Конспект занятия по математике с использованием Блоков Дьенеша и знаков- символов
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
На этом занятииизакрепляется понятие знаков -сиволов. Вводится новый знак для блоков -"толщина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_matematike_s_ispolzovaniem_blokov_denesha_i_znakov_-simvolov.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебное путешествие»
Цель: развивать навыки и умения работы с блоками Дьенеша и знаково–символьной системой.
Задачи: 1. Учить детей работать со знаками – символами и элементарными схемами, учить описывать предметы с их помощью; учить элементарному кодированию и декодированию информации.
2. Ввести новый знак-символ – «толщина»
3. Развивать внимание, логику, произвольность поведения.
4. Воспитывать навыки коллективной работы, нравственные качества.
Ход занятия:
- Вводная часть. ДРЧ
Предлагаю вам отправиться в путешествие. С собой предлагаю взять свои знания, внимание, дружбу и взаимопомощь.
В этом путешествии мы встретим много загадок, и надо будет много думать и быть очень внимательными, чтобы их решить.
Хочу вас научить волшебным словам, которые нам помогут переместиться на удивительные острова.
«Острова»
Звук морского прибоя
Раз, два – острова,
Три, четыре – мы приплыли.
Пять, шесть - сходим здесь,
Семь, восемь - много сосен.
Девять, десять – мы в пути:
Сосчитай до десяти!
- Остров Геометрических фигур
- Вот мы и попали на первый волшебный остров, где нас уже заждались геометрические фигуры.
Все ли фигуры одинаковые? Чем они друг от друга отличаются? (они цветные, разных форм)
- Геометрические фигуры предлагают вам загадки – загадки без слов. Вспоминайте: чтобы их отгадать, надо узнать специальные знаки, которые заменяют слова. А кто-нибудь из вас где-нибудь видел какие-то знаки? Какие? Где? (дорожные знаки, аптека, туалет)
3.Унаших фигур свои собственные знаки. Они простые и легко запоминаются.
- Повторяем знаки цветов.
Мини-игра «Покажи фигуру с 1 признаком» (цвет) – 2 раза
Попутно оговаривается, что неважно, большая фигура или маленькая, какая у нее форма – важен только тот признак, который указан на карточке.
С доски убираются знаки – символы.
- Повторяем знаки формы.
Мини-игра «Покажи фигуру с 1 признаком» (форма) – 1 раз
С доски убираются знаки – символы.
- Повторяем знаки размера.
Мини-игра «Покажи фигуру с 1 признаком» (размер) – 1 раз
С доски убираются знаки – символы.
4.И вот вам первая загадка без слов: карточка с двумя признаками (дети показывают + обсуждение, почему именно эта фигура)
+
еще 2 загадки без слов.
5.Игра «Секретики»
А вот и новая игра с нашими волшебными фигурами. Условия таковы: каждый выбирает нужную фигуру, но никому ее не показывает, а прячет в кулаке. Все вместе мы собираемся в круге. Но загадка без слов будет еще сложнее. Готовы?
Дается карточка с 3 признаками. Дети и воспитатель собираются на ковре, обсуждают, какая же все-таки фигура загадана и открывают кулаки. Если есть ошибка – «Мы же взяли с собой в путешествие взаимопомощь, правда? Давайте поможем …, объясним, в чем ошибка, чтобы дальше ошибок больше не было»
6. Игра «Веточка»
- Фигурам очень понравилось с вами играть. И теперь они предлагают вам командную игру. Этот ряд будет 1-ой командой, а этот – второй.
Каждой команде по большому секрету выдается по фигуре. Фигуры отличаются формой и цветом. Задание: подобрать карточки с признаками, характеризующими признаки данной фигуры. Оговаривается, что признаков 3.
Дети делают выбор, подходят к доске и вывешивают свои карточки по очереди. Игроки другой команды должны отгадать, какая фигура была у оппонентов.
В случае правильного ответа дети аплодируют друг другу.
Фигуры убираются в коробки. Задание всем детям: глядя только на загадки без слов – карточки, описывающие фигуры, сказать, что у этих двух фигур отличается, а что одинаковое.
Вывод: даже не видя фигур, не держа их в руках, мы смогли с помощью этих карточек сравнить 2 фигуры и разобраться с их признаками. Значит, карточки – знаки – очень полезная вещь.
- Физминутка – чтобы перейти на другой остров, Остров Робинзонов.
«Острова»
- Остров Робинзонов.
Дети садятся на места.
На этом острове живут 2 Робинзона. Смотрите, они машут нам руками. Но вот мир их совсем не берет: все время они спорят, в чем их 5 отличий. Начинают они их называть и концу забывают, с чего начали. Давайте внимательно осмотрим их и уже наконец разрешим их спор.
По поднятой руке перечисляем отличия.
- А давайте проиллюстрируем свои слова знаками, ведь мы ими теперь хорошо владеем!
Да, «Толстый» и «Тонкий» у нас знака нет. А давайте их придумаем! Как нам это изобразить на карточках? (вместе с детьми делаются знаки).
Посмотрите, и наши волшебные фигуры тоже бывают тонкими. И я сейчас раздам вам подарки от Робинзонов – тонкие фигуры, чтобы вы смогли сравнить их с остальными. Сравнили?
Молодцы!! И теперь счастливые Робинзоны дарят вам чистые карточки, на которых вы сами можете изобразить какие-то свойства и признаки, придумав их сами. Робинзоны прощаются с вами и желают вам хороших идей!!!
- Конец путешествия.
Командная игра
Наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться обратно, в группу, мы должны сами выложить дорожку домой. Помогут нам в этом наши волшебные фигуры и уже знакомые и понятные нам знаки.
Сколько квадратиков в дорожке, столько и шагов нам надо сделать, столько фигур нам и надо выложить. Сколько шагов мы сделаем по нашей дорожке? (4) Сколько фигур нам надо выложить? (4) Будьте внимательны!
Дети, снова в командах, выкладывают дорожку (1 вариант для обеих команд).
Быстрая поверка
На заданиях дорожки используется и символ «толстый - тонкий»
Проверка. Молодцы!! Теперь по этой дорожке мы возвращаемся домой
«Острова»
- Итог
Ну, вот мы и дома! Вам понравилось наше путешествие? Поднимите руки те, кто был умным и внимательным! А кто помог другому? Кто считает, что справился со всеми заданиями? Молодцы!
Самоанализ
занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»,
проведенного 6.11.2013 г.
воспитателем МАДОУ «Детский сад № 210» комбинированного вида Захаровой Верой Анатольевной
- Мотивационный фон занятия, обоснованность его выбора
Соответствует подготовительной группе: минимум наглядности, мотивация к путешествию, где надо быть умным и внимательным; интересные фигуры;
командные состязания - дух соревновательности
- Определение задач занятия
- Место занятия в теме, разделе
В данной группе работа с Блоками Дьенеша не ведется, поэтому это – вводное занятие. Был сделан задел на последующие занятия со знаками-символами, моделями и схемами.
Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов.
Схема - изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах, упрощённо.
- Структура занятия и обоснованность рациональности выбора
Игра – путешествие, логическая.
Мини – мозговой штурм.
Путешествие по двум островам: задания кажутся разными, но все подчинено одному – закреплению знаков – символов и работе с ними. Задача – оторвать детей от наглядной и готовой картинки и научить работать с опосредованным образом.
- Учет при подготовке требований программы
Программа начальной школы построена на использовании знаков-символов. Познавательные УУД требуют умения работать и преобразовывать модели и схемы. В д/с развиваются предпосылки познавательных УУД при использовании моделей и схем в системе.
- Создание условий проведения занятия
Наглядность
Раздаточный материал
Конспект
Мольберт
Смена видов деятельности
Использование мини-сюрпризов
Мотивация успеха
От простого – к сложному
- Обоснованность выбора содержания, средств, методов, приемов, форм занятия
Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике. При этом педагогу нужно помнить о том, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно - на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень).
информационно-рецептивным методам.
Репродуктивные методы
методы проблемного обучения
игровые методы
- Учет индивидуальных особенностей детей при подготовке к занятию
- Обоснованность изменения, отклонения, усовершенствования в ходе занятия по отношению к плану
Внучка с дедушкой приходит,
В хоровод ребят заводит.
С ними пляшет и поёт
Всем подарки раздаёт,
С тоненькой фигурочкой
Девочка...(Снегурочка)
Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аля и не Шурочка… Ее зовут…
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?… (Снегурочка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Конспект итогового занятия по математике с использовнием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
Конспект интегрированного занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе.
Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить «читать» условные обозначения и соотносить их с реальными предметами. Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник,...
Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе
Игоровое занятие по математике с исользованием Блоков Дьенеша. Дети помогают Медведю из мультика вернуть Машу, которую украли волки....
Итоговое занятие по математике с использованием блоков Дьенеша.(подготовительная группа).
Цель: закрепить и обобщить полученные знания. Задачи: Закрепить умение определять время по часам. Закрепить счет в пределах десяти. Закрепить представление о числах: предстоящих и последующих, ум...
Конспект открытого занятия по математике с использованием блоков Дьенеша "Путешествие в Солнечную страну"
Данное занятие разработанно для детей средней группы детского сада и направленно на закрепление навыков при работе с блоками Дьенеша, упражнении в умении классифицировать логические блоки по трё...
Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша
Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша...
Конспект занятия по математике «Знакомство с блоками Дьенеша» в старшей группе.
Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине....