Конспект занятия по математике с использованием Блоков Дьенеша и знаков- символов
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Захарова Вера Анатольевна

На этом занятииизакрепляется понятие знаков -сиволов. Вводится новый знак для блоков -"толщина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Волшебное путешествие»

Цель: развивать навыки и умения работы с блоками Дьенеша и знаково–символьной системой.

Задачи: 1. Учить детей работать со знаками – символами и элементарными схемами, учить описывать предметы с их помощью; учить элементарному кодированию и декодированию информации.

2. Ввести новый знак-символ – «толщина»

3. Развивать внимание, логику, произвольность поведения.

4. Воспитывать навыки коллективной работы, нравственные качества.

Ход занятия:

  1. Вводная часть. ДРЧ

Предлагаю вам отправиться в путешествие. С собой предлагаю взять свои знания, внимание, дружбу и  взаимопомощь.

В этом путешествии мы встретим много загадок,  и надо будет много думать и быть очень внимательными, чтобы их решить.

Хочу вас научить волшебным словам, которые нам помогут переместиться на удивительные  острова.

«Острова»

Звук морского прибоя

Раз, два – острова,

Три, четыре – мы приплыли.

Пять, шесть - сходим здесь,

Семь, восемь - много сосен.

Девять, десять – мы в пути:

Сосчитай до десяти!

  1. Остров Геометрических фигур
  1. Вот мы и попали на первый волшебный остров, где нас уже заждались геометрические фигуры.

Все ли фигуры одинаковые? Чем они друг от друга отличаются? (они цветные, разных форм)

  1. Геометрические фигуры предлагают вам загадки – загадки без слов. Вспоминайте: чтобы их отгадать, надо узнать специальные знаки, которые заменяют слова. А кто-нибудь из вас где-нибудь видел какие-то знаки? Какие? Где?  (дорожные знаки, аптека, туалет)

3.Унаших фигур свои собственные знаки. Они простые и легко запоминаются.

  • Повторяем  знаки цветов.

Мини-игра «Покажи фигуру с 1 признаком» (цвет) – 2 раза

Попутно оговаривается, что неважно, большая фигура или маленькая, какая у нее форма – важен только тот признак, который указан на карточке.

С доски убираются знаки – символы.

  • Повторяем знаки формы.

Мини-игра «Покажи фигуру с 1 признаком» (форма) – 1 раз

С доски убираются знаки – символы.

  • Повторяем знаки размера.

Мини-игра «Покажи фигуру с 1 признаком» (размер) – 1 раз

С доски убираются знаки – символы.

4.И вот вам первая загадка без слов: карточка с двумя признаками (дети показывают + обсуждение, почему именно эта фигура)

+

еще 2 загадки без слов.

5.Игра «Секретики»

А вот и новая игра с нашими волшебными фигурами. Условия таковы: каждый выбирает нужную фигуру, но никому ее не показывает, а прячет в кулаке. Все вместе мы собираемся в круге. Но загадка без слов будет еще сложнее. Готовы?

Дается карточка с 3 признаками. Дети и воспитатель собираются на ковре, обсуждают, какая же все-таки фигура загадана и открывают кулаки. Если есть ошибка – «Мы же взяли с собой в путешествие взаимопомощь, правда? Давайте поможем …, объясним, в чем ошибка, чтобы дальше ошибок больше не было»

6. Игра «Веточка»

- Фигурам очень понравилось с вами играть. И теперь они предлагают вам командную игру. Этот ряд будет 1-ой командой, а этот – второй.

Каждой команде по большому секрету выдается по фигуре. Фигуры отличаются формой и цветом. Задание: подобрать карточки с признаками, характеризующими признаки данной фигуры. Оговаривается, что признаков 3.

Дети делают выбор, подходят к доске и вывешивают свои карточки по очереди. Игроки другой команды должны отгадать, какая фигура была у оппонентов.

В случае правильного ответа дети аплодируют друг другу.

Фигуры убираются в коробки. Задание всем детям: глядя только на загадки без слов – карточки, описывающие фигуры, сказать, что у этих двух фигур отличается, а что одинаковое.

Вывод: даже не видя фигур, не держа их в руках, мы смогли с помощью этих карточек сравнить 2 фигуры и разобраться  с их признаками. Значит, карточки – знаки – очень полезная вещь.

  1. Физминутка – чтобы перейти на другой остров, Остров Робинзонов.

«Острова»

  1. Остров Робинзонов.

Дети садятся на места.

На этом острове живут 2 Робинзона. Смотрите, они машут нам руками. Но вот мир их совсем не берет: все время они спорят, в чем их 5 отличий. Начинают они их называть и концу забывают, с чего начали.  Давайте внимательно осмотрим их и уже наконец разрешим их спор.

По поднятой руке перечисляем отличия.

- А давайте проиллюстрируем свои слова знаками, ведь мы ими теперь хорошо владеем!

Да, «Толстый» и «Тонкий» у нас знака нет. А давайте их придумаем! Как нам это изобразить на карточках? (вместе с детьми делаются знаки).

Посмотрите, и наши волшебные фигуры тоже бывают тонкими. И я сейчас раздам вам подарки от Робинзонов – тонкие фигуры, чтобы вы смогли сравнить их с остальными. Сравнили?

Молодцы!! И теперь счастливые Робинзоны дарят вам чистые карточки, на которых вы сами можете изобразить какие-то свойства и признаки, придумав их сами. Робинзоны прощаются с вами и желают вам хороших идей!!!

  1. Конец путешествия.

Командная игра

Наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться обратно, в группу, мы должны сами выложить дорожку домой. Помогут нам в этом наши волшебные фигуры и уже знакомые и понятные нам знаки.

Сколько квадратиков в дорожке, столько и шагов нам надо сделать, столько фигур нам и надо выложить. Сколько шагов мы сделаем по нашей дорожке? (4) Сколько фигур нам надо выложить? (4) Будьте внимательны!

Дети, снова в командах, выкладывают дорожку (1 вариант для обеих команд).

Быстрая поверка

На заданиях дорожки используется и символ «толстый - тонкий»

Проверка. Молодцы!! Теперь по этой дорожке  мы возвращаемся домой

«Острова»

  1. Итог

Ну, вот мы и дома! Вам понравилось наше путешествие? Поднимите руки те, кто был умным и внимательным! А кто помог другому? Кто считает, что справился со всеми заданиями? Молодцы!

Самоанализ

занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»,

проведенного 6.11.2013 г.

воспитателем МАДОУ «Детский сад № 210» комбинированного вида Захаровой Верой Анатольевной

  1. Мотивационный фон занятия, обоснованность его выбора

Соответствует подготовительной группе: минимум наглядности, мотивация к путешествию, где надо быть умным и внимательным; интересные фигуры;

командные состязания  - дух соревновательности

  1. Определение задач занятия

  1. Место занятия в теме, разделе

В данной группе работа с Блоками Дьенеша не ведется, поэтому это – вводное занятие. Был сделан задел на последующие занятия со знаками-символами, моделями и схемами.

Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов.

Схема - изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах, упрощённо.

  1. Структура занятия и обоснованность рациональности выбора

Игра – путешествие, логическая.

Мини – мозговой штурм.

Путешествие по двум островам: задания кажутся разными, но все подчинено одному – закреплению знаков – символов и работе с ними. Задача – оторвать детей от наглядной и готовой картинки и научить работать с опосредованным образом.

  1. Учет при подготовке требований программы

Программа начальной школы построена на использовании знаков-символов. Познавательные УУД требуют умения работать и преобразовывать модели и схемы. В д/с развиваются предпосылки познавательных УУД при использовании моделей и схем в системе.

  1. Создание условий проведения занятия

Наглядность

Раздаточный материал

Конспект

Мольберт

Смена видов деятельности

Использование мини-сюрпризов

Мотивация успеха

От простого – к сложному

  1. Обоснованность выбора содержания, средств, методов, приемов, форм занятия

Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике. При этом педагогу нужно помнить о том, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно - на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень).

информационно-рецептивным методам.

Репродуктивные методы

методы проблемного обучения

игровые методы

  1. Учет индивидуальных особенностей детей при подготовке  к занятию
  2. Обоснованность изменения, отклонения, усовершенствования в ходе занятия по отношению к плану

Внучка с дедушкой приходит,

 В хоровод ребят заводит.

 С ними пляшет и поёт

 Всем подарки раздаёт,

 С тоненькой фигурочкой

 Девочка...(Снегурочка)

Есть внучка у деда, у Деда Мороза,

 Не Таня, не Лена и даже не Роза,

 Не Аля и не Шурочка… Ее зовут…

С дедушкой Морозом  рядом,

 Блещет праздничным нарядом.

 Нам загадки задаёт,

 Водит хоровод, поёт.

 Из снежинок курточка,

 Это кто?… (Снегурочка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Конспект  итогового  занятия  по  математике  с  использовнием  блоков  Дьенеша  и  палочек  Кюизенера....

Конспект интегрированного занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе.

Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить «читать» условные обозначения и соотносить их с реальными предметами. Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник,...

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе

Игоровое занятие по математике с исользованием Блоков Дьенеша. Дети помогают Медведю из мультика вернуть Машу, которую украли волки....

Итоговое занятие по математике с использованием блоков Дьенеша.(подготовительная группа).

Цель: закрепить и обобщить полученные знания. Задачи: Закрепить умение определять время по часам. Закрепить счет в пределах десяти. Закрепить представление о числах: предстоящих и последующих, ум...

Конспект открытого занятия по математике с использованием блоков Дьенеша "Путешествие в Солнечную страну"

Данное занятие разработанно для детей средней группы детского сада и направленно на закрепление навыков при работе с блоками Дьенеша, упражнении  в умении классифицировать логические блоки по трё...

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша...

Конспект занятия по математике «Знакомство с блоками Дьенеша» в старшей группе.

Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине....