообразными линиями. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой  знакомили с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др. Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревновниях геометрические фигуры, тела, цифры и линии. Прошло закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности. Вместе с родителями дети сочиняли и иллюстрировали сказки.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях. Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:

  1. Как называется геометрическая фигура (тело, цифра, линия)?
  2. Описание геометрической фигуры (тела, цифры, линии).
  3. На что они похожи?
  4. Где встречается в окружающей действительности?

Выбрать геометрическую фигуру, тело, цифру или линию. Исследовать ее, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.

В самостоятельной ИЗО-деятельности дети рисуют геометрические фигуры, тела, цифры, линии; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.

Совместно с родителями  сочиняют сказки, рисуют рисунки, делают поделки.

В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о геометрических фигурах, телах, цифрах, разнообразных линия, мы широко использовали игру: в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками  в разнообразных играх с данными математическими понятиями.

План-график проекта:

 Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость данных математических понятий. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.

Вид деятельности

Задачи

Методы и приемы

ФЭМП

Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.

Совместная организованная деятельность.

Дидактические игры.

Познавательное развитие

Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

Наблюдения.

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок

Беседы.

Рассматривание картин и иллюстраций.

Развитие речи

Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки  о фигурах, цифрах, линиях.

Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.

Составление рассказов, сказок.

Ознакомление с худ. литературой

Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.

Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события.

Чтение разных сказок

Разные виды театра.

Переделать конец сказки,

Рассказывание сказки по схеме.

 «Закончи сказку по-другому».

Физ. воспитание

Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм.

Подвижные игры.

Игры-соревнования.

Использование заданных предметов.

Изо-деятельность

Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.

Превращение фигур, цифр и линий в предметы.

«На что похожи цифры»; составление коллажей, фризов, альбомов.

Игровая деятельность

Через разнообразную игровую деятельность  закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Театральные игры.

Словесные игры.

Строительные игры.

Подготовка атрибутов.

Продуктивная деятельность

Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.

Коллажи

Фризы
Альбомы детской деятельности

Поделки

Постройки из конструктора, строителя, песка.

Самостоятельная деятельность

Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать  в свою деятельность сверстников.

Разнообразные игры.

Исследовательская деятельность.

Рисование рисунков.

Продуктивная деятельность.

Работа с родителями.

Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.

Разнообразные игры.

Чтение художественной литературы.

 «Сказки о геометрических фигурах».

«Сказки о числах и цифрах».

Опыты семейного воспитания.

Обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки.

Итог проекта:

 Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Результаты-продукты и результаты-эффекты:

1.«Геометрический фриз» - Создание абстрактного геометрического панно  по соответствующему классу геометрических фигур.

Дети находили данную геометрическую фигуру в окружающей действительности.

Через число мы вошли в мир геометрии, мир форм и пространственных расположений, в мир количественных характеристик, в мир временных отношений.

2. Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы» -  Дети с большим интересом создавали этот тематический коллаж, закрепляя фигуры, развивая творчество и воображение.

3.«Числовой фриз» - Интересен детям был  - числовой фриз - это последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. Каждая страница - это тематический коллаж.

Сюда же помещены наиболее выразительные и интересные рисунки детей. Обязательно помещается соответствующая цифра, исполненная в разных шрифтах, разного размера и цвета.

Это дидактическое пособие, сделанное совместно с детьми они активно используют в самостоятельной деятельности.

4. «Превращение цифры в предмет», «Рисуем фигурами» - Для закрепления знания цифр дети с большим желанием превращали, как волшебники, цифры в предметы.

Так, благодаря детской заинтересованности, был создан коллективный коллаж "Превращение цифры в предмет" и  тематический коллаж «Рисуем фигурами».

5. Фриз «Волшебные линии» - Увлекательно и занимательно происходит знакомство детей с разнообразными линиями в жизни природы и окружающей действительности. Ребята увлеклись рисованием различных линий, рассматриванием их в разном графическом изображении.

Все это вылилось в создание абстрактного панно по соответствующему классу линий, а так же в составление коллективного коллажа на тему изученных разнообразных линий.

6. Фриз «Сказочные линии» - Детям полюбилась творческая работа. Они так ей увлеклись, что изъявили желание  нарисовать коллективные рисунки из предложенных разнообразных линий и придумать сказочные истории по данным иллюстрациям, что способствовало развитию связной речи.

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

 Творческий (6-7 лет).

К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.

Возможные последствия реализации проекта:

При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.

Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.

Приложения к проекту:

  1. Консультация «Значение игры в развитии личности».
  2. Консультация «Развитие у детей восприятия цвета».
  3. Консультация «Развитие у детей восприятия величины».
  4. Консультация «Развитие у детей восприятия формы».
  5. Консультация «Что именно дают развивающие игры».
  6. Консультация «Особенности развития познавательных процессов и деятельности у детей дошкольного возраста».
  7. Консультация «Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте».
  8. Консультация «Развитие творческих способностей детей».
  9. Фотографии.
  10.  Конспект развлечения для детей подготовительной к школе группы совместно с родителями «Занимательная математика».
  11. Альбомы авторских творческих работ (сказки).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Задачи

С детьми

С родителями

Сроки

Изучение внутренней среды

1. Диагностика математических способностей детей

2. Беседы на тему «Любишь ли ты математику?», «Какие игры тебе нравятся»

 

1. Родительское собрание «Роль игр с математическим содержанием в развитии детей старшей группы».

2. Анкетирование  родителей

октябрь

1. Учить узнавать предметы по характерным признакам

 

 

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени

1. Д/и «Чудесный мешочек»

2. Д/и «Узнай по описанию»

 

 

 

1. Д/и «Встань там, где я скажу»

2. Д/и «Когда это бывает?»

Оформление папки- передвижки «Математическая игротека»

октябрь

1. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке

 

2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени

 

3. Развлечение

1. Д/и «Живые цифры»

2. Д/и «Наоборот»

 

 

 

1. Д/и «Пройди к флажку»

2. Д/и «Живая неделя»

 

 

 

«Путешествие в страну Чудес»

Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

октябрь

1. Продолжать развивать способность концентрировать внимание

 

 

2. Развивать логическое мышление

 

1. Д/и «Чего не стало?»

2. Д/и «Что где находится?»

3. Д/и «Отгадай, где это?»

 

 

1. Д/и «Сложи узор»

2. Игры с палочками Х.Кюизенера

3. «Монгольская игра»

 

Продолжать пополнять развивающую среду.

ноябрь

1. Закрепление знаний о геометрических фигурах

 

 

 

 

2. Продолжать развивать логическое мышление

 

1. Д/и «Геометрическая мозаика»

2. Д/и «Назови скорей»

3. Математический досуг «Торопись, да не ошибись!»

 

 

1. Д/и «Исправь ошибку»

2. Развивающая игра «Сложи квадрат»

Проведение тренинга: «Веселые, но необходимые инструкции для родителей «Математика крошек».

ноябрь

1. Закрепление счета

 

 

2. Развивать внимание

 

 

3. Развивать логическое мышление, воображение, конструкторские способности

Д/и «Кто знает, пусть дальше считает»

 

 

Д/и «Угадай, что изменилось»

 

 

1. Игра «Колумбово яйцо»

2. Игра «Точечки»

3. Д/и «Составь узор»

 

Сделать папку-передвижку «Повторите с нами дома»

ноябрь

1. Упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления

 

 

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве

 

 

3. Развивать логическое мышление

1. Д/и «Считай – не ошибись!»

2. Д/и «Помоги Незнайке»

 

 

 

 

 

1. Д/и «Где звенит колокольчик?»

 

 

 

Игра «Кубики для всех»

Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

ноябрь

1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени

 

 

2. Развивать логическое мышление

1. Д/и «Пройди к флажку»

2. Д/и «Когда это бывает?»

 

 

 

1. Игра «Танграм»

2. Шашки

Открытое мероприятие «Полет на космическом корабле»

декабрь

1. Закрепить весь пройденный материал

 

 

2. Оценка результатов работы педагога

1. Математический ринг «Папа, мама, я – считающая семья»

 

 

1. Повторная диагностика детей

2. Презентация проекта

Организация фотовыставки «В мире математики»

декабрь

 

Технологическая карта

Образовательные области

Вид деятельности

Содержание деятельности

Познание

Коммуникация

Социализация

Исследовательская познавательная

Совместная организованная деятельность.

Дидактические игры.

Познание

Коммуникация

Социализация

Творческая речевая

Наблюдения. Беседы.

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок

Рассматривание картин и иллюстраций.

Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы, сказок.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Художественная литература

Читательская

Чтение разных сказок

Разные виды театра.

Переделать конец сказки,

Рассказывание сказки по схеме.

 «Закончи сказку по-другому».

Познание

Коммуникация

Социализация

Физкультура

Здоровье

Двигательная

Подвижные игры.

Игры-соревнования.

Использование заданных предметов.

Пальчиковые игры

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Изобразительная деятельность

Превращение фигур, цифр и линий в предметы.

«На что похожи цифры»; составление коллажей, фризов, альбомов.

Познание

Коммуникация

Социализация

Физкультура

Игровая деятельность

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Театральные игры.

Словесные игры.

Строительные игры.

Подготовка атрибутов

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Продуктивная деятельность

Коллажи

Фризы
Альбомы детской деятельности

Поделки

Постройки из конструктора, строителя, песка.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Художественная литература

Самостоятельная деятельность

Разнообразные игры.

Исследовательская деятельность.

Рисование рисунков.

Продуктивная деятельность.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Художественная литература

Совместная деятельность с родителями

Разнообразные игры.

Чтение художественной литературы.

 «Сказки о геометрических фигурах».

«Сказки о числах и цифрах».

Опыты семейного воспитания.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Художественная литература

Творческая деятельность

Создание мини-музея «Круга и шара»

Сбор экспонатов, подбор дидактических и подвижных игр, художественных произведений. Составление с детьми коллажей, фризов, сочинение и оформление сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...