Проектная деятельность в детском саду
проект по математике (подготовительная группа) на тему
Проект «Математический Знайка», направлен, на развитие математических знаний у обучающихся подготовительной к школе группы. В данном проекте представлены формы работы с детьми и родителями с целью повышения педагогической грамотности математической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Соловушка»
ПРОЕКТ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»
подготовительная группа «Д»
Воспитатели: Е.С.Волошина
З.В.Шакирова
г.п. Белый Яр
2015 г.
Цель проекта: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.
Задачи проекта:
- формирование у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;
- формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;
- поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычног;
- содействие развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Форма проекта: коллективная
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги группы и родители воспитанников.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Содержание этапов проекта:
Проект, включает два этапа – подготовительный и обобщающий.
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте. Через ФЭМП знакомили детей с геометрическими фигурами и телами, учили их давать описание, знакомили с цифрами и разнообразными линиями. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой знакомили с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др. Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревновниях геометрические фигуры, тела, цифры и линии. Прошло закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности. Вместе с родителями дети сочиняли и иллюстрировали сказки.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях. Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:
- Как называется геометрическая фигура (тело, цифра, линия)?
- Описание геометрической фигуры (тела, цифры, линии).
- На что они похожи?
- Где встречается в окружающей действительности?
Выбрать геометрическую фигуру, тело, цифру или линию. Исследовать ее, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
В самостоятельной ИЗО-деятельности дети рисуют геометрические фигуры, тела, цифры, линии; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.
Совместно с родителями сочиняют сказки, рисуют рисунки, делают поделки.
В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о геометрических фигурах, телах, цифрах, разнообразных линия, мы широко использовали игру: в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх с данными математическими понятиями.
План-график проекта:
Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость данных математических понятий. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Вид деятельности | Задачи | Методы и приемы |
ФЭМП | Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями. | Совместная организованная деятельность. Дидактические игры. |
Познавательное развитие | Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. | Наблюдения. Отгадывание загадок. Придумывание загадок Беседы. Рассматривание картин и иллюстраций. |
Развитие речи | Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. | Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы. Составление рассказов, сказок. |
Ознакомление с худ. литературой | Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов. Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события. | Чтение разных сказок Разные виды театра. Переделать конец сказки, Рассказывание сказки по схеме. «Закончи сказку по-другому». |
Физ. воспитание | Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. | Подвижные игры. Игры-соревнования. Использование заданных предметов. |
Изо-деятельность | Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. | Превращение фигур, цифр и линий в предметы. «На что похожи цифры»; составление коллажей, фризов, альбомов. |
Игровая деятельность | Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. | Дидактические игры. Подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры. Театральные игры. Словесные игры. Строительные игры. Подготовка атрибутов. |
Продуктивная деятельность | Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда. | Коллажи Фризы Поделки Постройки из конструктора, строителя, песка. |
Самостоятельная деятельность | Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. | Разнообразные игры. Исследовательская деятельность. Рисование рисунков. Продуктивная деятельность. |
Работа с родителями. | Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. | Разнообразные игры. Чтение художественной литературы. «Сказки о геометрических фигурах». «Сказки о числах и цифрах». Опыты семейного воспитания. |
Обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки.
Итог проекта:
Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Результаты-продукты и результаты-эффекты:
1.«Геометрический фриз» - Создание абстрактного геометрического панно по соответствующему классу геометрических фигур.
Дети находили данную геометрическую фигуру в окружающей действительности.
Через число мы вошли в мир геометрии, мир форм и пространственных расположений, в мир количественных характеристик, в мир временных отношений.
2. Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы» - Дети с большим интересом создавали этот тематический коллаж, закрепляя фигуры, развивая творчество и воображение.
3.«Числовой фриз» - Интересен детям был - числовой фриз - это последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. Каждая страница - это тематический коллаж.
Сюда же помещены наиболее выразительные и интересные рисунки детей. Обязательно помещается соответствующая цифра, исполненная в разных шрифтах, разного размера и цвета.
Это дидактическое пособие, сделанное совместно с детьми они активно используют в самостоятельной деятельности.
4. «Превращение цифры в предмет», «Рисуем фигурами» - Для закрепления знания цифр дети с большим желанием превращали, как волшебники, цифры в предметы.
Так, благодаря детской заинтересованности, был создан коллективный коллаж "Превращение цифры в предмет" и тематический коллаж «Рисуем фигурами».
5. Фриз «Волшебные линии» - Увлекательно и занимательно происходит знакомство детей с разнообразными линиями в жизни природы и окружающей действительности. Ребята увлеклись рисованием различных линий, рассматриванием их в разном графическом изображении.
Все это вылилось в создание абстрактного панно по соответствующему классу линий, а так же в составление коллективного коллажа на тему изученных разнообразных линий.
6. Фриз «Сказочные линии» - Детям полюбилась творческая работа. Они так ей увлеклись, что изъявили желание нарисовать коллективные рисунки из предложенных разнообразных линий и придумать сказочные истории по данным иллюстрациям, что способствовало развитию связной речи.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
Творческий (6-7 лет).
К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.
Возможные последствия реализации проекта:
При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.
Приложения к проекту:
- Консультация «Значение игры в развитии личности».
- Консультация «Развитие у детей восприятия цвета».
- Консультация «Развитие у детей восприятия величины».
- Консультация «Развитие у детей восприятия формы».
- Консультация «Что именно дают развивающие игры».
- Консультация «Особенности развития познавательных процессов и деятельности у детей дошкольного возраста».
- Консультация «Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте».
- Консультация «Развитие творческих способностей детей».
- Фотографии.
- Конспект развлечения для детей подготовительной к школе группы совместно с родителями «Занимательная математика».
- Альбомы авторских творческих работ (сказки).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Задачи | С детьми | С родителями | Сроки |
Изучение внутренней среды | 1. Диагностика математических способностей детей 2. Беседы на тему «Любишь ли ты математику?», «Какие игры тебе нравятся»
| 1. Родительское собрание «Роль игр с математическим содержанием в развитии детей старшей группы». 2. Анкетирование родителей | октябрь |
1. Учить узнавать предметы по характерным признакам
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени | 1. Д/и «Чудесный мешочек» 2. Д/и «Узнай по описанию»
1. Д/и «Встань там, где я скажу» 2. Д/и «Когда это бывает?» | Оформление папки- передвижки «Математическая игротека» | октябрь |
1. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке
2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени
3. Развлечение | 1. Д/и «Живые цифры» 2. Д/и «Наоборот»
1. Д/и «Пройди к флажку» 2. Д/и «Живая неделя»
«Путешествие в страну Чудес» | Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий | октябрь |
1. Продолжать развивать способность концентрировать внимание
2. Развивать логическое мышление
| 1. Д/и «Чего не стало?» 2. Д/и «Что где находится?» 3. Д/и «Отгадай, где это?»
1. Д/и «Сложи узор» 2. Игры с палочками Х.Кюизенера 3. «Монгольская игра»
| Продолжать пополнять развивающую среду. | ноябрь |
1. Закрепление знаний о геометрических фигурах
2. Продолжать развивать логическое мышление
| 1. Д/и «Геометрическая мозаика» 2. Д/и «Назови скорей» 3. Математический досуг «Торопись, да не ошибись!»
1. Д/и «Исправь ошибку» 2. Развивающая игра «Сложи квадрат» | Проведение тренинга: «Веселые, но необходимые инструкции для родителей «Математика крошек». | ноябрь |
1. Закрепление счета
2. Развивать внимание
3. Развивать логическое мышление, воображение, конструкторские способности | Д/и «Кто знает, пусть дальше считает»
Д/и «Угадай, что изменилось»
1. Игра «Колумбово яйцо» 2. Игра «Точечки» 3. Д/и «Составь узор»
| Сделать папку-передвижку «Повторите с нами дома» | ноябрь |
1. Упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве
3. Развивать логическое мышление | 1. Д/и «Считай – не ошибись!» 2. Д/и «Помоги Незнайке»
1. Д/и «Где звенит колокольчик?»
Игра «Кубики для всех» | Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий | ноябрь |
1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени
2. Развивать логическое мышление | 1. Д/и «Пройди к флажку» 2. Д/и «Когда это бывает?»
1. Игра «Танграм» 2. Шашки | Открытое мероприятие «Полет на космическом корабле» | декабрь |
1. Закрепить весь пройденный материал
2. Оценка результатов работы педагога | 1. Математический ринг «Папа, мама, я – считающая семья»
1. Повторная диагностика детей 2. Презентация проекта | Организация фотовыставки «В мире математики» | декабрь |
Технологическая карта
Образовательные области | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Познание Коммуникация Социализация | Исследовательская познавательная | Совместная организованная деятельность. Дидактические игры. |
Познание Коммуникация Социализация | Творческая речевая | Наблюдения. Беседы. Отгадывание загадок. Придумывание загадок Рассматривание картин и иллюстраций. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы, сказок. |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество Художественная литература | Читательская | Чтение разных сказок Разные виды театра. Переделать конец сказки, Рассказывание сказки по схеме. «Закончи сказку по-другому». |
Познание Коммуникация Социализация Физкультура Здоровье | Двигательная | Подвижные игры. Игры-соревнования. Использование заданных предметов. Пальчиковые игры |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Изобразительная деятельность | Превращение фигур, цифр и линий в предметы. «На что похожи цифры»; составление коллажей, фризов, альбомов. |
Познание Коммуникация Социализация Физкультура | Игровая деятельность | Дидактические игры. Подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры. Театральные игры. Словесные игры. Строительные игры. Подготовка атрибутов |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Продуктивная деятельность | Коллажи Фризы Поделки Постройки из конструктора, строителя, песка. |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество Художественная литература | Самостоятельная деятельность | Разнообразные игры. Исследовательская деятельность. Рисование рисунков. Продуктивная деятельность. |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество Художественная литература | Совместная деятельность с родителями | Разнообразные игры. Чтение художественной литературы. «Сказки о геометрических фигурах». «Сказки о числах и цифрах». Опыты семейного воспитания. |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество Художественная литература | Творческая деятельность | Создание мини-музея «Круга и шара» Сбор экспонатов, подбор дидактических и подвижных игр, художественных произведений. Составление с детьми коллажей, фризов, сочинение и оформление сказок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...
Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"
В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...